Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реализацию подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» государственной программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства»
Информация
о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реализацию подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» государственной программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства»
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.14 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2015 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 10 апреля 2015 года № 15.
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета Ставропольского края, выделенными на реализацию подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» государственной программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства»; платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение операций со средствами бюджета Ставропольского края; регистры бухгалтерского учета; соглашения о предоставлении субсидий; отчетность о выполнении мероприятий подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» государственной программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства»; иные материалы, относящиеся к теме проверки.
Объекты контрольного мероприятия: министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее – Министерство, минсельхоз СК).
Проверяемый период деятельности: 2013-2014 годы и истекший период 2015 года.
Срок проведения контрольного мероприятия: в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края: с 14 апреля по 02 июня 2015 года.
Цель контрольного мероприятия: проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реализацию подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства».
Для подготовки отчета использованы материалы акта по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реализацию подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» государственной программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края, а также материалы выборочных выездных проверок 11 получателей субсидий и субвенций из бюджета Ставропольского края в 4 муниципальных районах Ставропольского края.
Сумма субсидий и субвенций из бюджета Ставропольского края на развитие животноводства получателям, охваченным выборочными выездными проверками, составила 105,1 млн. рублей.
Основные выводы и выявленные нарушения и недостатки:
1. Валовое производство продукции сельского хозяйства по итогам 2014 года составило 146,0 млрд. рублей. Продукция животноводства в структуре продукции сельского хозяйства занимает 31% или 45,3 млрд. рублей. Индекс физического объема производства продукции животноводства - 100,4% к уровню 2013 года.
Несмотря на все оказываемые меры государственной поддержки развития животноводства на конец 2014 года в крае уменьшилось поголовье крупного рогатого скота (далее – КРС) на 2,7% и составило 389,9 тыс. голов, овец и коз (далее – МРС) на 0,5% (с 2403,5 тыс. голов в 2013 году до 2 390,8 тыс. голов в 2014 году).
Снижение поголовья КРС допущено в 16 районах и в 13 районах - сокращение поголовья МРС.
Положительная динамика отмечена в свиноводстве – прирост поголовья свиней на 0,6%, и птицеводстве - численность птицы увеличилась на 9,8%.
В 2014 году в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой 387,4 тыс. тонн (103,6% к 2013 году), молока – 686,8 тыс. тонн (100,8% к 2013 году). Вместе с тем, допущено снижение производства яиц – на 11,1% (707,9 млн. шт. или 88,9% к 2013 году), шерсти – на 1,4% (7,1 тыс. тонн или 98,6% к 2013 году).
Несмотря на рост поголовья птицы, производство яиц сократилось на 88,5 млн. шт. за счет уменьшения средней годовой яйценоскости с 273 штук до 252 штук.
Причиной снижения производства шерсти в сельскохозяйственных организациях является сокращение численности поголовья овец, помимо этого негативным фактором является снижение цены реализации на шерсть и увеличение себестоимости продукции.
2. Основная цель реализации мероприятий подпрограммы «Развитие животноводства в Ставропольском крае» государственной программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» (далее – Подпрограмма, развитие животноводства) - достижение уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания, достаточных для полного обеспечения населения Ставропольского края.
Как показывает анализ итогов развития животноводства в Ставропольском крае в проверяемом периоде, уровень обеспечения потребности населения края в отдельных видах животноводческой продукции соответствует нормам потребления: по свинине - 112,4%, баранине – 763%, мясу птицы - 213,3%. Одновременно имеется дефицит обеспечения потребности в говядине, составляющий 43,7% и молока – 22,9%.
По итогам реализации Подпрограммы к 2020 году предполагается увеличить производство высококачественной говядины в 1,8 раз, молока – до 715,9 тыс. тонн, что позволит повысить уровень обеспечения населения продукцией животноводства.
3. По итогам контрольного мероприятия подлежат возврату в доход краевого бюджета 2 813,92 тыс. рублей субсидий, выплаченных с нарушениями порядков их предоставления, по следующим основаниям:
- на основании абзаца 2 пункта 11 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19.10.2011 № 410-п (далее – Порядок № 410-п), выплаченные ИП глава КФХ Султанов Т.М. (Нефтекумский район) - 86,32 тыс. рублей, ИП глава КФХ Суюнов А.С. (Нефтекумский район) – 79,68 тыс. рублей, ИП глава КФХ Магомедов М.А. (Нефтекумский район) – 42,42 тыс. рублей, в связи с непредставлением в Территориальный орган федеральный службы государственной статистики по Ставропольскому краю отчетов, позволяющих учесть поголовье сельхозживотных в 2012 и 2013 годах (абзац 3 пункта 3 Порядка № 410-п);
- на основании абзаца 3 пункта 11 Порядка предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 № 437-п (далее – Порядок № 437-п) в связи с предоставлением ООО «Агрофирма «Село Ворошилова» в Министерство заявки на получение субсидии в 2014 году, содержащей недостоверные сведения о численности коров, от которых в 2013 году получены живые телята, в сумме 1 184,6 тыс. рублей;
- на основании на основании абзаца 3 пункта 11 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередач, водоснабжения и подъездных путей к ним с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, утвержденного постановлением Правительства СК от 19.10.2011 № 411-п (далее – Порядок № 411-п) в связи с представлением ИП глава КФХ Асоян С.Ф. в Министерство недостоверных сведений о фактических объемах и видах выполненных работ по реконструкции коровника, в сумме 1 000,0 тыс. рублей;
- на основании абзаца 3 пункта 11 Порядка предоставления в 2013 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 08.10.2013 № 382-п (далее – Порядок № 382-п) в связи с предоставлением ИП глава КФХ Панагасов И.Л. и ИП глава КФХ Панагасов И.Л. недостоверных данных о количестве произведенного в 4 кв. 2012 года мяса птицы на убой (в живом весе), в сумме 420,9 тыс. рублей.
4. Министерством не всегда оперативно вносились (инициировались) изменения в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере развития животноводства - положение о согласии получателей субсидий на осуществление проверок в соответствующие порядки предоставления субсидий, в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, было внесено лишь по истечении срока от 7 до 21 месяца.
5. Проверкой использования субсидий бюджета Ставропольского края за содержание местных районированных и редких пород скота установлено следующее.
Порядком № 410-п определено условие предоставления субсидий – наличие у получателя на территории Ставропольского края поголовья сельхозживотных, учтенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.
Однако выполнение указанного условия при приеме заявок на получение субсидий минсельхозом СК не проверяется, поскольку в перечень документов, прилагаемых к заявке, не включено требование о предоставлении соответствующих подтверждающих документов (например, копий отчетов, сданных в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю).
Таким образом, определение условием получения субсидии не подтверждаемого получателем наличия поголовья сельхозживотных, учтенного органами государственной статистики по Ставропольскому краю, носит формальный характер и не способствует эффективному и экономному расходованию средств бюджета Ставропольского края.
6. В ходе контрольного мероприятия проверено соответствие данных о количестве мясных коров, отраженном в копиях статистических отчетов по форме № СП-51, прилагаемых к заявке на получение субсидии, данным бухгалтерских отчетов по форме № 2-КФХ, ежегодно сдаваемых получателями в минсельхоз СК.
Выборочной проверкой охвачены 175 заявок, поступивших от хозяйств Левокумского и Нефтекумского муниципальных районов Ставропольского края на получение субсидий в 2013 и 2014 годах, и в 29 заявках установлены несоответствия аналогичных данных в разных формах отчетов. Так, показатели численности коров, имевшихся в хозяйствах на 01.01.2013 и 01.01.2014, по данным отчетов по форме № СП-51 завышены против данных отчетов по форме № 2-КФХ (субсидия указанным получателям выплачена в общей сумме 3 213,5 тыс. рублей).
7. В ходе проверки использования субсидий бюджета Ставропольского края за реализованные объемы семени быков мясных пород выявлено следующее.
7.1. Пунктом 4 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий за реализованные объемы семени быков, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19.10.2011 № 409-п (далее – Порядок № 409-п), установлено, что предоставление субсидий осуществляется при наличии заключенного с органом местного самоуправления муниципального района Ставропольского края на 2013 год соглашения о реализации мероприятий программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае» и на 2014 год - соглашения о реализации мероприятий государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства».
На 2013 год между ОАО «Ставропольское» по племенной работе» (далее – ОАО «Ставропольское») и органом местного самоуправления Кочубеевского муниципального района Ставропольского края указанное соглашение заключено 25.04.2013. Однако содержание положений соглашения (предмет соглашения, обязанности сторон, прочие условия) не отвечает требованиям по установлению сотрудничества по реализации мероприятий программы Министерства на территории Кочубеевского муниципального района.
В нарушение пункта 4 Порядка № 409-п соглашение на 2014 год о реализации мероприятий Подпрограммы заключено только в ходе проверки (май 2015 года).
7.2. Согласно сведениям из товарных накладных, представленных ОАО «Ставропольское» в Министерство на получение субсидий, семя быков реализовывалось сельхозтоваропроизводителям других регионов РФ: Московская, Ростовская, Воронежская области, Карачаево-Черкесская Республика, Калмыцкая Республика, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика. Так в 2013 году 74% от общего количества доз семени быков были приобретены сельхозпроизводителями других регионов, при этом сумма субсидии на указанные дозы семени быков составила – 1 406 тыс. рублей, в 2014 году – 53% от общего количества доз семени быков и сумма субсидии составила 800,3 тыс. рублей.
8. В ходе проверки использования субсидий бюджета Ставропольского края на поддержку племенного животноводства установлено:
8.1. В проверяемом периоде племенными хозяйствами Ставропольского края не обеспечен прирост поголовья КРС молочного направления, овце/козоматок, индеек, лошадей.
8.2. Допущено снижение племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах, получающих господдержку на развитие племенного животноводства:
- племенного КРС мясного направления: ООО «Племколхоз «Степной маяк» (Ипатовский район), СПК (колхоз) «Русь (Изобильненский район) при оказании им господдержки развития племенного животноводства в 2013- 2014 гг. на сумму 4 777,2 тыс. рублей,
- племенного КРС молочного направления: ООО «АТХ Лесная дача» (Ипатовский район), СПК колхоз «Родина» (Благодарненский район) при том, что в 2013-2014 гг. им оказана господдержка на развития племенного скотоводства в сумме 9 759,2 тыс. рублей;
- племенного маточного овец: СПК племенной завод «Восток» (Степновский район), колхоз-племзавод «Маныч» (Апанасенковский район), СПК «Племзавод Вторая пятилетка» (Ипатовский район), СПК колхоз-племзавод «Россия» (Апанасенковский район), получившие в 2013-2014 гг. господдержку в сумме 38 223,5 тыс. рублей.
Таким образом, субсидии на поддержку племенного животноводства указанными племенными хозяйствами использовались недостаточно эффективно. Сумма полученных ими субсидий на поддержку племенного животноводства в 2013-2014 гг. составила 52 759,9 тыс. рублей.
8.3. В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 № 437-п (далее – Порядок № 437-п), субсидия на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в молочном и мясном скотоводстве предоставляется из расчета на одну корову, от которой получен живой теленок в отчетном финансовом году.
Пунктом 6 Порядка № 437-п установлен перечень документов, на основании которых предоставляется субсидия, среди которых копии отчетов о движении скота и птицы на ферме по форме федерального статистического наблюдения № СП-51. Но форма № СП-51 содержит сведения об общем количестве приплода в хозяйстве без разделения на приплод от коров и нетелей. Необходимые сведения для расчета субсидии о количестве коров, от которых получен живой теленок, содержатся в формах статистического наблюдения № 24-СХ и № 3 - фермер, однако их предоставление, согласно Порядку № 437-п, не требуется и минсельхозом СК, соответственно, этот показатель не проверяется.
9. Проверкой использования бюджетных средств, выделенных на развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ставропольском крае, установлены следующие нарушения и недостатки.
9.1. Приказом Министерства от 09.04.2012 № 108 (ред. от 22.08.2013 № 384) утвержден Административный регламент предоставления минсельхозом СК государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных» (далее – Административный регламент № 108). Пунктом 34 данного регламента определено, что наличие на начало года менее 50 коров молочных пород является основанием для отказа в предоставлении данной услуги.
То есть, имеется противоречие данной нормы Регламента содержанию Порядка № 410-п, в соответствии с которым наличие менее 50 коров молочных пород не является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
9.2. В соответствии с пунктом 5 Порядка № 410-п, субсидии предоставляются получателям, имеющим на начало текущего года не менее 50 голов молочных коров.
В ходе выборочной проверки документов, представленных заявителями для получения субсидии, установлено, что ИП главе КФХ Абдулхалимовой М.М., в нарушение пункта 5 Порядка № 410-п выдана субсидия в сумме 130,8 тыс. рублей при наличии на 01.01.2013, в соответствии с приложенным отчетом о движении скота и птицы № СП-51, только 30 коров.
Согласно пункту 34 Административного регламента № 108, заявка ИП глава КФХ Абдулхалимовой М.М. не подлежала рассмотрению, однако Министерством заявка удовлетворена и получателю перечислена субсидия 130,8 тыс. рублей.
9.3. В ходе проведенного контрольного мероприятия установлены расхождения показателей отчетов по форме № СП-51, представленных для получения субсидии, и данных форм бухгалтерской отчетности, представленных в отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства:
- ИП глава КФХ Абдулхалимовой М.М.в заявке на получение субсидии в форме № СП-51 по состоянию на 01.01.2013 отражено наличие 30 коров, тогда как в формах № 2 -КФХ за 2012 год, за 2013 год, сданных в отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства, по состоянию на 31.12.2012 отражено 10 коров, по состоянию на 01.01.2013 – поголовье коров отсутствует;
- согласно данным отчета ООО «Приволье» по ф. № СП-51 за 10 месяцев 2013 года, приложенному к заявлению на получение субсидии, по состоянию на 01.01.2013 коровы отсутствовали. Однако, согласно данным ф. № 15-АПК «Отчет о наличии животных» за 2013 год, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности, на начало года имелось 600 коров;
- в соответствии с данными отчета по ф. №СП-51 к заявлениям ИП глава КФХ Галбацова Х.К. и ИП глава КФХ Галбацов М.К. на 01.01.2013 поголовье коров составляло 50 и 100 соответственно. Одновременно, согласно данным ф. № 2-КФХ за 2013 год на 01.01.2013 поголовье коров отсутствовало;
- в отчете по форме № СП-51 к заявлению ИП глава КФХ Стребков Н.В. на 01.01.2013 количество коров составляло 53. При этом в форме № 2-КФХ за 2013 год на 01.01.2013 поголовье коров составляло 44 коровы;
- в отчетах о движении скота и птицы, представленных к заявлениям СПК колхоз им. Кирова Советского района, СХЗАО «Радуга» и ИП главой КФХ Джимшеришвили И.Ш., данные о наличии поголовья коров указаны не на начало года, а на 21.12.2012, на 01.10.2013 и на 01.11.2013 соответственно. Указанное не позволило проверить выполнение требования пункта 5 Порядка № 410-п, согласно которому субсидии предоставляются при наличии у получателя не менее 50 коров на начало текущего года.
Общая сумма субсидий, выплаченная указанным получателям, составила 5 019,6 тыс. рублей.
Указанные нарушения стали возможны в результате отсутствия внутреннего взаимодействия между структурными подразделениями минсельхоза СК, осуществляющими сбор и анализ представляемых заявителями документов, как на этапе получения субсидии, так и на этапе сдачи периодической бухгалтерской отчетности.
Приведенные факты свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц минсельхоза СК при проверке документов потенциальных получателей субсидий из бюджета Ставропольского края, подтверждающих выполнение условий их получения. Данные действия содержат признаки коррупционного правонарушения.
9.4. Проверкой использования бюджетных средств, направленных на возмещение части затрат на 1 л (кг) реализованного товарного молока установлено, что по данным комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию в Ставропольском крае зарегистрировано и осуществляют переработку сырого молока 25 организаций различных форм собственности. Проектная производственная мощность по переработке сырого молока по 12 основным организациям составляет 1 640 тонн/сутки. С учетом данной информации, по итогам 2013 года Министерством было просубсидировано 92 816,9 тонны молока, что составляет 56,6 суток работы 12 основных перерабатывающих организаций края, по итогам 2014 года – 74 108,7 тонн молока или 45 суток работы.
9.5. Анализ объемов реализации отдельными сельскохозяйственными товаропроизводителями от 22% (ООО АПХ «Лесная дача») до 100% (СПК «Россия», СПК колхоз «Родина») произведенного молока было реализовано за пределы Ставропольского края, а именно в Ярославскую и Ростовские области, Краснодарский край, республику Адыгея, Карачаево-Черкесскую, Кабардино-Балкарскую и Чеченскую республики. В целом по итогам года в разрезе указанных получателей субсидии, реализация молока перерабатывающим организациям, зарегистрированным и расположенным за пределами Ставропольского края, составила 75,0% молока высшего сорта и 65,8% молока первого сорта.
Сумма субсидий за объемы молока, реализованные в иные субъекты РФ, составила 3 331,0 тыс. рублей.
В Порядке предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 06.03.2013 № 69-п (далее – Порядок № 69-п) ограничение в порядке предоставления субсидий получателям за произведенное молоко, реализованное перерабатывающим предприятиям, зарегистрированным и расположенным на территории Ставропольского края, отсутствует.
В тоже время в ряде субъектов Российской Федерации, являющихся получателями данного вида государственной поддержки из федерального бюджета, действует ограничение по субсидированию получателей только за те объемы произведенного молока, которые были реализованы внутри субъекта Российской Федерации, в том числе в Ростовской области (постановление Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 62), в Удмуртской Республике (постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2014 № 82), Брянской области (постановление Правительства Брянской области от 02.12.2013 № 682-п) и других.
9.6. Выборочной проверкой документов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидии, установлено, что Министерством допускались нарушения Порядка № 69-п, в части выдачи в ряде случаев субсидий на возмещение части затрат на 1 л (кг) реализованного товарного молока, в отсутствие предоставленных получателями сведений, необходимых для получения данного вида государственной поддержки, в том числе: сведений о производстве товарного молока, молочной продуктивности коров и выходе телят на 100 коров; сведений о качестве реализованной получателем животноводческой продукции за предыдущий год; сведений о состоянии животноводства по форме федерального статистического наблюдения № 24-СХ или сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федерального статистического наблюдения № 3-фермер.
По расчетам Контрольно-счетной палаты всего по итогам 2013 года в нарушение Порядка № 69-п Министерством было перечислено субсидий на общую сумму 106 069,6 тыс. рублей в рамках рассмотрения 220 комплектов документов от 38 заявителей.
Вышеприведенные факты свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц Министерства при проверке документов заявителей, необходимых для получения ими субсидий из федерального и краевого бюджетов. Данные действия имеют признаки коррупционного правонарушения.
10. Проверкой использования бюджетных средств, направленных на предоставление субсидий за реализованные объемы семени быков молочных пород установлено, что ОАО «Ставропольское» ежегодно реализует семя быков, в том числе физическим и юридическим лицам, зарегистрированным и расположенным за пределами Ставропольского края, в том числе в 2013 году – 5 375 доз или 9% объема реализации, в 2014 году – 4 654 доз или 7,5%. По оценке Контрольно-счетной палаты по итогам 2013 года минсельхозом СК просубсидированы указанные объемы семени на сумму 591,2 тыс. рублей, в 2014 году на сумму 530,6 тыс. рублей.
11. В ходе проверки использования бюджетных средств, направленных на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередач, водоснабжения и подъездных путей к ним с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации установлено следующее.
11.1. В ходе проверки установлено .что ИП главой КФХ Асоян С.Ф. строительно-монтажные работы по реконструкции коровника фактически выполнялись хозяйственным способом с привлечением родственников семьи, без соответствующего оформления письменных договоров оказания услуг. Товарные накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, кассовые чеки на приобретение строительных материалов на общую сумму 567,3 тыс. рублей, представлены КФХ Асоян С.Ф. только в ходе контрольного мероприятия.
Таким образом, КФХ Асоян С.Ф., в нарушение пункта 6 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередач, водоснабжения и подъездных путей к ним с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, утвержденного постановлением Правительства СК от 19.10.2011 № 411-п (далее – Порядок № 411-п), при предоставлении заявки на получение субсидии не были предоставлены в минсельхоз СК копии документов, подтверждающих фактические затраты по реконструкции коровника, включая платежи за строительные материалы и услуги сторонних организаций.
12. Проверкой использования бюджетных средств, выделенных на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, установлено следующее.
12.1. По итогам 2013-2014 годов субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз в общей сложности были предоставлены 540 сельхозтоваропроизводителям с общей суммой финансирования 189 523,7 тыс. рублей.
Основная часть данных субсидий была направлена Министерством в хозяйства Нефтекумского и Левокумского районов Ставропольского края (78 453,7 тыс. рублей или 80% в 2013 году и 77 144,2 тыс. рублей или 84% в 2014 году).
12.2. За пределами установленного срока (до 01 июля) пакет документов в Министерство поступил лишь от одного заявителя - ЗАО «Октябрьский» Левокумского района (директор Напханюк Е.Н.), зарегистрированный Министерством 30.09.2014 года. Заявка на сумму 142,6 тыс. рублей Министерством была отклонена.
12.3. Сельхозтоваропроизводителями отдельных районов края (Александровский, Кировский, Новоалександровский, Петровский, Советский, Шпаковский) ни в 2013, ни в 2014 году не направлялись заявки на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз.
В отдельных из вышеперечисленных районов Ставропольского края имеется высокий (с тенденцией к росту) уровень поголовья овец и коз, содержащихся гражданами в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ).
Данная ситуация свидетельствует о необходимости уделять дополнительное внимание работе по оказанию данного вида государственной поддержки, как со стороны отраслевых органов администраций районов Ставропольского края, так и со стороны Министерства, что окажет положительное влияние на привлечение граждан, занимающихся овцеводством в рамках личных подсобных хозяйств, в категорию индивидуальных предпринимателей (сельхозорганизаций).
12.4. В 2014 году должностными лицами Министерства допускались многочисленные нарушения действующего Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз», утвержденного постановление Правительства Ставропольского края от 06.03.2013 № 72-п (далее - Порядок № 72-п), а также Административного регламента предоставления Министерством государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз», утвержденного приказом Министерства от 20.02.2012 № 42 и от 11.12.2013 № 562 (далее – Административный регламент № 562).
Так, в нарушение положений подпункта 3 пункта 5 Порядка № 72-п, подпункта 3 пункта 24, пункта 32, абзаца 4 пункта 51 Административного регламента № 562, Министерством были приняты к рассмотрению, а впоследствии и предоставлены субсидии заявителям, не представившим в пакете документов на предоставление субсидий в 2014 году «копии сведений о состоянии животноводства на начало предшествующего финансового года по форме федерального статистического наблюдения № 24-СХ и сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федерального статистического наблюдения № 3-фермер, заверенные руководителем заявителя», то есть статистическую отчетность за 2012 год.
Таким образом, в 2014 году субсидии 56 заявителям на общую сумму 7 536,4 тыс. рублей были предоставлены в отсутствие необходимых документов, что свидетельствует о наличии в действиях должностных лиц Министерства признаков коррупционного правонарушения.
Одновременно, в отдельных случаях Министерством было отказано в предоставлении субсидий заявителям, ввиду отсутствия прироста маточного поголовья овец и коз, установленного в ходе проверок статистической отчетности за 2012 и 2013 годы, представленной данными заявителями в составе заявок.
Указанная ситуация стала возможной по причине отсутствия в Министерстве единообразного и объективного подхода к оценке документов, представляемых заявителями для получения субсидий на маточное поголовье овец и коз.
13. Проверкой использования бюджетных средств, выделенных на содержание местных районированных и редких пород рыбы установлено следующее.
13.1. Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород рыбы, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 29.04.2013 № 156-п (далее – Порядок № 156-п) не установлены направления, расходования средств на содержание местных районированных и редких пород рыбы, таким образом, сельскохозяйственный товаропроизводитель может распоряжаться полученной субсидией по своему усмотрению.
13.2. Порядком № 156-п не установлено условие о наличии у получателей субсидии объектов рыбоводной инфраструктуры на территории Ставропольского края, соответствующим образом оформленных в собственность или в аренду.
13.3. Отсутствие требования о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на объекты рыбоводной инфраструктуры, а также несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей отношения по предоставлению субсидии из бюджета Ставропольского края позволяет должностным лицам Министерства и потенциальным получателям субсидии действовать по своему усмотрению. Указанные факты имеют признаки коррупционного правонарушения.
14. Проверкой использования бюджетных средств, выделенных на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов установлено следующее.
14.1. В нарушение пункта 4 Порядка предоставления в 2013 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 08.10.2013 № 382-п (далее – Порядок № 382-п), в отдельных случаях к заявкам на получение субсидии приложены копии форм статистического наблюдения без отметок о сдаче данных форм в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.
14.2. Порядком № 382-п не предусмотрен период, по отношению к которому необходимо подтвердить удорожание кормов и суммовой показатель удорожания. Таким образом, для подтверждения удорожания кормов можно представлять документы на приобретение кормов 10 летней давности с ростом цены всего на 1 копейку.
14.3. В соответствии с Порядком № 382-п, сведения о производстве и наличии сельскохозяйственной продукции имеют заявительный характер и фактически не подтверждаются третьими лицами или организациями. Указанное ставит под сомнение подлинность данных о наличии сельскохозяйственной продукции у получателей субсидии.
14.4. В нарушение части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Ставропольского края административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2011 № 295-п, Министерством осуществлялось предоставление государственной услуги по выдаче субсидии на удорожание кормов в отсутствие утвержденного административного регламента.
14.5. В нарушение Порядка № 382-п отдельными получателями к пакету документов для получения субсидии по затратам, связанным с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство яиц и свинины, не были приложены копии отчетов по ф. № 24-СХ (ООО Агрофирма «Луч» и ООО «Птицефабрика «Грачевская») и сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции по форме федерального статистического наблюдения № П-1 (СХ) (ООО «Росинка» и ООО «Бекон»), заверенные в установленном порядке получателем.
Однако указанные нарушения Порядка № 382-п не повлияли на выдачу Министерством субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставившим неполный пакет документов.
Сумма субсидий, выданных с нарушениями положений Порядка № 382-п, составила 8 292,7 тыс. рублей.
Формальный подход должностных лиц Министерства при проверке документов потенциальных получателей субсидии имеет признаки коррупционного правонарушения.
15. Вышеприведенные нарушения и недостатки стали результатом несовершенства нормативной правовой базы, регулирующей предоставление субсидии из бюджета Ставропольского края, а также отсутствием внутреннего финансового контроля в министерстве за эффективным использование бюджетных средств.
16. По итогам реализации Подпрограммы в 2014 году до 30% целевых индикаторов и показателей оказались недовыполнены на 4,3-62,8%, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе министерства сельского хозяйства Ставропольского края по государственной поддержке животноводства, а также о необходимости повышения внимания со стороны министерства сельского хозяйства Ставропольского края к вопросам, связанным с развитием животноводства.
Предложения
1. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края и в Думу Ставропольского края.
2. Контрольно-счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края в целях совершенствования механизма предоставления субсидий на развитие животноводства внести изменения в:
- порядки предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на развитие животноводства в части установления требования предоставления документов, подтверждающих наличие у получателя на территории Ставропольского края поголовья сельхозживотных, учтенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю;
- Порядок предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 № 437-п, в части установления документов, подтверждающих количество коров, от которых получен живой теленок в отчетном финансовом году;
- Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на содержание местных районированных и редких пород рыбы, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 29.04.2013 № 156-п, в части определения направлений расходования субсидии, утверждения перечня пород рыбы, которые относятся к понятию «местные районированные и редкие породы рыбы», установления требования о наличии у получателя субсидии в собственности или в аренде объектов рыбоводной инфраструктуры на территории Ставропольского края.
3. Направить представление Контрольно-счетной палаты Ставропольского края министерству сельского хозяйства Ставропольского края с предложениями:
- по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств;
- организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 17.04.2015 № 166-п.
4. Направить материалы проверки в прокуратуру Ставропольского края, Межведомственную рабочую группу правоохранительных и контрольно-надзорных органов края в сфере противодействия коррупции, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю.
Руководитель контрольного мероприятия
аудитор Контрольно-счетной палаты
Ставропольского края В.А. Собко