[17 июня 2009 г.] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета лесхозами Ставропольского края (ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Невинномысский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз») в 2007 – 2008 годах»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
17 июня 2009 г.
ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета лесхозами Ставропольского края (ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Невинномысский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз») в 2007 – 2008 годах»
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.15. плана работы Счетной палаты Ставропольского края на 2009 год, распоряжения председателя Счетной палаты Ставропольского края от 29.04.2009 № 15, от 12.05.2009 № 16, от 04.06.2009 № 22, от 09.06.2009 № 23, удостоверения от 29.04.2009 № 01-04/440, от 12.05.2009 № 01-04/459, от 12.05.2009 № 01-04/460, от 01.06.2009 № 01-04/503 на право проведения проверки целевого и эффективного использования средств бюджета лесхозами Ставропольского края (ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Невинномысский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз») в 2007–2008 годах.
Цель проверки: проверка целевого и эффективного использования средств бюджета лесхозами Ставропольского края (ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Невинномысский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз»).
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и документы, обосновывающие операции со средствами бюджета Ставропольского края, журналы операций, главные книги, первичные документы, бюджетная отчетность за 2007–2008 годы.
Объекты контрольного мероприятия:
- министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Министерство);
- государственное учреждение Ставропольского края «Ставропольский лесхоз» (далее – ГУ СК «Ставропольский лесхоз»);
- государственное учреждение Ставропольского края «Невинномысский лесхоз» (далее – ГУ СК «Невинномысский лесхоз»);
- государственное учреждение Ставропольского края «Калаусский лесхоз» (далее – ГУ СК «Калаусский лесхоз»).
Проверяемый период деятельности: 2007– 2008 годы.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 04 мая 2009 года по 10 июня 2009 года.
Перечень оформленных актов:
По результатам контрольного мероприятия составлен акт проверки целевого и эффективного использования средств бюджета лесхозами Ставропольского края (ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Невинномысский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз»).
В ходе проведения контрольного мероприятия оформлены 3 акта встречных проверок, материалы которых использованы при написании акта контрольного мероприятия.
Отчет Счетной палаты Ставропольского края (далее – Счетная палата) составлен с учетом возражений, представленных министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 16 июня 2009 года к акту проверки.
Результаты контрольного мероприятия
1. Нормативное правовое регулирование государственного управления в области лесных отношений. Правовой статус учреждений, осуществляющих деятельность в области лесного хозяйства, их организационная структура.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края образовано в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.12.2004 № 764 в целях осуществления государственного управления в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности на территории Ставропольского края.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 04.02.2005 № 46 (в редакции от 29.12.2006 № 910, от 25.12.2007 № 935) утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Положение).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) с 1 января 2007 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы основные полномочия Российской Федерации в лесоуправлении.
Реализация переданных полномочий в области лесного хозяйства в Ставропольском крае обеспечивается министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на основании Положения.
Министерство в соответствии с Положением осуществляет государственное управление в пределах своей компетенции в области лесных отношений:
- предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов;
- организацию использования лесов, их охрану (в том числе тушение лесных пожаров), защиту, воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях;
- ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ставропольского края.
В целях обеспечения исполнения полномочий в области лесных отношений, распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю от 27.12.2006 № 873 «О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Ставропольского края», двадцать государственных учреждений – лесхозов переданы из федеральной собственности в государственную собственность Ставропольского края (акт приема-передачи от 18.01.2007).
Во исполнение статьи 11 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 201-ФЗ), на основании распоряжений министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее – МИО СК) от 01.10.2007 № 546 – 551, двадцать лесхозов реорганизованы в форме присоединения в десять государственных учреждений Ставропольского края (лесхозов). Согласно уставам лесхозов, их основной функцией является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Финансирование лесхозов осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.
В целях формирования на землях лесного фонда в Ставропольском крае территориальных единиц в области лесных отношений, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.07.2007 № 335 «Об определении количества лесничеств на территории Ставропольского края и установлении их границ» и распоряжением Правительства Ставропольского края от 21.12.2007 № 375-рп «О создании в Ставропольском крае государственных учреждений» созданы 12 государственных учреждения (лесничеств) с функциями управления лесами, в том числе организация их защиты, воспроизводства и обеспечение охраны лесов от лесонарушений.
Финансирование расходов на содержание лесничеств осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на выполнение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Статья 83 ЛК РФ предусматривает передачу полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных только на землях лесного фонда.
Согласно информации, предоставленной Министерством, общая площадь земель лесного фонда на территории Ставропольского края на 01.01.2009 составляет 114,1 тыс. га.
Право собственности Российской Федерации на территории Ставропольского края зарегистрировано на всю площадь лесного фонда.
Городские леса, площадь которых составляет 15,1 тыс. га не входят в состав лесного фонда и относятся к землям поселений.
Предоставление в аренду земельных участков лесного фонда до 01.01.2007 осуществлялось Федеральным агентством лесного хозяйства по Ставропольскому краю, путем проведения конкурсов. По результатам проведения конкурсов договоры аренды заключались лесхозами, которые были подведомственны Агентству лесного хозяйства по Ставропольскому краю.
После передачи полномочий в области лесного хозяйства, заключенные до 01.01.2007, договоры аренды участков лесного фонда лесхозами были переданы Министерству.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 «Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» Министерством договоры аренды перезаключены в 2008 году.
По информации, предоставленной Министерством о действующих договорах аренды участков лесного фонда, приведенных в соответствие с ЛК РФ и прошедших государственную регистрацию по состоянию на 01.06.2009 числится 62 договора на общую площадь 7534,576 га, из которых 29 договоров (597,706 га) заключены лесхозами до 01.01.2007 года, 33 договора (6936,87 га) заключены Министерством, в том числе по лесничествам:
ГУ «Бештаугорское лесничество», всего 22,65 га, в том числе:
-для осуществления рекреационной деятельности сданы в аренду лесные участки с общей площадью 0.78 га;
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых – 0,36 га;
-для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов – 1,51 га;
- для ведения охотничьего хозяйства – 20,0 га.
ГУ «Ессентукское лесничество», всего 7176,221 га, в том числе:
-для осуществления рекреационной деятельности сданы в аренду лесные участки с общей площадью 329,621 га;
- для ведения охотничьего хозяйства – 6846,6 га.
ГУ «Изобильненское лесничество», всего 31,36 га, в том числе:
-для осуществления рекреационной деятельности сданы в аренду лесные участки с общей площадью 15,52 га;
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых –15,84 га;
ГУ «Георгиевское лесничество», всего 10,74 га, в том числе:
-для осуществления рекреационной деятельности сданы в аренду лесные участки с общей площадью 9,8 га;
-для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов –0,94 га;
ГУ «Невинномысское лесничество», всего 0,8 га, в том числе:
-для осуществления рекреационной деятельности сданы в аренду лесные участки с общей площадью 0,8 га;
ГУ «Ставропольское лесничество»», всего 292,805 га, в том числе:
-для осуществления рекреационной деятельности сданы в аренду лесные участки с общей площадью 19,935 га;
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых – 20,0 га;
- для ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты – 252,0 га;
- для ведения сельского хозяйства – 0,87 га.
2. Проверка учета имущества, переданного из федеральной собственности в собственность Ставропольского края
Федеральные государственные учреждения «Ставропольский лесхоз», «Невинномысский лесхоз», «Калаусский лесхоз», распоряжениями министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.12.2006 № 902, № 907 и № 913, переименованы в государственные учреждения Ставропольского края «Ставропольский лесхоз», «Невинномысский лесхоз», «Калаусский лесхоз» (далее – проверяемые лесхозы) и включены в реестр государственного имущества Ставропольского края как имущественные комплексы, за исключением земельных участков на которых они расположены, по причине отсутствия кадастровых паспортов на земельные участки.
Имущественный комплекс, включенный в реестр государственного имущества Ставропольского края, состоит из объектов недвижимости, предназначенных для ведения лесного хозяйства (контор лесхозов, лесничеств, кордонов, квартир, общежития, гаражей, заправочной станции, столярной, навесов для машин, складских помещений, ремонтно-механических мастерских, пожарно-химических станций, семенохранилищ, пожарных резервуаров, цеха переработки древесины, сетей теплоснабжения и водоснабжения).
При выборочной проверке учета основных средств установлено следующее:
- в нарушение пункта 1.2.1. Порядка согласования списания, утвержденного распоряжением МИО СК от 17.06.2006 № 483, ГУ СК «Ставропольский лесхоз» произведено списание основных средств в сумме 125,1 тыс. рублей (сигнализация склада, электростанция) без соответствующего распоряжения.
Согласно объяснительной главного бухгалтера ГУ СК «Ставропольский лесхоз» списанное имущество является движимым и соответственно порядок списания у него иной. Однако, по данным инвентарной карточки учета основных средств по объектам «Сигнализация склада» и «Электростанция», учет данных объектов осуществлялся на счете 051.04072919910001.1.10103.000 «Сооружения». Кроме того, к проверке предоставлен перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе ГУ СК «Ставропольский лесхоз» по состоянию на 01.01.2007, согласно которого указанное имущество учтено под № 74 – сигнализация склада и № 84 – электростанция.
Следовательно, объекты являются недвижимым имуществом и подлежат списанию только при наличии соответствующего распоряжения;
- в нарушение норм статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 ГУ СК «Ставропольский лесхоз» проведена приватизация жилья в сумме 103,2 тыс. рублей при отсутствии договоров социального найма.
Кроме того, проведенной сверкой перечня объектов недвижимости, находящихся на балансах проверенных лесхозов и выписок из реестра государственного имущества Ставропольского края, предоставленных письмом МИО СК от 15.05.2009 № 3364/07-10 установлено следующее.
В нарушение пункта 6 Положения об учете и ведении реестра государственного имущества Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26.12.1998 № 228-п «Об организации учета и ведения реестра государственного имущества Ставропольского края» ГУ СК «Невинномысский лесхоз» и ГУ СК «Калаусский лесхоз» не направлены заявления и соответствующие документы для учета отдельных объектов государственного имущества Ставропольского края в МИО СК.
В результате непредставления соответствующих документов, в реестре государственного имущества Ставропольского края отсутствуют объекты недвижимости ГУ СК «Невинномысский лесхоз» – дом под конторой, ГУ СК «Калаусский лесхоз» – склад хранения сельхозинвентаря и контора лесхоза.
Также в ГУ СК «Ставропольский лесхоз» установлено несоответствие размера площади находящейся на балансе по состоянию на 01.01.2009 квартиры № 2 в 2-х квартирном кордоне Городское лесничество (134,9 кв. м.) ее площади (52,4 кв.м.), отраженной в реестре государственного имущества Ставропольского края.
Для установления фактического наличия недвижимого имущества, произведен визуальный осмотр территории и помещений: усадьбы кордона «Угольный», находящейся в г. Ставрополь, ул. Космонавтов, усадьбы кордона «Столбик», находящейся в г. Ставрополь, кордон Столбик, усадьбы кордона Красный, находящейся в ст. Темнолесской.
Визуальным осмотром установлено, что отдельные объекты недвижимости используются индивидуальными частными предпринимателями для производственной деятельности:
на территории кордона «Угольный»:
- навес для легковых автомобилей инв. № 000000000056, общей площадью 180 кв.м., часть здания сушилки на 12 кв.м., инв. № 000000000101, общей площадью 56 кв.м используется ИЧП Люлиной Н.В. для изготовления памятников;
- цех ширпотреба, инв. № 000000000022, общей площадью 600,24 кв.м., используется ИЧП Рыжковым И.В. для производства деревянных изделий; около одной трети здания сушилки на 12 кв.м., инв. № 000000000101, общей площадью 56 кв.м., занято ИЧП Рыжковым И.В. для административных целей.
на территории кордона «Столбик»:
- три отделения сарая на 8 отделений, инв. № 000000000021, общей площадью 367.4 кв.м. используются ИЧП Фруминым А.А. для сушки лесоматериалов;
- гараж, лаборатория, инв. № 000000000019, общей площадью 160,5 кв.м., находятся в едином здании со столярной мастерской, используется не по назначению, как жилое помещение Вендиным А.В. (руководитель ФГУ «Рослесозащита»).
Договоры аренды с индивидуальными предпринимателями на 2009 год не заключались и не перезаключались, что подтверждается объяснительной директора ГУ СК «Ставропольский лесхоз» и письмом МИО СК от 02.06.09 № 3764/11.
В соответствии с пунктом 2.4. договоров аренды на 2008 год с вышеуказанными арендаторами «по истечении срока договора аренды договор может быть возобновлен на новый срок по согласованию сторон в письменной форме. При отсутствии письменного согласования сторон договор по истечении срока прекращает свое действие».
Однако согласно пункту 6.5. тех же договоров «если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора, при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок».
Таким образом, пункты договоров аренды противоречат друг другу и не соответствуют нормам гражданского законодательства.
Бездействие МИО СК привело к бесконтрольному использованию имущества Ставропольского края индивидуальными предпринимателями без внесения в бюджет арендной платы. Не приняты меры по заключению договоров аренды, либо по освобождению указанных площадей.
Кроме этого, на прилегающей к усадьбе кордона «Угольный» территории находятся 190 гаражей гаражно-строительного кооператива «Лесной» и около 70 гаражей физических лиц без принадлежности к какому либо кооперативу.
Распоряжением МИО СК от 12.05.2008 № 364 разрешено списание непригодного к дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества кордона Красный, находящегося в ст. Темнолесской. Согласно актам о списании основных средств от 21.03.08 №№ 19,20,21,22,23 сняты с баланса основные средства (кузня, гараж, дом кордона Красный, контора, навес для легковых машин) и исключены из реестра государственного имущества на общую сумму 1716,6 тыс. рублей.
При осмотре территории и помещений усадьбы кордона Красный, установлено, что на прилегающей территории кордона «Красный» находятся капитальные новые строения и пруд. Со слов директора ГУ СК «Ставропольский лесхоз» Котенко В.С. земельные участки под данными объектами принадлежат на праве долгосрочной аренды АНО «Природоохранный центр» для ведения охотничьего хозяйства, арендодатель Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Согласно информации Министерства о договорах аренды участков прошедших государственную регистрацию по состоянию на 04.05.2009, АНО «Природоохранный центр» арендует в ГУ «Ставропольское лесничество» лесные участки площадью 9,7 га (договор от 02.06.2008 № 22) и 242,3 га (договор от 22.12.2008 № 75).
3. Финансирование расходов на осуществление отдельных полномочий в области лесного хозяйства.
Бюджетные ассигнования за счет средств бюджета Ставропольского края (далее – краевой бюджет) на осуществление отдельных полномочий в области лесного хозяйства ежегодно предусматривались Законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год, в соответствии с бюджетной классификацией по разделу 04 «Национальная экономика» подразделу 07 «Лесное хозяйство».
В 2007 году Министерству по указанному разделу утверждены годовые бюджетные назначения в сумме 128 719,49 тыс. рублей, в том числе:
- расходы за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере лесного хозяйства – 66 751,8 тыс. рублей;
- расходы за счет средств федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства – 61 957,69 тыс. рублей.
В 2008 году Министерству утверждены годовые бюджетные назначения в сумме 214 253,19 тыс. рублей, в том числе:
- расходы за счет средств краевого бюджета учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере лесных отношений – 11 280,0 тыс. рублей;
- расходы за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере лесного хозяйства – 94 820,86 тыс. рублей;
- расходы за счет средств федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства – 108 152,33 тыс. рублей.
Кроме того, Министерством в 2007 и 2008 годах предусматривалось финансирование мероприятий по проведению рубок ухода в придорожных защитных лесных насаждениях, реконструкция расстроенных существующих придорожных лесных полос и создание новых в рамках утвержденных бюджетных назначений по ведомственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2006-2008 годы».
Исполнение бюджетных назначений проверенных лесхозов по источникам финансового обеспечения приведено в таблице.
Источники<?xml:namespace prefix = o ns = /> финансирования | ГУ СК «Ставропольский лесхоз» | ГУ СК «Невинномысский лесхоз» | ГУ СК «Калаусский лесхоз» | |||||||
Утверждено сметой, тыс. руб. | Профинансировано, тыс. руб. | Кассовое исполнение, тыс. руб. | Утверждено сметой, тыс. руб. | Профинансировано, тыс. руб.. | Кассовое исполнение, тыс. руб. | Утверждено сметой, тыс. руб. | Профинансировано, тыс. руб.. | Кассовое исполнение, тыс. руб. | ||
2007 год | ||||||||||
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 6916,7 | 4218,9 | 3571,7 | 6225,0 | 5644,9 | 5460,1 | 4500,0 | 4298,2 | 4038,4 | |
Расходы на реализацию мероприятий ВЦП «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2006-2008 годы» | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 | ||||
2008 год | ||||||||||
Расходы краевого бюджета на финансовое обеспечение учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере лесных отношений | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | 1128,0 | |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 5612,5 | 4874,8 | 5162,6 | 13000,0 | 11934,0 | 11699,7 | 7822,9 | 7563,0 | 6557,7 | |
Расходы на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2006-2008 годы» | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 |
Финансирование за счет средств краевого бюджета ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Невинномысский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз» в проверяемом периоде осуществлялось на основании утвержденных Министерством смет доходов и расходов и бюджетных смет.
В нарушение статьи 220 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (в ред. до 01.01.2008) и пункта 4 Порядка исполнения сводной бюджетной росписи бюджета Ставропольского края на 2007 год, утвержденного приказом министерства финансов Ставропольского края (далее – Минфин СК) от 14.03.2007 № 76-бр, уведомления лимитов бюджетных ассигнований лесхозам в установленном порядке Министерством не доводились.
Так, в течение 2007 года Министерством на основании письменных обращений проверяемых лесхозов и увеличения бюджетных назначений, утвержденных законами о внесении изменений в бюджет Ставропольского края на 2007 год, в сметы доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений вносились изменения, при этом уведомления об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств учреждениям не доводились.
Пунктом 1 статьи 221 БК РФ и пунктом 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 20.11.2007 № 112 н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» установлено, что с 01.01.2008 бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет государственных бюджетных учреждений, Министерством не разработан и до лесхозов не доведен.
Финансирование лесхозов в 2008 году осуществлялось на основании утвержденных Министерством бюджетных смет и смет доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере лесных отношений.
В нарушение пункта 14 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Ставропольского края от 04.02.2008 № 5-бр, уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств Министерством до лесхозов не доводились.
4. Проверка эффективного и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных лесхозам на мероприятия, предусмотренные ведомственной целевой программой «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2006-2008 годы»
Ведомственной целевой программой «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2006-2008 годы» (далее – Программа) предусматривалось в 2007 и 2008 годах проведение рубок ухода в придорожных защитных лесных насаждениях, реконструкция расстроенных существующих придорожных лесных полос и создание новых.
Работы проводились проверяемыми лесхозами в соответствии с проектно-сметной документацией.
Проведение рубок ухода в существующих защитных лесных насаждениях осуществлялось ГУ СК «Ставропольский лесхоз» вдоль автодороги А-154 на территории Шпаковского, Грачевского и Кочубеевского районов.
Выполнение работ по рубкам ухода и реконструкции лесных полос, прилегающих к автодороге А-154 «Невинномысск-Астрахань», М-29 «Кавказ» Кочубеевского и Андроповского районов проводилось ГУ СК «Невинномысский лесхоз».
Работы по созданию защитных лесных насаждений, организация и ведение хозяйства в существующих защитных лесных насаждениях вдоль автодороги Р-262 на участке с. Александровское – п. Розовка и на землях сельскохозяйственных предприятий Благодарненского района прилегающих к автодороге Кучерли-Новоселицкое осуществлялись ГУ СК «Калаусский лесхоз».
В ходе проверки установлены следующие нарушения.
Так, работы в 2007 году по выполнению рубок ухода в существующих защитных лесных насаждениях ГУ СК «Ставропольский лесхоз» начаты в апреле, что подтверждается актами о приемке выполненных работ. Вместе с тем, в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), списание горюче-смазочных материалов произведено в марте 2007 года. Данный факт подтверждается актами о списании материальных запасов и путевыми листами легковых автомашин за март 2007 года.
В результате необоснованно списано за счет средств краевого бюджета горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) на сумму 15,281тыс. рублей.
Следует отметить, что использование легковых автомашин для доставки рабочих к местам рубок ухода в лесных насаждениях, при наличии на балансе ГУ СК «Ставропольский лесхоз» автобусов КАВЗ 3685 и КАВЗ 3976, является трудоемким и неэффективным.
Кроме того, списание ГСМ в сумме 4,848 тыс. рублей произведено на работы по патрулированию и созданию защитных насаждений в заказнике «Русский лес» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на выполнение работ по рубке и уходу придорожных лесополос.
В результате бюджетные средства в сумме 20,129 тыс. рублей использованы ГУ СК «Ставропольский лесхоз» с нарушением принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ГУ СК «Невинномысский лесхоз» принимались к учету первичные документы, составленные с нарушениями Федерального закона 129-ФЗ.
Так, в представленных актах сдачи-приемки работ за 2007 год по рубкам ухода и реконструкции лесных полос на сумму 2 026,96 тыс. рублей отсутствуют виды выполненных работ. Кроме этого, измерители хозяйственной операций отражены в гектарах, тогда как в сметах единицы измерения объемов выполненных работ приведены в штуках и в квадратных метрах. В связи, с этим определить стоимость фактически выполненных работ не представилось возможным. Калькуляция на проведение работ по конкретным лесополосам на 2007 и 2008 годы отсутствует.
Также выявлено использование автотранспорта ГУ СК «Невинномысский лесхоз» в выходные дни без оформления соответствующих приказов. Так, автомашины УАЗ-39629, УАЗ-22069, ГАЗ использовались в выходные дни 28.04.2007 и 09.06.2007 года.
В результате необоснованно списано ГСМ на общую сумму 1,511 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, бюджетные средства в сумме 1,511 тыс. рублей использованы ГУ СК «Невинномысский лесхоз» с нарушениями принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2008 году денежные средства, предусмотренные на выполнение работ по рубке и уходу придорожных лесополос ГУ СК «Невинномысский лесхоз» использованы на оплату страховой премии ОСАГО «РЕСО-Гарантия» Ставропольский филиал в сумме 7,813 тыс. рублей и 15,0 тыс. рублей на оплату услуг по рекламе ООО «Видео Интернешнл-Ставрополь».
В результате бюджетные средства в сумме 22,813 тыс. рублей использованы ГУ СК «Невинномысский лесхоз» с нарушениями принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ГУ СК «Калаусский лесхоз» произведены расходы в общей сумме 58,810 тыс. рублей, не связанные с выполнением мероприятий Программы (рубкой ухода придорожных лесных насаждений).
Так, произведена оплата за выполненные работы по уборке служебных помещений, охране материальных ценностей в районе «Волчьих ворот», ремонту административного здания и компьютерной техники.
Таким образом, бюджетные средства в сумме 58,810 тыс. рублей использованы ГУ СК «Калаусский лесхоз» с нарушениями принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, полученных лесхозами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере лесного хозяйства.
В соответствии с Уставами лесхозы осуществляют предпринимательскую и иную приносящюю доход деятельность. Для учета внебюджетных средств, лесхозами в министерстве финансов Ставропольского края получены разрешения на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности со сроком действия с 02.02.2007 по 02.02.2011 года.
За проверяемый период доходы от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности поступали на лицевые счета лесхозов от следующих видов услуг:
- реализации посадочного материала;
- переработки древесины мягкой породы на изготовление деревянных поддонов, щитов и их реализация;
- реализации дров;
- проведение работ по созданию защитных лесных насаждений на землях иных категорий и рубок ухода за защитными насаждениями, созданными ранее;
- оказание услуг администрациям городов по озеленению, по охране, противопожарным мероприятиям, чистке и уборке городских лесов;
- оказание услуг на основе договоров сторонним организациям по озеленению, рубке, расчистке участков от кустарников и мелколесья, уборке;
- оказание услуг по охране объектов животного мира (подкормка, патрулирование);
- по охране, защите, воспроизводству лесов в лесном фонде (строительство дорог противопожарного назначения, содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения, посадка, уход за лесными культурами, санитарные рубки).
Денежные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступающие в кассу лесхозов, своевременно зачислялись на лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В то же время в 2007 году ГУ СК «Калаусский лесхоз» с ООО «Тюменьпродукт» были заключены два договора мены на общую сумму 66,238 тыс. рублей. Предметом данных договоров являлась встречная поставка пиломатериала твердой породы в обмен на ГСМ, на компенсационной основе без платежа денежными средствами, что является нарушением статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что поступление доходов в бюджет возможно только в форме денежных средств.
В ходе проверки исполнения проверяемыми лесхозами государственных контрактов при оказании услуг по охране объектов животного мира и по охране, защите, воспроизводству лесов в лесном фонде выявлено следующее.
Для оказания услуг по выполнению мероприятия «Охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты в пределах лесного фонда Ставропольского лесничества», Министерством с ГУ СК «Ставропольский лесхоз» заключен государственный контракт 16.09.2008 № 153 на сумму 200,0 тыс. рублей, конечный срок оказания услуг 5 декабря 2008 года.
При проверке данного государственного контракта, ГУ СК «Ставропольский лесхоз» представлены акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 27.10.2008 № 1 на сумму 180,726 тыс. рублей (за период с 01.10.2008 по 27.10.2008) и от 26.11.2008 № 2 на сумму 19,274 тыс. рублей (за период с 01.11.2008 по 26.11.2008).
Согласно пункту 6 технического задания (приложение № 1) к государственному контракту от 16.09.2008 № 153, патрулирование по охране диких животных должно производиться на автомобиле УАЗ 31512 в течение 87 дней с пробегом в день 50 км, всего 4350 км на сумму 23,577 тыс. рублей (стоимость 1 км 5,42 рубля).
Однако, по представленным путевым листам легкового автомобиля, патрулирование по охране диких животных производилось:
- в октябре – 5 дней (с 27 по 31 октября) на автомобиле ВАЗ 21310;
- в ноябре – 19 дней тремя легковыми автомашинами.
Таким образом, исполнение государственного контракта осуществлялось с нарушением технического задания, поскольку патрулирование проведено в течение 24 дней вместо предусмотренных 87 дней.
В результате средства бюджета Ставропольского края в сумме 17,073 тыс. рублей использованы ГУ СК «Ставропольский лесхоз» не эффективно, что указывает на несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в лесном фонде, расположенном в границах ГУ «Изобильненское лесничество», Министерством с ГУ СК «Ставропольский лесхоз» заключен государственный контракт от 07.03.2008 № 26 на сумму 1222,871 тыс. рублей, срок окончания выполнений работ 01.12.2008 года.
Сличением актов выполненных работ по форме № КС-2 по видам работ, объемам, расценкам с фактическими затратами установлено, что фактически работы по строительству дорог противопожарного назначения в период с 1 по 26 сентября 2008 года, указанный в акте о приемке выполненных работ от 26.09.2008 № 3 на сумму 300,0 тыс. рублей не проводились.
Строительство дорог противопожарного назначения протяженностью 2 км выполнено в ноябре 2008 года (срезка растительного грунта, устройство и планировка дорожного полотна, расчистка площади от кустарников и мелколесья, вывозка порубочных остатков для утилизации), что подтверждено наряд-актами от 01.11.2008 № 3, № 4 и учетными листами работы трактористов от 01.11.2008 № 1, № 2, № 11, № 12. Приобретение и списание материалов произведено также в ноябре 2008 года.
Таким образом, Министерство приняло и оплатило работы на сумму 300,0 тыс. рублей за отчетный период с 1 по 26 сентября 2008 года (акт о приемке выполненных работ от 26.09.2008 № 3) по затратам фактически произведенным ГУ СК «Ставропольский лесхоз» в ноябре 2008 года.
На выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в лесном фонде, расположенном в границах ГУ «Невинномысское лесничество», Министерством с ГУ СК «Невинномысский лесхоз» заключен государственный контракт от 07.03.2008 № 30 на сумму 3028,252 тыс. рублей, срок окончания выполнений работ 01.12.2008 года.
К проверке представлены документы, подтверждающие выполнение работ по данному государственному контракту.
Согласно пункту 2.1. государственного контракта от 07.03.2008 № 30, окончание выполнения работ предусматривалось 1 декабря 2008 года.
Однако, акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 10.12.2008 № 6 на сумму 626,998 тыс. рублей ГУ СК «Невинномысский лесхоз» представлен в Министерство за период с 10.11.2008 по 10.12.2008 года. Проведение работ по строительству дорог противопожарного назначения в Надзорненском участке в декабре месяце подтверждается наряд - актом № 4 за декабрь 2008 года, учетными листами работы трактористов за декабрь месяц № 1, № 2, № 3.
Таким образом, работы ГУ СК «Невинномысский лесхоз» выполнены с нарушением пункта 2.1., установленного государственным контрактом от 07.03.2008 № 30, а Министерством принят к оплате акт с нарушением срока исполнения государственного контракта.
Кроме того, сличением актов выполненных работ по форме № КС-2 по видам работ, объемам, расценкам с фактическими затратами установлено, что работы по строительству дорог противопожарного назначения протяженностью 1 км в Андроповском районе (Курсавское лесничество), выполнены подрядчиком ОАО «Спецуправление дорожных работ» в августе месяце, что подтверждено первичными документами.
В Министерство ГУ СК «Невинномысский лесхоз» представлен акт о приемке выполненных работ от 30.08.2008 № 2 за отчетный период с 30.06.2008 по 30.08.2008 года на сумму 300,0 тыс. рублей.
Однако, в нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, данные затраты на сумму 300,0 тыс. рублей ГУ СК «Невинномысский лесхоз» отражены в регистрах бухгалтерского учета в сентябре, а не в августе 2008 года.
В соответствии с приказом Министерства от 09.01.2007 № 2/2 «О передаче функций государственного заказчика подведомственным государственным учреждениям», осуществление функций государственного заказчика по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключение государственных контрактов за счет средств краевого бюджета, передано подведомственным государственным учреждениям.
В проверяемом периоде лесхозами заключались государственные контракты на поставку ГСМ по результатам проведения запроса котировок, с нарушениями положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ).
В ходе проведения встречных проверок лесхозов выявлены следующие нарушения:
Пунктом 1.3. государственного контракта от 11.05.2007 № 53, заключенного ГУ СК «Ставропольский лесхоз» с ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье» на сумму 241,880 тыс. рублей предусмотрен срок поставки ГСМ до 30.06.2007.
Однако, ГУ СК «Ставропольский лесхоз» при исполнении указанного государственного контракта изменил условия его исполнения – продлил срок исполнения контракта на три месяца до 30.09.2007 года (дополнительное соглашение от 07.06.2007 № 1), что является нарушением части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ.
Кроме того, в нарушение пункта 1.1. государственного контракта от 11.05.2007 № 53 ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье» поставило ГСМ не в соответствии с количеством, предусмотренным государственным контрактом.
Так же, с ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье» ГУ СК «Ставропольский лесхоз» заключен государственный контракт от 10.12.2007 № 154 на сумму 144,5 тыс. рублей, которым поставка ГСМ предусматривалась до 31.12.2007 года.
В 2007 году ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье» поставила ГСМ на сумму 79,354 тыс. рублей. Оплату ГУ СК «Ставропольский лесхоз» произвел в сумме 63,954 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2008 года в ГУ СК «Ставропольский лесхоз» значилась кредиторская задолженность в сумме 15,4 тыс. рублей, которая оплачена в 2008 году.
В нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ, ГУ СК «Ставропольский лесхоз» дополнительным соглашением от 29.12.2007 к государственному контракту от 10.12.2007 № 154 продлило срок поставки ГСМ до 31.03.2008 года. Поставка ГСМ по указанному государственному контракту в 2008 году не осуществлялась.
ГУ СК «Ставропольский лесхоз» штрафные санкции к ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье», предусмотренные пунктом 4.1. государственного контракта от 10.12.2007 № 154 не применялись.
Кроме того, пунктами 2.3. государственных контрактов от 11.05.2007 № 53 и от 10.12.2007 № 154 предусмотрена оплата за ГСМ ежемесячно, после получения заборной ведомости на бензин. Заборные ведомости заправочных станций по данным контрактам ГУ СК «Ставропольский лесхоз» к проверке не представлены.
В 2008 году ГУ СК «Ставропольский лесхоз» заключен с ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье» государственный контракт от 23.05.2008 № 1 на сумму 415,85 тыс. рублей на поставку ГСМ.
В нарушение пункта 1.2. данного государственного контракта ОАО «Нефтегазовая компания «Ставрополье» поставка ГСМ не соответствовала спецификации.
В ходе выборочной проверки в ГУ СК «Невинномысский лесхоз» установлено, что в проверяемом периоде приобретение ГСМ для нужд учреждения осуществлялось как по государственным контрактам, так и за наличный расчет.
Приобретение ГСМ за наличный расчет в 2007 году составило 34,8 процента от общих расходов ГСМ, в 2008 году – 21,5 процента. Денежные средства на приобретение ГСМ выдавались подотчет работникам ГУ СК «Невинномысский лесхоз».
ГУ СК «Невинномысский лесхоз» направило денежные средства в сумме 571,819 тыс. рублей на покупку ГСМ, без проведения запроса котировок на сумму свыше 100 тыс. рублей в квартал, что является нарушением требований части 2 статьи 10, пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ.
Так за наличный расчет приобретено ГСМ: в 2007 году в 3 квартале – на сумму 160,5 тыс. рублей, в 4 квартале – 210,7 тыс. рублей, в 2008 году во 2 квартале – 200,6 тыс. рублей.
В результате средства в сумме 571,819 тыс. рублей использованы с нарушениями принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ГУ СК «Невинномысский лесхоз» заключен государственный контракт от 24.05.2007 № 1 на сумму 245,050 тыс. рублей с ООО «ГУДВИЛЛ-А» на поставку ГСМ, которым предусматривалась поставка товара – до 01.10.2007 года.
В нарушение части 8 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ государственный контракт от 24.05.2007 № 1 заключен не на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Срок поставки ГСМ, указанный в извещении о проведении запроса котировок и протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок предусмотрен по 31.07.2007 года, что не соответствует сроку поставки ГСМ по государственному контракту - до 01.10.2007.
Кроме того, в нарушение пункта 1.2. данного государственного контракта ООО «ГУДВИЛЛ-А» поставка ГСМ не соответствовала спецификации.
Также ГУ СК «Невинномысский лесхоз» заключен государственный контракт от 10.09.2007 № 2 на поставку ГСМ ООО «ГУДВИЛЛ-А» на сумму 423,6 тыс. рублей, срок исполнения контракта – до 30.11.2007 года. Фактически ООО «ГУДВИЛЛ-А» поставил ГСМ на сумму 347,996 тыс. рублей. Недопоставка ГСМ по данному контракту составила 75,604 тыс. рублей, которая осуществлена поставщиком в 2008 году.
Кроме того, ГУ СК «Невинномысский лесхоз» 01.12.2007 заключен договор купли продажи нефтепродуктов № 41 с АЗС ООО «ГУДВИЛЛ-А» на сумму 52,94 тыс. рублей, срок поставки которым предусматривался с 01.12.2007 до 31.12.2007.
В 2008 году ГУ СК «Невинномысский лесхоз» заключено с ООО «ГУДВИЛЛ-А» два государственных контракта: от 05.03. 2008 № 1 на сумму 401,160 тыс. рублей и от 01.08.2008 № 3 на сумму 497,80 тыс. рублей.
В нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона № 94 –ФЗ сроки действия данных государственных контрактов продлевались дополнительными соглашениями до трех месяцев.
По итогам запроса котировок цен ГУ СК «Калаусский лесхоз» заключены государственные контракты от 29.10.2007 № 1 с ООО «Тюменьпродукт» на сумму 254,55 тыс. рублей и от 14.05.2008 № 3 с индивидуальным предпринимателем Глазуновым Г.А. (далее– ИП Глазунов Г.А.) на сумму 495,950 тыс. рублей.
Фактическая поставка ГСМ не соответствовала спецификациям государственных контрактов и осуществлялась до 30.11.2008 года, вместо предусмотренного срока до 30.09.2008 и на меньшую сумму. Недопоставка ГСМ по государственному контракту составила - 20,238 тыс. рублей.
Кроме того, в нарушение части 7.1 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ ГУ СК «Калаусский лесхоз» вышеуказанные контракты заключены ранее установленного срока:
- государственный контракт от 29.10.2007 № 1 заключен на пятый день, после рассмотрения и оценки котировочных заявок;
- государственный контракт от 14.05.2008 № 3 заключен на следующий день, после рассмотрения и оценки котировочных заявок.
В нарушение части 3 статьи 18 Федерального закона № 94-ФЗ, сведения о заключении государственных контрактов направлялись в уполномоченный орган для включения в реестр государственных и муниципальных контрактов с нарушением установленных сроков:
- ГУ СК «Ставропольский лесхоз» – сведения о заключении государственного контракта от 23.05.2008 № 1 поданы позже на 17 дней;
- ГУ СК «Невинномысский лесхоз» – сведения о заключении государственных контрактов от 10.09.2007 № 2 поданы позже на 15 дней, от 05.03.2008 № 1 поданы позже на 6 дней, от 01.08.2008 № 3 не подавались, сведения заключенного дополнительного соглашения к данному государственному контракту от 30.10.2008 подано позже на 11 дней;
- ГУ СК «Калаусский лесхоз»– сведения о заключении государственного контракта от 29.10.2007 № 1 поданы позже на 4 дня.
Следует учесть, что в 2007 году на основании приказа директора от 09.01.2007 № 1-в ГУ СК «Ставропольский лесхоз» заключен государственный контракт (договор) поставки от 31.01.2007 № 064/7-В-07 на сумму 248,7 тыс. рублей с ОАО «НК «Роснефть» – Ставрополье». Данный контракт заключен в связи с возникшей потребностью в приобретении ГСМ, вследствие непреодолимой силы, на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ.
Однако, под «непреодолимой силой», понимаются «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». Указанное понятие не содержит признаков, на которое ссылается ГУ СК «Ставропольский лесхоз» в качестве основания для заключения государственного контракта.
Таким образом, государственный контракт (договор) поставки от 31.01.2007 № 064/7-В-07 на сумму 248,7 тыс. рублей заключен без проведения запроса котировок необоснованно, чем нарушен принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 26.04.2007).
В нарушение статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, при получении ГСМ в товарных накладных отсутствуют обязательные реквизиты. Так, ГУ СК «Ставропольский лесхоз» и ГУ СК «Калаусский лесхоз» в товарных накладных не указывались номера договоров на поставку или указывались не существующие номера, что затрудняло проведение анализа фактического получения ГСМ. Кроме того, в накладных не заполнялись реквизиты получателя: не указывались номер, дата, кем, кому выдана доверенность, подпись принявшего и получившего груз, дата его получения.
Для учета расходуемого ГСМ и подтверждения обоснованности списания его в расход, в проверяемых лесхозах использовались путевые листы по форме, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
В нарушение пункта 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных вышеуказанным постановлением, путевые листы не оформлялись должным образом.
Так, в некоторых путевых листах при их заполнении не указывалось время выезда и возвращения, конкретный маршрут, марка ГСМ, не полностью отражалось движение горючего, путевые листы выписывались на несколько дней, отсутствовала печать учреждения.
Отсутствие в путевых листах ГУ СК «Ставропольский лесхоз» штампа о прохождении предрейсового медицинского осмотра свидетельствует о выходе водителей в рейс без медицинского осмотра, что является нарушением статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
На момент проведения проверки в ведении Министерства находилось десять подведомственных лесхозов и двенадцать лесничеств.
За проверяемый период Министерством проверки в подведомственных учреждениях не проводились.
Нарушения, установленные в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой, свидетельствует о недостаточном контроле Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с полномочиями, установленными ему пунктом 8 статьи 158 и статьи 269 БК РФ.
Выводы.
1. В нарушение пункта 1.2.1. Порядка согласования списания основных средств государственной собственности Ставропольского края, утвержденного распоряжением МИО СК от 17.06.2006 № 483 ГУ СК «Ставропольский лесхоз» списаны основные средства общей балансовой стоимостью 125,1 тыс. рублей без распоряжения министерства имущественных отношений Ставропольского края (стр. 5 отчета).
2. В нарушение статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 ГУ СК «Ставропольский лесхоз» проведена приватизация жилья при отсутствии договоров социального найма (стр. 6).
3. В результате неисполнения лесхозами пункта 6 Положения об учете и ведении реестра государственного имущества Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26.12.1998 № 228-п, в реестре государственного имущества Ставропольского края отсутствуют объекты недвижимости ГУ СК «Невинномысский лесхоз» дом под конторой, ГУ СК «Калаусский лесхоз» склад хранения сельхозинвентаря и контора лесхоза (стр. 6).
4. В ГУ СК «Ставропольский лесхоз» установлено несоответствие размера площади находящейся на балансе по состоянию на 01.01.2009 года квартиры № 2 в 2-х квартирном кордоне Городское лесничество (134,9 кв. м.) ее площади (52,4 кв.м.), отраженной в реестре государственного имущества Ставропольского края (стр. 6).
5. В результате бездействия МИО СК, не приняты меры по заключению договоров аренды, либо по освобождению площадей, используемых индивидуальными предпринимателями (стр. 7).
6. В ходе контрольного мероприятия установлены факты нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации:
6.1. В нарушение статьи 220 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2008), и пункта 4 Порядка исполнения сводной бюджетной росписи бюджета Ставропольского края на 2007 год, утвержденного приказом Минфина СК от 14.03.2007 № 76-бр, уведомления лимитов бюджетных ассигнований лесхозам в установленном порядке Министерством не доводились (стр. 9).
6.2. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 приказа Минфина России от 20.11.2007 № 112 н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет государственных бюджетных учреждений в 2008 году, Министерством не разработан и до лесхозов не доведен (стр. 10).
6.3. В нарушение статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ГУ СК «Калаусский лесхоз» заключены договоры мены (поставка пиломатериала твердой породы в обмен на ГСМ, на компенсационной основе без платежа денежными средствами) на сумму 66,238 тыс. рублей, которая в доходах краевого бюджета от оказания предпринимательской и иной приносящий доход деятельности не учтена (стр.13).
6.4. В нарушение пункта 14 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Ставропольского края и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Ставропольского края от 04.02.2008 № 5-бр, уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств в 2008 году Министерством до лесхозов не доводились (стр. 10).
7. В ходе проверки эффективности использования бюджетных средств выявлены нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в сумме 940,855 тыс. рублей, в том числе:
7.1. В нарушение статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ ГУ СК «Ставропольский лесхоз» необоснованно списаны ГСМ:
- в сумме 15,281тыс. рублей в марте 2007 года, тогда как работы по выполнению рубок ухода в защитных лесных насаждениях начаты в апреле 2007 года (стр. 11);
- в сумме 4,848 тыс. рублей при выполнении работ по патрулированию и созданию защитных насаждений в заказнике «Русский лес», оплата по которым должна быть отнесена за счет внебюджетных средств (стр. 11).
7.2. ГУ СК «Невинномысский лесхоз» необоснованно списаны ГСМ на сумму 1,511 тыс. рублей, при выходе автотранспорта в выходные дни без оформления приказов (стр. 12).
7.3. Бюджетные средства, выделенные ГУ СК «Невинномысский лесхоз» на выполнение работ по рубке и уходу придорожных лесополос в сумме 22,813 тыс. рублей использованы на оплату страховой премии и услуг по рекламе (стр. 12).
7.4. ГУ СК «Калаусский лесхоз» произведены расходы в сумме 58,810 тыс. рублей, не связанные с выполнением ведомственной целевой программы, в том числе оплачены работы по уборке служебных помещений, охране материальных ценностей в районе «Волчьих ворот» и ремонту административного здания и компьютерной техники (стр. 12).
7.5. Бюджетные средства на патрулирование по охране диких животных в сумме 17,073 тыс. рублей использованы ГУ СК «Ставропольский лесхоз» не в соответствии с техническим заданием к государственному контракту (стр. 14).
7.6. В нарушение части 2 статьи 10, пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ, ГУ СК «Невинномысский лесхоз» приобретено ГСМ за наличный расчет на сумму 571,819 тыс. рублей, без проведения запроса котировок (стр. 17).
7.7. Государственный контракт на сумму 248,7 тыс. рублей необоснованно заключен ГУ СК «Ставропольский лесхоз» с ОАО «НК «Роснефть» – Ставрополье» на поставку ГСМ, без проведения запроса котировок (стр. 18).
8. Проверкой выявлены нарушения законодательства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и условий заключенных государственных контрактов в ходе их исполнения:
8.1. В нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ, при исполнении государственных контрактов лесхозы изменяли условия исполнения, продлевая срок поставки ГСМ до трех месяцев (по двум государственным контрактам ГУ СК «Ставропольский лесхоз» и ГУ СК «Невинномысский лесхоз») (стр. 16, 17).
8.2. В нарушение части 7.1 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ раньше установленного срока ГУ СК «Невинномысский лесхоз» заключено два государственных контракта (стр. 18).
8.3. В нарушение части 3 статьи 18 Федерального закона № 94-ФЗ, проверяемые лесхозы направляли сведения о заключении государственных контрактов в уполномоченный орган для включения в реестр государственных или муниципальных контрактов с нарушением установленного срока. (стр. 18).
8.4. В нарушение части 8 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ ГУ СК «Невинномысский лесхоз» заключен один государственный контракт не на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Срок поставки ГСМ, указанный в извещении о проведении запроса котировок и протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок предусмотрен по 31.07.2007 года, что не соответствует сроку поставки ГСМ по государственному контракту – до 01.10.2007 (стр. 17).
9. Первичные учетные документы – акты сдачи-приемки работ на сумму 2 026,96 тыс. рублей ГУ СК «Невинномысский лесхоз» оформлены с нарушением пункта 9 Федерального закона № 129-ФЗ (стр. 11).
10. Министерство приняло и оплатило работы на сумму 300,0 тыс. рублей за отчетный период с 1 по 26 сентября 2008 года (акт о приемке выполненных работ от 26.09.2008 № 3) по затратам фактически произведенным ГУ СК «Ставропольский лесхоз» в ноябре 2008 года (стр. 14).
11. В нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, затраты на строительство дорог противопожарного назначения в сумме 300,0 тыс. рублей, ГУ «Невинномысский лесхоз» отражены в регистрах бухгалтерского учета в сентябре, а не в августе 2008 года (стр. 15).
12. В нарушение статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, при получении ГСМ ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ СК «Калаусский лесхоз» в товарных накладных отсутствуют обязательные реквизиты (стр. 19).
13. В нарушение пункта 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением государственного комитета по статистике № 78
путевые листы в проверяемых лесхозах оформлялись не надлежащим образом (стр. 19).
14. В нарушение статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не осуществлялся предрейсовый медицинский осмотр водителей ГУ СК «Ставропольский лесхоз» (стр. 19).
15. В нарушение пункта 8 статьи 158 и статьи 269 БК РФ финансовый контроль за подведомственными получателями бюджетных средств – ГУ СК «Ставропольский лесхоз», ГУ «Невинномысский лесхоз» и ГУ СК «Калаусский лесхоз» в части правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств Министерством не осуществлялся (стр. 19).
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края направить представление с предложениями:
2.1. Принять соответствующие меры по осуществлению надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета Ставропольского края, предоставляемых Министерству на выполнение его полномочий.
2.2. Соблюдать действующее законодательство при размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд Ставропольского края, а так же при ведении бухгалтерского учета.
2.3. Усилить контроль за соблюдением порядка списания объектов недвижимости, находящихся на балансе подведомственных лесхозов на праве оперативного управления.
3. Министерству имущественных отношений Ставропольского края:
3.1. Реестр государственного имущества Ставропольского края привести в соответствие с фактическим наличием имущества, закрепленного на праве оперативного управления за лесхозами Ставропольского края.
3.2. Осуществлять строгий контроль за правомерностью использования имущества Ставропольского края организациями и индивидуальными предпринимателями и своевременностью внесения арендной платы.
3.3. Привести в соответствие с гражданским законодательством типовые договоры аренды и принять меры по заключению договоров аренды с индивидуальными предпринимателями на 2009 год, либо по освобождению незаконно используемых площадей.
4. Направить информационное письмо в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
Аудитор Счетной палаты | А.С. Шевченко |