Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края в подведомственных министерству экономического развития Ставропольского края: государственном унитарном предприятии Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»; государственном унитарном предприятии Ставропольского края «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»; некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае»; некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края в подведомственных министерству экономического развития Ставропольского края: государственном унитарном предприятии Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»; государственном унитарном предприятии Ставропольского края «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»; некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае»; некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.10 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2014 год, распоряжение Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 12.02.2014 № 7, постановление Думы Ставропольского края от 31.10.2013 № 1095-V ДСК «Об обращении в Контрольно-счетную палату Ставропольского края».
Предмет контрольного мероприятия:
- нормативные правовые акты и другие документы, определяющие порядок планирования и использования средств бюджета Ставропольского края;
- распорядительные, платежные, первичные и иные документы, обосновывающие направление, выделение и использование средств бюджета Ставропольского края;
- соглашения, договоры, контракты, регистры бухгалтерского учета и отчетности, отчетность об использовании средств бюджета Ставропольского края;
- деятельность государственных унитарных предприятий Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» (далее – ГУП СК «Гарантийный фонд») и «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края» (далее – ГУП СК «Управляющая компания»), некоммерческих организаций «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» (далее – НО «Фонд поддержки предпринимательства») и «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» (далее – НО «Фонд микрофинансирования») по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и Ставропольского края в части использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края;
- средства бюджета Ставропольского края, выделенные вышеуказанным организациям, переданное им и приобретенное (используемое) ими в процессе своей деятельности государственное имущество Ставропольского края, материальные ценности, находящиеся в государственной собственности Ставропольского края.
Объекты контрольного мероприятия: министерство экономического развития Ставропольского края (далее – минэкономразвития СК), ГУП СК «Гарантийный фонд», ГУП СК «Управляющая компания», НО «Фонд поддержки предпринимательства», НО «Фонд микрофинансирования».
Проверяемый период деятельности: 2009 – 2013 годы.
Выводы
1. Контрольным мероприятием установлены многочисленные нарушения и недостатки в деятельности подведомственных минэкономразвития СК организаций – ГУП СК «Гарантийный фонд», ГУП СК «Управляющая компания», НО «Фонд микрофинансирования и НО «Фонд поддержки предпринимательства», в том числе касающиеся неэффективного использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края, неэффективного управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, переданным организациям и приобретенным ими в процессе своей деятельности, невыполнения ряда показателей экономической эффективности деятельности организаций и установленных целевых показателей.
Приведенные выше факты указывают на ненадлежащий контроль учредителя – минэкономразвития СК, за деятельностью подведомственных организаций, а также за соблюдением организациями условий, в соответствии с которыми им предоставляются средства бюджета Ставропольского края и выделяется имущество, находящееся в государственной (краевой) собственности.
2. Проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края, в ГУП СК «Гарантийный фонд», установлено:
- в нарушение пункта 2.15 Порядка предоставления поручительств в 2009 – 2013 годах ГУП СК «Гарантийный фонд» неверно устанавливались ставки вознаграждения при предоставлении поручительств 14 субъектам МСП. Данные факты привели к недопоступлению в ГУП СК «Гарантийный фонд» вознаграждения по 11 договорам поручительств на сумму 1 086,6 тыс. рублей и перечислению вознаграждения сверх установленных норм по 3 договорам поручительств на сумму 161,4 тыс. рублей;
- субъективный подход по отнесению ООО «Дронго» и товарищества на вере «Агрозоопродукт Зимин и К» к предприятиям, осуществляющим глубокую переработку сырья с созданием продукции высокой добавленной стоимости, привел к непоступлению в ГУП СК «Гарантийный фонд» вознаграждения за предоставление поручительства в сумме 121,7 тыс. рублей;
- в нарушение Порядка расчета вознаграждения по предоставленным гарантиям, утвержденного приказом ГУП СК «Гарантийный фонд» от 29.12.2009 № 6/2, ГУП СК «Гарантийный фонд» допущены неверные арифметические расчеты при формировании ООО «Орфей» и ООО «Диалог-Инвест» счетов за пользование поручительством, в результате чего объем непоступившего вознаграждения составил 218,9 тыс. рублей;
- в нарушение пунктов 2.2, 4.4 Порядка предоставления поручительств с 30.12.2009 по 23.03.2012 решения о предоставлении поручительств субъектам МСП принимались без учета критерия «Наличие просроченной задолженности по выплате заработной платы персоналу, а также имеющим уровень заработной платы ниже величины прожиточного минимума»; по 9 субъектам МСП имелся неполный пакет документов, необходимых для получения поручительства;
- в нарушение пункта 3 Порядка предоставления поручительств в договор поручительства от 14.09.2011 № 110621/0014-8.1, заключенный между ГУП СК «Гарантийный фонд», ИП Варзиевым Э.К. и Ставропольским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк», внесены существенные изменения, которые позволили финансовой организации произвести безакцептное списание денежных средств со счета ГУП СК «Гарантийный фонд» в сумме 13 998,9 тыс. рублей;
- в нарушение пунктов 5.11.13.12.8 и 5.11.13.3.1 приказов Минэкономразвития РФ № 223 и № 220 объем средств уставного фонда, по состоянию на 01.01.2014 размещенный во вкладах Северо-Кавказского банка Сбербанка России ОАО и Ставропольского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», а также лимит поручительств, установленный для Северо-Кавказского банка Сбербанка России ОАО, превышает предельно допустимые значения, соответственно, на 22,7%, 0,5% и 27,2%;
- в нарушение пунктов 5.11.10.1 приказов Минэкономразвития РФ № 223 и № 220, а также пункта 5.7 Устава ГУП СК «Гарантийный фонд» в 2009 – 2013 годах независимых аудиторских проверок и проверок финансово-хозяйственной деятельности ГУП СК «Гарантийный фонд» со стороны минэкономразвития СК не осуществлялось;
- в нарушение пункта 3.4 Устава ГУП СК «Гарантийный фонд» до 16.04.2013 ГУП СК «Гарантийный фонд» не обеспечено раздельное размещение предоставленных средств федерального и краевого бюджетов на отдельных банковских счетах;
- в проверяемом периоде средняя заработная плата директора ГУП СК «Гарантийный фонд» в 2,1-6 раз превышала заработную плату персонала. В частности, средняя заработная плата директора и иных сотрудников ГУП СК «Гарантийный фонд» составляла, соответственно, в 2010 году – 59,2 и 27,8 тыс. рублей, в 2011 году – 196,2 и 32,7 тыс. рублей, в 2012 году – 238,1 и 55,6 тыс. рублей, в 2013 году – 144,7 и 68,2 тыс. рублей;
- в нарушение статьи 145 ТК РФ и пункта 5 Положения об условиях оплаты труда № 191-п, фактические выплаты вознаграждения, самостоятельно назначенного себе директором ГУП СК «Гарантийный фонд» Дзекунскасом В.С. приказами от 04.07.2011 № 71-от и от 01.07.2012 № 114-от, превысили норматив такого вознаграждения на 1 540,0 тыс. рублей (вместо максимально возможного размера вознаграждения за 2 года в сумме 960,0 тыс. рублей выплачено 2 500,0 тыс. рублей);
- в нарушение статьи 145 ТК РФ и пункта 9 Положения об условиях оплаты труда № 191-п в 2010 – 2012 годах директору ГУП СК «Гарантийный фонд» Дзекунскасу В.С. необоснованно выплачена материальная помощь на цели (капитальный ремонт квартиры, день рождения, письменное заявление), не предусмотренные трудовым договором от 23.12.2009 № 13 на общую сумму 390,0 тыс. рублей;
- в нарушение пункта 2.4.7 Положения об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников ГУП СК «Гарантийный фонд», утвержденного приказом от 14.12.2009 № 4/1, в декабре 2010 года 5 работникам ГУП СК «Гарантийный фонд» необоснованно выплачена премия к новогоднему празднику на общую сумму 117,0 тыс. рублей;
- в нарушение пунктов 1, 3, 5 Порядка учета командированных работников в проверяемом периоде в ГУП СК «Гарантийный фонд» не осуществлялось ведения журналов учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, не издавался приказ (распоряжение) о назначении работника, ответственного за ведение вышеуказанных журналов, а также за осуществление отметок в командировочных удостоверениях;
- в 2010 – 2013 годах ГУП СК «Гарантийный фонд» допускались неэффективные (неэкономные) расходы на цели, не связанные с производственной деятельностью, на общую сумму 70,9 тыс. рублей. В частности, на основании предоставленных авансовых отчетов директорам ГУП СК «Гарантийный фонд» Дзекунскасу В.С. и Калашникову Э.Г. возмещались расходы, связанные с ресторанным и буфетным обслуживанием, приобретением спиртных напитков и подарочного сертификата;
- в 2009 – 2013 годах ГУП СК «Гарантийный фонд» осуществлялось установление повышающих надбавок к нормам списания ГСМ, не соответствующих нормам расхода топлив № АМ-23-р. Так, наряду с надбавкой за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек применялась надбавка за работу с частыми остановками в скоплениях автомобилей; до октября 2013 года ГУП СК «Гарантийный фонд» необоснованно производилось списание топлива по усредненным нормам, не зависящим от того, где используется автотранспорт – за пределами или в пределах г. Ставрополя;
- в нарушение приказа Минтранса РФ № 152 и статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ в путевых листах ГУП СК «Гарантийный фонд» на автомобиль Volkswagen Multivan, выданных в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, отсутствовали подписи лиц, пользовавшихся автомобилем, а также не указывалось время начала и время окончания поездок;
- директором ГУП СК «Гарантийный фонд» Дзекунскасом В.С. 01.07.2011 осуществлялось использование служебного автомобиля Volkswagen Passat в личных целях, что привело к дорожно-транспортному происшествию и фактическому причинению ГУП СК «Гарантийный фонд» убытка в размере 107,8 тыс. рублей;
- в течение 2010 – 2013 годов ГУП СК «Гарантийный фонд» работало с положительным результатом хозяйственной деятельности. Прибыль от продажи работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 18 021,7 тыс. рублей или в 4,3 раза, а прибыль от размещения средств на депозитах возросла на 43 435,3 тыс. рублей или в 2,7 раза. При этом рост чистой прибыли за аналогичный период составил 30 967,7 тыс. рублей;
- коэффициенты обеспеченности собственными оборотными активами и коэффициенты абсолютной ликвидности ГУП СК «Гарантийный фонд» в целом находятся на уровне выше нормативных значений. Однако по состоянию на 01.01.2012 коэффициент абсолютной ликвидности ниже допустимого уровня, что не позволяет признать структуру баланса ГУП СК «Гарантийный фонд» в 2011 году удовлетворительной;
- установленный для ГУП СК «Гарантийный фонд» целевой показатель «количество субъектов МСП, которым оказана поддержка (предоставлено поручительство)» за 2010 – 2012 годы исполнен в полном объеме (при плановых значениях – 261 субъект МСП, поручительства предоставлены 393 субъектам МСП).
3. Проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края, в ГУП СК «Управляющая компания», установлено следующее:
- в нарушение пункта 1 статьи 50 ГК РФ основной целью создания ГУП СК «Управляющая компания» (исходя из пункта 2.1 Устава) является решение социальных задач, в том числе организация инвестиционного процесса, развитие инновационной деятельности и управление региональными парками, а не извлечение прибыли;
- в результате ненадлежащей деятельности ГУП СК «Управляющая компания» на момент проведения контрольного мероприятия информация о ходе выполнения соглашений о ведении деятельности резидентов региональных парков, ходе реализации инвестиционных или инновационных проектов за 4 квартал 2013 года не представлена 10 резидентами региональных парков, несмотря на то, что согласно пункту 4 статьи 11 закона СК «О региональных парках» информация должна представляться резидентами не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- в нарушение пункта 5 статьи 3 закона СК «О региональных парках» в 2010 – 2011 годах и первой половине 2012 года ГУП СК «Управляющая компания» не осуществлялись проверки исполнения соглашений о ведении деятельности резидентов региональных парков; в 2010 году – не осуществлялась подготовка и представление в минэкономразвития СК, органы местного самоуправления муниципальных образований края, на территориях которых созданы соответствующие региональные парки, ежеквартальной информации о ходе выполнения соглашений о ведении деятельности резидентов региональных парков;
- в нарушение пункта 3.12 Устава ГУП СК «Управляющая компания» в период с 01.01.2012 по 27.09.2012 фактическая величина резервного фонда ГУП СК «Управляющая компания» превышала его предельный размер на 134,4 тыс. рублей;
- за 2009 – 2013 годы проверка финансово-хозяйственной деятельности ГУП СК «Управляющая компания» осуществлялась минэкономразвития СК только один раз (с периодом проверки – 8 месяцев 2011 года), решения о проведении независимых аудиторских проверок не принималось;
- в нарушение пункта 3.4 Устава ГУП СК «Управляющая компания» до мая 2012 года ГУП СК «Управляющая компания» не обеспечено ведение раздельного бухгалтерского учета на отдельных счетах (в том числе банковских) по средствам, предоставленным на осуществление основного вида деятельности, и средствам в сумме 5 000,0 тыс. рублей, предоставленным из бюджета Ставропольского края в соответствии с распоряжением Правительства СК № 103-рп;
- в нарушение пункта 3 статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, в 2010 году в ГУП СК «Управляющая компания» отсутствовала учетная политика, разработанная и утвержденная приказом руководителя;
- в нарушение статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ и пункта 5.13 Устава ГУП СК «Управляющая компания» в 2010 – 2012 годах ГУП СК «Управляющая компания» не осуществлялось или осуществлялось несвоевременное (уже после фактического заключения сделки) согласование с минэкономразвития СК 37 крупных сделок на общую сумму 9 385,4 тыс. рублей;
- в нарушение статьи 24 Федерального закона № 161-ФЗ и пункта 5.12 Устава ГУП СК «Управляющая компания» заключение договоров займа с Некристовым А.Ю. и ООО «Арго» на общую сумму 507,6 тыс. рублей не согласовано (несвоевременно согласовано) с минэкономразвития СК;
- в нарушение пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ в ГУП СК «Управляющая компания» не обеспечена сохранность части кассовых документов за 2010 год;
- в нарушение пункта 4.2 дополнительного соглашения от 01.03.2013 № 4д к трудовому договору с директором ГУП СК «Управляющая компания» Саприкиным А.В. от 21.12.2011 № 3 на момент проведения контрольного мероприятия система премирования работников ГУП СК «Управляющая компания» с минэкономразвития СК не согласована;
- в период с 25.12.2009 по 09.03.2010 штатное расписание в ГУП СК «Управляющая компания» отсутствовало, а в дальнейшем, в 2010 – 2013 годах, менялось 17 раз по причине совершенствования организационной структуры;
- в 2010 – 2013 годах количество штатных единиц ГУП СК «Управляющая компания» постоянно увеличивалось. В то же время значительная часть ставок оставалась вакантной, причем число вакансий также ежегодно увеличивалось (на 01.01.2012 – 17 вакансий или 53% всех штатных единиц, на 01.01.2013 – 23 вакансии или 60,5%, на 01.01.2014 – 28 вакансий или 61,5%), что свидетельствует о неэффективной организации кадровой работы в ГУП СК «Управляющая компания»;
- в проверяемом периоде в ГУП СК «Управляющая компания» создавались условия для формального увеличения штатной численности без выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Так, в 2010 – 2013 годах на работу в ГУП СК «Управляющая компания» с последующим предоставлением отпуска без сохранения заработной платы (в том числе длительностью более 2 лет) принято 7 инженеров по надзору за строительством и начальник производственно-технического отдела;
- в 2010 – 2012 годах темп роста средней месячной заработной платы директора ГУП СК «Управляющая компания» опережал темп роста оплаты труда в целом по предприятию на 2,3 процентных пункта;
- в нарушение требований Положения об условиях оплаты труда № 191-п в период с 21.12.2011 по 31.12.2013 в трудовых договорах директоров ГУП СК «Управляющая компания», заключенных с минэкономразвития СК, вместо 4-кратного размера тарифной ставки устанавливался оклад из расчета 6,3-кратной величины, что привело к переплате им заработной платы на общую сумму 273,8 тыс. рублей;
- в нарушение пункта 11 Положения № 749, Положений по учетной политике, утвержденных приказами от 31.12.2010 № 14-од и от 30.12.2011 № 28-од, ГУП СК «Управляющая компания» допущено необоснованное возмещение суточных расходов за один день командировки, отсутствие возмещения или сверхнормативное возмещение суточных расходов по 9 авансовым отчетам;
- в нарушение пункта 6 Положения № 749 в 2010 году в ГУП СК «Управляющая компания» не составлялись служебные задания при направлении работников в служебные командировки;
- в нарушение пунктов 1, 3, 5 Порядка учета командированных работников в проверяемом периоде в ГУП СК «Управляющая компания» не осуществлялось ведения журналов учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, не издавался приказ (распоряжение) о назначении работника, ответственного за ведение вышеуказанных журналов, а также за осуществление отметок в командировочных удостоверениях;
- в нарушение пункта 7 Положения № 749 в командировочном удостоверении от 05.04.2011 № 2 директора ГУП СК «Управляющая компания» Некристова А.Ю. отсутствуют подписи полномочных должностных лиц и печати, свидетельствующие о его пребывании в командировке в г. Санкт-Петербурге в период с 5 по 6 апреля 2011 года, что ставит под сомнение служебную направленность поездки, а также обоснованность компенсации понесенных расходов на сумму 16,2 тыс. рублей;
- в проверяемом периоде ГУП СК «Управляющая компания» приняты к учету расходы по 12 авансовым отчетам, подтвержденные чеками платежных и (или) топливных карт, не содержащими сведений, отраженных в пункте 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
- в 2009 – 2013 годах ГУП СК «Управляющая компания» осуществлялось установление повышающих надбавок к нормам списания ГСМ, не соответствующих нормам расхода топлив № АМ-23-р, а именно устанавливались более высокие нормы надбавок за работу в зимнее время и за работу в горной местности; наряду с надбавкой за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек применялась надбавка за работу, требующую частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, то есть надбавка, применяемая маршрутными таксомоторами-автобусами, груза-пассажирскими и грузовыми автомобилями малого класса и прочими;
- директором ГУП СК «Управляющая компания» Некристовым А.Ю. 03.04.2011 осуществлялось использование служебного автомобиля Hyundai Sonata в личных целях;
- в нарушение пункта 5.2 распоряжения минимущества СК от 17.08.2012 № 1577 директором ГУП СК «Управляющая компания» Саприкиным А.В. государственная регистрация прав хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 93, произведена не в установленные сроки;
- высокотехнологичное оборудование, предназначенное для работы ЦКП и ЦТТ на общую сумму 270 517,1 тыс. рублей, приобретенное минэкономразвития СК в 2011 – 2013 годах и переданное ГУП СК «Управляющая компания», использовалось неэффективно;
- закупка минэкономразвития СК высокотехнологичного оборудования для оснащения ЦКП, созданного на базе ГУП СК «Управляющая компания», осуществлялось в отсутствие четких критериев приобретения и дальнейшего использования оборудования, что приводило к ситуациям, допускавшим воздействие субъективных факторов при принятии решений о приобретении того или иного оборудования. При этом закупка оборудования проводилась при отсутствии необходимой экспертизы имеющейся потребности в его приобретении, без учета факта наличия необходимых помещений и коммуникаций для установки и использования оборудования; не принималась во внимание специфика эксплуатации оборудования;
- в нарушение пунктов 2, 3 Положения о ЦКП руководством ГУП СК «Управляющая компания» не создано условий для обеспечения коллективного доступа к приобретенному высокотехнологичному оборудованию, не принято мер по обеспечению использования оборудования на льготной основе для малых и средних инновационных предприятий Ставропольского края;
- в 2011 – 2013 годах по причине отсутствия помещений и непроведения пуско-наладочных работ высокотехнологичного оборудования реклама услуг ЦКП со стороны ГУП СК «Управляющая компания» практически не осуществлялась;
- в 2013 году между ГУП СК «Управляющая компания» и ФГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия» заключен договор о предоставлении во временное пользование оборудования и договор аренды нежилого помещения для размещения оборудования ЦКП с одинаковой суммой оплаты – 1 327,0 тыс. рублей. Заключение вышеуказанных договоров не являлось прибыльным для ГУП СК «Управляющая компания» и привело к отвлечению средств предприятия в сумме 1 327,0 тыс. рублей;
- в нарушение подпункта 5.2 Положения о ЦКП по 10 договорам предоставления во временное пользование оборудования ЦКП, заключенным ГУП СК «Управляющая компания» в 2011 – 2013 годах, журналы учета рабочего времени оборудования отсутствуют, вследствие чего определить виды работ и количество часов работы оборудования не представляется возможным;
- в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации сообщение об участии ГУП СК «Управляющая компания» в создании ООО «Центр трансферта технологий Ставропольского края» направлено в налоговый орган не в установленные сроки;
- в нарушение Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, ГУП СК «Управляющая компания» допущено занижение стоимости основных средств на общую сумму 679,8 тыс. рублей;
- средства краевого бюджета в сумме 4 610,0 тыс. рублей, израсходованные ГУП СК «Управляющая компания» на оплату по договору от 16.02.2011 № 8052 некачественно разработанной ОАО «Институт Ставропольгражданпроект» проектной документации для строительства ЦТТ, использованы неэффективно;
- в нарушение пункта 1.2 постановления Правительства СК № 399-п соглашением от 09.04.2013 № 4 не определен порядок возврата ГУП СК «Управляющая компания» в бюджет Ставропольского края неиспользованного остатка бюджетных средств, выделенных на строительство ЦТТ;
- в нарушение пункта 2.1.1 соглашения от 09.04.2013 № 4 перечисление бюджетных средств на строительство ЦТТ осуществлялось минэкономразвития СК с нарушением сроков, установленных приложением 2 к данному соглашению, в том числе произведено авансирование строительных работ на сумму 22 527,6 тыс. рублей;
- в нарушение пункта 2.3.1 соглашения от 09.04.2013 № 4 ГУП СК «Управляющая компания» на 25.12.2013 неиспользованы на строительство ЦТТ средства краевого бюджета в сумме 22 115,3 тыс. рублей;
- в нарушение пункта 2.3.2 соглашения от 09.04.2013 № 4 ГУП СК «Управляющая компания» не обеспечено выполнение подрядчиком работ по строительству ЦТТ до окончания 2013 года;
- в нарушение пункта 2.3.7 соглашения от 09.04.2013 № 4 ГУП СК «Управляющая компания» не заключено с минэкономразвития СК дополнительного соглашения, несмотря на использование в 2013 году бюджетных средств, выделенных на строительство ЦТТ, не в полном объеме;
- в марте 2014 года ГУП СК «Управляющая компания» при отсутствии документа, подтверждающего право на расходование неиспользованного остатка средств краевого бюджета, выделенных на строительство ЦТТ, произведена оплата выполненных ООО «СПВ+» строительных работ на общую сумму 10 998,9 тыс. рублей;
- первоначальный и уточненный графики выполнения работ по строительству ЦТТ, являющиеся приложениями к соглашению от 09.04.2013 № 4 и дополнительному соглашению от 03.12.2013 № 1, содержат недостоверную информацию, а также частично не соответствуют фактически выполненным работам. Приведенные факты указывают на низкий уровень подготовки минэкономразвития СК и ГУП СК «Управляющая компания» соглашения от 09.04.2013 № 4 и дополнительного соглашения от 03.12.2013 № 1;
- в нарушение пункта 2.3.3 соглашения от 09.04.2013 № 4 ГУП СК «Управляющая компания» в 2013 году произведено излишнее перечисление на свой расчетный счет по основной (финансово-хозяйственной) деятельности средств за услуги строительного контроля (технического надзора) за строительством ЦТТ в сумме 450,7 тыс. рублей;
- в ходе строительства ЦТТ подрядчиком ООО «СПВ+» не выполнены работы, включенные в акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и оплаченные ГУП СК «Управляющая компания», на общую сумму 547,0 тыс. рублей;
- программа деятельности ГУП СК «Управляющая компания» на 2012 год представлена ГУП СК «Управляющая компания» в минэкономразвития СК, а минэкономразвития СК в минимущество СК с нарушением сроков, установленных пунктами 1, 3 Правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий, утвержденных пунктом 2 постановления Правительства СК № 190-п;
- в нарушение постановления Правительства СК № 190-п в программах деятельности ГУП СК «Управляющая компания» на 2012 и 2013 годы отсутствовали такие пункты как «анализ отклонения фактических показателей экономической эффективности деятельности предприятия от утвержденных» и «дополнительные показатели деятельности предприятия»;
- в нарушение статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ в составе бухгалтерской отчетности за 2011 год недостоверно отражена информация о сумме прочих доходов, учитываемых при начислении амортизации безвозмездно полученных основных средств и сумме расходов будущих периодов безвозмездно полученного программного обеспечения;
- общее финансовое состояние ГУП СК «Управляющая компания» может быть оценено как удовлетворительное, имеющее высокий уровень платежеспособности и не обнаруживающее предпосылок банкротства. В то же время в проверяемом периоде отмечается снижение выручки от основной деятельности на фоне роста себестоимости продаж ГУП СК «Управляющая компания». Несмотря на рост чистой прибыли в 2010 – 2012 годах в 4,2 раза, в 2013 году ГУП СК «Управляющая компания» допущен убыток в сумме 783,7 тыс. рублей, а рассчитанные за 2013 год показатели рентабельности (убыточности) свидетельствуют о низкой эффективности использования активов и источников их формирования;
- установленные для ГУП СК «Управляющая компания» пять целевых показателей эффективности использования субсидий из федерального бюджета на создание ЦКП и ЦТТ в целом не выполнены. Так, по созданию ЦКП в 2011 году достигнут лишь один целевой показатель из трех, в 2012 и 2013 годах – ни одного. За период с момента создания ЦТТ, который фактически не функционировал, ни один целевой показатель не достигнут.
4. Проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края, в НО «Фонд микрофинансирования», установлено:
- в нарушение пункта 4 Порядка определения объема и предоставления НО «Фонд микрофинансирования» в 2013 году субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.08.2013 № 299-п, перечисление средств в сумме 28 000,0 тыс. рублей осуществлено минэкономразвития СК не в установленные сроки;
- в результате отсутствия достаточного количества заявок от субъектов МСП на предоставление микрозаймов у НО «Фонд микрофинансирования» в 2012 – 2013 годах имелись остатки свободных денежных средств, размещаемые на расчетных и депозитных счетах коммерческих банков. Данный факт указывает на необходимость активизации работы НО «Фонд микрофинансирования» по привлечению субъектов МСП к получению микрозаймов;
- в проверяемом периоде НО «Фонд микрофинансирования» предоставлялись займы только по 5 из 9 возможных направлений (целей) получения займов, установленных Правилами предоставления микрозаймов;
- в нарушение пунктов 3.1, 3.2 Правил предоставления микрозаймов по договору от 13.11.2011 № 165-1-11 НО «Фонд микрофинансирования» необоснованно выдан ИП Аджакаевой Н.С. микрозайм на сумму 900,0 тыс. рублей, несмотря на несвоевременный возврат ею займа, предоставленного ранее;
- в нарушение приказа Минтранса РФ № 152 до марта 2013 года в путевых листах НО «Фонд микрофинансирования» отсутствовали подписи лиц, пользовавшихся служебным автомобилем Toyota Camry;
- в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ и постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» в путевых листах НО «Фонд микрофинансирования» в 2011 – 2012 годах не записывался маршрут следования по всем пунктам назначения;
- в нарушение абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в проверяемом периоде НО «Фонд микрофинансирования» не организован и не проводится предрейсовый медицинский осмотр водителя;
- при сопоставлении планируемых и фактических показателей, ежегодно утверждаемых минэкономразвития СК в бизнес-планах НО «Фонд микрофинансирования», отмечено невыполнение показателя «Операционная самоокупаемость». Также в 2012 – 2013 годах НО «Фонд микрофинансирования» не исполнены в полном объеме показатели по объему портфеля микрозаймов, объему и количеству выданных микрозаймов;
- в 2012 – 2013 годах наблюдается рост количества выданных НО «Фонд микрофинансирования» микрозаймов с просрочками. Так, если на конец 2012 года микрозаймы с просрочками составляли 1,1% от общего количества микрозаймов, то на конец 2013 года данный показатель вырос до 2,9%, а суммарная стоимость просроченных микрозаймов составила 6 667,6 тыс. рублей.
5. Проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края, в НО «Фонд поддержки предпринимательства», установлено:
- остатки неиспользованных средств на счете НО «Фонд поддержки предпринимательства» по состоянию на 01.01.2013 сложились в сумме 12 745,0 тыс. рублей, из которых на средства краевого бюджета пришлось 2 550,0 тыс. рублей; по состоянию на 01.01.2014 – 22 385,0 тыс. рублей (средства краевого бюджета – 3 928,0 тыс. рублей);
- в 2013 году низкое исполнение плановых назначений НО «Фонд поддержки предпринимательства» сложилось по фонду оплаты труда (57,3%), начислениям на оплату труда (46,8%), приобретению расходных материалов (42,1%), командировочным расходам (46,8%) и прочим текущим расходам (50,2%). При этом в течение года изменения в показатели утвержденных смет не вносились, что указывает на неэффективное использование средств краевого бюджета и на необходимость усиления контроля за исполнением смет, утвержденных учредителем НО «Фонд поддержки предпринимательства»;
- штатное расписание НО «Фонд поддержки предпринимательства» общей численностью 12 единиц с ежемесячным фондом оплаты труда в сумме 253,0 тыс. рублей утверждено только 09.01.2013 или спустя 20 дней с момента создания организации;
- в целях совершенствования организационной структуры НО «Фонд поддержки предпринимательства» в августе 2013 года в штатное расписание внесены изменения: количество штатных единиц увеличено на 2 единицы, ежемесячный фонд оплаты труда увеличен на 42,0 тыс. рублей. При этом соответствующие обоснования увеличения штатной численности отсутствуют;
- в нарушение пункта 26 Положения № 749, пункта 2.9 Положения о служебных командировках, утвержденного директором НО «Фонд поддержки предпринимательства» 01.03.2013, пункта 4.2 Учетной политики, утвержденной приказом НО «Фонд поддержки предпринимательства» от 01.03.2013 № 5, директором Сауткиным С.С. и заместителем директора Гриненко А.В. остатки подотчетных средств на общую сумму 83,6 тыс. рублей не возвращены в установленные сроки в НО «Фонд поддержки предпринимательства»;
- по состоянию на 01.01.2014 при наличии средств на лицевых счетах кредиторская задолженность НО «Фонд поддержки предпринимательства» составила 1 945,0 тыс. рублей, что указывает на низкое качество планирования расходов;
- установленный для НО «Фонд поддержки предпринимательства» целевой показатель «количество субъектов МСП Ставропольского края, которым оказана поддержка» за 2013 год перевыполнен центром поддержки предпринимательства в Ставропольском крае в 3,5 раза (план – 1 000 субъектов МСП, факт – 3 460 субъектов МСП), центром координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП в крае – в 2,7 раза (план – 350 субъектов МСП, факт – 943 субъекта МСП).
Пояснения или замечания руководителей или уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия:
ГУП СК «Управляющая компания» и минэкономразвития СК на акты по результатам контрольного мероприятия представлены замечания. По результатам рассмотрения замечаний составлены заключения руководителя контрольного мероприятия от 07.04.2014 и от 16.04.2014. Замечания ГУП СК «Управляющая компания» и минэкономразвития СК при написании настоящего отчета учтены частично.
В 2010 и 2013 годах Контрольно-счетной палатой Ставропольского края осуществлялись проверки отдельных вопросов деятельности ГУП СК «Гарантийный фонд» и ГУП СК «Управляющая компания». По результатам вышеуказанных проверок предприятиям направлялись представления Контрольно-счетной палаты Ставропольского края по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Выявленные при проверке ГУП СК «Гарантийный фонд» нарушения и недостатки в части регистрации изменений, внесенных в Устав, осуществления раздельного учета средств на отдельных банковских счетах, размещения поступивших средств на депозитах по результатам конкурсного отбора кредитных организаций, приведения локальных актов в соответствие с действующим законодательством, устранены. Иные нарушения и недостатки приняты к сведению и учтены в текущей деятельности организации.
Выявленные при проверке ГУП СК «Управляющая компания» нарушения и недостатки приняты к сведению и учтены в текущей деятельности организации; к 6 работникам, входившим в состав единой комиссии по закупке товаров, работ, услуг, применены дисциплинарные взыскания в виде выговоров.
Предложения (рекомендации)
1. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края и в Думу Ставропольского края.
2. Для принятия мер по устранению выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений и недостатков направить представления Контрольно-счетной палаты Ставропольского края в минэкономразвития СК, ГУП СК «Гарантийный фонд», ГУП СК «Управляющая компания», НО «Фонд микрофинансирования» и НО «Фонд поддержки предпринимательства».
3. Направить материалы контрольного мероприятия в прокуратуру Ставропольского края, следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Руководитель контрольного мероприятия,
аудитор Контрольно-счетной палаты
Ставропольского края В.К. Шаповалов