[28 сентября 2009 г.] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности государственного унитарного предприятия «Управление капитального строительства Ставропольского края» в 2007, 2008 годах и первом полугодии 2009 года»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
28 сентября 2009 г.
ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности государственного унитарного предприятия «Управление капитального строительства Ставропольского края» в 2007, 2008 годах и первом полугодии 2009 года»
Основание для проведения контрольного мероприятия
Решение коллегии Счетной палаты Ставропольского края от 10.08.2009 № 12, распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 18.08.2009 № 27.
Цель контрольного мероприятия
Проверка эффективности деятельности государственного унитарного предприятия «Управление капитального строительства Ставропольского края» в 2007, 2008 годах и первом полугодии 2009 года.
Предмет контрольного мероприятия
Результаты деятельности государственного унитарного предприятия «Управление капитального строительства Ставропольского края» в 2007, 2008 годах и первом полугодии 2009 года, целевое и эффективное использование государственного имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
Объекты контрольного мероприятия
Государственное унитарное предприятие «Управление капитального строительства Ставропольского края» (далее – Предприятие). Поставщики, подрядчики и исполнители, осуществлявшие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг Предприятию.
Проверяемый период деятельности:
2007, 2008 годы и первое полугодие 2009 года.
Сроки проведения контрольного мероприятия
с 20 августа 2009 года по 21 сентября 2009 года.
Государственным унитарным предприятием «Управление капитального строительства Ставропольского края» в Счетную палату Ставропольского края были представлены разногласия к акту проверки, которые были частично учтены при написании настоящего отчета.
Результаты контрольного мероприятия
Краткая информация о проверяемом объекте
Предприятие создано в соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 08.10.2003 № 387-рп с целью удовлетворения общественных потребностей в создании и развитии системы службы заказчика-застройщика на территории Ставропольского края и получения прибыли, а также удовлетворения спроса в услугах, связанных с расширением, проектированием строительства, вводом в эксплуатацию и регистрацией объектов недвижимости.
Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, которое осуществляет функции учредителя.
Деятельность Предприятия осуществляется на основании Устава в новой редакции, согласованного распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30.10.2007 года № 616, утвержденного приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 01.11.2007 года № 434 (с изменениями от 17.10.2008 года).
На момент проведения проверки статья 3.11 Устава Предприятия не приведена в соответствие с пунктом 1 постановления Правительства Ставропольского края от 24.03.2009 № 91-п «Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края», устанавливающим размер части прибыли государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края.
В проверяемом периоде Предприятие осуществляло следующие виды деятельности: выполнение функций заказчика-застройщика по строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению и капитальному ремонту объектов социального и производственного назначения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней и внебюджетного финансирования; организация и осуществление технического надзора за проведением и качеством строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, испытанием и опробованием оборудования, применением строительных материалов и другие виды деятельности, предусмотренные Уставом.
Предприятие имеет пять филиалов: Южный филиал (г. Минеральные Воды), Восточный филиал (г. Буденновск), Северный филиал (с. Донское), Центральный филиал (г. Благодарный), Георгиевский филиал (ст. Незлобная).
Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность Предприятия в проверяемом периоде являлись:
- с правом первой подписи – за период с 01.01.2007 по 07.05.2007 - генеральный директор В.Ф. Горбачев, с 01.01.2007 по 20.08.2008 - первый заместитель генерального директора А.В. Омельченко, с 25.04.2007 по 20.08.2007 - и.о. генерального директора А.В. Клементьев, с 03.09.2007 по настоящее время - и.о. генерального директора, генеральный директор Ю.А. Корнет;
- с правом второй подписи - главный бухгалтер Н.Н. Самойлова.
1. Анализ эффективности деятельности Предприятия
В соответствии с Концепцией повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2003 № 201-рп, одной из основных задач государственного управления унитарными предприятиями Ставропольского края является необходимость создания системы экономического мониторинга и усиления контроля за их деятельностью.
Предложенный в данной Концепции механизм управления унитарными предприятиями предполагает установление органами исполнительной власти Ставропольского края требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки.
Анализ нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации показал, что в Краснодарском крае, Волгоградской, Астраханской, Белгородской, Тульской областях, в Республиках Адыгея, Ингушетия, а также в ряде других субъектов разработаны и утверждены методические указания по проведению анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.
Вместе с тем в Ставропольском крае, методика анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, а также критерии оценки эффективности использования государственной собственности до настоящего времени не утверждены, в связи с чем, оценка эффективности деятельности Предприятия проведена на основании экономических показателей его деятельности в 2007-2009 годах.
За 2007 – 2008 годы темп роста затрат на оплату труда (31,0%) превысил темп роста выручки от продаж (19,6%) на 11,4 процентных пункта. Данная динамика отрицательно повлияла на финансовый результат деятельности Предприятия в 2008 году. Так, чистая прибыль за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизилась на 5 179 тыс. рублей или на 47%. Причиной снижения объема полученной прибыли послужил рост расходов на оплату труда и содержание административного персонала за счет увеличения в 2008 году среднесписочной численности работников Предприятия на 27 человек.
Отрицательная динамика показателей чистой прибыли, наличие убытков в I полугодии 2009 года в сумме 11 268,0 тыс. рублей, а также превышение темпов роста расходов (32,8%) над темпами роста доходов (19,7%) по основному виду деятельности, свидетельствует о недостаточно эффективной деятельности Предприятия.
Доходы Предприятия от освоенных капитальных вложений по стройкам и объектам для государственных и муниципальных нужд Ставропольского края в 2007 - 2008 годах составили, в среднем 93,4% от общего объема доходов Предприятия. Доходы от основного вида деятельности по иным привлеченным объектам строительства составили в среднем 6,6%, что свидетельствует о низкой активности Предприятия, как поставщика строительных услуг в условиях рынка.
Таким образом, экономическая и социальная эффективность деятельности Предприятия в проверенном периоде находилась в прямой зависимости от объема бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд Ставропольского края.
При этом необходимо отметить, что в пункте 2.1 Устава Предприятия, помимо основных видов деятельности по осуществлению функций заказчика-застройщика по объектам, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней, закреплена возможность осуществления иной коммерческой деятельности, связанной с профильным направлением.
Анализ соответствия прогнозируемых и фактических данных об основных показателях экономической эффективности деятельности Предприятия свидетельствует о том, что практически по всем показателям допущены существенные отклонения.
Так, в 2007-2008 годах отмечается значительное превышение фактических показателей чистой прибыли над утвержденными: в 2007 году в 2,5 раза, в 2008 году на 73%. Отклонение по утвержденному объему чистых активов в 2007 году составило 2 288 275 тыс. рублей, в 2008 году 1 339 862 тыс. рублей.
В I полугодии 2009 года выручка от продаж составила 5 004,0 тыс. рублей, что на 53 595,0 тыс. рублей или на 91,5% ниже прогнозируемого на I полугодие 2009 года.
Кроме того, экономические обоснования планируемых мероприятий и затрат на их реализацию одновременно с проектами Программ деятельности ГУП «УКС СК» в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края Предприятием не представлялись, что противоречит пункту 1 Правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением № 190-п.
Существенные отклонения между плановыми и фактическими показателями эффективности деятельности Предприятия, отсутствие технико-экономических обоснований планируемых мероприятий и затрат на их реализацию, наличие арифметических ошибок, свидетельствуют о формальном подходе к составлению и утверждению Программы деятельности Предприятия, что в конечном итоге ведет к недостоверному и неэффективному планированию доходной части бюджета Ставропольского края.
Для осуществления деятельности на территории Ставропольского края Предприятием созданы филиалы, выделенные на отдельный баланс и имеющие отдельные расчетные счета.
Проведенный анализ основных показателей деятельности Предприятия в разрезе филиалов за 2007 и 2008 годы показал, что наибольший удельный вес, как в доходах, так и в расходах Предприятия занимают показатели деятельности головной организации. Доля ее доходов в 2007 году составляла 59,0%, в 2008 году - 48,1%, доля расходов - 68,7% и 62,3% соответственно. Наименьший объем доходов в проверяемом периоде получен Георгиевским филиалом (станица Незлобная), доля которых в 2007 году составляла 1,4%, в 2008 году – 5,5%.
По результатам, полученным в 2007 году, деятельность Центрального филиала (г. Благодарный) была убыточной (убыток в сумме 879,0 тыс. рублей). В 2008 году убытки по результатам деятельности сложились в Южном филиале (г. Минеральные Воды) и в головной организации (г. Ставрополь).
Одним из факторов, отрицательно повлиявшим на финансовый результат деятельности Предприятия, послужило сокращение бюджетных средств в 2008 году на финансирование объектов капитального строительства Ставропольского края, в связи с принятием Закона Ставропольского края от 18.12.2008 № 96-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2008 год».
Так, план бюджетного финансирования за счет средств Ставропольского края по объектам Южного филиала был сокращен на 20 200,0 тыс. рублей, в том числе по объекту «Реконструкция дома-интерната для умственно-отсталых детей» на 4 900,0 тыс. рублей, «Строительство школы на 1296 учащихся в пос. Красный пахарь» на 6 100,0 тыс. рублей, «Строительство спортивного зала школы № 2 в г. Минеральные Воды» на 9 200,0 тыс. рублей.
По объектам головного Предприятия бюджетные расходы были сокращены на 307 500,0 тыс. рублей, в том числе по объекту «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» на 20 000,0 тыс. рублей, «Застройка жилого микрорайона в 526 квартале по ул. Пирогова в г. Ставрополе» на 240 700,0 тыс. рублей, «Строительство здания «Дворец зимних видов спорта» по ул. Тухачевского, 6 в 525 квартале, г. Ставрополь» на 46 800,0 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в 2008 году численность работников по всем филиалам Предприятия увеличилась, при этом доходы по головному Предприятию, Южному (г. Минеральные Воды) и Северному (с. Донское) филиалам уменьшились, что оказало отрицательное влияние на финансовый результат их деятельности.
2. Анализ формирования доходов Предприятия по основной деятельности и иных доходов предприятия
Доходами от основного вида деятельности Предприятия являются средства, полученные в целях компенсации затрат, связанных с осуществлением функций заказчика-застройщика строек и объектов для государственных и муниципальных нужд Ставропольского края и иных привлеченных объектов.
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 28.01.2004 № 31-рп «Об утверждении на очередной финансовый год норматива отчислений для компенсации затрат государственному унитарному предприятию «Управление капитального строительства Ставропольского края» норматив отчислений на указанные цели установлен в размере 2,8% (без НДС) от объемов государственных капитальных вложений, предусмотренных на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения.
В 2007 году Предприятие осуществляло функции заказчика-застройщика на 223 строящихся объектах. В течение указанного года было введено в эксплуатацию 94 объекта, в том числе: 65 объектов инженерной инфраструктуры, 13 объектов образования, 7 объектов здравоохранения и прочие объекты. Кроме того, Предприятием была разработана проектная документация по 46 объектам. По результатам разработки проектной документации получено 37 положительных заключений государственной экспертизы в сфере строительства. Оформлены землеустроительные дела по 81 земельному участку.
В 2008 году функции заказчика-застройщика были выполнены на 210 строящихся объектах, что на 5,8% меньше, чем в 2007 году. Количество введенных в эксплуатацию объектов также уменьшилось до 41. Введено в эксплуатацию 20 объектов инженерной инфраструктуры, 9 объектов здравоохранения, 6 объектов образования и прочие объекты. Также в 2008 году Предприятием осуществлена разработка проектной документации на 53 объектах, получено 28 положительных заключений государственной экспертизы в сфере строительства, оформлено 83 землеустроительных дела.
В 2009 году Предприятием осуществляются функции заказчика-застройщика на 63 строящихся объектах.
Доходы, полученные от основного вида деятельности в 2008 году, составили 87 890,0 тыс. рублей, что превышает аналогичный показатель 2007 года (73 445,0 тыс. рублей) на 19,7%. В I полугодии 2009 года доходы от основного вида деятельности составили 5 004,0 тыс. рублей.
При этом наибольшую долю доходов по основному виду деятельности в 2007-2008 годах (более 90%) составляли доходы от освоенных капитальных вложений по стройкам и объектам для государственных и муниципальных нужд Ставропольского края.
3. Анализ расходов Предприятия и проверка их обоснованности
Общая сумма расходов Предприятия в 2008 году составила 77 383,0 тыс. рублей, что на 36,4% больше чем в 2007 году. Наибольший удельный вес (от 82,5% до 85,5%) составляли расходы по основному виду деятельности, осуществление которых связано с выполнением функций заказчика-застройщика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социального, коммунального и иного назначения, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Обращает на себя внимание тот факт, что темпы роста расходов по основному виду деятельности в 2008 году (32,8%) превысили темпы роста доходов (19,7%) на 13,1 процентных пункта, что отрицательно повлияло на формирование финансового результата деятельности Предприятия в 2008 году.
Анализ структуры расходов по основному виду деятельности Предприятия в проверяемом периоде свидетельствует о том, что наибольший объем расходов составляют затраты на оплату труда, удельный вес которых (с учетом начислений на оплату труда) находится в диапазоне 61,4 – 70,3%.
Оплата труда работников Предприятия осуществлялась согласно трудовым договорам, заключенным с работниками предприятия в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных коллективными договорами от 29.06.2005 № 123 и от 20.12.2007 № 1.
При проведении выборочной проверки правомерности и обоснованности расходов на оплату труда установлены факты выплаты работникам Предприятия денежных поощрений, подлежащих оплате за счет прибыли текущего года, в период, когда прибыль отсутствовала и Предприятие несло убытки по результатам своей деятельности.
Так, за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в текущем году, в связи с праздничными датами работникам были начислены премии в общей сумме 509,6 тыс. рублей. При этом по результатам I полугодия 2009 года деятельность Предприятия была убыточной. Согласно отчету о прибылях и убытках за период с 1 января по 30 июня 2009 года убыток от продаж составил 13 606,0 тыс. рублей, а чистый убыток 11 268,0 тыс. рублей. Выплата премий произведена работникам в полном объеме за счет средств, поступивших Предприятию в счет погашения кредиторской задолженности за 2008 год.
Таким образом, в нарушение пункта 8.13 коллективного договора от 20.12.2007 № 1, Положения о единовременных поощрительных выплатах (приложение 10 к коллективному договору) неправомерно произведены поощрительные выплаты работникам Предприятия в общей сумме 509,6 тыс. рублей, что отрицательно повлияло на формирование финансового результата деятельности Предприятия в I полугодии 2009 года.
В ходе проверки также установлено, что в 2007 году в нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ), пункта 3.8 Устава Предприятия выдача денежных займов работникам Предприятия на общую сумму 1 373,0 тыс. рублей осуществлялась без согласия собственника.
Кроме того, в 2009 году без согласования с министерством имущественных отношений Ставропольского края Предприятием был заключен договор беспроцентного займа от 02.02.2009 № 1-09, в соответствии с которым государственному унитарному предприятию «Свой Дом» был предоставлен беспроцентный заем в сумме 40,0 тыс. рублей, на срок до 30 апреля 2009 года.
Приведенные факты свидетельствуют об отвлечении финансовых ресурсов Предприятия на несанкционированное предоставление денежных займов в общей сумме 1 413,0 тыс. рублей.
При проверке ведения кассовых операций установлено, что в нарушение пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 на Предприятии не оборудована касса (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег). Денежные средства хранятся в несгораемом сейфе, установленном в кабинете главного бухгалтера. В ходе проверки проведена ревизия остатков денежных средств в кассе Предприятия по состоянию на 31.08.2009, излишков и недостач не установлено.
Проверкой также установлены случаи необоснованного и неэффективного расходования денежных средств Предприятия на заграничные командировки.
Так, в 2009 году главный бухгалтер предприятия Н.Н. Самойлова была направлена в командировку в город Анталия (Турция) для участия в семинаре на тему «Групповое страхование работников предприятия от несчастных случаев». Общая сумма расходов по данной командировке составила 40,6 тыс. рублей (плата за проезд, проживание, семинар).
Данный семинар проводился иностранной страховой компанией MEDLIFE INSURANSE LTD с целью привлечения страхователей для заключения договоров группового страхования работников предприятий. Вместе с тем, договор страхования с указанной компанией Предприятием не заключался и не мог быть заключен ввиду отсутствия у данной страховой компании лицензии на право осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Таким образом, служебная необходимость в данной командировке изначально отсутствовала. Как следствие, денежные средства в сумме 40,6 тыс. рублей были израсходованы Предприятием неэффективно, что отрицательно повлияло на финансовый результат деятельности, так как указанные расходы были произведены в период, когда деятельность Предприятия была убыточной.
В ходе проверки также установлено, что в 2008 году и в I полугодии 2009 года Предприятие регулярно производило оплату транспортно-экспедиционных услуг по договорам, заключенным с ОАО «Мострансагенство» (г. Москва). В соответствии с данными договорами ОАО «Мострансагенство» осуществляло в г. Москве почасовое транспортное обслуживание командированных лиц.
При сопоставлении данных о дате направления работников Предприятия в служебные командировки в г. Москву с данными о времени и месте оказанных поставщиком транспортных услуг, факт нахождения работников Предприятия в служебных командировках в г. Москве подтвердился в трех случаях из двадцати. В остальных случаях Предприятие по просьбе министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (письмо от 30.09.2008 № 1453/11) оплачивало услуги по транспортному обслуживанию командированных в г. Москву работников указанного министерства.
В силу статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 8.1, 8.7 коллективного договора от 20.12.2007 № 1 обязанность по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, возникает у Предприятия при направлении в командировку штатных работников. Тогда как возмещение расходов, связанных с командированием работников министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выделенных из краевого бюджета, и регламентируется постановлением Губернатора Ставропольского края от 10.01.2006 № 1 «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края, государственных гражданских служащих Ставропольского края».
Таким образом, расходы на транспортное обслуживание командированных в г. Москву работников министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в общей сумме 232,4 тыс. рублей, произведены Предприятием необоснованно, что также отрицательно повлияло на финансовый результат его деятельности.
В ходе контрольного мероприятия установлен факт необоснованной уплаты налога на имущество в 2007 и 2008 годах.
Так, в соответствии с условиями договора от 05.01.2004 № 1 о передаче функций заказчика - застройщика, заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края и ГУП «УКС СК», после завершения строительства объектов Предприятие организовывает работу по передаче данных объектов на баланс эксплуатирующей организации.
Объекты, предназначенные для муниципальных нужд, включаются в реестр государственной собственности Ставропольского края и закрепляются на праве хозяйственного ведения за Предприятием для дальнейшей их передачи в муниципальную собственность.
В 2007 году в составе основных средств на балансе Предприятия на протяжении шести месяцев, до момента передачи в муниципальную собственность, числились следующие завершенные строительством объекты: «Фельдшерско-акушерский пункт в ауле Сабан-Антуста, Туркменского района» и «Клуб на 400 мест в поселке Верхнестепной, Степновского района». Аналогично в 2008 году в составе основных средств на балансе Предприятия числились завершенные строительством объекты: «Общеобразовательная неполная школа на 147 учащихся п. Фазанный, Кировского района»; «Школа с. Русское Курского района Ставропольского края»; «Школа на 900 учащихся в г. Ипатово».
За период учета указанных объектов в качестве основных средств, Предприятием был начислен и уплачен налог на имущество в общей сумме 1 470,7 тыс. рублей (в 2007 году - 177,9 тыс. рублей, в 2008 году - 1 292,8 тыс. рублей).
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н. Согласно пункту 4 указанного Положения объекты, переданные министерством имущественных отношений Ставропольского края на праве хозяйственного ведения, основными средствами Предприятия не являются и, следовательно, не могут быть признаны объектами налогообложения при исчислении налога на имущество.
Таким образом, Предприятие необоснованно уплатило налог на имущество в общей сумме 1470,7 тыс. рублей.
Также в 2008 году установлено неэффективное расходование средств на уплату штрафных санкций в общей сумме 118,9 тыс. рублей, из них 115,3 тыс. рублей за нарушение установленного порядка строительства и земельного законодательства на объектах, где Предприятие осуществляло функции заказчика-застройщика и 3,6 тыс. рублей за несвоевременную уплату налогов.
Выявленные в результате контрольного мероприятия вышеуказанные случаи необоснованных и неэффективных расходов в общей сумме 2 372,2 тыс. рублей отрицательно повлияли на формирование финансового результата деятельности Предприятия.
По расчетам Счетной палаты Ставропольского края (с учетом представленных разногласий) перечисленные необоснованные расходы в общей сумме 2 212,7 тыс. рублей повлекли за собой уменьшение части прибыли, недополученной бюджетом Ставропольского края в объеме 323,0 тыс. рублей (177,9 * 10% = 17,8 тыс. рублей; 2 034,8 * 15% = 305,2 тыс. рублей).
4. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
По данным баланса Предприятия дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2007 составила 18 722,0 тыс. рублей. В течение 2007 года объем дебиторской задолженности увеличился на 40% и по состоянию на 01.01.2008 составил 26 203,0 тыс. рублей.
В состав дебиторской задолженности на 01.01.2008 включена задолженность подрядной организации ООО «Алвис» в сумме 7 660,0 тыс. рублей. Фактически дебиторская задолженность по указанной организации отсутствует. При этом по данным бухгалтерского учета Предприятия кредиторская задолженность перед ООО «Алвис» превышает фактическую задолженность (согласно акту сверки) на 7 660 тыс. рублей. Проверкой установлено, что кредиторская задолженность Предприятия перед ООО «Алвис» составляет 102,0 тыс. рублей.
В течение 2008 года объем дебиторской задолженности увеличился на 49% и по состоянию на 01.01.2009 составил 39 169,0 тыс. рублей. За I полугодие 2009 года объем дебиторской задолженности снизился до 21 188,0 тыс. рублей или на 46%.
На протяжении всего проверяемого периода в состав дебиторской задолженности были включены суммы по внутрихозяйственным расчетам между Предприятием и филиалами, в том числе по состоянию: на 01.01.2008 – 6 373,0 тыс. рублей, на 01.01.2009 – 10 136,0 тыс. рублей; на 01.07.2009 – 6 090,0 тыс. рублей.
Согласно бухгалтерской отчетности Предприятия кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2007 составила 67 770,0 тыс. рублей. В течение 2007 года ее объем уменьшился на 35% и по состоянию на 01.01.2008 составил 43 761,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2009 кредиторская задолженность составила 258 912,0 тыс. рублей, что в 6 раз превышает аналогичный показатель предыдущего периода. На значительный рост кредиторской задолженности в конце 2008 года повлияло сокращение объема финансирования капитальных вложений по стройкам и объектам на 28,6%, в связи с принятием Закона Ставропольского края от 18.12.2008 № 96-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2008 год».
Объем кредиторской задолженности по состоянию на 01.07.2009 сократился в 3 раза и составил 85 504,0 тыс. рублей.
В проверяемом периоде наибольший удельный вес (более 90%) в общей сумме кредиторской задолженности составляла задолженность государственных и муниципальных заказчиков перед подрядными организациями за выполненные работы по строительству объектов.
Также, на протяжении всего проверяемого периода в состав кредиторской задолженности были включены суммы по внутрихозяйственным расчетам между Предприятием и филиалами.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н, за весь проверяемый период показатели дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности Предприятия отражены недостоверно. Указанные показатели были завышены на 30 259,0 тыс. рублей, в том числе по состоянию: на 01.01.2008 - 14 033,0 тыс. рублей, на 01.01.2009 - 10 136,0 тыс. рублей, на 01.07.2009 - 6 090,0 тыс. рублей.
5. Материально-техническое обеспечение Предприятия
Имущество Предприятия находится в государственной собственности и внесено в реестр государственного имущества Ставропольского края, что подтверждается свидетельством министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12.01.2004 № 002403. Имущество закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
На момент проверки, согласно данным министерства имущественных отношений Ставропольского края (письмо от 28.08.2009 № 5683/07), в реестре государственного имущества Ставропольского края значатся следующие объекты учета: незавершенный строительством 28-квартирный жилой дом в селе Дивное Апанасенковского района (готовность объекта 3%); 16 автомобилей, балансовая стоимость которых составляет 6 581,3 тыс. рублей.
В течение проверяемого периода Предприятием приобретены основные средства на общую сумму 5 866,9 тыс. рублей, большую часть которых составляют автомобили и компьютерная техника. Ввиду отсутствия у Предприятия в хозяйственном ведении офисных помещений, Предприятием арендуются нежилые помещения по адресу: г. Ставрополь ул. Маршала Жукова, 7.
В проверяемом периоде использование помещений осуществлялось на основании договоров аренды, заключенных с ООО «Южная Агентская Компания», ЗАО «Росагрокредит», ООО «Русская недвижимость», ОАО «Институт Ставропольагропромпроект».
Расходы по аренде нежилых помещений за проверяемый период составили 8 484,05 тыс. рублей, из них:
- 2007 год – 2 991,74 тыс. рублей;
- 2008 год – 3 519,58 тыс. рублей;
- первое полугодие 2009 года – 1 972,73 тыс. рублей.
В рамках контрольного мероприятия была проведена выборочная проверка фактического наличия основных средств и товарно-материальных ценностей. По итогам проверки выявлена недостача основных средств и материальных запасов на общую сумму 49,6 тыс. рублей, в том числе: диктофона Panasonic RR-US395 (1 шт.), сотовых телефонов Nokia (4 шт.) и сотового телефона Samsung (1 шт.). При этом по результатам проведенной Предприятием в 2008 году инвентаризации указанная недостача основных средств выявлена не была, что свидетельствует о формальном подходе Предприятия к ее проведению.
В соответствие со статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» недостача имущества возмещается за счет виновных лиц. Во исполнение требований указанного закона выявленные в ходе настоящего контрольного мероприятия факты недостачи основных средств указывают на необходимость применения соответствующих мер по установлению виновных лиц и возмещению стоимости указанной недостачи.
Также проверкой установлено неэффективное использование имущества находящегося в хозяйственном ведении Предприятия. Так, приобретенная в 2006 году для нужд Предприятия минимойка стоимостью 8,6 тыс. рублей в эксплуатацию не введена и до настоящего времени не используется.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения порядка учета основных средств, находящихся на балансе Предприятия. Так, сотовые телефоны Samsung стоимостью 28,7 тыс. рублей числились на ответственном хранении у лиц, не работающих на Предприятии. В соответствии с актом списания объекта основных средств от 22.05.2009 № 1 указанные телефоны были списаны ввиду окончания срока полезного использования, что является нарушением пункта 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, согласно которому окончание срока полезного использования не является причиной списания основных средств.
Таким образом, Предприятием произведено необоснованное списание объектов основных средств на сумму 28,7 тыс. рублей.
Указанные факты свидетельствуют о том, что на Предприятии не в полной мере соблюдается принцип эффективности управления имуществом, закрепленный в Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2003 № 201-рп.
6. Проверка соблюдения Порядка отчисления, учета и уплаты в краевой бюджет части прибыли, полученной по результатам деятельности Предприятия
В ходе проверки установлено нарушение Предприятием сроков перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли, оставшейся после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В соответствии с Порядком отчисления, учета и уплаты в краевой бюджет части прибыли, полученной государственными унитарными предприятиями, находящимися в краевой собственности от использования государственного имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, утвержденным министерством финансов Ставропольского края от 24.01.2000 № 04-02, часть прибыли государственных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размере 10% подлежала перечислению в бюджет Ставропольского края в течение 20 дней после сдачи годового отчета.
По итогам работы Предприятия за 2007 год, часть прибыли в сумме 1 102,0 тыс. рублей, подлежащая перечислению в краевой бюджет фактически, перечислена Предприятием на 45 дней позже установленного срока (платежное поручение от 09.06.2008 № 634).
С 1 января 2009 года постановлением Правительства Ставропольского края от 24.03.2009 № 91-п «Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края» норматив отчислений в краевой бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий установлен в размере 15%. Срок перечисления указанных средств остался неизменным – в течение 20 дней после сдачи годового отчета.
Однако по итогам работы за 2008 год перечисление в бюджет края части прибыли в сумме 876,0 тыс. рублей Предприятием также произведено на 71 день позже установленного срока (платежное поручение от 01.07.2009 № 549).
Выводы
В ходе проверки эффективности деятельности Предприятия в 2007, 2008 годах и первом полугодии 2009 года были выявлены следующие недостатки и нарушения законодательства:
1. Отрицательная динамика показателей чистой прибыли, наличие убытков в I полугодии 2009 года в сумме 11 268,0 тыс. рублей, а также превышение темпов роста расходов (32,8%) над темпами роста доходов (19,7%) по основному виду деятельности свидетельствуют о недостаточно эффективной деятельности Предприятия.
2. Анализ достигнутых показателей экономической эффективности деятельности Предприятия показал, что в 2007-2008 годах доходы от освоенных капитальных вложений по стройкам и объектам для государственных и муниципальных нужд Ставропольского края составили в среднем 93,4% общего объема доходов Предприятия, тогда как доходы от основного вида деятельности по иным привлеченным объектам строительства составили в среднем 6,6%, что свидетельствует о низкой активности Предприятия, как поставщика строительных услуг в условиях рынка.
Таким образом, экономическая и социальная эффективность деятельности Предприятия в проверяемом периоде находилась в прямой зависимости от объема бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд Ставропольского края.
3. Выявленные существенные отклонения между плановыми и фактическими показателями эффективности деятельности Предприятия свидетельствуют о формальном подходе к составлению и утверждению Программы деятельности Предприятия, что в конечном итоге ведет к недостоверному планированию доходной части бюджета Ставропольского края, формируемой за счет отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий.
4. Отсутствие в Ставропольском крае утвержденной методики анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, а также критериев оценки эффективности использования государственной собственности не позволяет уполномоченным органам исполнительной власти Ставропольского края проводить мониторинг экономической и социальной эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.
5. Проверкой установлено, что в проверяемом периоде на формирование финансового результата деятельности Предприятия отрицательно повлияло неэффективное и необоснованное расходование средств в общей сумме 2 372,2 тыс. рублей, в том числе:
5.1. В нарушение пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации произведена необоснованная уплата налога на имущество в сумме 1 470,7 тыс. рублей по объектам, не относящимся к основным средствам Предприятия;
5.2. В нарушение пункта 8.13 коллективного договора от 20.12.2007 № 1, Положения о единовременных поощрительных выплатах (приложение 10 к коллективному договору Предприятия) неправомерно произведены поощрительные выплаты работникам в общей сумме 509,6 тыс. рублей в период убыточной деятельности Предприятия;
5.3. В проверяемом периоде допущены необоснованные расходы на транспортное обслуживание командированных в город Москву работников министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в общей сумме 232,4 тыс. рублей;
5.4. В 2008 году установлено неэффективное расходование средств на уплату штрафных санкций в общей сумме 118,9 тыс. рублей, из них 115,3 тыс. рублей за нарушение установленного порядка строительства и земельного законодательства на объектах, где Предприятие осуществляло функции заказчика-застройщика, а также 3,6 тыс. рублей за несвоевременную уплату налогов.
5.5. В 2009 году допущено неэффективное расходование средств в сумме 40,6 тыс. рублей на заграничную командировку в город Анталия (Турция).
6. Приобретенная в 2006 году для нужд Предприятия минимойка стоимостью 8,6 тыс. рублей до настоящего времени не используется, что является неэффективным использованием имущества находящегося в хозяйственном ведении Предприятия.
7. Необоснованные расходы Предприятия в общей сумме 2 212,7 тыс. рублей повлекли за собой уменьшение части прибыли, недополученной бюджетом Ставропольского края в объеме 323,0 тыс. рублей (177,9 * 10% = 17,8 тыс. рублей; 2 034,8 * 15% = 305,2 тыс. рублей).
8. В нарушение пункта 6 Порядка № 04-02 и пункта 1 постановления Правительства Ставропольского края от 24.03.2009 № 91-п «Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края», Предприятием допущено нарушение сроков перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли в 2007 году на 45 дней и в 2008 году на 71 день.
9. В нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» выдача денежных займов юридическим и физическим лицам в 2007 и 2009 годах в общей сумме 1 413,0 тыс. рублей осуществлялась без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края.
10. Отсутствие должного контроля за сохранностью имущества Предприятия явилось причиной недостачи основных средств и материальных запасов на общую сумму 57,5 тыс. рублей. Указанная недостача основных средств по результатам проведенной Предприятием в 2008 году инвентаризации не выявлена, что свидетельствует о формальном подходе Предприятия к ее проведению.
11. В нарушение пункта 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, произведено необоснованное списание объектов основных средств на сумму 28,7 тыс. рублей.
12. В нарушение пункта 5.9. положения о Центральном филиале в г. Благодарном, утвержденного приказом генерального директора Предприятия от 12.12.2006 № 206, филиалом без согласования с Предприятием заключен договор аренды автомобиля. Расходы по аренде автомобиля составили 45,0 тыс. рублей.
13. В нарушение пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н, Предприятием допущено недостоверное отражение показателей дебиторской и кредиторской задолженности вследствие завышения показателей по расчетам с ООО «Алвис» в сумме 7 660,0 тыс. рублей и по внутрихозяйственным расчетам на сумму 22 599,0 тыс. рублей.
14. Устав Предприятия не приведен в соответствие с постановлением Правительства Ставропольского края от 24.03.2009 № 91-п «Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края», устанавливающим размер части прибыли государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края.
Таким образом, в ходе проверки выявлены факты нарушений финансовой дисциплины на сумму 2 835,0 тыс. рублей, в том числе:
- необоснованные расходы (пункты 5.1, 5.2, 5.3 выводов) | 2 212,7 тыс. рублей; |
- недополучение в доход бюджета Ставропольского края установленных платежей вследствие необоснованно произведенных расходов (пункт 7 выводов) |
323,0 тыс. рублей; |
- неэффективное использование средств (пункты 5.4, 5.5 выводов) |
159,5 тыс. рублей; |
- неэффективное использование имущества (пункт 6 выводов) |
8,6 тыс. рублей; |
- недостача основных средств и материальных запасов (пункт 10 выводов)
|
57,5 тыс. рублей;
|
- необоснованное списание основных средств (пункт 11 выводов) | 28,7 тыс. рублей; |
- договор аренды автомобиля заключен филиалом без согласования с Предприятием (пункт 12 выводов) |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края и в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края разработать и утвердить нормативный правовой акт, устанавливающий методику анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, а также критерии оценки эффективности использования государственного имущества Ставропольского края.
3. Направить представление Счетной палаты Ставропольского края в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в государственное унитарное предприятие «Управление капитального строительства Ставропольского края».
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края А.Г. Черняков