[7 августа 2009 г.] Отчет по результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2006-2008 годах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
7 августа 2009 г.
ОТЧЕТ
по результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2006-2008 годах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.17 плана работы Счетной палаты Ставропольского края на 2009 год, распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 04 июня 2009 года № 21.
Цель контрольного мероприятия: проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2006-2008 годах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»; оценка достижения эффективности конечных результатов, предусмотренных ведомственной целевой программой.
Предмет контрольного мероприятия: средства бюджета Ставропольского края, выделенные в 2006-2008 годах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы».
Объекты проверки: министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ЗАО «Альянс свободных Ставропольских архитекторов».
Проверяемый период: 2006-2008 годы.
Сроки проведения контрольного мероприятия: с 09.06.2009 по 03.07.2009.
Результаты контрольного мероприятия
1. Анализ соблюдения действующего законодательства при разработке, принятии, исполнении ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»
В рамках реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, распоряжения Губернатора Ставропольского края от 11.08.2005 № 332-р «О перечне краевых целевых и ведомственных целевых программ, принимаемых к разработке в 2005 году», приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 06.12.2005 № 507 утверждена ведомственная целевая программа «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы» (далее – Программа).
Государственным заказчиком и разработчиком программы определено министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, функции которого, в порядке правопреемства в связи с реорганизацией с 04 сентября 2008 года переданы министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее: Министерство, государственный заказчик).
Исполнителями Программы выступали Министерство, ФГУП «Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», ФГУП «Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве» (ФГУП «ЦНС»), ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», ГУ «Архитектуры и градостроительства Ставропольского края», ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», ЗАО «Альянс свободных Ставропольских архитекторов», ИП Голубева Т.Г.
Целью Программы являлась подготовка документов территориального планирования, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения Ставропольского края, обеспечение устойчивого развития территории края, связанного с развитием территорий городских и сельских поселений края, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, с учетом охраны объектов культурного наследия и природных ресурсов.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач: подготовка Схемы территориального планирования Ставропольского края, подготовка Схемы территориального планирования особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод, подготовка и формирование системы региональных нормативов градостроительного проектирования Ставропольского края.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов РФ. На основании части 3 статьи 10 Закона Ставропольского края от 12.07.2006 № 57-кз «О территориальном планировании и планировке территории в Ставропольском крае» состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативно-правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти в области градостроительной деятельности.
В нарушение указанной нормы министерством строительства и архитектуры Ставропольского края нормативно-правовой акт, регламентирующий состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования до настоящего времени не разработан. При этом одним из основных мероприятий Программы являлась разработка и принятие региональных нормативов градостроительного проектирования Ставропольского края.
2. Финансовое обеспечение мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», исполнение расходов за 2006-2008 годы
В соответствии с паспортом Программы источником финансирования утвержденных мероприятий являются средства бюджета Ставропольского края. Плановые назначения бюджетных ассигнований, предусмотренные паспортом Программы на реализацию мероприятий в 2006-2008 годах, утверждены в сумме 18 000,0 тыс. рублей.
Во исполнение статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ в 2008 году планирование бюджетных ассигнований осуществлялось в порядке и в соответствии с методикой, утвержденной приказом министерства финансов Ставропольского края от 22.08.2007 № 510-бр. На основании подпункта 6.4 пункта 6 раздела I Методических рекомендаций по планированию бюджетных ассигнований на 2008-2010 годы главных распорядителей средств краевого бюджета, расходы на реализацию мероприятий Программы были проиндексированы на 6,5 процента. В соответствии с указанными нормами, общий объём бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, составил 18 390,0 тыс. рублей.
Законом Ставропольского края от 31.12.2005 № 84-кз «О бюджете Ставропольского края на 2006 год» плановые назначения на реализацию мероприятий Программы утверждены в сумме 6 000,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов Программы составило 5 956,3 тыс. рублей или 99,3% от объема годовых бюджетных ассигнований. Остаток неиспользованных средств сформировался в объеме 43,7 тыс. рублей, в связи с неисполнением мероприятия «Экспертиза графика расчета геометрического коэффициента естественной освещенности (КЕО) для территории Ставропольского края».
Объем бюджетных назначений в 2007 году, утвержденный Законом Ставропольского края от 29.12.2006 № 97-кз «О бюджете Ставропольского края на 2007 год» на исполнение Программных мероприятий составил 6 000,0 тыс. рублей. В течение 2007 года первоначальный объем бюджетных назначений был уточнен на сумму неиспользованных в 2006 году средств и составил 6 043,7 тыс. рублей. Уточненные плановые показатели исполнены в сумме 5 529,8 тыс. рублей или на 91,5%. Остаток неиспользованных средств сложился в сумме 513,9 тыс. рублей.
Законом Ставропольского края от 26.12.2007 № 79-кз «О бюджете Ставропольского края на 2008 год» бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий Программы (с учетом проведенной индексации) утверждены в сумме 6 390,0 тыс. рублей. В феврале 2008 года плановые назначения Программы Законом Ставропольского края от 28.02.2008 № 9-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2008 год» были увеличены на сумму неиспользованных в 2007 году остатков в объеме 513,9 тыс. рублей и составили 6 903,9 тыс. рублей. Вместе с тем, корректировка действующей Программы, в части уточнения плановых назначений произведена приказом Министерства от 04.05.08 № 148, то есть спустя пять месяцев после начала финансового года, что свидетельствует о несвоевременном внесении Министерством изменений в действующую Программу.
Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2008 год» (в редакции от 18.12.2008 № 96-кз) произведено сокращение плановых назначений Программы на 4 768,9 тыс. рублей. Объем уточненных бюджетных ассигнований составил 2 135,0 тыс. рублей или 30,9% от первоначальных плановых назначений.
Сокращение бюджетных назначений на реализацию программных мероприятий в 2008 году, привело к образованию по состоянию на 01.01.2009 кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам, принятым в рамках государственного контракта от 30.06.2008 № 2-48 с ОАО «Гипрогор» в сумме 4 060,0 тыс. рублей.
Законом Ставропольского края от 12.12.2008 № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2009 год» предусмотрены средства на погашение задолженности на реализацию ВЦП «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы» в сумме 4 405,0 тыс. рублей, в том числе:
- по государственному контракту от 30.06.2008 № 2-48, заключенному с ОАО «Гипрогор» на завершение работ по разработке Схемы территориального планирования КМВ – 4 060,0 тыс. рублей;
- по государственному контракту от 09.12.2008 № 2-80, заключенному с ИП Голубевой Т.Г. на оказание услуг по разработке проекта Градостроительного устава Ставропольского края для государственных нужд – 345,0 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность за разработку проекта Градостроительного устава Ставропольского края в сумме 345,0 тыс. рублей ИП Голубевой Т.Г. по состоянию на 01.01.2009 года по данным бюджетной отчетности Министерства отсутствует, в связи с невыполнением поставщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
В нарушение пунктов 2.5, 2.7 приказа министерства финансов Ставропольского края от 10.01.2008 № 5 «Об утверждении Порядка учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Ставропольского края» государственный контракт от 09.12.2008 № 2-80 с ИП Голубевой Т.Г. на разработку проекта Градостроительного устава Ставропольского края, Министерством на учет поставлен не был. Как следствие, в форме № 604 «Исполнение денежных обязательств получателя бюджетных средств» за 2008 год, данные о регистрации бюджетных обязательств также не отражены.
Таким образом, из предусмотренных в 2006-2008 годах программных назначений на реализацию ВЦП «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы» в общей сумме 18 390,0 тыс. рублей, финансовое обеспечение сложилось в объеме 14 178,7 тыс. рублей или 77,1%. При этом, за весь период реализации программных мероприятий фактически освоено 13 621,1 тыс. рублей, что составило 96,1% от объема выделенного финансирования.
3. Анализ внесенных изменений в объемы финансирования, корректировок утвержденных мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», исполнение расходов за 2006-2008 годы
Реализация и внесение изменений в ведомственные целевые программы в проверенном периоде осуществлялась в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора Ставропольского края от 11.02.2005 № 57 «О Порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ» (далее - Порядок).
Проверкой установлено за весь период реализации Программы государственным заказчиком – Министерством, изменения в Программу вносились шесть раз.
В нарушение Порядка, ни в одном из шести случаев, предложения о корректировке мероприятий и объемов финансирования Программы министерством строительства и архитектуры (министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры) Ставропольского края в министерство экономического развития (министерство экономического развития и торговли) Ставропольского края, министерство финансов Ставропольского края, Счетную палату (контрольно-счетную палату Государственной Думы) Ставропольского края на согласование и экспертизу не предоставлялись.
Несоблюдение государственным заказчиком Программы установленного порядка внесения изменений в Программу, повлекло за собой нарушения при составлении приказов о корректировке мероприятий и объемов финансирования Программы.
В нарушение пункта 3.1.4 Порядка, при отсутствии согласований министерства экономического развития и торговли Ставропольского края и министерства финансов Ставропольского края, государственным заказчиком приказом от 14.12.2006 № 375 осуществлено перемещение финансовых средств, предусмотренных Программой на 2007 год, с мероприятия «Разработка региональных нормативов «Территориальное планирование» на мероприятие «Подготовка Схемы территориального планирования КМВ» в объеме 1 000,0 тыс. рублей, что превышает 10% от общего объема средств, предусмотренных Программой на 2007 год в соответствии с приказом Министерства от 06.12.2005 № 507.
Государственным заказчиком заключались контракты, и производилась оплата мероприятий, которые на момент заключения контрактов в Программе отсутствовали.
Так, Министерством с ФГУП «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» был заключен договор от 25.05.2006 № СН/9-06 на подготовку экспертного заключения на проект ТСН «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Часть 1. Селитебные территории Ставропольского края» на сумму 80,0 тыс. рублей. Оплата данного договора в полном объеме произведена Министерством платежным поручением от 31.07.2006 № 185474, однако соответствующее мероприятие включено в Программу спустя четыре месяца после оплаты – приказом от 14.12.2006 № 375.
Аналогично между Министерством и ОАО «Издательская полиграфическая фирма «Ставрополье» был заключен договор на изготовление брошюр нормативно-правовых актов Министерства от 12.02.2008 № 2-14 на сумму 14,99 тыс. рублей. Оплата Министерством в полном объеме произведена в марте – апреле 2008 года, однако мероприятие включено в Программу спустя месяц после окончательного расчета – приказом от 04.05.2008 № 148.
Указанные нарушения, а также факт предоставления Министерством некорректных сведений об изменениях, внесенных в ВЦП «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы» указывает на имеющиеся недостатки в работе Министерства в части исполнения программы и обеспечения контроля за ходом ее выполнения.
4. Проверка соблюдения действующего законодательства о размещении заказов для государственных нужд при исполнении мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»
Государственные контракты в рамках выполнения мероприятий Программы в 2006 – 2008 годах заключались Министерством как по итогам проведения конкурсных процедур, а также без их проведения, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ).
Проверкой установлены отдельные нарушения законодательства о размещении заказов, допущенные Министерством при заключении государственных контрактов по результатам конкурсных процедур.
Так, в нарушение части 5 статьи 9, части 8 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ (в ред. от 27.07.2006), на условиях, отличных от условий, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, Министерством заключен государственный контракт от 17.11.2006 № 1-11-06ГК на сумму 176,2 тыс. рублей с ГУ «Архитектуры и градостроительства Ставропольского края» на разработку графика расчета геометрического коэффициента естественной освещенности (КЕО). Подписанный государственный контракт, в отличие от извещения о проведении запроса котировок № 647к (утв. приказом комитета Ставропольского края по государственному заказу от 31.10.2006 № 1562), содержит пункт 2.2, согласно которому, предусматривается возможность изменения стоимости работ.
На основании обращения Министерства от 13.07.2006 № 4824/10, комитетом Ставропольского края по государственному заказу 01 августа 2006 года был размещен государственный заказ путем запроса котировок на выполнение работ по изготовлению топографических и цифровых карт в масштабе 1:50000 на территории КМВ с предельной (максимальной) ценой контракта 239,99 тыс. рублей.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок от 01.08.2006 № 350, победитель обязан подписать государственный контракт в течение пяти дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок (протокол от 11.08.2006). Победителем - ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» государственный контракт от 18.08.2006 № 5-477 был подписан 05 сентября 2006 года – спустя 20 дней после истечения установленного извещением срока.
В нарушение части 6 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ (в редакции от 27.07.2006) победитель не был признан уклонившимся от заключения государственного контракта. Как следствие, государственный контракт от 18.08.2006 № 5-477 на сумму 229,58 тыс. рублей между Министерством и ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» был заключен с нарушением действующего законодательства о размещении заказов.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 9, части 8 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ (в ред. от 27.07.2006), вышеназванный государственный контракт сторонами заключен на условиях, отличных от условий, предусмотренных в извещении о проведении запроса котировок.
Так, в извещении о проведении запроса котировок от 01.08.2006 № 350 содержится указание на срок выполнения работ – не позднее трех месяцев со дня заключения государственного контракта, однако пунктом 3.2 заключенного государственного контракта предусмотрена возможность внесения изменений в календарный план выполнения работ.
Как следствие, между Министерством и ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» было заключено дополнительное соглашение от 18.11.2006 № 1, в котором срок выполнения работ продлен до 18 декабря 2006 года.
5. Целевое и эффективное использование средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы». Своевременность исполнения заключенных государственных контрактов и договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
В рамках реализации программных мероприятий по направлению «Организация разработки и формирования системы региональных нормативов градостроительного проектирования в Ставропольском крае» в 2006 году Министерством было заключено три договора на общую сумму 291,6 тыс. рублей.
В процессе исполнения государственного контракта от 18.08.2006 № 5-477 на сумму 229,58 тыс. рублей, заключенного между Министерством и ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», несмотря на указание в извещении о проведении запроса котировок о том, что цена контракта является фиксированной и не подлежит изменению, дополнительным соглашением от 18.11.2006 № 1 цена контракта была увеличена на 11,47 тыс. рублей и составила 241,05 тыс. рублей.
Таким образом, Министерством допущены нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, выразившиеся в неэффективном использовании средств бюджета Ставропольского края на сумму 11,47 тыс. рублей.
При проверке исполнения обязательств по договору от 14.12.2006 № 83 установлено, что брошюра «Территориальные строительные нормы «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края» фактически изготовлена ГУП СК «Краевые сети связи» в феврале 2007 года. Вместе с тем, акт выполненных работ был подписан сторонами и полностью оплачен Министерством в сумме 35,4 тыс. рублей в декабре 2006 года.
Таким образом, в нарушение пунктов 2.2.3, 3.2 вышеуказанного договора, предусматривающих оплату услуг после их выполнения, работы на общую сумму 35,4 тыс. рублей были приняты Министерством и полностью оплачены до их фактического исполнения.
В нарушение пункта 66 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н, брошюры, изготовленные в рамках договора от 14.12.2006 № 83, при получении были списаны на финансовый результат, без отражения на счете «Прочие материальные запасы». Документы, подтверждающие распространение данных брошюр, в Министерстве также отсутствуют.
Использование средств краевого бюджета на разработку Схемы территориального планирования Ставропольского края в 2006 году производилось в рамках исполнения государственного контракта от 10.06.2005 № 3487 на сумму 10 800,0 тыс. рублей, (в том числе 2006 год – 5 423,7 тыс. рублей), заключенного с ФГУП «Гипрогор».
В связи с наличием замечаний и предложений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, явившихся основанием для отказа в согласовании Схемы территориального планирования Ставропольского края, доработка соответствующих ее разделов проводилась Министерством совместно с ФГУП «Гипрогор» в течение 2007-2008 годов, что не позволило Министерству получить все необходимые заключения и согласования в сроки, установленные частью 5 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В апреле 2009 года, после устранения замечаний по согласованию проекта Схемы территориального планирования Ставропольского края, данный документ повторно направлен на рассмотрение и согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, до настоящего времени Схема территориального планирования Ставропольского края высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не утверждена, что не позволяет проводить дальнейшую работу по ее реализации.
Также проверкой установлено, что Схема территориального планирования особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод на территории Ставропольского края, разработанная в рамках государственного контракта от 02.07.2007 № 3-3 ФГУП «Гипрогор» (в июле 2007 года реорганизовано в ОАО «Гипрогор»), не утверждалась в порядке, установленном статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно письменным объяснениям Министерства, материалы по Схеме территориального планирования КМВ, полученные в 2007 году, стали основой для завершения работы по ее разработке в 2008 году, что не предусмотрено условиями государственного контракта от 02.07.2007 № 3-3 и противоречит пункту 10.1 указанного контракта в части обеспечения подрядчиком выполнения всех работ по разработке Схемы территориального планирования КМВ в полном объеме и в установленные сроки.
В целях завершения работ по разработке Схемы территориального планирования КМВ, в 2008 году между Министерством и ОАО «Гипрогор» заключен государственный контракт от 30.06.2008 № 2-48 на сумму 5 800,0 тыс. рублей. Результатом выполненных работ по контракту также стала «Схема территориального планирования особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод на территории Ставропольского края».
Таким образом, в рамках одного программного мероприятия было разработано две Схемы территориального планирования КМВ. При этом к использованию по назначению предполагается только одна из них, разработанная в 2008 году, что подтверждается письмами Министерства о направлении её на согласование в органы исполнительной власти Ставропольского края. Схема территориального планирования КМВ, разработанная в рамках государственного контракта от 02.07.2007 № 3-3, в целях развития территории Кавказских Минеральных Вод как самостоятельный документ не использовалась.
Также проверкой установлены нарушения действующего законодательства при исполнении государственного контракта от 09.12.2008 № 2-80 заключенного по результатам открытого конкурса с ИП Голубевой Т.Г. на разработку проекта Градостроительного устава Ставропольского края.
В соответствии с обращением Министерства о проведении конкурсной процедуры, направленным в комитет Ставропольского края по государственному заказу, критериями оценки конкурсных заявок на выполнение данного вида работ по государственному контракту являлись цена контракта и срок оказания услуг.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок ИП Голубева Т.Г. была признана победителем открытого конкурса, как участник, предложивший наиболее низкую цену и более короткий срок исполнения контракта.
По условиям подписанного сторонами государственного контракта от 09.12.2008 № 2-80, срок окончания работ составлял 7 (семь) дней со дня его заключения. В установленный государственным контрактом срок, работы по разработке проекта Градостроительного устава Ставропольского края ИП Голубевой Т.Г. выполнены не были. Оплата, ввиду наличия претензий к качеству разработанного документа, Министерством не производилась.
По результатам заключений ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» (г. Ростов-на-Дону), ГУ Архитектуры и градостроительства Ставропольского края (г. Ставрополь) проект Градостроительного устава, разработанный ИП Голубевой Т.Г., неоднократно направлялся на доработку. При этом в вышеназванных заключениях указывалось на формальный подход подрядчика к разработке документа и низкое качество работ, вследствие отсутствия у ИП Голубевой Т.Г профессиональной подготовки в области архитектуры и градостроительства.
Таким образом, неиспользование Министерством законодательно предоставленной возможности включения в конкурсную документацию критерия оценки «квалификация участников» (пункт 1.1 части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ), привело к тому, что Градостроительный устав Ставропольского края не был разработан в установленные сроки. В нарушение пункта 3 государственного контракта от 09.12.2008 № 2-80, требования об уплате пени к ИП Голубевой Т.Г. Министерством не предъявлялись.
В результате неприменения штрафных санкций, сумма не предъявленной пени за период с 17.12.2008 по 02.06.2009 составила 24,8 тыс. рублей.
В апреле 2009 года ИП Голубева Т.Г. обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с министерства строительства и архитектуры Ставропольского края денежных средств, в сумме 345,0 тыс. рублей, в счет оплаты государственного контракта от 09.12.2008 № 2-80. По условиям мирового соглашения, заключенного 01.06.2009, Министерством принят, а ИП Голубевой Т.Г. передан проект Градостроительного устава Ставропольского края, доработанный и согласованный в соответствии с замечаниями Министерства. На момент проведения проверки, оплата услуг по государственному контракту от 09.12.2008 № 2-80 не производилась.
Также установлены нарушения при исполнении государственного контракта от 11.04.2008 № 2-18 на сумму 380,0 тыс. рублей, заключенного с ЗАО «Альянс свободных Ставропольских архитекторов» на выполнение работ по разработке инструкции «Улично-дорожная сеть и организация общественного транспорта».
Встречной проверкой, проведенной в ЗАО «Альянс свободных Ставропольских архитекторов» (далее – ЗАО «АССТ-АРХ») установлено, что согласно пункту 4.3 государственного контракта, в перечень обязательств подрядчика - ЗАО «АССТ-АРХ» входило согласование Инструкции с компетентными государственными органами, надзорными организациями и органами местного самоуправления.
Вместе с тем, согласование Инструкции в министерствах и ведомствах Ставропольского края проводились министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края. Таким образом, ЗАО «АССТ-АРХ» не исполнен пункт 4.3 государственного контракта от 11.04.2008 № 2-18.
Из объяснений представителей ЗАО «АССТ-АРХ» следует, что согласование Инструкции проводилось Министерством, ввиду того, что указанная Инструкция выпускалась как нормативная документация министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края.
6. Организация контроля за ходом реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»
В соответствии с пунктом 3.3.2 Порядка разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 11.02.2005 № 57, государственный заказчик программы обязан представлять в министерство экономического развития и торговли Ставропольского края ежеквартальные (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) и ежегодные (до 1 февраля года, следующего за отчетным) отчеты о ходе финансирования и выполнения программы с пояснительной запиской.
Проверкой установлено, что в нарушение указанной нормы, министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края ежеквартальные отчеты и пояснительные записки о ходе выполнения и финансирования программы в 2006 году, I - II кварталах 2007 года в министерство экономического развития Ставропольского края не предоставлялись, что позволяет сделать вывод об отсутствии должным образом организованного управления программой и контроля за ходом ее реализации.
Необходимо отметить, что ежегодные отчеты о выполнении программных мероприятий в 2006, 2007 годах, предоставленные министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края в министерство экономического развития и торговли Ставропольского края, не содержат даты составления документа, а также составлены по форме, не соответствующей утвержденной министерством экономического развития и торговли Ставропольского края (пунктом 3.3.3 Порядка).
7. Оценка эффективности достижения конечных результатов ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы»
В процессе реализации ведомственной целевой программы «Градостроительство в Ставропольском крае на 2006-2008 годы» достигнуты следующие результаты.
В 2006 году произведена подготовка Схемы территориального планирования Ставропольского края, изготовлены топографические и цифровые карты в масштабе 1:50000 на территории Кавказских Минеральных Вод, осуществлена разработка графика расчета геометрического коэффициента естественной освещенности для территории Ставропольского края, получено экспертное заключение и издана брошюра ТСН 30-312-2006 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Часть 1. Селитебные территории».
В 2007 году в рамках Программы были проведены мероприятия по подготовке Схемы территориального планирования особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод, изготовлено четыре брошюры нормативных правовых актов в сфере градостроительства.
По итогам 2008 года произведено завершение работ по разработке Схемы территориального планирования особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод; изготовлена инструкция «Улично-дорожная сеть и организация дорожного транспорта»; изготовлены брошюры нормативных правовых актов в сфере градостроительства.
Оценивая результативность реализации Программы и сопоставив фактические результаты с перечнем основных программных мероприятий, предусмотренных паспортом Программы от 26.11.2005, установлено, что основные мероприятия выполнены не в полном объеме.
В частности в рамках корректировки Программы приказом Министерства от 04.05.2008 № 148 программное мероприятие «Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства краевого значения» с объемом финансирования 500,0 тыс. рублей было исключено.
Следует отметить, что паспортом Программы, утвержденным приказом министерства от 06.12.2005 № 507, указанное мероприятие было определено в качестве одного из трех основных. Исключение одного из основных мероприятий Программы в конце трехлетнего срока ее действия указывает как на отсутствие достаточного внимания государственного заказчика – Министерства при определении основных программных мероприятий на этапе разработки Программы, так и на недостаточный уровень эффективности реализации программных мероприятий.
В рамках реализации Программы разрабатывались и принимались региональные нормативы градостроительного проектирования Ставропольского края. Однако, в нарушение части 3 статьи 10 Закона Ставропольского края от 12.07.2006 № 57-кз «О территориальном планировании и планировке территории в Ставропольском крае» Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края до настоящего времени не разработан нормативно-правовой акт, регламентирующий состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования.
Таким образом, разрабатываемые и принимаемые в Ставропольском крае региональные нормативы градостроительного проектирования носят точечный и несистемный характер, что не отвечает положениям, закрепленным в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
ВЫВОДЫ
1. Проведение на территории Ставропольского края государственной политики в области градостроительства, а также реализация полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности, переданных органам государственной власти Ставропольского края осуществляется Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.
2. В нарушение части 3 статьи 10 Закона Ставропольского края от 12.07.2006 № 57-кз «О территориальном планировании и планировке территории в Ставропольском крае» нормативно-правовой акт, регламентирующий состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования до настоящего времени Министерством не разработан. Таким образом, разрабатываемые и принимаемые в Ставропольском крае региональные нормативы градостроительного проектирования носят точечный и несистемный характер.
3. Схема территориального планирования Ставропольского края высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до настоящего времени не утверждена, что не позволяет проводить дальнейшую работу по ее реализации. В апреле 2009 года, после устранения замечаний, данный документ повторно направлен на рассмотрение и согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации.
4. Из предусмотренных программных назначений в общей сумме 18 390,0 тыс. рублей, финансовое обеспечение сложилось в объеме 14 178,7 тыс. рублей или 77,1%. При этом, за весь период реализации программных мероприятий фактически освоено 13 621,1 тыс. рублей, что составило 96,1% от объема выделенного финансирования. По состоянию на 01.01.2009 кредиторская задолженность Министерства по мероприятиям программы составляла 4060,0 тыс. рублей.
5. В нарушение Порядка разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 11.02.2005 № 57, корректировки программных мероприятий и прогнозируемых объемов финансирования осуществлялись Министерством при отсутствии согласований и положительных заключений министерства экономического развития (министерства экономического развития и торговли) Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края, Счетной палаты (контрольно-счетной палаты Государственной Думы) Ставропольского края.
Отсутствие должного внимания со стороны государственного заказчика к исполнению обязанностей по контролю за ходом реализации Программы повлекло нарушения при составлении приказов о корректировке мероприятий и объемов финансирования Программы.
6. Министерством допущены нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, выразившиеся в неэффективном использовании средств бюджета Ставропольского края на сумму 11,47 тыс. рублей, вследствие несоблюдения законодательства о размещении заказов при заключении государственных контрактов по результатам конкурсных процедур.
7. В нарушение пунктов 2.2.3, 3.2 договора от 14.12.2006 № 83, предусматривающих оплату услуг после их выполнения, Министерством приняты и полностью оплачены ГУП СК «Краевые сети связи» работы по изготовлению брошюры на общую сумму 35,4 тыс. рублей до их фактического исполнения.
В нарушение пункта 66 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н, изготовленные брошюры при получении списывались на финансовый результат, без отражения на счете «Прочие материальные запасы».
8. В нарушение пунктов 2.5, 2.7 приказа министерства финансов Ставропольского края от 10.01.2008 № 5 «Об утверждении Порядка учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Ставропольского края» государственный контракт от 09.12.2008 № 2-80 на сумму 345,0 тыс. рублей, Министерством на учет поставлен не был.
9. Неиспользование Министерством законодательно предоставленной возможности включения в конкурсную документацию о проведении открытого конкурса критерия оценки «квалификация участника» (пункт 1.1 части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ), привело к тому, что к выполнению работ по разработке Градостроительного устава Ставропольского края (основополагающий закон субъекта Российской Федерации в сфере градостроительства) был привлечен подрядчик, не обладающий профессиональной подготовкой в области архитектуры и градостроительства. В результате чего, Градостроительный устав Ставропольского края в установленные сроки разработан не был.
10. В нарушение условий государственного контракта от 09.12.2008 № 2-80, Министерством не предъявлялись требования об уплате пени к ИП Голубевой Т.Г. В результате неприменения штрафных санкций, сумма не предъявленной неустойки за период с 17.12.2008 по 02.06.2009 составила 24,8 тыс. рублей.
11. При выполнении работ по разработке Инструкции «Улично-дорожная сеть и организация общественного транспорта», подрядчиком – ЗАО «АССТ-АРХ» не исполнен пункт 4.3 государственного контракта от 11.04.2008 № 2-18, в части проведения согласования Инструкции в министерствах и ведомствах Ставропольского края. Согласования проводились министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края самостоятельно.
12. В нарушение пункта 3.3.2 Порядка разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 11.02.2005 № 57, ежеквартальные отчеты и пояснительные записки о ходе выполнения и финансирования программы в 2006 году, I - II кварталах 2007 года в министерство экономического развития Ставропольского края Министерством не предоставлялись, что позволяет сделать вывод об отсутствии должным образом организованного управления программой и контроля за ходом ее реализации.
Представленные ежегодные отчеты за 2006, 2007 годы, не содержат даты составления документа, а также составлены в форме, не соответствующей утвержденной министерством экономического развития и торговли Ставропольского края.
13. Основные мероприятия Программы выполнены не в полном объеме. В частности, в рамках корректировки программных мероприятий приказом Министерства от 02.08.2007 № 248 исключено одно из трех основных мероприятий – «Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства краевого значения».
Исключение одного из основных мероприятий Программы в конце трехлетнего срока действия программы указывает, как на отсутствие достаточного внимания государственного заказчика – Министерства при определении основных программных мероприятий на этапе разработки Программы, так и на недостаточный уровень эффективности реализации программных мероприятий.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Направить представление в министерство экономического развития Ставропольского края:
2.1. В целях исключения фактов несогласованного внесения государственными заказчиками изменений в действующие краевые и ведомственные целевые программы, усилить контроль за реализацией краевых и ведомственных целевых программ.
3. Направить представление в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края:
3.1. Рассмотреть вопрос о необходимости разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования в Ставропольском крае.
3.2. Принимая во внимание основную роль Схемы территориального планирования Ставропольского края при формировании эффективной системы пространственного развития региона, обратить внимание на необходимость завершения мероприятий по согласованию и утверждению указанного документа в порядке, установленном статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3.3. Усилить контроль за реализацией краевых и ведомственных целевых программ. Не допускать нарушений действующего законодательства при осуществлении корректировок мероприятий и прогнозируемых объемов финансирования действующих краевых и ведомственных целевых программ.
3.4. Не допускать нарушений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части неэффективного использования средств бюджета Ставропольского края.
3.5. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушение приказа министерства финансов Ставропольского края от 10.01.2008 № 5, к ответственности в установленном порядке.
3.6. В целях предотвращения фактов привлечения к выполнению работ подрядчиков, не обладающих достаточной профессиональной подготовкой, при формировании заявок на проведение конкурсных процедур, указывать в качестве критерия оценки заявок квалификацию участников размещения заказов.
3.7. Обратить внимание на необходимость осуществления контроля за исполнением подрядчиками принятых обязательств в установленный срок и в полном объеме.
3.8. В соответствии с пунктом 3 государственного контракта от 09.12.2008 № 2-80 взыскать с ИП Голубевой Т.Г. пеню в сумме 24,8 тыс. рублей за период с 17.12.2008 по 02.06.2009 года, в установленном законодательством порядке.
3.9. Обеспечить своевременное предоставление отчетов о реализации краевых и ведомственных целевых программ в министерство экономического развития Ставропольского края в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.10. Обратить внимание на необходимость применения эффективного и рационального подхода при определении основных программных мероприятий на этапе разработки и реализации краевых и ведомственных целевых программ.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края А.В. Иванова