28 декабря 2011 года N 102-кз

 

 

ЗАКОН

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Принят

Думой Ставропольского края

22 декабря 2011 года

 

(в ред. Закона Ставропольского края

от 10.04.2012 N 26-кз)

 

Статья 1. Статус Контрольно-счетной палаты Ставропольского края

 

1. Контрольно-счетная палата Ставропольского края (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Думой Ставропольского края и подотчетным ей.

2. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность Контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий Думы Ставропольского края.

4. Контрольно-счетная палата является государственным органом Ставропольского края, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланки со своим наименованием и с изображением герба Ставропольского края.

Местонахождение Контрольно-счетной палаты - город Ставрополь.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Контрольно-счетной палаты

 

В своей деятельности Контрольно-счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

 

Статья 3. Принципы осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты

 

Деятельность Контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

 

Статья 4. Состав Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата образуется в составе председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, пяти аудиторов Контрольно-счетной палаты и аппарата Контрольно-счетной палаты.

2. Должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты относятся к государственным должностям Ставропольского края.

Правовой статус председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты регулируется настоящим Законом и Законом Ставропольского края от 29 декабря 2006 г. N 98-кз "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края".

3. В состав аппарата Контрольно-счетной палаты входят инспекторы Контрольно-счетной палаты и иные штатные работники Контрольно-счетной палаты. На инспекторов Контрольно-счетной палаты возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность работников аппарата Контрольно-счетной палаты определяются Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и законодательством Ставропольского края о государственной гражданской службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

4. Структура и штатная численность Контрольно-счетной палаты устанавливаются Думой Ставропольского края по предложению председателя Контрольно-счетной палаты.

5. Штатное расписание Контрольно-счетной палаты утверждается председателем Контрольно-счетной палаты с учетом требований, установленных настоящей статьей, исходя из возложенных на Контрольно-счетную палату полномочий.

 

Статья 5. Порядок назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты

 

1. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты назначаются на должность Думой Ставропольского края сроком на шесть лет.

2. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края:

1) председателем Думы Ставропольского края;

2) Губернатором Ставропольского края;

3) депутатами Думы Ставропольского края (не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края).

3. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя Контрольно-счетной палаты.

Предложения о кандидатурах на должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее чем за два месяца до истечения полномочий действующего заместителя председателя Контрольно-счетной палаты.

4. Предложения о кандидатурах на должность аудитора Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края:

1) председателем Думы Ставропольского края;

2) Губернатором Ставропольского края.

5. Предложения о кандидатурах на должность аудитора Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего аудитора Контрольно-счетной палаты.

6. При внесении в Думу Ставропольского края предложений о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудитора Контрольно-счетной палаты представляются следующие учетно-характеризующие документы:

анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

копия документа, подтверждающего наличие у кандидата высшего образования;

копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к опыту работы кандидатур на должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудитора Контрольно-счетной палаты Федеральным законом и настоящим Законом;

характеристика с последнего места работы;

медицинская справка о состоянии здоровья (форма N 086 У).

7. Постановление о назначении председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудитора Контрольно-счетной палаты принимается Думой Ставропольского края большинством голосов от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края.

8. Порядок рассмотрения предложений о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты устанавливается Регламентом Думы Ставропольского края.

 

Статья 6. Требования к кандидатурам на должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты

 

1. На должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного и (или) муниципального управления, государственного и (или) муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет.

2. Гражданин Российской Федерации не может быть назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты или аудитора Контрольно-счетной палаты в случае:

1) наличия у него неснятой или непогашенной судимости;

2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем Думы Ставропольского края, Губернатором Ставропольского края, руководителями органов исполнительной власти Ставропольского края, в назначении которых на должность принимала участие в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края Дума Ставропольского края, с руководителями судебных и правоохранительных органов, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края.

4. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты, а также лица, претендующие на замещение указанных должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края.

 

Статья 7. Гарантии правового статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты

 

1. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторы Контрольно-счетной палаты и инспекторы Контрольно-счетной палаты являются должностными лицами Контрольно-счетной палаты и обладают гарантиями профессиональной независимости.

2. Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц Контрольно-счетной палаты в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц Контрольно-счетной палаты либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края.

3. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты досрочно освобождаются от должности на основании решения Думы Ставропольского края в случаях, установленных частью 5 статьи 8 Федерального закона.

4. Решение о досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты по основаниям, установленным частью 5 статьи 8 Федерального закона, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края и оформляется постановлением Думы Ставропольского края, в котором определяется день освобождения их от должности.

5. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края субъектами, указанными в частях 2 и 4 статьи 5 настоящего Закона, в течение одного месяца со дня принятия постановления Думы Ставропольского края о досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты.

6. Должностные лица Контрольно-счетной палаты подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 8. Коллегия Контрольно-счетной палаты

 

1. Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности Контрольно-счетной палаты, включая вопросы планирования и организации ее деятельности, методологии контрольной и аналитической деятельности, а также других вопросов деятельности Контрольно-счетной палаты образуется коллегия Контрольно-счетной палаты.

2. В состав коллегии Контрольно-счетной палаты входят:

1) председатель Контрольно-счетной палаты;

2) заместитель председателя Контрольно-счетной палаты;

3) аудиторы Контрольно-счетной палаты.

3. Коллегия Контрольно-счетной палаты рассматривает на своих заседаниях следующие вопросы:

1) годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты;

2) итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

3) другие вопросы, предусмотренные регламентом Контрольно-счетной палаты.

4. В исключительной компетенции коллегии Контрольно-счетной палаты находятся:

1) рассмотрение и внесение на утверждение председателю Контрольно-счетной палаты планов работы Контрольно-счетной палаты;

2) утверждение программы контрольных мероприятий, проводимых на основании поручений Думы Ставропольского края, предложений и запросов Губернатора Ставропольского края;

3) разработка и внесение на утверждение председателю Контрольно-счетной палаты стандартов внешнего государственного финансового контроля и общих требований к стандартам внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации.

5. Порядок работы коллегии Контрольно-счетной палаты определяется регламентом Контрольно-счетной палаты.

 

Статья 9. Основные полномочия Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета Ставропольского края и бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования;

2) экспертиза проектов законов Ставропольского края о бюджете Ставропольского края и проектов законов Ставропольского края о бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Ставропольского края, годового отчета об исполнении бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования; внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Ставропольского края в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Ставропольского края, средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Ставропольскому краю;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Ставропольского края, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета Ставропольского края и имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов Ставропольского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Ставропольского края, а также государственных программ Ставропольского края;

8) анализ бюджетного процесса в Ставропольском крае и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края, а также проверка бюджетов муниципальных образований Ставропольского края в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета Ставропольского края, бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Думу Ставропольского края и Губернатору Ставропольского края;

11) участие в пределах своих полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в Ставропольском крае;

12) выступление в качестве стороны по делам в судебных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, настоящим Законом и иными законами Ставропольского края.

2. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в отношении:

1) органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ставропольского края, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Ставропольского края;

2) иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, гарантий за счет средств бюджета Ставропольского края в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Ставропольского края, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, гарантий за счет средств бюджета Ставропольского края.

 

Статья 10. Полномочия председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты

 

1. Председатель Контрольно-счетной палаты:

1) осуществляет общее руководство деятельностью Контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с настоящим Законом и регламентом Контрольно-счетной палаты;

2) представляет ежегодные отчеты о деятельности Контрольно-счетной палаты (далее - ежегодные отчеты) на рассмотрение в Думу Ставропольского края, а также информацию по ежегодным отчетам Губернатору Ставропольского края;

3) представляет информацию о ходе исполнения бюджета Ставропольского края, бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Думу Ставропольского края и Губернатору Ставропольского края;

4) представляет Контрольно-счетную палату в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края и государственными органами Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, контрольными органами иностранных государств, международными и иными организациями;

5) утверждает результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты, подписывает представления и предписания Контрольно-счетной палаты;

6) утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Контрольно-счетной палаты и должностные регламенты работников аппарата Контрольно-счетной палаты;

7) осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и законодательством Ставропольского края о государственной гражданской службе, полномочия по найму и увольнению работников, не являющихся государственными гражданскими служащими Ставропольского края;

8) утверждает регламент Контрольно-счетной палаты;

9) утверждает стандарты внешнего государственного финансового контроля и общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации;

10) утверждает планы работы Контрольно-счетной палаты;

11) издает в пределах своих полномочий приказы Контрольно-счетной палаты и распоряжения Контрольно-счетной палаты, заключает государственные контракты, гражданско-правовые и иные договоры (соглашения).

2. Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты исполняет свои обязанности в соответствии с регламентом Контрольно-счетной палаты. Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты исполняет в отсутствие председателя Контрольно-счетной палаты его функции, по поручению председателя Контрольно-счетной палаты представляет Контрольно-счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и государственных органах Российской Федерации, Думе Ставропольского края, Правительстве Ставропольского края, иных органах исполнительной власти Ставропольского края и государственных органах Ставропольского края, контрольных органах иностранных государств, международных и иных организациях.

3. Аудиторы Контрольно-счетной палаты исполняют свои обязанности в соответствии с регламентом Контрольно-счетной палаты. Аудиторы Контрольно-счетной палаты организуют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, самостоятельно решают вопросы в пределах своей компетенции и несут ответственность за результаты своей деятельности.

4. Председатель Контрольно-счетной палаты, а также заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты имеют право участвовать в заседаниях Думы Ставропольского края, ее комитетов, комиссий и рабочих групп, заседаниях Правительства Ставропольского края, иных органов исполнительной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, а также в заседаниях координационных и совещательных органов при Губернаторе Ставропольского края.

 

Статья 11. Формы осуществления Контрольно-счетной палатой внешнего государственного финансового контроля

 

1. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата составляет соответствующий акт (соответствующие акты), который доводится (которые доводятся) до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) Контрольно-счетной палатой составляется отчет.

3. При проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата составляет отчет или заключение.

 

Статья 12. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля

 

1. Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего государственного финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, стандартами внешнего государственного финансового контроля.

2. Стандарты внешнего государственного финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются Контрольно-счетной палатой в отношении:

1) органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ставропольского края - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации;

2) иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.

3. При подготовке стандартов внешнего государственного финансового контроля учитываются международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

4. Контрольно-счетная палата вправе утверждать общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края.

5. Стандарты внешнего государственного финансового контроля не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Ставропольского края.

 

Статья 13. Планирование работы Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов работы Контрольно-счетной палаты, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

2. Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Думы Ставропольского края, предложений и запросов Губернатора Ставропольского края.

3. Обязательному включению в планы работы Контрольно-счетной палаты подлежат поручения Думы Ставропольского края, предложения и запросы Губернатора Ставропольского края (далее - поручение Контрольно-счетной палате).

 

Статья 14. Регламент Контрольно-счетной палаты

 

Регламентом Контрольно-счетной палаты определяются распределение обязанностей между аудиторами Контрольно-счетной палаты, функции и порядок взаимодействия структурных подразделений аппарата Контрольно-счетной палаты, порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты.

 

Статья 15. Обязательность исполнения требований должностных лиц Контрольно-счетной палаты

 

1. Требования и запросы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Ставропольского края и государственными органами Ставропольского края, Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль (далее - проверяемые органы и организации).

2. Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц Контрольно-счетной палаты, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

 

Статья 16. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Контрольно-счетной палаты

 

1. Должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, отнесенным к компетенции Контрольно-счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

2. Руководители проверяемых органов и организаций обязаны создавать необходимые условия для работы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, предоставлять им необходимые помещения, оргтехнику.

3. Должностные лица Контрольно-счетной палаты в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, должны уведомить об этом председателя Контрольно-счетной палаты незамедлительно (в течение 24 часов) посредством использования телефонной связи, а также посредством направления ему в этот же срок письменного уведомления по форме согласно приложению к настоящему Закону.

4. Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

5. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях Контрольно-счетной палаты.

6. Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

 

Статья 17. Представление информации по запросам Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата по установленной ею форме направляет запросы о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - запрос Контрольно-счетной палаты) в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, орган управления Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностным лицам, а также в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения.

Органы и организации, указанные в абзаце первом настоящей части, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса Контрольно-счетной палаты обязаны представить в Контрольно-счетную палату указанные в ее запросе информацию, документы и материалы.

2. При проведении Контрольно-счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на основании поручений Контрольно-счетной палате срок представления информации, документов и материалов, необходимых для проведения указанных мероприятий, составляет пять рабочих дней.

3. При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата взаимодействует с министерством финансов Ставропольского края.

Министерство финансов Ставропольского края по запросам Контрольно-счетной палаты в установленные в них сроки представляет в Контрольно-счетную палату информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

4. Непредставление или несвоевременное представление органами и организациями, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в Контрольно-счетную палату по ее запросу информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

5. Контрольно-счетная палата не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были ей представлены.

 

Статья 18. Представления и предписания Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата по результатам проведенных контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления, подписанные председателем Контрольно-счетной палаты либо его заместителем, для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Ставропольскому краю, муниципальному образованию Ставропольского края или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению таких нарушений.

Органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, проверяемые органы и организации в течение одного месяца со дня получения представления Контрольно-счетной палаты обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления Контрольно-счетной палаты решениях и мерах.

2. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание с указанием сроков его исполнения.

Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения такого предписания.

3. Предписание Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты или заместителем председателя Контрольно-счетной палаты.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания Контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края.

5. В случае если при проведении контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой выявлены факты незаконного использования средств бюджета Ставропольского края и (или) бюджета муниципального образования Ставропольского края, а также средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы в установленном порядке.

 

Статья 19. Гарантии прав проверяемых органов и организаций

 

1. Акты, составленные Контрольно-счетной палатой при проведении контрольных мероприятий (далее - акты), доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в течение пяти рабочих дней со дня получения акта, прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью.

2. Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) Контрольно-счетной палаты в Думу Ставропольского края.

 

Статья 20. Основы взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами государственной власти и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и контрольно-счетными органами

 

1. Контрольно-счетная палата при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с органами государственной власти Ставропольского края, территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, территориальными органами Федерального казначейства, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, Ставропольского края, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

2. Контрольно-счетная палата при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации, контрольно-счетными органами муниципальных образований Ставропольского края, со Счетной палатой Российской Федерации, с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Ставропольского края.

3. Контрольно-счетная палата вправе устанавливать и поддерживать связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля субъектов иностранных федеративных государств, а также административно-территориальных образований иностранных государств, с их международными объединениями, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вступать в указанные международные объединения органов финансового контроля.

4. В целях координации своей деятельности Контрольно-счетная палата, органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.

5. Контрольно-счетная палата по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации вправе принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

6. Контрольно-счетная палата вправе:

1) организовывать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ставропольского края, в том числе при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований Ставропольского края совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

2) оказывать контрольно-счетным органам муниципальных образований Ставропольского края организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь;

3) содействовать профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края;

4) осуществлять совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ставропольского края планирование совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и организовывать их проведение;

5) по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края или представительных органов муниципальных образований Ставропольского края осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края и давать рекомендации по повышению эффективности их работы.

 

Статья 21. Обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывает в бюллетене Контрольно-счетной палаты информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2012 N 26-кз)

2. Контрольно-счетная палата ежегодно подготавливает отчеты о своей деятельности и представляет их на рассмотрение в Думу Ставропольского края, а также представляет информацию по ежегодному отчету Губернатору Ставропольского края.

Ежегодные отчеты подлежат опубликованию в газете "Ставропольская правда" или размещению на официальном сайте Контрольно-счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после их рассмотрения Думой Ставропольского края.

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2012 N 26-кз)

3. Опубликование в средствах массовой информации или размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Ставропольского края и регламентом Контрольно-счетной палаты.

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2012 N 26-кз)

 

Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты

 

1. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края и предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на нее полномочий (включая расходы на финансирование членских взносов в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные объединения органов финансового контроля, а также представительские расходы).

2. Контрольно-счетная палата, наделенная в соответствии с настоящим Законом организационной и функциональной независимостью при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, обладает полномочиями государственного заказчика и вправе самостоятельно размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края.

3. Контроль за использованием Контрольно-счетной палатой бюджетных средств, государственного имущества осуществляется на основании постановлений Думы Ставропольского края.

 

Статья 23. Материальное и социальное обеспечение председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты и работников аппарата Контрольно-счетной палаты

 

1. Председателю Контрольно-счетной палаты, замещающему государственную должность Ставропольского края, устанавливаются денежное вознаграждение и иные выплаты в размере денежного вознаграждения и иных выплат по должности первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края.

2. Заместителю председателя Контрольно-счетной палаты, замещающему государственную должность Ставропольского края, устанавливаются денежное вознаграждение и иные выплаты в размере денежного вознаграждения и иных выплат по должности заместителя председателя Правительства Ставропольского края.

3. Аудиторам Контрольно-счетной палаты, замещающим государственные должности Ставропольского края, устанавливаются денежное вознаграждение и иные выплаты в размере денежного вознаграждения и иных выплат по должности министра Ставропольского края.

4. Работникам аппарата Контрольно-счетной палаты, замещающим должности государственной гражданской службы Ставропольского края, устанавливаются должностные оклады на уровне должностных окладов государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих соответствующие должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства Ставропольского края.

5. Оплата труда лиц, занимающих должности в Контрольно-счетной палате, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Ставропольского края, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти Ставропольского края.

6. Инспекторам Контрольно-счетной палаты, осуществляющим непосредственное проведение внешнего государственного финансового контроля, дополнительно устанавливается надбавка в размере 20 процентов должностного оклада.

7. Медицинское, санаторно-курортное, бытовое и транспортное обслуживание председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты производится в порядке и на условиях, установленных соответственно для первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края, заместителя председателя Правительства Ставропольского края и министра Ставропольского края.

8. Государственные гарантии работникам аппарата Контрольно-счетной палаты, замещающим должности государственной гражданской службы Ставропольского края, предоставляются в порядке и на условиях, установленных для государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих соответствующие должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства Ставропольского края.

 

Статья 24. Переходные положения

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона и до сформирования Контрольно-счетной палаты в соответствии с настоящим Законом устанавливается переходный период.

2. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее 1 февраля 2012 года.

3. Решение о назначении председателя Контрольно-счетной палаты принимается Думой Ставропольского края в течение месяца со дня истечения срока для внесения предложений, указанного в части 2 настоящей статьи.

Решения о назначении заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты принимаются Думой Ставропольского края в течение двух месяцев со дня истечения срока для внесения предложений, указанного в части 2 настоящей статьи.

4. Полномочия председателя Счетной палаты Ставропольского края, заместителя председателя Счетной палаты Ставропольского края, образованной в соответствии с Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края", прекращаются со дня принятия Думой Ставропольского края решений в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Полномочия аудиторов Счетной палаты Ставропольского края, образованной в соответствии с Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края", прекращаются индивидуально в течение срока, указанного в части 3 настоящей статьи.

6. Формирование аппарата Контрольно-счетной палаты в соответствии с настоящим Законом осуществляется председателем Контрольно-счетной палаты после установления Думой Ставропольского края структуры и штатной численности Контрольно-счетной палаты в порядке, определенном частью 4 статьи 4 настоящего Закона.

7. Полномочия Счетной палаты Ставропольского края, образованной в соответствии с Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края", прекращаются с 1 апреля 2012 года.

 

Статья 25. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

части 1 - 3 статьи 5, части 1 - 3, 5 статьи 6, статьи 7, 24, 25, 31, 32, части 3 - 5 статьи 33, статьи 36 и 37 Закона Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края";

пункт 39 статьи 1 Закона Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. N 108-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края в связи с изменением наименования законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края".

3. С 1 апреля 2012 года признать утратившими силу:

статьи 1 - 4, части 5 - 7 статьи 5, часть 6 статьи 6, статьи 8, 10 - 23, 26 - 30, части 1 и 2 статьи 33, статьи 34 и 35 Закона Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края";

статью 4 Закона Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 43-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края".

4. Установить, что в переходный период статьи 1 - 4, части 5 - 7 статьи 5, часть 6 статьи 6, статьи 8, 10 - 23, 26 - 30, части 1 и 2 статьи 33, статьи 34 и 35 Закона Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края" применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

 

Губернатор

Ставропольского края

В.В.ГАЕВСКИЙ

г. Ставрополь

28 декабря 2011 г.

N 102-кз

 

 

[21 сентября 2007 г.] Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных министерству образования Ставропольского края из краевого бюджета в 2006-2007 годах на приобретение автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ
                                                                                                              Председатель Счетной палаты
                                                                                                              Ставропольского края


                                                                                                              _____________А.А. Колесников


                                                                                                              21 сентября  2007 года


 


Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных министерству образования Ставропольского края из краевого бюджета в 2006-2007 годах на приобретение автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности


 


Основание для проведения проверки: Закон Ставропольского края       «О Счетной палате Ставропольского края», план работы Счетной палаты Ставропольского края на 2007 год, распоряжение Счетной палаты Ставропольского края от 01 августа 2007 г. № 39.


 


Цель проверки: целевое и эффективное использование средств, выделенных министерству образования Ставропольского края из краевого бюджета в 2006-2007 годах на приобретение автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности.


 


Предмет проверки: средства бюджета Ставропольского края, выделенные на приобретение автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности.


 


Объекты проверки:


- министерство образования Ставропольского края (далее -Министерство);


- администрации и муниципальные общеобразовательные учреждения Александровского, Андроповского, Грачевского, Кочубеевского, Новоселицкого и Труновского муниципальных районов Ставропольского края.


 


Перечень оформленных актов:


-акт проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных министерству образования Ставропольского края из краевого бюджета в 2006-2007 годах на приобретение автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности;


-акты проверки администраций и муниципальных общеобразовательных учреждений Александровского, Андроповского, Грачевского, Кочубеевского, Новоселицкого и Труновского муниципальных районов.


 


 


Перечень нормативных актов, использованных в процессе проверки:


(Приложение № 1 к отчету).


 


Срок проведения проверки: с 07.08.2007 по 06.09.2007 года.


 


Отчет составлен с учетом разногласий, представленных министерством образования Ставропольского края.


 


В ходе проверки установлено:


 


Финансирование расходов на приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности осуществлялось на основании Закона о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.


Средства на приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности в бюджете Ставропольского края в проверяемом периоде ежегодно предусматривались в сумме                        22 000 тыс. рублей.


За счет средств бюджета Ставропольского края для государственных и муниципальных школ в сельской местности в 2006 году приобретено 30 автобусов и один микроавтобус на общую сумму 21 936,6 тыс. рублей. В текущем году за счет средств бюджета Ставропольского края приобретено 29 автобусов на сумму 21 863,1 тыс. рублей.


В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года за счет средств федерального бюджета в край поступило 91 автобус и 9 микроавтобусов.


Централизованная закупка автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности в 2006-2007 годах Министерством осуществлялась в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 94-ФЗ), до 1 апреля 2006г. с учетом требований пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 8 февраля 2006г. № 62 «О Положении о Комитете Ставропольского края по государственному заказу и ценовой политике».


По результатам проведенного конкурса Министерством с ЗАО «УАЗ-Сервис» г. Ставрополь заключен государственный контракт от 02 мая 2006г.     № 25-06 на поставку 30 автобусов марки КАВЗ-397653 по цене                    719,0 тыс. рублей на общую сумму 21 570,0 тыс. рублей.


Кроме того, по итогам проведенного 25 августа 2006 года конкурса Министерством заключен государственный контракт от 4 сентября 2006 г. с единственным участником размещения заказа - ООО ПКП «ГАЗ-Кавказ». В рамках данного контракта за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на поставку автобусов для школ, расположенных в сельской местности приобретен микроавтобус марки ГАЗ-32213-414 (Газель) по цене                   366,6 тыс. рублей.


В нарушение требований Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2006 год» данный микроавтобус передан 20.09.2006 по акту приема-передачи на баланс государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 21» (с. Полтавское Курского района), не являющегося общеобразовательным учреждением.


На основании письма Министерства от 26.10.2006 № 01-07/5105 министерством имущественных отношений Ставропольского края было издано распоряжение от 24.11.2006 года № 819, в соответствии с которым данный автомобиль необходимо было передать на баланс муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» (пос. Ага-Батыр Курского района). На момент проверки вышеуказанное распоряжение исполнено не было и передача не осуществлена. Микроавтобус марки ГАЗ-32213-414 (Газель) был передан муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 14» (пос. Ага-Батыр Курского района) на основании акта приема-передачи только 4 сентября 2007 г. В нарушение пункта 3 распоряжения акт приема передачи не утвержден министерством имущественных отношений Ставропольского края.


 


В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ Министерством в Комитет Ставропольского края по государственному заказу и ценовой политике подана заявка на проведение открытого конкурса на поставку в 2007 году автотранспортных средств для государственных нужд края, по результатам которого с ЗАО «УАЗ-Сервис» Министерством заключен государственный контракт от 11 мая 2007г. № 90 на поставку 29 автобусов марки КАВЗ-397653 по цене 753,9 тыс. рублей на общую сумму 21 863,1 тыс. рублей.


В нарушение пункта 16 части 4 статьи 22 Федерального закона                № 94-ФЗ и пункта 17 Конкурсной документации, утвержденной приказом комитета Ставропольского края по государственному заказу и ценовой политике от 02.04.2007 г. №707, Министерством заключен государственный контракт в день подписания протокола оценки и сопоставления заявок (протокол от 11.05.2007 №403/146-1), а не через 10 дней со дня размещения на официальном сайте как предусмотрено действующим законодательством.


 


Следует отметить, что цена всех вышеуказанных государственных контрактов включает в себя: доставку товара до заказчика; налоговые, страховые платежи, таможенные сборы; затраты на транспортировку, хранение, предпродажную подготовку; транспортные и иные расходы. При этом отсутствует стоимость и обоснованный расчет вышеуказанных затрат.


 


Законы Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год были приняты в декабре предшествующего года, что позволяло Министерству организовать размещение заказа на закупку школьных автобусов в январе и произвести поставку в общеобразовательные учреждения в марте месяце. Однако Министерство начинало процедуру размещения заказа только в марте месяце, что не позволило произвести поставку автобусов в более ранние сроки. В результате автобусы поступали в общеобразовательные учреждения уже в конце учебного года и не использовались до окончания учебного года, а так же в летнее время.


 


Формирование заявок на поставку школьных автобусов в муниципальных районах в 2006 и 2007 годах осуществлялось на основании запроса Министерства.


Отделы образования администраций муниципальных районов края предоставляли в Министерство заявки о потребности в автобусах общеобразовательных учреждений. На основании заявок, писем, обращений Министерство составляло и определяло общую потребность в автобусах и распределяло их между общеобразовательными учреждениями.


Распределение школьных автобусов осуществлялось на основе разнарядки на их получение, подписанной министром образования края и утвержденной Губернатором Ставропольского края.


Автобусы в основном распределялись из расчета один автобус на муниципальный район.


Проведенный анализ заявок, предоставленных отделами образования администраций муниципальных районов показал, что при обосновании потребности общеобразовательных учреждений в автобусах не все отделы образования указывали: общее количество учащихся, которым необходимо организовать подвоз к образовательным учреждениям, расстояние подвоза, наличие имеющихся автобусов.


В отдельных поданных заявках в графе «обоснование» указывалось: «необходим автотранспорт для подвоза продуктов питания школам и детским садам», «нет транспорта для осуществления поездок на спортивные мероприятия», «нет автобуса», «старый автобус», «подвоз детей».


Порядок определения потребности, распределения и использования автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности за счет средств бюджета Ставропольского края в Министерстве отсутствует.


В результате чего количество заявок в разы превышало объем средств, запланированный Законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий год.


В нарушение Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2007 год» при распределении автобусов Министерством учитывались заявки потребности в автобусах городских школ.


Так в 2007 году распределены и получены автобусы муниципальными общеобразовательными учреждениями: гимназией № 9 г. Ставрополя и средней школой № 19 г. Пятигорска, для подвоза учащихся из отдаленных от школы микрорайонов города.


Бухгалтерский учет школьных автобусов Министерством осуществлялся в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».


В нарушение части IV «О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями» вышеуказанной Инструкции Министерством не были направлены общеобразовательным учреждениям (грузополучателю) или централизованной бухгалтерии отделов образования администраций муниципальных районов Извещения (ф. 0504805) об отправке в адрес общеобразовательных учреждений автобусов. После приемки автобусов учреждение (грузополучатель) должно было направить Министерству (заказчику) второй экземпляр Извещения с подтверждением принятия их на учет, после чего Министерство списывает данные автобусы с забалансового счета.


Встречные проверки обоснованности получения автобусов для школ, расположенных в сельской местности, и эффективности их использования были проведены в шести районных муниципальных образованиях, получивших автобусы в 2006 – 2007 годах (Александровский, Андроповский, Грачевский, Кочубеевский, Новоселицкий и Труновский районы).


С выездом на места, в администрациях муниципальных районов проверена документация в отделах образования и отделах имущественных и земельных отношений. Также, в этих же районах проверено 11 муниципальных общеобразовательных учреждений, которые получили автобусы, приобретенные Министерством в 2006 и 2007 годах за счет средств бюджета Ставропольского края.


Все полученные автобусы приняты на баланс муниципальных общеобразовательных учреждений.


В пяти районах автобусы, полученные в 2006 году, внесены в реестр муниципального имущества муниципального района, полученные автобусы в 2007 году будут внесены в реестр в конце года по итогам проведения инвентаризации.


В Кочубеевском районе, полученные в 2006 и 2007 годах автобусы, приняты на баланс муниципальных общеобразовательных учреждений, но в реестр муниципальной собственности не внесены, в результате чего искажена фактическая общая стоимость муниципального имущества района.


В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997г. № 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), муниципальными общеобразовательными учреждениями организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автобусов, что подтверждается отметками в путевых листах.


Предрейсовый медицинский осмотр водителей по допуску к управлению транспортным средством, осуществлялся школьными медсестрами, медработниками медицинских учреждений (районных больниц, сельских амбулаторий) и транспортных организаций, с которыми заключались договоры на предрейсовые медосмотры и техническое обслуживание автобусов.


В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, перевозка детей осуществлялась в сопровождении педагогов или взрослых, специально назначаемых приказами руководителей учебных учреждений. Однако в штатных расписаниях общеобразовательных учреждений ставка специалиста, отвечающего за безопасность перевозки школьников, техническое состояние автотранспорта отсутствует.


С привлечением органов ГИБДД и дорожных организаций производятся комиссионные обследования состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки учащихся. Разработанные образовательными учреждениями графики подвоза учащихся и маршруты следования автобусов после согласования с органами ГИБДД утверждались приказами руководителей образовательных учреждений.


Путевые листы велись в соответствии с постановлением Госкомстата по унифицированной форме № 6 и регистрировались в журнале учета в учебных учреждениях. Списание горюче-смазочных материалов производилось по нормам расхода топлива и ГСМ, утвержденным руководящим документом Р3112194-0366-03 Минтранса РФ от 29 апреля 2003 года. При выборочной проверке путевых листов, завышение норм списания не установлено.


Средства на приобретение автобусов в бюджете Ставропольского края предусматривались с 2002 года. При этом средства на их содержание в бюджете Ставропольского края были предусмотрены только в 2004 году, за счет дополнительных доходов в соответствии со статьей 52 Закона Ставропольского от 29 декабря 2003г. № 43-кз «О бюджете Ставропольского края на 2004 год».


В связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований края с августа 2005 года школьные автобусы, приобретаемые за счет средств бюджета Ставропольского края, передаются в муниципальную собственность.


Все вопросы, связанные с эксплуатацией школьных автобусов, а именно средства на содержание и ремонт школьных автобусов, страховку, на оплату услуг медицинских работников, техосмотров и многое другое должны решаться за счет средств муниципальных районов.


В проверяемом периоде на содержание автобусов (ГСМ, запчасти, техосмотр, налоги) в смете каждого общеобразовательного учреждения за счет средств муниципального бюджета ежегодно предусматривались средства, которых крайне недостаточно для удовлетворения необходимой потребности на их содержание. Основная часть средств направлялась только на приобретение ГСМ.


Например, в 2006 году на балансе муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4, расположенного в пос. им. Кирова Труновского района, состояло 4 автобуса (в том числе два получены за счет средств федерального бюджета) на содержание которых согласно расчетов, произведенных отделом образования администрации Труновского муниципального района, только для приобретения горюче-смазочных материалов в 2006 году требовалось        961,4 тыс. рублей. Согласно смете расходов по статье «Транспортные услуги» из муниципального бюджета района учебному учреждению было выделено 170,0 тыс. руб.(42,5 тыс. рублей на один автобус) или 17,7% требуемой суммы. 


На момент проверки в данном образовательном учреждении для подвоза более 140 учащихся имеется 5 автобусов (в том числе 3 полученных за счет средств федерального бюджета), на содержание которых для приобретения горюче-смазочных материалов согласно расчетам учебного учреждения требуется 1 296,8 тыс. рублей. Согласно смете расходов, по статье «Транспортные услуги» из муниципального бюджета учебному учреждению до конца текущего года предусмотрено выделить 185,0 тыс. руб.(37,0 тыс. рублей на один автобус) или 14,2% требуемой суммы.


Следует отметить имевшийся положительный опыт, взаимодействия общеобразовательного учреждения с ЗАО «Совхоз им. Кирова», с которым заключались договоры на хранение школьных автобусов, их технический осмотр перед выездом в рейс и текущее техническое обслуживание, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Кроме того, имеющихся автобусов было недостаточно для подвоза более 140 учащихся, в связи с чем ЗАО «Совхоз им. Кирова» дополнительно осуществляло подвоз собственными автобусами.


Однако договор на 2007-2008 учебный год с ЗАО «Совхоз им. Кирова» не заключен, в связи с чем автобусы находятся на ответственном хранении в КХ «Молчановых», не имеющем необходимых условий для стоянки и хранения автобусов. Учебным учреждением не решен вопрос предрейсового медицинского осмотра водителей и технического осмотра автобусов, так как денежные средства на эти цели в смете муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 не предусмотрены.


Из-за недостаточности выделяемых денежных средств из муниципальных бюджетов на содержание автобусов, некоторыми учебными учреждениями автобусы используются только для подвоза учащихся на внешкольные образовательные и спортивные мероприятия.


Так, на содержание школьного автобуса в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3   с. Китаевского Новоселицкого района в 2006 году из муниципального бюджета выделялось всего 3,5 тыс. рублей, в 2007 году – 16,3 тыс. рублей. Автобус используется для подвоза детей на спортивные и другие культурные мероприятия. Кроме того, выделяемых средств муниципального бюджета крайне недостаточно даже на эти мероприятия, в результате значительная часть средств поступает в виде спонсорской помощи за счет родителей учащихся или сельскохозяйственных организаций.


В то же время, в других муниципальных районах края средств на содержание одного автобуса выделяется больше. Так из муниципального бюджета в Кочубеевском районе выделялось в 2006 году - 213,9 тыс. рублей, в 2007 году - 268,0 тыс. рублей, в Грачевском районе 153,4 тыс. рублей, и                    248,1 тыс. рублей соответственно.


Приведенные данные указывают на отсутствие единого подхода органов местного самоуправления муниципальных районов края к решению вопросов эффективного использования школьных автобусов.


Из-за отсутствия финансирования учебных учреждений из муниципального бюджета на содержание полученных автобусов регистрация их в органах ГИБДД отдельными учебными учреждениями осуществлялась только к началу следующего учебного года. Например, полученный                   19 мая 2007г. муниципальным общеобразовательным учреждением №13           с. Кианкиз Андроповского района автобус зарегистрирован в органах ГИБДД только 21 августа текущего года.


Тем самым нарушено постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в части порядка проведения регистрации транспортных средств.


Вышеперечисленные проблемы по содержанию и эксплуатации школьных автобусов наблюдаются практически во всех проверенных муниципальных общеобразовательных учреждениях.


 


На заработную плату водителей школьных автобусов ежегодно выделяются денежные средства из бюджета Ставропольского края в виде субвенций. Заработная плата рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 22.12.2004 № 147-п «О системе оплаты труда работников бюджетного учреждения».


После получения автобуса, в штатных расписаниях образовательных учреждений, по согласованию с Министерством вводятся штатные единицы должности водителя. Заработная плата водителям устанавливается в пределах 9-10 разряда ставки единой тарифной сетки в размере от 2,5 – 3,5 тыс. рублей.


В смете доходов и расходов общеобразовательных учреждений не предусматриваются средства, на заработную плату водителей автобусов, приобретение которых осуществляется в данном году.


Таким образом, финансирование расходов на заработную плату водителей, дополнительно вводимых Министерством в штатные расписания, может осуществляется только за счет экономии общеобразовательного учреждения по фонду оплаты труда.


В общеобразовательных учреждениях районов края не полностью решен вопрос укомплектования штата образовательного учреждения водителями, которые соответствовали бы требованиям установленным нормативными документами. 


Так, согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, к управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.


В результате, в настоящее время нет водителя на автобус, полученный в текущем году муниципальным общеобразовательным учреждением села Кочубеевского, в Андроповском районе на 2 автобуса, числящихся с 2006 года в учебных учреждениях с. Подгорного и пос. Каскадный, имеется только один водитель соответствующей квалификации.


В поселке им. Кирова Труновского района в образовательном учреждении на балансе числится 5 автобусов, при этом на момент проверки в штате учреждения имелось только 2 водителя.


 


Режим работы водителей школьных автобусов рассчитан на шестидневную рабочую неделю. При этом в воскресные дни, как правило, практически еженедельно проводятся экскурсии, соревнования, олимпиады и другие культурные мероприятия, для осуществления которых необходим автотранспорт. В то же время подменных водителей нет, и в нарушение трудового законодательства, водитель работает и в воскресенье, т.е. без выходных дней. Низкая заработная плата водителей школьных автобусов, к которым предъявляются жесткие квалификационные требования, значительная продолжительность рабочего дня и рабочей недели негативно влияют на подбор и текучесть водительских кадров.


 


При проведении проверки по вопросу сохранности полученных автобусов установлено, что не все учебные учреждения имеют возможность и условия надлежащего хранения этих автобусов.


Необходимы отапливаемые гаражи и боксы для содержания школьного автотранспорта в холодное время года.


В настоящее время во многих школах автобусы находятся практически круглые сутки под открытым небом, причем это не всегда оборудованные охраняемые автостоянки.


Так, в пяти из 11 проверенных образовательных учреждений автобусы находятся в боксах, расположенных на их территории, и только в муниципальном общеобразовательном учреждении № 4 с. Кочубеевского бокс отапливаемый. Муниципальное общеобразовательное учреждение № 4          пос. им. Кирова Труновского района заключило договор на хранение автобусов с хозяйствующим субъектом, в связи с невозможностью осуществления их постоянной охраны.


Муниципальным общеобразовательным учреждением № 20 с. Новая деревня Кочубеевского района заключен договор на хранение автобуса, его технического осмотра при выпуске на линию и регулярного технического обслуживания в ходе эксплуатации, а также прохождение водителем предрейсового медосмотра с ООО «Междуречье», имеющим все необходимые для этого условия.


В учебных учреждениях Андроповского и Новоселецкого муниципальных районах, автобусы находятся на ответственном хранении у водителя автобуса по месту его жительства, что не может обеспечить их сохранность и безопасность при эксплуатации.


 


В ходе проверки, со слов директоров школ и водителей автобусов, установлено, что при эксплуатации автобусов марки КАВЗ-397653 возникают определенные сложности.


Так, вытянутый салон КАВЗ-397653 затрудняет маневрирование при поворотах на узких сельских дорогах, в зимнее время салон автобуса обогревается не полностью. Машина не снабжена гидроусилителем руля, есть недостатки в тормозной системе. Отмечено низкое качество сборки автобусов влияющее на их техническое состояние в ходе эксплуатации, что особенно негативно отражается при частой смене водителей, из-за низкой оплаты труда.


Положительно оценивают автобусы марки ПАЗ, приобретенные за счет средств федерального бюджета и переданные муниципальным общеобразовательным учреждениям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 551 «О передаче в собственность субъектов Российской Федерации автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». Полученные в текущем году автобусы марки ПАЗ на 40,0 тыс. рублей дешевле автобусов марки КАВЗ, имеют меньший расход топлива, обладают лучшей управляемостью и маневренностью, так как оснащены гидроусилителем руля.


Таким образом, при приобретении автобусов для общеобразовательных учреждений края Министерству необходимо принимать во внимание все технические характеристики транспортного средства с учетом условий его дальнейшей эксплуатации.


 


Выводы:


 


1. В нарушение Закона Ставропольского края «О бюджете на 2006 год», приобретенный микроавтобус марки ГАЗ-32213-414 (Газель) по цене           366,6 тыс. рублей передан на баланс государственному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 21 (с.Полтавское, Курского района), не являющимся общеобразовательным учреждением.


2. В нарушение пункта 3 распоряжения министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2006 года № 819 микроавтобус марки ГАЗ-32213-414 (Газель) был передан на баланс муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа      № 14» (пос. Ага-Батыр Курского района) на 9 месяцев позже установленного срока на основании акта приема-передачи от 4 сентября 2007 г, который не утвержден министерством имущественных отношений Ставропольского края.


3. В нарушение пункта 16 части 4 статьи 22 Федерального закона             № 94-ФЗ министерством образования Ставропольского края заключен государственный контракт от 11 мая 2007 года № 90 в день подписания протокола оценки и сопоставления заявок.


4. В министерстве образования Ставропольского края отсутствует обоснование сумм расходов, включенных в цену государственных контрактов: на транспортировку автобуса до места поставки, страхование, на предпродажную подготовку, оформление документов на автотранспортные средства в органах ГИБДД на образовательные учреждения, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.


5. Министерство образования Ставропольского края несвоевременно проводит конкурсные процедуры по приобретению школьных автобусов. В результате автобусы поступали в общеобразовательные учреждения уже в конце учебного года, не использовались до окончания учебного года, а так же в летнее время.


6. Отсутствует Порядок определения потребности, распределения и использования автобусов, приобретенных для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности.


7. В нарушение Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2007 год» в 2007 году 2 автобуса переданы городским муниципальным общеобразовательным учреждениям (гимназия № 9 г.Ставрополя и средняя школа № 19 г. Пятигорска) для подвоза учащихся из отдаленных от школы микрорайонов города.


8. В нарушение части IV «О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями» Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года № 25н, министерством образования Ставропольского края в централизованные бухгалтерии районов не были направлены Извещения        (ф. 0504805) об отправке в адрес общеобразовательных учреждений автобусов.


9. Отделом имущественных и земельных отношений Кочубеевского муниципального района автобусы, полученные в 2006 и 2007 годах, до настоящего времени не включены в реестр муниципальной собственности.


10. На финансирование расходов на содержание и эксплуатацию школьных автобусов бюджетами муниципальных районов края предусматривается крайне недостаточная сумма денежных средств.


11. В большинстве муниципальных общеобразовательных учреждений отсутствуют условия надлежащего хранения, технического и предрейсового осмотра автобусов.


12. При подготовке конкурсной документации Министерством не учитываются технические характеристики, приобретаемых транспортных средств с учетом условий их дальнейшей эксплуатации.


 


Предложения:


 


1.Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.


2. Министерству образования Ставропольского края:


2.1. В целях эффективного использования школьных автобусов, приобретенных за счет средств бюджета Ставропольского края разработать Порядок определения потребности, распределения и использования автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных школ в сельской местности и внести его на рассмотрение Правительства Ставропольского края.


2.2. При заключении государственных контрактов на поставку школьных автобусов для муниципальных школ в сельской местности:


 - соблюдать действующее законодательство,


 - проводить организацию размещения заказов на закупку школьных автобусов в более ранние сроки.


 - предусматривать расшифровку дополнительных сумм расходов на транспортировку автобуса до места поставки, страхование, на предпродажную подготовку, оформление документов на автотранспортные средства в органах ГИБДД на образовательные учреждения и других.


2.3. При подготовке конкурсной документации учитывать технические характеристики, приобретаемых транспортных средств с учетом условий их дальнейшей эксплуатации.


2.4. Бухгалтерский учет автобусов вести в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года № 25н.


2.5. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Ставропольского края предложения о выделении денежных средств муниципальным общеобразовательным учреждениям на ремонт и строительство боксов (гаражей) для хранения и технического осмотра школьных автобусов.


3. Рекомендовать:


3.1. Администрациям муниципальных районов Ставропольского края своевременно, после введения новой штатной единицы водителя в общеобразовательном учреждении, вносить соответствующие изменения в бюджет района и увеличивать расходы в сметах общеобразовательных учреждений по статье «Заработная плата».


3.2. Администрации Кочубеевского муниципального района автобусы, полученные в 2006-2007 годах и принятые на баланс муниципальными общеобразовательными учреждениями, включить в реестр муниципальной собственности района.


3.3. В целях эффективного использования школьных автобусов муниципальным образованиям Ставропольского края ежегодно в необходимом объеме предусматривать расходы на их содержание и техническое обслуживание.


 


 


Аудитор Счетной палаты                                                     


Ставропольского края                                                                         А.С. Шевченко


 

Дизайн: Николай Мокринский. Разработка и поддержка: «СГУ-Инфоком».

При использовании материалов, размещенных на web-сайте Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, ссылка на источник обязательна.