Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, направленных в 2009 году и 1 полугодии 2010 года на выполнение Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
31 августа 2010 г.
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, направленных в 2009 году и 1 полугодии 2010 года на выполнение Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.10 плана работы Счетной палаты Ставропольского края на 2010 год, распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 07.06.2010 № 15.
Цель контрольного мероприятия: проверка эффективного и целевого использования средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, направленных в 2009 году и 1 полугодии 2010 года на выполнение Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты, регламентирующие систему обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края. Статистическая отчетность, государственное (муниципальное) задание лечебным медицинским организациям Ставропольского края на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования, договоры со страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями.
Объекты контрольного мероприятия: Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования, открытое акционерное общество Медицинская страховая компания «ЭМЭСК» (г. Ставрополь), государственное учреждение здравоохранения «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер».
Проверяемый период деятельности: 2009 год и 1 полугодие 2010 года.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 09.06.2010 по 16.08.2010.
Акт проверки Ставропольским краевым фонд обязательного медицинского страхования подписан с возражениями, которые недостаточно аргументированы и носят пояснительный характер.
Акт проверки открытым акционерным обществом Медицинская страховая компания «ЭМЭСК» (г. Ставрополь) подписан без разногласий.
Акт проверки государственным учреждением здравоохранения «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» подписан без разногласий.
Один экземпляр акта проверки Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования направлен в министерство здравоохранения Ставропольского края для ознакомления. Возражения и замечания не представлены.
ВЫВОДЫ
1.1. Организационная структура обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае соответствует Закону Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Создание двухступенчатой системы управления филиалами Ставропольского фонда позволило сократить 78 штатных единиц. В то же время затраты на административно-управленческий персонал в 2009 году возросли по сравнению с 2008 годом на 8 000,0 тыс. рублей и утверждены в размере 132 000,0 тыс. рублей (стр. 2-3 отчета).
1.2. Положение об исполнительной дирекции, утвержденное постановлением Главы администрации Ставропольского края от 26.10.1995 № 592 (ред. от 25.06.2001 353) «О Ставропольском краевом фонде обязательного медицинского страхования» не приведено в соответствии с действующими нормативными актами (стр. 2).
2.1. Оказание бесплатной медицинской помощи регламентировано Федеральными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Территориальные программы, составной частью которых является программа ОМС, определяют государственный заказ Правительства СК на оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ на территории края.
В 2009 году медицинскими учреждениями оказано платных медицинских услуг за счет средств граждан на 1 041 787,7 тыс. рублей, что составило 13,0% от утвержденной стоимости программы ОМС. В состав оснований (приказ минздрава СК от 30.06.2008 № 01-05/225) оказания платных услуг входит добровольное желание пациента получить медицинскую услугу, включая медицинскую помощь по видам помощи, предусмотренным территориальной программой (в том числе с повышенным уровнем комфортности) за плату. Нормативные правовые акты для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию платных медицинских услуг, предусматривающие недопущение замещения гарантируемых государством объемов бесплатной медицинской помощи на платные медицинские услуги, не приняты (стр. 3-4 отчета).
2.2. На уровне органа исполнительной власти СК отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок и сроки подготовки территориальной программы на очередной финансовый год. Ежегодно законопроект о бюджете Фонда ОМС и бюджете СК предлагается к рассмотрению и принимается к утверждению при отсутствии территориальной программы, чем нарушаются положения статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия соответствующих законов и нормативных правовых актов субъекта РФ (стр. 4 отчета).
2.3. В нарушение положений Федеральной программы на 2009 год, на 2010 год в территориальной программе СК на аналогичный период не утверждено государственное (муниципальное) задание медицинским учреждениям, не утверждены целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи на 2009 год. Не учтена в программе ОМС первичная медико-санитарная помощь, оказываемая средним медперсоналом, ведущим самостоятельный прием, в том числе в фельдшерско-акушерских пунктах. Необходимость ее включения связана с осуществлением перехода преимущественно на одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и поэтапный перевод на оплату медицинской помощи по полному тарифу (стр.4-5 отчета).
2.4. Законом СК от 08.04.2010 № 16-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год» необоснованно завышена доходная и расходная части бюджета Фонда ОМС на 2010 год, что позволило сбалансировать бюджет и достичь планового уровня финансирования программы ОМС на 2009 год (стр. 5 отчета).
2.5. Расчет объема средств страхового взноса на ОМС неработающего населения произведен без учета рекомендаций писем Минздравсоцразвития от 31.12.2008, от 21.12.2009 по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ на 2009 год, на 2010 год.
Подушевой норматив финансового обеспечения по программе ОМС в расчете на одного человека составил 72,4% (2 940,5 рублей на 2009 год, 2 939,7 рублей на 2010 год) от норматива (4 059,6 рубля) установленного Федеральными программами, что привело к несбалансированности между расчетной и утвержденной стоимостью программы ОМС. Расчетный дефицит по программе ОМС на 2009 год составил 30,8% (расчетная стоимость 11 502 713,0 тыс. рублей, утвержденная – 7 954 613,0 тыс. рублей), на 2010 год – 24,1% (расчетная стоимость 10 481 900,0 тыс. рублей, утвержденная – 7 958 700,0 тыс. рублей).
Несоответствие территориального подушевого норматива финансового обеспечения на одного человека нормативу, утвержденному Федеральной программой на 2009 год, на 2010 год, является результатом несоблюдения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, утвержденных Федеральной программой. Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по ОМС по отношению к нормативам, установленными Федеральными программами в разрезе видов медицинской помощи, занижены от 21,4 рубля до 235,1 рубля в 2009 году, от 23,0 рублей до 253,8 рубля в 2010 году. По итогам исполнения программы ОМС за 2009 год норматив финансовых затрат на все виды медицинской помощи по программе ОМС сложился ниже показателя, утвержденного территориальной программой: по амбулаторно-поликлинической помощи – на 16,8 рубля (план – 147,0 рублей, факт – 130,2 рубля); по стационарной помощи – на 133,7 рубля (план – 931,9 рубля, факт – 798,2 рубля); по стационарозамещающей помощи – на 1,8 рубля (план – 282,6 рубля, факт – 280,8 рубля) (стр. 5-7 отчета).
2.6. Программа ОМС не сбалансирована по амбулаторно-поликлинической помощи на 2,226 и на 2,522 посещения ниже показателя, установленного Федеральной программой на 2009 год, на 2010 год соответственно. Аналогично по медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров – количество пациенто-дней на 0,131 и 0,054 ниже федерального норматива. Показатель стационарной помощи превышает федеральный норматив на 0,217 и на 0,215 койко-дня, что в итоге снижает финансовое обеспечение амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи. Нормативы объема медпомощи на одного человека рассчитаны без учета потребности в видах медицинской помощи населения края.
Система ОМС в Ставропольском крае ориентирована на замещение амбулаторно-поликлинической помощи (в том числе в условиях дневных стационаров) наиболее затратной стационарной медпомощью, что требует значительных расходов средств бюджета Фонда ОМС. В связи с перераспределением медицинской помощи в пользу круглосуточного стационара, дополнительные расходы бюджета Фонда ОМС по итогам исполнения программы ОМС за 2009 год составили 345 461,8 тыс. рублей (стр. 7-8 отчета).
2.7. Ставропольским краевым судом 02.11.2009, 30.06.2010 вынесены решения, признающие утвержденные территориальными программами на 2009 год, на 2010 год нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения на одного человека, противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 № 19-Г09-14 решение Ставропольского краевого суда 02.11.2009 оставлено без изменения. Вместе с тем, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на одного человека в территориальной программе на 2009 год, на 2010 год остались без изменения (стр. 7 отчета).
3.1. Реализацию программы ОМС в 2009 году осуществляли 114 ЛПУ, в 2010 году – 117 ЛПУ. Основанием для реализации программы ОМС является задание. Установлено, что в 2009 году пяти медицинским учреждениям, включенным в перечень ЛПУ, задания утверждены не были, в 2010 году – двум ЛПУ. Кроме того, при утвержденном задании одно ЛПУ в течение 2009 года к реализации программы ОМС не приступило. Таким образом, включение в перечень ЛПУ медицинских организаций не влечет за собой обязательства по реализации программы ОМС и носит формальный характер (стр. 8 отчета).
3.2. В нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства СК от 18.05.2009 № 131-п «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, осуществляемого за счет средств бюджета Ставропольского края» финансовое обеспечение заданий за счет средств бюджета Фонда ОМС предусмотрено не было (стр. 10 отчета).
3.3. Установлены нарушения порядка разработки заданий, определенные постановлением Правительства РФ № 255, письмом Минздрава РФ от 06.06.2003, Методическими рекомендациями и иными нормативными правовыми актами:
- полномочия Ставропольского фонда, определенные порядками разработки заданий от 14.01.2008, 07.10.2009, вышли за пределы, установленные постановлением Правительства РФ № 255 как участника комиссии по разработке заданий и стали соответствовать полномочиям министерства здравоохранения (стр. 9 отчета);
- в составы комиссий по разработке заданий, утвержденных совместными приказами минздрава СК и Ставропольского фонда от 14.01.2008, 07.10.2009 представители органов местного самоуправления не включены (стр. 10 отчета);
- порядок утверждения заданий и внесение в них корректировок, определенных тарифным соглашением, не соответствует нормам постановления Правительства РФ № 255 (стр. 10 отчета);
- медицинские учреждения были исключены из процесса разработки заданий. Расчет объемных, стоимостных показателей реализации заданий на соответствующий год производился Фондом ОМС самостоятельно. В нарушение норм приказа Федерального фонда от 14.04.1994 № 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» плановые тарифы на медицинские услуги на момент разработки заданий сформированы не были. В связи с тем, что медицинские учреждения были исключены из процесса разработки заданий, не определен объем средств, необходимый на организацию спецпитания работников ЛПУ (стр. 11-12 отчета);
- формирование и утверждение заданий осуществлялось без всестороннего и углубленного анализа результатов их реализации за прошедшие периоды. Анализ показателей уровня заболеваемости, демографической особенности муниципальных образований, транспортной доступности, потоков населения между муниципальными образованиями и из других субъектов РФ не производился (стр. 11 отчета);
- в заданиях не были установлены все показатели и параметры, предусмотренные нормативными документами (стр. 12-13 отчета).
3.4. Отсутствие нормативного регулирования сроков предоставления предложений ЛПУ и их рассмотрения комиссией по разработке заданий привело к тому, что задания были утверждены и доведены до ЛПУ не одновременно с объемами бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а после начала финансового года. В 2009 году задания утверждены в период с 02.02.2009 по 30.02.2009, на 2010 год – с 30.03.2010 по 21.04.2010 (стр. 12 отчета).
3.5. Утвержденные программой ОМС на 2009 год, на 2010 год денежные средства не направлены на достижение показателей и результатов, которые планировалось достичь территориальной программой. Объем нераспределенных средств ОМС в 2009 году составил 709 493,1 тыс. рублей, по состоянию на 03.08.2010 – 41 859,4 тыс. рублей. Данный подход к планированию и исполнению территориальной программы, заданий не согласуется с задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 «О бюджетной политике на 2009-2011 годы», а именно не ориентирован на конечный результат деятельности и на повышение результативности бюджетных расходов. В результате в 2009 году нормативы финансовых затрат на одну единицу медицинской помощи, утвержденные программой ОМС достигнуты не были (стр. 13 отчета).
3.6. Финансирование ЛПУ на реализацию программы ОМС осуществляется по тарифам, рассчитанным в пределах утвержденных заданий. Необходимо отметить, что принятие территориальных программ с расчетным дефицитом, нераспределение финансовых средств в объеме, предусмотренном программой ОМС, приводит к тому, что рентабельность ЛПУ и современный уровень медицинской помощи на территории СК не обеспечивается (стр. 14-15 отчета).
3.7. В нарушение статьи 1 Закона РФ № 1499-1 уровень медицинского обслуживания населения на территории Ставропольского края не обеспечивает равную доступность населения к получению медицинской помощи (стр. 14 отчета).
3.8. Анализ нормативной правовой базы, регулирующей формирование тарифов на медицинские услуги, показал следующее:
- тарифным соглашением и иным нормативным правовым актом не урегулирован порядок формирования нормативов финансовых затрат по медикаментам, питанию, мягкому инвентарю в единице медицинской помощи, с учетом уровней оказания медицинской помощи (стр. 15 отчета);
- в нарушение приказа Федерального фонда от 14.04.1994 № 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования» тарифным соглашением не определен порядок и правила индексации тарифов (стр. 24 отчета).
3.9. В нарушение пункта 1.1.1 тарифного соглашения планируемые расходы на оплату труда ЛПУ не были рассчитаны в соответствии с нормами, утвержденными Положением об оплате труда, а были проиндексированы Фондом ОМС к плановым показателям 2008 года в 1,3 раза, что привело к дефициту фонда оплаты труда по ОМС. В нарушение постановления Правительства РФ № 255 обращения отдельных медицинских учреждений по вопросу дефицита средств на оплату труда на комиссию по разработке заданий не выносились (стр. 16 отчета).
3.10. В соответствии с рекомендациями Фонда ОМС источниками погашения дефицита должны являться доходы от оказания платных услуг, остатки средств ОМС на банковских счетах, средства вакантного фонда и денежные средства, полученные при перевыполнении заданий. Однако указанные рекомендации необоснованны, ввиду существующей ограничивающей нормы финансирования ЛПУ, установленной тарифным соглашением и ориентируют ЛПУ на оказание платных медицинских услуг (стр. 17 отчета).
3.11. В соответствии с приказами минздрава СК № 01/05/192, 01-05/267 на заседаниях тарифно-согласительной комиссии необходимо было рассмотреть вопрос по порядку и способам оплаты исследований на гепатиты, ИФА и ПЦР. Данный вопрос минздравом СК на рассмотрение комиссии не вносился и соответственно не рассматривался. Однако Ставропольский фонд 03.08.2009 направил в ЛПУ и страховые организации разъяснения по порядку и способам оплаты указанных исследований с 01.07.2009. Указанные разъяснения вошли в противоречие с действующим тарифным соглашением и привели к нецелевому использованию средств ОМС на общую сумму 43 952,4 тыс. рублей. В ходе проверки тарифное соглашение 21.07.2010 приведено в соответствие с порядком и способам оплаты исследований на гепатиты, ИФА и ПЦР, определенные письмом Фонда ОМС от 03.08.2009. Указанное решение имеет обратную силу действия и распространяется на отношения с 01.01.2009 (стр. 19 отчета).
3.12. В связи с тем, что порядками разработки заданий от 14.01.2008, от 07.10.2009 не определены единые подходы к корректировке заданий в течение года, при реализации программы ОМС на 2009 год корректировка заданий ЛПУ не производилась. При этом отдельными ЛПУ объемы по стационарной помощи были выполнены от 117,0% до 121,0%, по стационарозамещающей помощи – от 131,0% до 195,0%, по амбулаторной помощи – от 115,0% до 160,0%. Перевыполнение стоимостного задания составило 200 623,9 тыс. рублей или 102,9% (стр. 17-18 отчета).
3.13. Анализ факторов перевыполнения заданий ЛПУ показал, что одной из основных причин перевыполнения заданий являются различные подходы к планированию и оплате медицинской помощи:
- в нарушение разъяснений Минздравсоцразвития от 17.08.2006, пункта 2.1.4 приложения № 2 тарифного соглашения в общий объем стационарной помощи не включены объемы помощи, оказываемые в реанимационных отделениях. В результате показатели объема стационарной помощи в 2009 году занижены на 75,9 тыс. койко-дней, в 2010 году – на 100,2 тыс. койко-дней (стр. 17 - 18 отчета);
- при планировании стационарозамещающей помощи применялась методика отличная от утвержденной приказом минздрава СК от 11.11.2004 № 05-02/332 (стр. 18 отчета);
- в нарушение разъяснений Минздравсоцразвития от 31.12.2008, от 29.12.2009, пункта 3.3.1 тарифного соглашения в объемах амбулаторной помощи не запланированы посещения к специалистам со средним медицинским образованием, которые ведут самостоятельный амбулаторный прием (стр. 18 отчета);
- в нарушение пункта 2.1.9 приложения № 2 тарифного соглашения при формировании плановой стоимости заданий ЛПУ, осуществляющих оказание медицинской помощи детскому населению повышающий коэффициент 1,09 к нормативу финансовых затрат на питание не учтен (стр. 21 отчета).
Таким образом, плановая стоимость заданий по вышеуказанным случаям не была сбалансирована с фактическим финансированием, что в итоге привело к перевыполнению объемных и стоимостных показателей заданий и в дальнейшем к уменьшению финансирования ЛПУ за пролеченных жителей Ставропольского края сверх утвержденных ограничений.
3.14. В нарушение статьи 27 Закона РФ № 1499-1 тарифным соглашением установлены дополнительные случаи ответственности ЛПУ, и, как следствие, ограничения в финансировании: в 2009 году в размере, не превышающем 110,0% согласованной стоимости задания по ОМС, в 2010 году – в пределах согласованной стоимости заданий. Страховыми организациями в связи с перевыполнением заданий было уменьшено финансирование медицинским учреждениям на 27 045,7 тыс. рублей, из них: в 2009 году четырем ЛПУ – на 13 375,4 тыс. рублей, в 2010 году 16 ЛПУ – на 13 670,3 тыс. рублей (стр. 20-22 отчета).
3.15. Нормативными правовыми актами СК не определен порядок отражения в заданиях ЛПУ объемов медицинской помощи, оказываемой жителям других субъектов РФ. Объемы медицинской помощи, оказанной гражданам других субъектов РФ, включались в стоимость задания, чем влияли на выполнение заданий ЛПУ, в том числе на его перевыполнение. В соответствии с разъяснениями, приведенными в письме Минздравсоцразвития от 09.07.2010 № 20-6/226250, объемы помощи, оказанные в ЛПУ на территории субъекта РФ гражданам, застрахованным вне территории оказания медицинской помощи, учитываются по факту их обращения, то есть сверх задания по программе ОМС (стр. 22-23 отчета).
4.1. Состав участников тарифно-согласительной комиссии сформирован без учета принципа паритетного (равноценного) представительства в составе комиссии заинтересованных сторон (стр. 23-24 отчета).
4.2. Внедрение МЭСов с 01.04.2009 было произведено без учета материально-технической базы медицинских учреждений. В результате в страховых организациях на протяжении 2009 года отсутствовала возможность контролировать выполнение установленных стандартов. Кроме того, введение МЭСов предполагало улучшение медикаментозного обеспечения пациентов. Однако стоимость стандартов лечения онкологических больных была сформирована исходя из менее затратного метода (стр. 24-25 отчета).
4.3. Тарифно-согласительная комиссия и комиссия по разработке заданий в проверяемом периоде осуществляли свою деятельность с превышением установленных для них полномочий:
- вопрос индексации нормативов финансовых затрат на одну единицу медицинской помощи в 2009 году был рассмотрен комиссией по разработке заданий, к полномочиям которой рассмотрение данных вопросов не относится. В соответствии с пунктом 5 приложения 1 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом 05.04.2001 № 1518/21-1 рассмотрение данного вопроса относится к компетенции тарифно-согласительной комиссии (стр. 24 отчета);
- нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения края относится к исключительной компетенции минздрава СК. В нарушение Положения о министерстве здравоохранения Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 22.02.2007 № 85, приказа Минздрава РФ от 25.12.1997 постановлением тарифно-согласительной комиссией от 07.04.2010 № 2 было принято решение о применении понижающих коэффициентов к утвержденным нормам времени на отдельные лабораторные исследования, проводимые подразделениями Диагностического центра для биохимической лаборатории (0,75), клинической лаборатории (0,7), цитоморфологической лаборатории (0,7) (стр. 25-26 отчета).
5.1. В нарушение распоряжения Правительства СК от 22.01.2008 № 5-рп минздравом СК, являющимся страхователем неработающего населения, проживающего на территории СК, ежемесячные сведения о его изменении в страховые организации не представлялись (стр. 26-27 отчета).
5.2. Объем свободных остатков средств ОМС по состоянию на 01.01.2009 и 01.01.2010 составлял 756 607,3 тыс. рублей и 862 912,0 тыс. рублей соответственно, в том числе на счетах: Ставропольского фонда – 529 302,7 тыс. рублей и 302 445,4 тыс. рублей; страховых организаций – 42 972,3 тыс. рублей и 232 992,8 тыс. рублей; медицинских учреждений – 184 332,3 тыс. рублей и 327 473,8 тыс. рублей (стр. 27-28 отчета).
5.3. Несогласованность действий между Фондом ОМС и ООО «РГС-Медицина» привела к тому, что фактически оказанная ЛПУ медицинская помощь на 4 621,2 тыс. рублей на протяжении 1,3 года не оплачена (стр. 28).
5.4. ОАО «ЭМЭСК», в нарушение пункта 2.17 Правил о формировании резервов от 05.08.2008 № 201, не проводился анализ реализованных предупредительных мероприятий, в том числе изменение уровня снижения заболеваемости среди граждан, снижение затрат на осуществление программы ОМС, оценка эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями. В результате определение достижения цели формирования и использования средств РФПМ, обусловленной наличием конкретных стоимостных, финансовых, объемных и других показателей, отсутствует (стр. 28-29 отчета).
5.5. Расчет доли СМО в стоимости заданий ЛПУ осуществлялся с учетом финансовых показателей, доводимых в страховые организации письмами Ставропольского фонда и рекомендованных к использованию при распределении доли на очередной финансовый год. Вместе с тем Фондом ОМС механизм расчета долей страховых организаций в стоимости заданий ЛПУ, а также порядок их пересмотра и применения по итогам финансового года, утвержден не был (стр. 29 отчета).
5.6. С 2009 года Фондом ОМС давались рекомендации страховым медицинским организациям о составлении протокола согласования взаиморасчетов и отражении в бухгалтерском учете объемов оказанных услуг, подлежащих уменьшению. То есть, протокол согласования взаиморасчетов Фондом ОМС был признан учетным бухгалтерским документом. Вместе с тем итоговый расчет уменьшаемых объемов медицинской помощи ЛПУ, в нарушение действующих в РФ норм бухгалтерского законодательства, в том числе Федерального закона № 129-ФЗ, ОАО «ЭМЭСК» производился не по данным бухгалтерского учета, а по данным «экономического учета», показатели которых не равнозначны (стр. 29-30 отчета).
6.1. В нарушение пункта 6 приказа Федерального фонда от 23.08.2000 № 70 порядок оказания медицинской помощи ЛПУ, оказавшим медицинские услуги гражданам, застрахованным по ОМС в других субъектах РФ, в Ставропольском крае принят не был. В 1 полугодии 2009 года расчеты за медицинскую помощь, оказанную гражданам вне территории страхования в нарушение пункта 5.2 Правил ОМС на территории СК производились с задержкой, в связи с отсутствием договорных отношений между ЛПУ и Фондом ОМС. Договоры между ЛПУ и Фондом ОМС на 2009 год заключены только с 01.07.2009, с некоторыми ЛПУ – с 10.07.2009, с 21.07.2009, с 27.08.2009 (стр. 30 отчета).
6.2. В соответствии с разъяснениями к приказу Федерального фонда от 08.05.2009 № 97 размер средств нормированного страхового запаса, предусмотренный в бюджете Фонда ОМС, должен устанавливаться на один месяц, исходя из условий достаточности средств, резервируемых на указанные цели. Однако статьей 7 Закона СК от 09.12.2009 № 88-кз (ред. от 08.04.2010 № 16-кз) не конкретизирован период, на который устанавливается размер нормированного страхового запаса. Объем средств утвержден в сумме 200 000,0 тыс. рублей или в 2,6 раза ниже минимально установленной величины (стр. 30-31 отчета).
6.3. С 01.12.2009 Фонд ОМС безосновательно отказал медицинским учреждениям в оплате счетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам РФ вне территории страхования, в декабре 2009 года прекратил расчеты по счетам, выставленным за медицинскую помощь, оказанную после 01.12.2009. При этом в нарушение положений пункта 6 приказа Федерального фонда от 08.05.2009 № 97 Фонд ОМС предоставил медицинским учреждениям отсрочку предоставления счетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам РФ вне территории страхования до 31.03.2010 включительно. В результате за декабрь 2009 года и 5 месяцев 2010 года Ставропольский фонд оплату медицинским учреждениям края за медицинскую помощь, оказанную гражданам в РФ вне территории страхования, не производил (стр. 31-32 отчета).
7.1. В 2009 году с жалобами в СМО и Фонд ОМС обратилось 3 927 человек. Жалобы 2 541 обратившихся граждан признаны обоснованными. Показатель обращаемости граждан СК с жалобами в системе ОМС на 100 тыс. населения составил 145 человек. Средний показатель обращаемости граждан с жалобами в системе ОМС по РФ за 2009 год составил 61 человек, по Южному Федеральному округу 77 человек. В 1 квартале 2010 года было подано 974 жалобы, из которых 655 признаны обоснованными. В нарушение положений Федеральной программы на 2009 в территориальной программе СК целевое значение критерия удовлетворенности населения медицинской помощью не установлено, в связи с чем, провести анализ удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении ОМС не представляется возможным (стр. 32 -33 отчета).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Направить представление Счетной палаты Ставропольского края министерству здравоохранения Ставропольского края и Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования:
- о приведении тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию от 31.03.2008, совместных приказов от 07.10.2009 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи», от 07.10.2009 «Об утверждении положения о тарифно-согласительной комиссии по обязательному медицинскому страхованию» в соответствие с действующими нормативными правовыми актами;
- о разработке нормативных правовых актов, устанавливающих для участников системы ОМС:
▪ сроки представления предложений лечебными учреждениями и их рассмотрения, порядок и условия корректировки государственного (муниципального) задания в течение финансового года и взаимодействия между участниками контроля за исполнением задания медицинскими учреждениями;
▪ методику формирования объемных и стоимостных показателей задания медицинским учреждением;
▪ формирование и отражение объемов медицинской помощи и ее стоимости, оказываемой медицинскими учреждениями Ставропольского края жителям из других субъектов Российской Федерации, в соответствии с письмом Минздравсоцразвития от 09.07.2010 № 20-6/226250;
- об утверждении в территориальной программе показателей государственных (муниципальных) заданий, в разрезе участвующих в ее реализации медицинских учреждений;
- о формировании задания медицинским учреждениям на основе данных статистической отчетности за предыдущие годы и анализа потока больных между муниципальными образованиями Ставропольского края и другими субъектами Российской Федерации;
- об обеспечении доведения государственного задания медицинскому учреждению без дефицита финансовых средств на его выполнение;
- об организации контроля и мониторинга выполнения задания медицинскими учреждениями;
- о разработке экономического обоснования нормативов финансовых затрат по медикаментам, питанию, мягкому инвентарю в единице медицинской помощи, с учетом уровней оказания медицинской помощи;
- о расчете объема медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования производить с учетом потребности населения в ее видах;
- об ориентировании системы обязательного медицинского страхования на развитие менее затратной медицинской помощи – амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в условиях дневных стационаров;
- о рассмотрении вопроса о приведении постановления тарифно-согласительной комиссии от 07.04.2010 № 2 в соответствие с приказом Министерства здравоохранения РФ от 25.12.1997 № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»;
- о реализации на практике права граждан на выбор ЛПУ в рамках договора ОМС на предоставление медицинской помощи. Обратить внимание министерства здравоохранения Ставропольского края, Фонда ОМС на высокий показатель обращаемости граждан с жалобами, в особенности на выбор медицинского учреждения.
2.1. Министерству здравоохранения Ставропольского края предлагается:
- разработать нормативный акт для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию платных медицинских услуг, предусматривающий недопущение замещения гарантируемых государством объемов бесплатной медицинской помощи на платные медицинские услуги;
- разработать нормативный акт, определяющий порядок и сроки подготовки территориальной программы на очередной финансовый год;
- актуализировать базу застрахованного неработающего населения и ежемесячно представлять ее в страховые медицинские организации;
- рассмотреть вопрос об обращении в Правительство Ставропольского края с предложением:
▪ о формировании страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения с учетом высокого уровня потребления медицинской помощи по половозрастным группам;
▪ об увеличении размера подушевых нормативов финансового обеспечения территориальной программы и достижения значения нормативов финансового обеспечения, устанавливаемых на федеральном уровне;
▪ о приведении постановления Правительства Ставропольского края от 18.05.2009 № 131-п «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, осуществляемого за счет средств бюджета Ставропольского края» в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2.2. Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования предлагается:
- определить алгоритм взаимодействия между Фондом ОМС, ООО «РГС-Медицина» и медицинскими учреждениями, с целью погашения задолженности за фактически оказанную медицинскую помощь на сумму 4 621,2 тыс. рублей;
- разработать конкретные стоимостные, финансовые, объемные и другие показатели, характеризующие эффективность использования средств резерва предупредительных мероприятий;
- установить порядок определения долей страховых организаций в стоимости государственных (муниципальных) заданий медицинских учреждений, их пересмотра и применения по итогам финансового года;
- не допускать фактов распределения в неполном объеме средств бюджета Фонда ОМС, предусмотренных территориальной программой;
- инициировать внесение изменений в Закон Ставропольского края от 09.12.2009 № 88-кз «О бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год» (ред. от 08.04.2010 № 16-кз), в части приведения планового объема межбюджетных трансфертов в соответствие с Федеральным законом от 28.11.2009 № 294-ФЗ «О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», и конкретизации периода, на который утверждается размер нормированного страхового запаса;
- расчет нормированного страхового запаса производить и утверждать в законе о бюджете Фонда ОМС на очередной финансовый год, в соответствии с Положением о формировании и использовании средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС от 17.12.2009 № 06/10;
- обеспечить своевременное принятие счетов медицинских учреждений за медицинскую помощь, оказанную гражданам РФ вне территории страхования и их оплату;
- не допускать единоличного рассмотрения предложений медицинских учреждений по корректировке государственных (муниципальных) заданий;
- вынести на рассмотрение Правления Фонда ОМС вопрос:
▪ об уменьшении расходов на содержание административно-управленческого персонала Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, в связи с сокращением штата на 78 единиц;
▪ об обращении в Правительство Ставропольского края с предложением о приведении Положения об исполнительной дирекции, утвержденного постановлением Главы администрации Ставропольского края от 26.10.1995 № 592 «О Ставропольском краевом фонде обязательного медицинского страхования» в соответствие с действующими нормативными и правовыми актами.
3. Направить отчет о результатах проверки в прокуратуру Ставропольского края.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края А.В. Иванова