Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» за 2012 год и истекший период 2013 года, а также анализ основных исходных параметров расчетов тарифов на 2013 год на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям Ставропольского края указанным предприятием»
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» за 2012 год и истекший период 2013 года, а также анализ основных исходных параметров расчетов тарифов на 2013 год на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям Ставропольского края указанным предприятием»
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.26.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2013 год и пункт 2.14 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2014 год, распоряжения Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 13.11.2013 № 43 и от 13.01.2014 № 3.
Предмет контрольного мероприятия: средства бюджета Ставропольского края, выделенные государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее – ГУП СК «Ставрополь-крайводоканал», Предприятие) в 2012 году и истекшем периоде 2013 года; переданное ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и приобретенное им в процессе своей деятельности государственное имущество Ставропольского края; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с государственным имуществом и средствами бюджета Ставропольского края; контракты, договоры, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение финансово-хозяйственных операций; документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»; финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность и другие документы.
Объекты контрольного мероприятия: ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»; региональная тарифная комиссия Ставропольского края (по запросу).
Проверяемый период деятельности: 2012 год и истекший период 2013 года.
Выводы
1. В ходе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и его финансового состояния установлено следующее:
1.1. В течение 2010 – 2012 годов Предприятие работало с положительным результатом хозяйственной деятельности:
- выручка увеличилась на 1 047,8 млн. рублей или на 29,9% (с 3 501,5 млн. рублей до 4 549,3 млн. рублей);
- чистая прибыль увеличилась более чем в 10 раз (с 2,0 млн. рублей до 21,6 млн. рублей);
- часть прибыли, подлежащая перечислению в краевой бюджет, увеличилась с 0,3 млн. рублей до 3,2 млн. рублей.
1.2. Предпосылки банкротства Предприятия отсутствуют, но имеются отдельные признаки его финансовой неустойчивости:
- в 2012 году наблюдается снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами и коэффициента текущей ликвидности, что свидетельствует о падении уровня платежеспособности Предприятия;
- по состоянию на 01.01.2013 коэффициент текущей ликвидности находится ниже допустимого уровня, что не позволяет признать структуру баланса Предприятия удовлетворительной;
- скорость оборота запасов в течение анализируемого периода замедлилась с 18,7 оборотов до 14,5 оборотов в год (при этом по состоянию на 01.01.2011 количество оборотов запасов составляло 20,7).
1.3. Деятельность Предприятия характеризуется низким уровнем рентабельности (в среднем 5-6%), поскольку имеет социальную направленность.
1.4. В ходе анализа динамики и основных факторов изменения дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия установлено следующее:
1.4.1. Дебиторская задолженность Предприятия в анализируемом периоде характеризуется устойчивым ростом и с 01.01.2010 по 01.10.2013 возросла более чем в 2 раза: с 597 478,0 тыс. рублей до 1 199 051,0 тыс. рублей.
1.4.2. По состоянию на 01.10.2013 дебиторская задолженность Предприятия (без учета резерва по сомнительным долгам) превышает кредиторскую задолженность более чем в 2 раза.
Столь значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств Предприятия из хозяйственного оборота и приводит к необходимости привлечения кредитов банка.
1.4.3. Рост дебиторской задолженности дает возможность Предприятию в целях оптимизации налогообложения непрерывно наращивать объем резерва по сомнительным долгам. В результате на Предприятии сложилась финансовая ситуация, когда уменьшение достигнутого объема резерва по сомнительным долгам повлечет увеличение налоговой базы по налогу на прибыль, и, следовательно, дополнительные расходы по уплате налога на прибыль.
С другой стороны, необходимым условием наращивания объема резерва по сомнительным долгам является рост дебиторской задолженности, а значит, увеличение объема отвлеченных оборотных средств, что в результате приводит к снижению платежеспособности Предприятия.
1.4.4. В нарушение пункта 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации суммы создаваемых Предприятием в 2012 году резервов по сомнительным долгам превышали 10% от выручки соответствующих отчетных периодов в размерах от 56 374,7 тыс. рублей до 68 138,1 тыс. рублей.
1.4.5. В нарушение пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, с 2012 года в бухгалтерском учете ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» резерв по сомнительным долгам формируется без проведения оценки платежеспособности должников и вероятности погашения каждого долга.
1.5. Реорганизация ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» путем присоединения к нему ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» повлекла уменьшение финансового результата Предприятия в 2012 году на сумму убытка ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» в размере 59 117,0 тыс. рублей и соответственно уменьшение части прибыли, подлежащей перечислению в краевой бюджет, на 8 867,5 тыс. рублей.
2. Проверкой оценки и нормирования объемов неучтенных расходов и потерь воды в системах водоснабжения, а также объемов ливневых и инфильтрационных вод, поступающих в системы водоотведения, установлено следующее:
2.1. Действующие нормативы неучтенных расходов воды, разработанные Предприятием в 2004 году и переутвержденные комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству в 2008 году, не отражают реального состояния дел в системах водоснабжения отдельных филиалов.
2.2. На протяжении ряда лет в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» прослеживается тенденция к увеличению доли неучтенных расходов и потерь воды и расходов воды на испарение и фильтрацию, при сохранении практически неизменным объема забранной и полученной со стороны воды (2010 год – 55,4%, 2011 год – 56,2 %, 2012 год – 55,7%). Анализ показывает, что из двух кубических метров забранной и полученной воды потребитель получает менее одного.
2.3. В настоящее время Предприятие расчет нормативов неучтенных расходов воды производит на основании Инструкции по оценке и нормированию неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденной постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 23, которая не действует в связи с отказом в государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.
В 2004 году приказом Минпромэнерго России от 20.12.2004 № 172 была утверждена Методика определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения. Данный документ утратил силу в связи с изданием приказа Минпромторга России от 29.11.2013 № 1907.
Таким образом, в настоящее время в отрасли (водоснабжение и водоотведение) отсутствует нормативный документ, по которому возможно установить реальный размер утечек и потерь воды.
2.4. По итогам 2010 - 2012 годов нормативы неучтенных расходов и потерь воды и расходов воды на испарение и фильтрацию были превышены Кисловодским водоканалом, Минераловодским водоканалом, Благодарненским межрайводоканалом, Предгорным водоканалом, Георгиевским межрайводоканалом, Железноводским водоканалом и Георгиевским сельводоканалом. Общий объем такого превышения в 2010 году составил 11 405,1 тыс. куб. м, в 2011 году – 11 056,8 тыс. куб. м, в 2012 году – 12 549,8 тыс. куб. м, или 13,5%, 13,4% и 14,8% от объема забранной и полученной со стороны воды указанными филиалами в соответствующем году.
По оценке Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, соблюдение вышеперечисленными филиалами утвержденных нормативов неучтенных расходов воды и расходов воды на испарение и фильтрацию позволило бы на 13 – 15 % снизить объем забранной воды данными филиалами.
2.5. Потери воды при транспортировке в сетях на протяжении последних трех лет составляли четвертую часть от общего объема воды, поданной в сеть (2010 год – 24,4 %; 2011 год – 25,6 %; 2012 год – 25,3%).
Объем потерь воды в целом по Предприятию в 2012 году составил 66 895,0 тыс. куб. м и превысил утвержденный норматив на 15 918,5 тыс. куб. м (на 31,2%), а также превысил данный показатель, утвержденный в тарифе на 2012 год, на 5 856,7 тыс. куб. м (на 9,6%).
2.6. При транспортировке воды по сетям лишь 7 филиалами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (Кисловодский, Пятигорский, Ессентукский, Минераловодский, Предгорный, Железноводский и Георгиевский) в 2012 году утеряно 54 847,7 тыс. куб. м, что в суммовом выражении составляет порядка 1,8 млрд. рублей. Всего по Предприятию в 2012 году при транспортировке утеряно 66 895,0 тыс. куб. м воды на сумму около 2,2 млрд. рублей (по расчетам Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, исходя из себестоимости 1 куб. м питьевой воды за 2012 год – 33,38 рублей/куб. м).
Доля потерь воды при транспортировке по 7 указанным филиалам составляет 82% от общего объема потерь воды при транспортировке по всему Предприятию (29 филиалов, занимающихся снабжением питьевой водой).
Следовательно, при принятии действенных мер по сокращению потерь воды при транспортировке по 7 филиалам будет достигнуто значительное сокращение указанных потерь в целом по Предприятию.
2.7. Действующие нормативы ливневых и инфильтрационных вод, поступающих в системы канализации, утвержденные в 2007 году министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (год разработки – 2004), не отражают реального состояния дел в системах водоотведения отдельных филиалов.
2.8. Объем ливневых и инфильтрационных вод в целом по Предприятию в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 2 628,6 тыс. куб. м или на 5,3% (с 49 577,1 тыс. куб. м до 52 205,7 тыс. куб. м) и превысил утвержденный норматив на 323,3 тыс. куб. м (на 0,6%). В 2012 году объем ливневых и инфильтрационных вод уменьшился по сравнению с 2011 годом на 5 246,1 тыс. куб. м (на 10%) и составил 46 959,6 тыс. куб. м.
Фактически доля объема ливневых и инфильтрационных вод в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения канализации, в проверяемом периоде составляла около 50%.
2.9. Предприятием не в полной мере выполнены требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части оснащения многоквартирных домов (далее – МКД) общедомовыми (коллективными) приборами учета.
Так, по состоянию на 28.11.2013 из 6 235 МКД, обслуживаемых Предприятием, общедомовыми приборами учета оснащены 4 298 МКД (68,9%). Не имеют технической возможности для установки общедомовых приборов учета воды 1 890 (30,3%) МКД, о чем специалистами Предприятия составлены соответствующие акты. Согласно информации, предоставленной Предприятием, 47 МКД (0,8% от общего их количества или 2% от МКД, подлежащих оснащению приборами учета) не оснащены приборами учета в связи с тем, что собственниками помещений указанных домов не обеспечивается допуск специалистов Предприятия для оснащения таких домов общедомовыми (коллективными) приборами учета воды, а также для ввода указанных приборов в эксплуатацию.
3. В ходе анализа структуры затрат, включенных в тариф на услуги водоснабжения и водоотведения на 2013 год, и экономической обоснованности основных статей затрат было установлено следующее:
3.1. При формировании тарифов на 2013 год на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» потребителям, основными статьями затрат, как и в предыдущие годы, остаются расходы по оплате труда – 50,5% или 2 233 057,1 тыс. рублей (в том числе страховые взносы на выплаты по оплате труда 11,7% или 517 959,6 тыс. рублей), а также расходы на электроэнергию – 16,4% или 725 345,9 тыс. рублей. Остальные статьи затрат варьируются в пределах от 0,1% до 8,5%. Следовательно, наибольшее влияние на рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения оказывают повышение цен на энергоносители, а также увеличение размера фонда оплаты труда.
3.2. Запланированные на 2013 год за счет средств тарифа расходы на мероприятия по энергосбережению фактически недовыполнены на 25% (план – 16 828,2 тыс. рублей, факт – 12 609,4 тыс. рублей) в основном за счет одного из основных эффективных энергосберегающих мероприятий – замены насосных агрегатов. В то же время фактически годовой экономический эффект от осуществления энергосберегающих мероприятий сложился в стоимостном выражении более чем в 2 раза меньше запланированного (план – 11 330,4 тыс. рублей, факт – 5 131,1 тыс. рублей), общий срок окупаемости увеличился с 1,5 до 2,5 лет, что говорит о некоторых просчетах при планировании энергосберегающих мероприятий и экономического эффекта от них.
В связи с чем с целью снижения затрат на электроэнергию и, как следствие, снижения роста тарифов необходима более четкая проработка вопроса о составе энергосберегающих мероприятий с целью получения максимально возможного экономического эффекта и приоритетности расходов на энергосберегающие мероприятия.
3.3. В 2011 – 2013 годах Предприятием при проведении ремонтных работ водопроводных и канализационных сетей протяженностью 296,7 км оприходовано только 23,5 км демонтированных труб, а демонтаж оставшихся труб протяженностью 273,2 км не проводился. Доход Предприятия от реализации данных 273,2 км труб мог бы составить по приблизительным расчетам (поскольку соответствующая методика отсутствует) порядка 45 млн. рублей.
3.4. Анализ произведенных расходов по включенным в тариф статьям «Текущий ремонт» и «Капитальный ремонт» показал, что в том числе за счет средств, запланированных и включенных в тариф по данным статьям затрат, выполнялись не только работы по ремонту, а осуществлялись иные расходы (на прочие услуги сторонних организаций, на информационно консультационные услуги и т. п.). В 2011-2012 годах фактические расходы на текущий ремонт составили 56,4% от запланированных затрат по данной статье, по капитальному ремонту в 2010 году – 87,3%, в 2011 году – 101,9%, в 2012 году – 75,2% от плановых затрат. В то время как по статье затрат «Прочие расходы» объем расходов планировался значительно меньший, чем сложился фактически (в 2011 году фактические расходы превысили плановые на 15,6%, в 2012 году – на 9,5%).
3.5. В нарушение положений пункта 1.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, техническая документация на объекты водоснабжения, реконструируемые за счет средств бюджета Ставропольского края, в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и его филиалах отсутствует, а исполнительная документация имеется не в полном объеме.
3.6. Фактические расходы на оплату труда работникам ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» составили: в 2011 году – 1 470 144,0 тыс. рублей, в 2012 году – 1 564 672,6 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года – 1 332 602,7 тыс. рублей.
Среднемесячный размер заработной платы работников Предприятия сложился: в 2011 году – 15,1 тыс. рублей, в 2012 году – 15,8 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года – 17,5 тыс. рублей.
3.7. Анализ штатного расписания ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» свидетельствует о наличии потенциала для оптимизации, так как штатная численность работников Предприятия ежегодно складывается выше среднесписочной - вакантными должностями на протяжении 3 лет в среднем остаются от 400 до 750 единиц. Снижение штатной численности позволит сократить расходы на оплату труда и страховых взносов, удельный вес которых в общем объеме расходов, включенных в тариф, сложился в 2012 году в размере 52,3%, а за 9 месяцев 2013 года – 54,6%.
3.8. В ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» назначение Мишиева В.С., Варашавского М.В., Исмаилова Д.С. соответственно на должности «Заместитель генерального директора по закупкам», «Начальник юридического отдела», «Начальник отдела материально-технического отдела» было произведено при отсутствии необходимого стажа работы и образования, то есть без учета норм Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
3.9. В нарушение пункта 8 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий краевой собственности при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21.07.1999 № 191-п, в 2012 году и за 9 месяцев 2013 года общий размер заработной платы генерального директора ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» превысил 5-кратный размер средней заработной платы работников по Предприятию на 253,4 тыс. рублей.
3.10. Выплата денежной компенсации в сумме 524,2 тыс. рублей 5 сотрудникам центрального аппарата ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», уволенным по соглашению сторон в 2012 году, произведена в отсутствие правовых оснований и является необоснованной выплатой, поскольку Коллективным договором и трудовыми договорами не предусмотрена указанная выплата при расторжении трудового договора.
3.11. Учитывая тот факт, что перечисление в адрес профсоюзного комитета денежных средств в размере 0,3% от фактического фонда оплаты труда на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы за счет средств тарифа на водоснабжение и водоотведение не является производственной необходимостью для бесперебойной работы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», полагаем целесообразным для ограничения роста тарифов рассмотреть вопрос о необходимости осуществления данных расходов за счет средств, полученных от прочей деятельности Предприятия (от нерегулируемой деятельности).
3.12. В целях ограничения роста тарифа на водоснабжение и водоотведение и снижения финансовой нагрузки на население полагаем целесообразным ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» рассмотреть вопрос об осуществлении отдельных выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам Предприятия за счет средств, полученных от осуществления прочей деятельности (от нерегулируемых видов деятельности).
4. В результате проверки законности, рациональности и эффективности использования ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» средств бюджета Ставропольского края установлены следующие нарушения и недостатки:
4.1. В нарушение требований соглашений от 11.04.2011 № 5-29, от 12.11.2012 № 5-308, от 27.06.2013 № 5-79 о предоставлении из бюджета Ставропольского края бюджетных инвестиций в объекты водопроводно-канализационных сетей, являющихся государственной собственностью Ставропольского края и находящихся в хозяйственном ведении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», Предприятием не обеспечено проведение конкурсов на выполнение строительных работ по 9 объектам строительства (реконструкции) водопроводно-канализационных сетей.
4.2. В нарушение требований соглашений от 11.04.2011 № 5-29, от 12.11.2012 № 5-308, от 27.06.2013 № 5-79 о предоставлении из бюджета Ставропольского края бюджетных инвестиций в объекты водопроводно-канализационных сетей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не выполнены обязательства по обеспечению возврата остатков бюджетных инвестиций в доход бюджета Ставропольского края в сумме 24 315,3 тыс. рублей.
По указанному факту Контрольно-счетной палатой Ставропольского края направлено предписание генеральному директору ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Ефимченко Н.А. (исх. № 01-08/10 от 13.01.2014) – средства возвращены в доход краевого бюджета в полном объеме.
4.3. Приобретенные за счет средств бюджета Ставропольского края материально-технические ресурсы, выделенные в 2012 году Предприятию для выполнения аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения и водоотведения из аварийного запаса Министерства ЖКХ, не использованы в течение полутора лет, что свидетельствует о неэффективной деятельности Предприятия при получении и использовании государственного имущества Ставропольского края на общую сумму 623,8 тыс. рублей.
5. В результате проверки хода строительства объекта «Прокладка второй нитки междугороднего канализационного коллектора Кисловодск – Ессентуки – Пятигорск в Ставропольском крае» установлены следующие нарушения и недостатки:
5.1. Направление собственных оборотных средств ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на приобретение материалов (труба 1200 ПЭ 100 SDR 17 мм в количестве 312 п. м, задвижек, фланцев, заглушек) на общую сумму 11 060,0 тыс. рублей для строительства пятого пускового комплекса междугороднего коллектора «Кисловодск – Ессентуки – Пятигорск», финансирование которого должно осуществляться за счет средств бюджета Ставропольского края и федерального бюджета, с учетом того, что работы по укладке труб на пятом пусковом комплексе коллектора в 2013 году не велись и в 2014 году не предусмотрены, привело к отвлечению средств Предприятия на срок от 1 месяца (3 060,0 тыс. рублей) до 7 месяцев (8 000,0 тыс. рублей) и снижению его платежеспособности.
5.2. Несмотря на невыполнение субподрядчиком (ЗАО «МПСО «Шахтоспецстрой») своих обязательств по договору и нарушение графика производства работ, генподрядчиком (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал») не были истребованы штрафные санкции с субподрядчика за невыполнение им своих обязательств по субподрядному договору от 15.11.2012 № 3157-Ю (в соответствии с пунктом 12.1 договора) и указанный договор расторгнут не был (в соответствии с пунктом 14.1.2 договора).
5.3. Бывшим директором филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Управление специализированных монтажных работ (далее – УСМР) Близнюком А.И. подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат форма № КС-3 от 31.08.2013 № 2 о якобы выполненных ООО «Идеал-2000» работах за период с 01 по 31 августа 2012 года на сумму 6 424,8 тыс. рублей.
Данная справка 24.12.2012 была отражена в бухгалтерском учете УСМР. Фактически ООО «Идеал-2000» работы на сумму 6 424,8 тыс. рублей не выполнялись, поэтому указанная сумма 29.05.2013 (по истечении 5 месяцев) была сторнирована в бухгалтерском учете УСМР.
5.4. В 2013 году ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в акты формы № КС-2 включены, заказчиком-застройщиком (ГУП «УКС СК») приняты и государственным заказчиком (министерство строительства и архитектуры Ставропольского края) оплачены работы по укладке 4 590,08 м трубы «Корсис Арм» диаметром 1600 мм (в том числе стоимость самой трубы с доставкой и стоимость работ по ее укладке), что на 46,8 м превышает количество трубы, имевшейся в наличии и списанной бухгалтерией на основании материальных отчетов прорабов.
Вследствие повторного включения укладки указанного количества трубы (46,8 м) в акты о приемке выполненных работ формы № КС-2 стоимость выполненных работ завышена на сумму 1 694,3 тыс. рублей, в результате чего бюджету Ставропольского края нанесен ущерб в указанной сумме.
6. В результате проверки порядка осуществления ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» сделок по приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для нужд Предприятия в 2012-2013 годах были установлены следующие нарушения и недостатки:
6.1. В 2012 и 2013 годах доля закупок, проведенных Предприятием у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), составляла 50% от числа всех закупок. Общая стоимость договоров, заключенных по итогам таких закупок в 2013 году, возросла почти в 3 раза (с 534 369,0 тыс. рублей до 1 468 433,0 тыс. рублей), что повлекло увеличение доли стоимости таких договоров с 31% до 73% от общей стоимости всех заключенных договоров по итогам закупок.
Значительное число (50%) закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и то, что около 3/4 общей стоимости всех заключенных Предприятием договоров составляет стоимость договоров, заключенных по итогам таких закупок, свидетельствует об ограничении условий конкуренции при осуществлении закупок Предприятием в 2013 году. Указанное ведет к росту стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) и издержек ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», которые в конечном итоге влекут увеличение тарифной нагрузки на потребителей воды.
6.2. Предприятием с ОАО «Завод полиэтиленовых труб» (г. Буденновск) по итогам конкурсного отбора № 31300165135 заключен договор поставки трубной продукции от 30.04.2013 № 3299-ю на сумму 209 685,9 тыс. рублей. При этом цена договора, предложенная ООО «Италсовмонт» (г. Волжский) в конкурсной заявке, составляла 155 600,9 тыс. рублей, что на 54 085,0 тыс. рублей или на 25% ниже цены договора с ОАО «Завод полиэтиленовых труб».
В случае принятия Предприятием всех необходимых мер для разрешения сложившейся ситуации и заключения договора поставки с ООО «Италсовмонт», потенциальная экономия денежных средств Предприятия могла бы составить 54 085,0 тыс. рублей.
6.3. В нарушение пункта 7.14 Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом Предприятия от 01.02.2012 № 5 (далее – Положение о закупках), Предприятием заключено дополнительное соглашение от 21.06.2013 № 3308-д/ю с ОАО «Завод полиэтиленовых труб» к договору поставки трубной продукции от 30.04.2013 № 3299-ю, которым внесены изменения в спецификацию в части изменения количества, стоимости и вида поставляемых труб.
6.4. В нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и норм Положения о закупках, располагая сведениями о том, что ОАО «Завод полиэтиленовых труб» не является производителем трубы 1200 ПЭ 100 SDR 17 мм, Предприятием было заключено дополнительное соглашение от 21.06.2013 № 3308-д/ю на поставку данных труб, тогда как согласно техническому заданию к открытому конкурсу, по итогам которого был заключен договор поставки трубной продукции от 30.04.2013 № 3299-ю с ОАО «Завод полиэтиленовых труб», одним из требований к квалификации участника конкурса являлось условие о том, что на участие в конкурсе допускаются производители продукции, являющейся предметом закупки настоящего конкурса. Вышеуказанные трубы, поставленные в адрес Предприятия, ОАО «Завод полиэтиленовых труб» приобрело у ООО «ПОЛИПЛАСТИК ЮГ» (ст. Динская Краснодарского края), являющегося производителем данной трубы.
Таким образом, в связи с указанными нарушениями Предприятию причинен ущерб в сумме 886,4 тыс. рублей.
6.5. В нарушение пункта 7.16 Положения о закупках на официальном сайте не была размещена информация о том, что дополнительным соглашением от 21.06.2013 № 3308-д/ю были изменены объем и цена закупаемой продукции по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки.
6.6. Денежные средства в общей сумме 6 500, 0 тыс. рублей, направленные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в течение 2012 и 2013 годов на оплату работ по разработке ООО «Водный технологический институт» программы «Перспектива развития водопроводно-канализационного хозяйства Ставропольского края в 2012-2017 годах» и подпрограммы «Улучшение водоснабжения населённых пунктов Ставропольского каря на 2013-2015 годы», а также разработке рекомендаций для формирования заявок от имени Ставропольского края в Министерство регионального развития Российской Федерации на получение субсидий из федерального бюджета, были использованы неэффективно (неэкономно) - на цели, не связанные с производственной деятельностью Предприятия.
6.7. Приобретение Предприятием автомобилей и специальной техники у единственных поставщиков (30 закупок у единственного поставщика автомобилей на общую сумму 27 743,7 тыс. рублей, а также 7 закупок специальной техники на общую сумму на 31 093,0 тыс. рублей) привело к ограничению конкуренции при осуществлении данных закупок.
6.8. Ряд договоров приобретения автомобилей был заключен Предприятием раньше, чем был составлен и подписан протокол закупки у единственного поставщика (приобретение автомобилей Renault Duster H2B4 20F 4CR, УАЗ - 390945-360, LADA 213100 LADA 4х4, 32841-0000010-03, УАЗ-220695-04, Шевроле Нива (Chevrolet Niva) 2122300-55 LC), что свидетельствует о формальном проведении данных закупок.
6.9. При проведении Предприятием закупок продукции производственного технического назначения на 2013 год № 31300394679 на сумму 46 388,0 тыс. рублей, а также на поставку бумажной, канцелярской продукции и товаров хозяйственно-бытового назначения № 31300129852 на сумму 6 287,7 тыс. рублей, в состав лотов были включены товары технологически и функционально не связанные между собой, что привело к ограничению конкуренции при проведении этих закупок.
Также наименования файлов, размещенных на официальном сайте, конкурсной документации к закупке № 31300394679 от 25.06.2013 на поставку продукции производственного технического назначения на 2013 год для нужд филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в своем названии имели слова «ЗАО КПК Ставропольстройоптторг», что может свидетельствовать о формальном проведении конкурса.
6.10. В нарушение пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ряд протоколов, составленных комиссией Предприятия, был размещен на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с нарушением уставленного законом трехдневного срока (от 19.07.2013 № 349 и 350, от 12.03.2013 № 5, от 14.03.2013 № 104, от 24.04.013 № 13, от 26.04.2013 № 181).
6.11. В нарушение подпункта 11 пункта 2.9 Положения о закупках, в соответствии с которым информация о каждой закупке на бумажном носителе хранится в течение двух лет, у Предприятия отсутствуют оригиналы извещения от 28.06.2013 № 240-ЕИ, протокола № 272 от 28.06.2013 и иных документов, обосновывающих закупку у единственного исполнителя работ по обслуживанию электрооборудования, по итогам которой Предприятием с ООО «СТРОЙ-РЕГИОН» был заключен договор от 29.07.2013 № 3332-ю на сумму 11 585,3 тыс. рублей.
6.12. Документация конкурса по отбору организации для выполнения субподрядных работ по прокладке канализационного коллектора методом микротоннелирования с устройством канализационных колодцев на объекте: «Прокладка второй нитки междугородного канализационного коллектора Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск в Ставропольском крае», в том числе расчет начальной (максимальной) цены договора, не были подготовлены надлежащим образом.
Так, согласно Информационной карте конкурса цена договора составляла 617 074,0 тыс. рублей, а в соответствии с извещением о проведении конкурса - 725 000,0 тыс. рублей; кроме того, через 6 дней после опубликования первоначального извещения в документацию закупки были внесены изменения, которыми начальная (максимальная) цена договора была увеличена до 764 413,9 тыс. рублей и внесены изменения в конкурсную документацию.
6.13. В 2012-2013 годах Предприятием были проведены закупки у единственного источника (ОАО «Сбербанк России») на заключение 7 договоров о кредитовании и размещении денежных средств на общую сумму 603 000,0 тыс. рублей.
Заключение указанных договоров с единственным исполнителем недостаточно обоснованно, так как в настоящее время на территории края существует сложившийся рынок банковских услуг (действует большое количество коммерческих банков). Кроме того, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями края аналогичные договоры с кредитными организациями заключаются по итогам торгов.
6.14. Помимо вышеуказанных случаев Предприятием закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) зачастую проводилась без достаточных оснований (в части обоснованности способа закупки). Только в ходе выборочной проверки было установлено 8 таких закупок на общую сумму 23 072,1 тыс. рублей.
6.15. В 2013 году в более чем 25% случаев закупок для нужд филиалов Предприятия на общую сумму более 45 млн. рублей договоры филиалами заключались ранее даты проведения закупки (даты составления протокола по итогам закупки), что является нарушением требований положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупках Предприятия, так как фактически закупки не осуществлялись в установленном законом порядке, а протоколы по итогам закупки (и иные документы) составлялись с целью создания видимости законности закупки.
6.16. В нарушение Положения о закупках план закупок Предприятия на 2013 год был недостаточно проработан, так как в течение 2013 года в него было внесено около 30 изменений (более чем 2 изменения в месяц).
6.17. Недостаточно обоснована и ведет к ограничению конкуренции норма Положения о закупках, в соответствии с которой осуществляются закупки у единственного источника услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, мойке автотранспорта, обслуживанию оргтехники, сопровождению программных продуктов, поставке горюче-смазочных материалов, так как в настоящее время существует сложившийся функционирующий рынок вышеуказанных товаров (работ, услуг) и их производство (выполнение, оказание) осуществляется не по конкретным заявкам.
Проведение закупок данных товаров (работ, услуг) способом проведения торгов либо запроса котировок является более целесообразным и экономным.
6.18. Пункт 7.15 Положения о закупках Предприятия содержит недостаточно обоснованные нормы о возможности внесения существенных изменений в условия заключаемого по итогам закупки договора, что может привести к ограничению конкуренции и способствует злоупотреблениям.
7. Проверкой порядка согласования ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края решений о совершении крупных сделок установлены следующие нарушения и недостатки:
7.1. В нарушение пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в 2012 и 2013 годах ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края (Министерством ЖКХ) было совершено несколько сделок, связанных с приобретением Предприятием имущества, стоимость которого превышала 5 000,0 тыс. рублей, а именно:
- 4 договора с ООО ТД «Арсенал Сталь Трейд» от 19.12.2012 № TDAST-19/12-12 и № TDAST-18/12-12, от 25.04.2013 № TDAST-19/04-13 и № TDAST-18/04-13 на поставку труб на общую сумму 11 040,7 тыс. рублей.
- дополнительное соглашение от 21.06.2013 № 3308-д/ю к договору поставки трубной продукции от 30.04.2013 № 3299-ю, заключенному с ОАО «Завод полиэтиленовых труб», которым были внесены изменения в спецификацию к договору поставки от 30.04.2013 № 3299-ю, в части дополнения новым пунктом (№ 234 - труба 1200 ПЭД SDR 17 в количестве 1 104 погонных метра на общую сумму 27 600,0 тыс. рублей).
- 2 крупные сделки на общую сумму 534 529,7 тыс. рублей на поставку электроэнергии с ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и с ОАО «Ставропольэнергосбыт», по которым фактически в 2013 году Предприятием была оплачена поставка электрической энергии соответственно на 77 732,3 тыс. рублей и 456 797,4 тыс. рублей.
7.2. В 2012 году 3 сделки на общую сумму 26 591,2 тыс. рублей были согласованы Предприятием с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края после их совершения:
- договор поставки газа от 10.10.2012 № 19-2-0248/13 с ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на сумму 5 430,8 тыс. рублей был согласован с Министерством ЖКХ спустя 6 месяцев (письмо Министерства ЖКХ от 04.04.2013 № 2692/03);
- дополнительное соглашение к договору на охрану объектов военизированными подразделениями филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Карачаево-Черкесской республике от 29.12.2012 № 3236-д/ю на сумму 14 047,5 тыс. рублей было согласовано с Министерством ЖКХ спустя 2 месяца (письмо Министерства ЖКХ от 11.02.2013 № 975/03);
- договор аренды электроустановок с предоставлением услуг по техническому обслуживанию 2012 года № 3330-ю с ОАО «Пятигорские электрические сети» на сумму 7 112,9 тыс. рублей был согласован с Министерством ЖКХ спустя 6 месяцев (письмо Министерства ЖКХ от 03.06.2013 № 4469/03).
8. В результате проверки использования Предприятием денежных средств на оплату договоров возмездного оказания юридических, аудиторских и иных услуг, проверки предоставления Предприятием краткосрочных займов, а также авансовой дисциплины установлены следующие нарушения и недостатки:
8.1. Денежные средства на общую сумму 3 710,0 тыс. рублей, направленные в 2012 – 2013 годах ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на оплату по договорам возмездного оказания юридических и аудиторских услуг, использованы неэффективно (неэкономно), так как в составе Предприятия и его филиалов имелись соответствующие службы, в обязанности которых входило осуществление функций и решение задач, выполненных на платной основе сторонними организациями.
8.2. В проверяемом периоде ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществлена оплата услуг адвоката Харция С.В. в соответствии со следующими договорами:
- от 04.03.2009 б/н на сумму 19 000,0 тыс. рублей (предоставление интересов Предприятия в судах различных инстанций по спору о порядке заключения и исполнения договора аренды от 01.10.2006 № 1907-ю объектов движимого и недвижимого имущества водозабора «Скачки», расположенного в г. Пятигорске). Расчеты по договору проведены в полном объеме, в том числе в 2009 году – 11 500,0 тыс. рублей, в 2012 году – 2 500,0 тыс. рублей, в 2013 году – 5 000,0 тыс. рублей;
- от 10.11.2013 № 3391-ю на сумму 2 500,0 тыс. рублей (предоставление интересов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в судах различных инстанций по спору о взыскании министерством строительства и архитектуры Ставропольского края с Предприятия неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту на выполнение подрядных работ). С учетом объема оказанных услуг в 2013 году оплачено 1 500,0 тыс. рублей.
Учитывая наличие в составе Предприятия необходимого количества юрисконсультов (имеющихся как в головной организации, так и во всех его филиалах) расходование в 2012-2013 годах средств на оплату услуг адвоката Харция С.В. на общую сумму 9 000,0 тыс. рублей является нецелесообразным.
8.3. Предоставление Предприятием краткосрочных займов ООО «СМУ курорта» и ООО «СНГ» (не возвращенных в срок, без уплаты процентов за использование займа) свидетельствует об отвлечении денежных средств ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на сумму 13 000,0 тыс. рублей.
8.4. Предприятием допускались неэффективные (неэкономные) расходы (выплаты) на цели, не связанные с производственной деятельностью, на общую сумму 517,1 тыс. рублей (например, публикации в газетах, театральные билеты, развлекательные мероприятия, приобретение продуктов питания).
8.5. В нарушение пунктов 1, 3 и 5 Порядка и форм учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.09.2009 № 739н, в проверяемом периоде в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не осуществлялось ведение журналов учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы (по формам, указанным в приложениях 2 и 3 к вышеуказанному Порядку), а также не издавался приказ (распоряжение) о назначении работника, ответственного за ведение журнала выбытия и журнала прибытия, осуществление отметок в командировочных удостоверениях.
8.6. В нарушение пунктов 7 и 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749, в ряде командировочных удостоверений отметки об убытии (прибытии) в место назначения не проставлялись, некоторые авансовые отчеты представлялись позже установленного срока.
8.7. В нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» расходы подотчетных лиц на общую сумму 21,6 тыс. рублей приняты к бухгалтерскому учету без надлежащего подтверждения их оправдательными (первичными) документами.
8.8. В нарушение пункта 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации 12.10.2011 № 373-п, в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» при осуществлении выдачи работнику под отчет наличных денег письменное заявление подотчетного лица зачастую не составлялось.
9. В результате проверки экономической обоснованности расходов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по аренде земельных участков, зданий, сооружений, помещений и оборудования установлены следующие нарушения и недостатки:
9.1. В 2012-2013 годах наибольшая сумма арендной платы (90 799,0 тыс. рублей) выплачена Предприятием за аренду имущественных комплексов водозабора «Скачки», очистных сооружений канализации в районе станицы Константиновской, насосных станций «Колос» и «Техвода», нежилых помещений по ул. Дунаевского, 7, расположенных в г. Пятигорске, что составляет 74,0% от общей суммы арендной платы Предприятия.
9.2. В результате процедуры банкротства МУП «Водоканал» г. Пятигорска имущественный комплекс водозабора «Скачки» в 2005 году был продан ООО «Акваресурс» за 3 813,4 тыс. рублей, а затем в 2006 году перепродан гражданам Лигай Д.А. и Мирзоян А.Х. за эту же сумму.
Всего затраты Предприятия на аренду имущественного комплекса водозабора «Скачки» и услуги адвоката в 2006-2013 годах составили 134 575,8 тыс. рублей (не учитывая плату за землю), что более чем в 35,3 раза превысило стоимость ранее реализованного частным лицам указанного муниципального имущества.
9.3. Заключение директором Пятигорского водоканала М. А. Магулаевым договоров аренды имущественного комплекса водозабора «Скачки» на 2012 -2013 годы без учета стоимости арендной платы, установленной решением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, привело к завышению арендной платы и неэффективным расходам Предприятия в сумме 8 128,9 тыс. рублей.
9.4. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Пятигорским водоканалом инвентаризация обязательств по договорам аренды имущества водозабора «Скачки» от 06.09.2012 № 3144-ю и от 27.11.2012 № б/н за 2012 - 2013 годы не проводилась.
9.5. Визуальным осмотром движимого имущества арендованного объекта водозабора «Скачки», расположенного по адресу: г. Пятигорск, Промзона, Скачки (акт визуального осмотра от 21.01.2014 № 1), установлено, что часть арендуемого движимого имущества по указанному объекту (2 бульдозера марки Т-130 МГ), переданного в аренду в соответствии с актом приема – передачи (без номера и даты) к договору аренды от 27.11.2012 № б/н, отсутствует.
9.6. В нарушение пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2.2 договора аренды имущественного комплекса насосной станции «Техвода» от 13.08.2013 № 88У13 данный договор не прошел государственную регистрацию.
9.7. В нарушение статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в составе бухгалтерской отчетности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2012 год отсутствует информация о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (арендуемые земельные участки, производственные и офисные помещения).
9.8. Плата за пользование земельными участками по договорам аренды производилась ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на момент проведения контрольного мероприятия только по 33,2% всех земельных участков, находящихся в пользовании Предприятия. Юридические основания для использования остальных земельных участков (договоры аренды) отсутствуют, оплата осуществляется на основании расчетов за фактическое пользование, произведенных министерством имущественных отношений Ставропольского края.
9.9. Из 18 земельных участков площадью 9,3 га, находящихся в пользовании у Пятигорского водоканала, по 8 земельным участкам не заключены договоры аренды из-за отсутствия правоустанавливающих документов.
10. В ходе анализа создания ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» фондов, резервов финансовых и материальных средств установлено следующее:
10.1. В нарушение пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Уставе Предприятия не предусмотрен порядок создания резервного фонда ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и его конкретный размер.
10.2. В 2012 – 2013 годах на Предприятии и в большинстве его филиалов отсутствовал или имелся не в достаточном количестве аварийный запас труб, предусмотренный приказом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» от 16.08.2010 № 579.
10.3. В 2012 – 2013 годах ряд стальных, полиэтиленовых, полипропиленовых, асбестоцементных, чугунных и металлопластиковых труб различных диаметров (в том числе бывших в употреблении) общей стоимостью 5 147,2 тыс. рублей в производственной деятельности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и его филиалов фактически не использовались.
10.4. Проверками (инвентаризациями) сохранности трубной продукции в 6 филиалах ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» выявлено 988,7 м и 8,3 т излишек асбестоцементных, стальных (включая профилированные) и полиэтиленовых труб различных диаметров на общую сумму 771,1 тыс. рублей.
10.5. В результате несвоевременного оформления документации по списанию материальных ценностей в расход при проведении инвентаризаций трубной продукции в 6 филиалах ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» установлены отклонения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием 2 482,8 м и 1,2 т полиэтиленовых, полипропиленовых, металлопластиковых, асбестоцементных и стальных (включая профилированные) труб различных диаметров на общую сумму 798,9 тыс. рублей.
11. Проверкой отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Пятигорского водоканала установлено следующее:
11.1. Пятигорским водоканалом в 2005-2006 годах незаконно произведены расходы денежных средств в сумме 4 841,9 тыс. рублей на реконструкцию гаража в административно-бытовом корпусе, не находящегося в хозяйственном ведении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», которые в 2012 году были списаны в прочие расходы как убытки прошлых лет, без инициирования претензионно-исковой работы.
11.2. Оплата Пятигорским водоканалом договора от 19.12.2011 б/н с ИП Портновой Г.В. по оказанию юридических услуг (спор по использованию имущества водозабора «Скачки»), в то время как указанные услуги по данному судебному делу уже оказывались другим адвокатом (Харций С.В.) является неэффективными (неэкономными) расходами на сумму 400,0 тыс. рублей.
11.3. В нарушение пункта 6 Положения о закупках договор от 19.12.2011 б/н по оказанию юридических услуг на сумму 400,0 тыс. рублей был заключен Пятигорским водоканалом с ИП Портновой Г.В. без согласования с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
11.4. Пятигорским водоканалом неправомерно, сверх суммы фактически выполненных работ, произведена оплата в размере 525,6 тыс. рублей по договору от 11.10.2012 № 11/10/12 с ООО «Промышленно-строительная компания СУ-10», а по договору от 05.11.2012 № 05/11/12, заключенному с этим же подрядчиком, перечислен аванс в сумме 654,3 тыс. рублей (работы, предусмотренные договором, до настоящего времени не выполнены).
В результате Предприятию нанесен ущерб на общую сумму 1 179,9 тыс. рублей.
11.5. В результате отсутствия должного контроля со стороны Пятигорского водоканала за исполнением условий договоров подряда от 19.02.2013 №№ 168 - 169, от 16.08.2013 б/н, заключенных с ООО «КМВ-ЮГ-СТРОЙ» и ПО «Регион», подрядными организациями в нарушение статей 393 и 702 Гражданского кодекса Российской Федерации не выполнена часть работ на общую сумму 695,7 тыс. рублей.
11.6. В нарушение пункта 6 Положения о закупках договор от 09.06.2012 б/н с ООО «Архитектурно-строительная компания» на работы по промывке гидродинамическим способом 5 км внутриквартальных канализационных сетей в микрорайоне «Белая Ромашка» г. Пятигорска на сумму 4 499,5 тыс. рублей согласован с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» через 68 дней после подписания.
Кроме того, вызывает сомнение, что авария произошла одновременно на 5 км канализационной сети, а также то, что авария была ликвидирована силами сторонней организации в течение более 2 месяцев (с 09.06.2012 по 17.08.2012). В локальном сметном расчете отсутствует пообъектный перечень основных средств (инвентарные номера объектов), протяженность сетей, на которых должны производиться работы. В акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 17.08.2012 № 1 также не указан пообъектный перечень и протяженность канализационных сетей, подлежащих ремонту. В результате фактически невозможно проверить выполненный объем работ и действительно ли работы выполнялись подрядной организацией, а не собственными силами.
11.7. Выплата директору Пятигорского водоканала Магулаеву М.А. компенсации стоимости проживания в общей сумме 345,0 тыс. рублей при наличии по итогам 2012 года и 9 месяцев 2013 года в Пятигорском водоканале чистого убытка является неэффективным (неэкономным) расходованием денежных средств.
11.8. Выплата денежной компенсации в сумме 410,3 тыс. рублей 7 сотрудникам Пятигорского водоканала, уволенным по соглашению сторон в 2012-2013 годах, произведена в отсутствие правовых оснований и является необоснованной выплатой, поскольку Коллективным договором и трудовыми договорами указанная выплата при расторжении трудового договора не предусмотрена.
11.9. В Пятигорском водоканале контролеру водопроводного хозяйства 3 разряда Мерзлякову Д.В., документально оформленному на должность, но фактически не выполнявшему должностные обязанности, необоснованно была начислена и выплачена заработная плата за ноябрь и декабрь 2013 года на общую сумму 13,4 тыс. рублей.
11.10. В нарушение статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации в Пятигорском водоканале окончательный расчет с сотрудниками Дмитриевым Н.Ю., Вебер В.А., Федоренко Е.А., Ермаковым В.И., Бакаевым В.Е., уволенными в 2012-2013 годах, произведен на 5-47 день после даты увольнения, то есть позже установленного срока.
11.11. В нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директором Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40, директору Пятигорского водоканала Магулаеву М.А. выдавались денежные средства в 2010 и 2011 годах под отчет при наличии задолженности по ранее полученным средствам. Кроме того, в течение 15 месяцев (в период с 01.06.2011 по 29.08.2012) у директора Пятигорского водоканала Магулаева М.А. находились денежные средства в сумме 1 976,1 тыс. рублей, выданные ему под отчет, что является отвлечением оборотных средств Филиала и может расцениваться как предоставление ему беспроцентного займа.
11.12. В Пятигорском водоканале необоснованно оплачены расходы в сумме 4,5 тыс. рублей на проживание Магулаева М.А. в номере 618 гостиницы «DON-PLAZA», в котором он фактически не проживал.
11.13. В нарушение пункта 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-п, в Пятигорском водоканале начальнику автотранспортного цеха и ведущему инженеру по обеспечению производства выдавались денежные средства под отчет при наличии задолженности по ранее полученным средствам.
11.14. В нарушение приказов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» от 31.08.2011 № 562 и от 29.12.2012 № 1005 в Пятигорском водоканале в апреле 2012 года и в декабре 2013 года превышен лимит расходования наличных денежных средств в месяц для осуществления оплаты материальных ценностей, работ, услуг соответственно на сумму 15,2 тыс. рублей и 0,7 тыс. рублей.
11.15. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и статьи 9 Федерального закона от 06.12.2013 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Пятигорском водоканале ряд хозяйственных операций на общую сумму 14,0 тыс. рублей отражен в бухгалтерском учете несвоевременно (например, выдача денежных средств под отчет осуществлялась в период нахождения сотрудника в командировке).
12. В результате проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, переданным в хозяйственное ведение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и приобретенным им в процессе своей деятельности, установлены следующие нарушения и недостатки:
12.1. На балансе Предприятия числятся объекты незавершенного строительства, затраты на которые представляют собой неэффективную деятельность ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» при использовании государственного имущества Ставропольского края на общую сумму 26 863,5 тыс. рублей, в том числе:
- приобретенные в 2008 году и переданные филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – «Кавминводские очистные сооружения канализации» три установки ультрафиолетового обеззараживания сточных вод, не введенные в эксплуатацию в течение пяти лет (общая стоимость 20 788,5 тыс. рублей);
- две артезианские скважины и насосная станция на балансе Нефтекумского водоканала, являющиеся «долгостроями» (стоимостью 6 075,0 тыс. рублей), работы по строительству которых не ведутся с 2004-2007 годов.
12.2. Фактическое использование Предгорным водоканалом и субарендаторами нежилого помещения площадью 169,1 кв. м по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Гагарина, 92 производилось на основании договоров с истекшим сроком действия (от 30.11.2012 № 25, от 05.03.2013 № юр-31/13, от 01.12.2012 № юр-154/12, от 01.12.2012 № юр-159/12).
12.3. В нарушение пунктов 8 и 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 № 993, персонал филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в проверяемом периоде не был обеспечен необходимым количеством средств индивидуальной защиты – противогазов (по состоянию на 01.10.2013 обеспеченность филиалов противогазами составляла 69,6% от необходимой).
12.4. По состоянию на 01.10.2013 остатки на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», образовавшиеся в течение 2012 года и 9 месяцев 2013 года в филиалах Предприятия, составили 2 512,6 тыс. рублей, фактическая сумма погашения в проверяемом периоде составила лишь 65,2 тыс. рублей. По оставшейся сумме потерь и недостач (2 447,4 тыс. рублей) решений не принято.
12.5. В нарушение статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации переданы в аренду и в наем без согласия собственника имущества – министерства имущественных отношений Ставропольского края:
- жилое помещение общей площадью 33,2 кв. м, расположенное в г. Железноводске (Развальная насосная станция), в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от 01.08.2006 б/н;
- 4 жилых дома общей площадью 1 052,4 кв. м, расположенных в с. Благодатном Петровского района по ул. Советской, 19;
- нежилое помещение площадью 120,0 кв. м для нужд Отдела внутренних дел по Петровскому району (договоры аренды от 01.06.2011 № 024-а (дополнительное соглашение от 29.12.2011 № 1), от 25.01.2013 № 01-а/п);
- нежилое помещение площадью 15,4 кв. м в Георгиевском районе (договор аренды от 01.07.2013 № 1/08-13);
- нежилое помещение площадью 2 кв. м в с. Александровском (договор аренды № 602210383 от 11.07.2012).
12.6. По состоянию на 01.11.2013 в пользовании у Предприятия находились 8 105 объектов недвижимого имущества общей остаточной стоимостью 1 634 000,7 тыс. рублей, из них включены в реестр государственного имущества Ставропольского края 4 985 объектов, что составляет 61,5% от их общего количества.
Право хозяйственного ведения за ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» зарегистрировано на 156 объектов, что составляет лишь 1,9% от их общего количества и 3,1% от внесенных в государственный реестр Ставропольского края.
В пользовании филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» находятся 1159 земельных участков, право собственности Ставропольского края оформлено только на 40,8% от их общего количества.
12.7. По состоянию на 01.01.2012 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обслуживает 1 208,9 км бесхозяйных сетей, в том числе водоснабжения – 1 053,2 км, водоотведения – 155,7 км. По данным Предприятия, 80% бесхозяйных сетей находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, на их реконструкцию и замену требуется ориентировочно 270,0 млн. рублей.
12.8. В нарушение пункта 15 постановления Правительства Ставропольского края от 26.12.1998 № 228-п «Об организации учета и ведения реестра государственного имущества Ставропольского края» обновленная карта учета не представлена Предприятием в министерство имущественных отношений Ставропольского края ни в установленный данным постановлением срок (до 01.04.2013), ни на момент завершения контрольного мероприятия.
12.9. В нарушение раздела 3 ведомственного плана комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденному приказом комитета от 28.09.2011 № 266-о/д, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не списаны 292 объекта недвижимости, не участвующие в производственном процессе.
Пояснения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: Предприятием на акт по результатам контрольного мероприятия представлены пояснения и замечания. По результатам их рассмотрения составлено заключение руководителя контрольного мероприятия, замечания Предприятия при написании настоящего отчета не учтены.
В ходе проверки Контрольно-счетной палатой Ставропольского края направлено предписание генеральному директору ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Ефимченко Н.А. (исх. № 01-08/10 от 13.01.2014) с требованием незамедлительного возврата остатка полученных бюджетных инвестиций (остатка бюджетных инвестиций) в доход бюджета Ставропольского края в сумме 24 315,3 тыс. рублей. Указанная сумма в полном объеме возвращена в доход краевого бюджета.
Предложения (рекомендации):
1. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края и в Думу Ставропольского края.
2. Контрольно-счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края:
- рассмотреть результаты настоящей проверки и принять необходимые меры по фактам выявленных нарушений и недостатков;
- учитывая создавшийся правовой вакуум в порядке расчета нормативов неучтенных расходов и потерь воды в системе коммунального водоснабжения, а также социальные проблемы из-за отсутствия регулирования этого процесса, обратиться в Правительство Российской Федерации с ходатайством о принятии мер по скорейшей подготовке и утверждению методики расчета нормативов неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения, учитывая интересы не только предприятий коммунального комплекса, но и потребителей их услуг.
3. С целью устранения и недопущения в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков направить представление Контрольно-счетной палаты Ставропольского края государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал».
4. Информацию о результатах контрольного мероприятия направить министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
5. Направить материалы проверки в прокуратуру Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю и следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Руководитель контрольного мероприятия
аудитор Контрольно-счетной палаты
Ставропольского края А.Г. Черняков
Информация о принятых мерах по устранению недостатков