Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, направляемых на реализацию мероприятий краевой программы «Программа модернизация здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы» в государственные бюджетные учреждения здравоохране-ния Ставропольского края «Краевая детская клиническая больница», «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи», «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» в 2011 году и в истекшем периоде 2012 года
Информация о результатах контрольного мероприятия
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, направляемых на реализацию мероприятий краевой программы «Программа модернизация здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы» в государственные бюджетные учреждения здравоохранения Ставропольского края «Краевая детская клиническая больница», «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи», «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» в 2011 году и в истекшем периоде 2012 года
Основание для проведения контрольного мероприятия
Постановление Думы Ставропольского края от 20.06.2012 № 276-V ДСК, пункт 2.14.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 05.07.2012 № 27.
Цель контрольного мероприятия
Установление законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, направляемых на реализацию мероприятий краевой программы «Программа модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы».
Предмет контрольного мероприятия
Нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с полученными денежными средствами, конкурсная документация о размещении государственных заказов; договоры, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение операций с полученными денежными средствами; финансовая (бухгалтерская), статистическая отчетность и другие документы.
Объекты контрольного мероприятия
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Краевая детская клиническая больница» (далее – детская больница, ГБУЗ СК «КДКБ»), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» (далее – клинический центр, ГБУЗ СК «СККЦСВМП»), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический клинический диспансер» (далее – онкологический диспансер, ГБУЗ СК «СККОД»).
Проверяемый период деятельности
2011 год и истекший период 2012 года
ВЫВОДЫ
1.1. Финансовое обеспечение краевой программы «Модернизация здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы» осуществляется за счет средств бюджета ФФОМС, на условиях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и утверждено постановлением Правительства Ставропольского края от 04.04.2011 № 113-п (стр. 2-3 отчета).
1.2. В ходе реализации мероприятий Программы в проверенных медицинских учреждениях достигнут определенный социальный эффект. Реализованы мероприятия по внедрению стандартов оказания медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной помощи, которые позволили улучшить медикаментозное обеспечение больных и их питание, увеличить заработную плату медицинских работников. Закончен 1 этап по внедрению современных информационных систем, завершается работа по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе по проведению капитального ремонта, оснащению медицинской техникой и оборудованием (стр. 3-4 отчета).
1.3. В 2011 году денежные средства медицинскими учреждениями освоены не в полном объеме: детской больнице выделено 270 799,4 тыс. рублей, исполнено – 155 722,7 тыс. рублей или 57,5%; онкологическому диспансеру выделено 473 884,5 тыс. рублей, исполнено – 385 853,6 тыс. рублей или 81,4%; клиническому центру выделено 484 395,7 тыс. рублей, исполнено – 347 956,1 тыс. рублей или 71,8%.
Остатки неиспользованных денежных средств на 01.01.2012 составили: в детской больнице – 115 076,9 тыс. рублей, в онкологическом диспансере – 88 030,9 тыс. рублей, в клиническом центре – 136 439,6 тыс. рублей.
За истекший период 2012 года объем финансовых средств в детской больнице освоен на 6,1% или при плане 484 957,1 тыс. рублей, освоено (на 01.07.2012) – 69 655,6 тыс. рублей; в онкологическом диспансере – на 52,2% (план – 453 175,1 тыс. рублей, факт– 236 626,7 тыс. рублей на 01.08.2012); в клиническом центре – на 58,2% (план – 536 415,9 тыс. рублей, факт – 312 264,4 тыс. рублей на 01.08.2012).
Установлено, что низкое кассовое исполнение расходов сложилось по использованию денежных средств на укрепление материально-технической базы в 2 медицинских учреждениях: детская больница – 16,4% (план – 366 495,1 тыс. рублей, факт – 22 308,6 тыс. рублей); онкологический диспансер – 27,0% (план 59 454,0 тыс. рублей, факт – 16 076,2 тыс. рублей). Основной причиной низкого кассового исполнения явилось проведение торгов на выполнение работ, оказании услуг и поставку материальных ценностей во втором полугодии 2012 года и исполнения заключенных договоров до конца финансового года.
Причиной неполного освоения средств явился длительный срок утверждения задания по территориальной программе ОМС, в рамках которого реализовались программные мероприятия (перевод на полный тариф по ОМС (одноканальное финансирование), внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной помощи). Комиссией по разработке территориальной программы ОМС объемы медицинской помощи в рамках задания по территориальной программе ОМС медицинским учреждениям распределены только 18.04.2011. Заявки в комитет по госзаказу на проведение торгов на право заключения гражданско-правовых договоров по материально-техническому обеспечению медицинскими учреждениями поданы в августе (стр. 4-5 отчета).
1.4. В нарушение подпункта «б» пункта 13 Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 № 85 страховыми медицинскими организациями денежные средства на внедрение стандартов, повышение доступности амбулаторной помощи в сумме 17 270,5 тыс. рублей были зачислены не на лицевой счет, открытый в отделе казначейского исполнения бюджета минфина СК, а на расчетный счет медицинских учреждений, в связи с чем финансирование мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, по внедрению стандартов было начато только с 17.05.2011 (стр. 4-5 отчета).
1.5. Формирование стоимостных и нормативных показателей задания производилось только на численность населения Ставропольского края (2 711,2 тыс. человек). В тоже время, установленное распределение в объемах медицинской помощи доли страховых медицинских организаций осуществляется СК ФОМС для оплаты объемов медицинской помощи, оказанной гражданам из других субъектов Российской Федерации, которая в объеме задания по территориальной программе ОМС занимает значительную долю. Так, в онкологическом диспансере было пролечено в 2011 году 2 227 инокраевых больных, за 7 месяцев 2012 года – 1 336 больных, что в объеме задания составило 11,6% (42 207,4 тыс. рублей) и 12,5% (17 212,2 тыс. рублей) соответственно. В клиническом центре в 2011 году пролечено 2 987 больных, за 7 месяцев 2012 года – 618 больных, что в объеме задания составляет 2,8% (19 042,3 тыс. рублей) и 3,4% (14 734,4 тыс. рублей) соответственно (стр. 6 отчета).
1.6. Установленные нормы тарифного соглашения в системе ОМС не способствуют достижению целей, поставленных Правительством Российской Федерации по обеспечению доступности, повышению качества медицинской помощи, лечению и профилактики заболеваний, достижению более высоких качественных показателей деятельности медицинского учреждения. Так, с медицинских учреждений в 2011 году сняты объемы оказанной медицинской помощи, превысившие согласованную стоимость задания, что привело к уменьшению финансирования онкологического диспансера на 109 733,8 тыс. рублей, детской больницы на 9 425,7 тыс. рублей (стр. 6 отчета).
1.7. Денежные средства на реализацию задачи Программы «Внедрение современных информационных технологий» медицинским учреждениям не направлялись. Исполнение данного мероприятия осуществлялось минздравом, посредством заключения государственного контракта с ОАО «Ростелеком» (в ноябре 2011 года) на выполнение работ по внедрению современных информационных технологий в медицинских учреждениях.
Общая сумма денежных средств, предусмотренных на реализацию указанного мероприятия, в проверенном периоде составила 23 681,7 тыс. рублей. По состоянию на 01.07.2012 выполнено работ на общую сумму 9 279,8 тыс. рублей или 39,2%, в том числе: в детской больнице – на 3 256,1 тыс. рублей или 51,9%, в онкологическом диспансере – на 2 734,3 тыс. рублей или 47,8%, в клиническом центре – на 3 289,4 тыс. рублей или 28,1% (стр. 4 отчета).
2.1. Формирование плановых показателей Программы в части необходимого количества пациентов подлежащих лечению, осуществлялось для детской больницы без учета профильности, особенности предоставления и специфики медицинских услуг.
Сокращение планового количества больных по непрофильным стандартам и расширение перечня профильных стандартов было произведено только через 4 месяца после начала финансового года. Однако некорректное уточнение количества доведенных плановых случаев лечения привело к невыполнению плановых показателей в 2011 году (стр. 8 отчета).
2.2. При формировании планового количества случаев лечения в онкологическом диспансере не были учтены факторы, которые повлияли на завышение плановых показателей (в план на 2011 год были включены пациенты неоплаченные диспансеру в 2010 году в количестве 1 814 человек); количество плановых случаев лечения не было откорректировано на период действия внедренных стандартов в рамках Программы из расчета 11 месяцев; не включены в фактически выполненные объемы лечения, пациентов из других субъектов Российской Федерации (только за 1 полугодие 2011 года 267 человек). Некорректный расчет плановых показателей привел к невыполнению плана случаев лечения в онкологическом диспансере в 2011 году (стр. 8-9 отчета).
2.3. При 26 введенных клиническому центру стандартов количество больных первоначально было утверждено по 9 нозологиям. Детализация плановых показателей по количеству больных была осуществлена спустя 6 месяцев после утверждения тарифов. Аналогично были свернуты еще 2 стандарта «нестабильная стенокардия» – до 6 МЭС, «острый повторный инфаркт» – до 6 МЭС.
Факт доведения объемов медицинской помощи без детализации по утвержденным МЭС позволил клиническому центру на протяжении 6 месяцев самостоятельно определять направление использования денежных средств без привязки к показателям Программы, что в последствии привело к перевыполнению плана, в разрезе количества больных по нозологиям с низкой стоимостью и длительностью лечения, и невыполнению плановых показателей с высокой стоимостью лечения (стр. 9 отчета).
2.4. Установлено невыполнение как плановых финансовых показателей, так и плановых показателей в разрезе случаев лечения (кроме плана по количеству пациентов клинического центра в 2011 году), в связи с несоблюдением длительности лечения, установленного медико-экономическими стандартами.
В тоже время письмом министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2011 № 14-3/10/2-11668 установлено, что если больной, проведший в стационаре менее необходимого по стандарту срока лечения (по причине самовольного ухода, перевода в другое учреждение, отказа от продолжения лечения, смерти), либо длительность лечения превысила сроки, регламентированные стандартом (с учетом утвержденного отклонения 110,0% – 85,0%), оплата осуществляется за фактический объем медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Таким образом, медучреждения не выставляли на оплату счета с длительностью лечения ниже, установленной по МЭС, а страховые организации не принимали их к оплате (стр. 10-11).
2.5. Ориентировочная сумма, подлежащая к дополнительному выставлению к оплате счетов за оказанные медицинские услуги, с учетом письма министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2011 № 14-3/10/2/-11668, и недополученная клиническим центром за фактически предоставленные в 1 и 2 кварталах 2012 года медицинские услуги составляет 18 482,3 тыс. рублей, в том числе в 1 квартале 2012 года – 9 325,0 тыс. рублей (СК ФОМС – 6 654,7 тыс. рублей, ФФОМС – 2 679,3 тыс. рублей), во 2 квартале 2012 года – 9 157,3 тыс. рублей (СК ФОМС – 6 068,7 тыс. рублей, ФФОМС – 3 088,6 тыс. рублей). В ходе проверки в детской больнице и онкологическом диспансере была начата работа по корректировке объемов оказанной медицинской помощи в 2012 году в соответствии вышеуказанным письмом для последующего довыставления счетов страховым организациям для оплаты (стр. 11 отчета).
2.6. В детской больнице и клиническом центре по ряду нозологий стоимость лечения при внедрении стандартов была установлена ниже стоимости тарифа в системе ОМС и применяемого медучреждениями до введения МЭС. Так:
- в 2011 году в детской больнице стоимость лечения снизилась по 3 нозологиям, в клиническом центре в 2011 году и в 2012 году по 6 и по 3 нозологиям соответственно. Максимальное снижение стоимости тарифа в детской больнице составило 6 131,39 рублей за 1 пациента, в клиническом центре в 2011 году – 13 901,97 рублей, в 2012 году – 8 662,72 рублей;
- клиническим центром за пролеченных больных в количестве 495 человек (в 2011 году – 407 чел., в 2012 году – 88 чел.) по нозологиям со сниженной стоимостью тарифов получены убытки порядка 3 500,0 тыс. рублей. За пролеченных детской больницей в 2011 году пациентов в количестве 22 человек медучреждением получены убытки в сумме 87,3 тыс. рублей.
Указанное стало следствием того, что формирование стоимости тарифа по МЭС осуществлялось СКФОМС исходя из усредненных объемов расходов по лечебным учреждениям края без учета фактических затрат на оказание медицинских услуг конкретным краевым медучреждением (категории аккредитации, специфики осуществления лечебно-диагностического процесса и т.д.) (стр. 12 отчета).
2.7. По ряду нозологий в структуру затрат дополнительного тарифа в клиническом центре не были включены расходы на приобретение продуктов питания и (или), мягкого инвентаря и прочих расходов (в 2011-2012 годах по 19 нозологиям). Также, в структуру затрат дополнительного тарифа не были включены расходы на приобретение медикаментов (в 2011 году по 7 нозологиям, в 2012 году по 8 нозологиям) (стр. 13 отчета).
2.8. При утверждении клиническому центру стоимости тарифов по ряду МЭС не учитывались такие факторы как: степень тяжести состояния пациента, диетотерапия, фактическая стоимость лекарственных препаратов, используемых при лечении 1 пациента. Необходимо внесение изменений в стоимость тарифа по МЭС «язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки», «острый панкреатит» (стр. 14 отчета).
2.9. В нарушение приказа минздрава от 07.06.2011 № 01-05/374 «О реализации мероприятий, проводимых в 2011 и 2012 годах в рамках краевой программы «Программа модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы» комиссия по контролю за ходом реализации мероприятий с привлечением представителей общественности и других заинтересованных лиц в онкологическом диспансере и клиническом центре на протяжении 2011 года и 5-6 месяцев 2012 года создана не была (стр. 14 отчета).
2.10. В детской больнице установлены случаи оплаты лечения ряда пациентов по тарифам нозологий, установленных МЭС, не подлежащих оплате по Программе модернизации (с учетом дополнительного тарифа) (стр. 14-15 отчета).
2.11. В детской больнице из 6 утвержденных стандартов в 2011 году медикаменты приобретались только по стандарту «синдром дыхательных расстройств у новорожденных». В онкологическом диспансере медикаменты приобретенные за счет средств дополнительного тарифа были направлены для лечения пациентов по 6 из 11 нозологий, предусмотренных программой в 2011 году и 6 из 15 нозологий в 2012 году. Медикаменты, приобретенные клиническим центром за счет средств дополнительного тарифа, были направлены для лечения пациентов по 20 нозологиям из 27 в 2011 году и по 19 нозологиям из 27 в 2012 году.
Таким образом, медучреждениями не было обеспечено медикаментозное обеспечение больных, фактически предусмотренное дополнительным тарифом (стр. 16 отчета).
2.12. Приобретение детской больницей для оказания медицинской помощи по стандартам «перелом черепа и лицевых костей», «внутричерепная травма (неуточненная)» и «внутричерепная травма (сотрясение головного мозга)» только изделий медицинского назначения, а также отсутствие обеспечения медикаментами за счет средств дополнительного тарифа неврологического и нейрохирургического отделений клинического диспансера свидетельствует об организации лечебного процесса в указанных медучреждениях с использованием лекарственных препаратов, приобретенных за счет средств программы ОМС.
Таким образом, отсутствие приобретения медикаментов за счет средств, предусмотренных дополнительным тарифом, не способствовало росту качества оказания медицинской помощи в части улучшения лекарственного обеспечения, что не отвечает целям Программы и свидетельствует об отсутствии улучшения лекарственного обеспечения больных (стр. 16-17 отчета).
2.13. Соглашением о тарифах от 31.01.2012 тариф на оплату стационарной медицинской помощи, оказываемой по стандартам в рамках Программы по нозологии «рак почки» онкологическому диспансеру не утверждался. В тоже время в 2012 году в рамках Программы онкологическим диспансером было осуществлено 2 госпитализации с диагнозом «рак почки», на которые израсходованы медикаменты, приобретенные за счет средств дополнительного тарифа, на общую сумму 158,2 тыс. рублей.
Установленное свидетельствует о направлении указанных денежных средств на цели, не соответствующие условиям Программы. В ходе проверки произведено перевыставление (уменьшение) счетов и реестров страховым компаниям, путем оплаты данных нозологий за счет средств, полученных от оказания платных услуг (стр. 17 отчета).
2.14. Медицинские препараты, приобретенные в рамках Программы в 2012 году, в основном направлялись в химиотерапевтическое отделение № 1 (64,2% от общего объема приобретенных медикаментов). Этим же отделением за 7 месяцев 2012 года расходование медикаментов, приобретенных за счет дополнительного тарифа, составило 75,0% годового плана, химиотерапевтическим отделением № 2 – 48,0%, хирургическим онкологическим отделением № 5 – только 7,0%.
Отсутствие контроля со стороны ответственных должностных лиц онкологического диспансера привело к неравномерному распределению между отделениями диспансера лекарственных средств, приобретенных в рамках Программы, что отразилось на обеспечении и непрерывности лечебного процесса диспансера (стр. 17 отчета).
2.15. В клиническом центре из 27 нозологических форм в стоимость дополнительного тарифа по МЭС не вошли расходы на приобретение медикаментов по 7 нозологиям в 2011 году и 8 нозологиям в 2012 году. То есть, при оказании медицинских услуг в рамках Программы 1 224 пациентам в 2011 году и 2 329 пациентам в 2012 году в стоимость дополнительного тарифа не вошли расходы на медикаменты. Только по двум стандартам «перелом черепа и лицевых костей» и «внутричерепная травма» сумма не вошедших в стоимость дополнительного тарифа медикаментов составила в 2011 году 1 075,0 тыс. рублей (стр. 18 отчета).
2.16. Установлены факты приобретения онкологическим диспансером и клиническим центром медикаментов на общую сумму 4 717,8 тыс. рублей и 1 203,8 тыс. рублей соответственно, не включенных в лекарственный формуляр, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны медучреждений к ведению формуляра лекарственных средств, целью которого является оптимизация расходов и совершенствование обеспечения учреждения медикаментами изделиями медицинского назначения (стр. 18 отчета).
2.17. В аптеке и отделениях клинического центра установлено наличие медицинских препаратов, приобретенных в рамках Программы, не используемых в течение нескольких месяцев на общую сумму 37,2 тыс. рублей.
В аптеке детской больницы и в отделениях онкологического диспансера установлено наличие маловостребованных и не используемых длительный период времени медикаментов, приобретенных за счет средств ОМС, на общую сумму 205,0 тыс. рублей и 376,5 тыс. рублей соответственно.
Указанные факты свидетельствуют о приобретении медучреждениями данных медикаментов сверх фактической потребности в них, а также об отсутствии внутреннего контроля за их использованием (стр. 18-19 отчета).
2.18. В нарушение пункта 38 инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747 в отделениях детской больницы, онкологического диспансера, клинического центра допускалось хранение медикаментов в отделениях, сверх текущей потребности в них.
2.19. При выборочном снятии остатков лекарственных средств в аптеках и отделениях всех проверяемых медучреждений установлено наличие лекарственных средств с ограниченным сроком годности (от 1,0% и выше) (стр. 19 отчета).
2.20. В отделениях детской больницы и клинического центра отсутствует персонифицированный учет лекарственных средств, не подлежащих предметно-количественному учету. Отсутствие персонифицированной системы учета в отделениях не позволяет оперативно решать вопросы медикаментозного обеспечения медучреждения, осуществлять контроль за потребностью в медикаментах, их использованием, остатками и сроками годности (стр. 19-20 отчета).
2.21. В детской больнице договоры на приобретение продуктов питания были заключены в декабре 2011 года и в 2012 году спустя 5 месяцев после утверждения больнице МЭС. Улучшение питания больных, пролеченных по внедренным стандартам за 11 месяцев 2011 и в течение 1 полугодия 2012 не осуществлялось (стр. 20 отчета).
2.22. В онкологическом диспансере договоры на приобретение продуктов питания были заключены только в конце августа 2011 года, в результате чего 5 779 (47,6%) больных пролеченных в период январь-август 2011 году по МЭС не получили улучшенного питания, предусмотренного дополнительным тарифом.
Таким образом, в связи со значительным объемом неоплаченных страховыми организациями денежных средств за оказанные объемы медицинской помощи в онкологическом диспансере реализация Программы позволила лишь достигнуть среднесуточного уровня набора продуктов питания на одного больного, установленного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (стр. 20 отчета).
2.23. Клиническим центром за счет средств дополнительного тарифа было предусмотрено увеличение расходов на питание только по 7 стандартам из 27 утвержденных МЭС в 2011 году. По оставшимся 20 нозологиям, относящимся к ресурсно-сосудистому центру, в котором в 2011 году было пролечено 3 307 пациентов, улучшение питания не производилось. В 2012 году по состоянию на 31.07.2012 по нозологии «открытое хирургическое лечение больного с артериовенозной мальформацией головного мозга» пролечено 6 пациентов, которые также не получили улучшенного питания в связи с отсутствием данных расходов в дополнительном тарифе (стр. 20-21 отчета).
3. В рамках реализации мероприятия Программы по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи населению установлено следующее.
3.1. В результате позднего заключениях договоров (в 3 и 4 кварталах 2011 года) в аптеке и на складе медучреждений сложился невостребованный остаток медикаментов, ИМН и расходного материала. По состоянию на 31.12.2011 остаток в детской больнице составил 159,8 тыс. рублей или 28,0% от суммы заключенных договоров (аллергены, рентгенпленка, восстановители, проявители и фиксажи); в клиническом центре остаток составил 1 392,2 тыс. рублей или 62,5% от общей суммы заключенных договоров (аллергены, концентрированные растворы: проявители, фиксажи, и т.д.); в онкологическом диспансере невостребованный остаток сложился в сумме 806,7 тыс. рублей или 36,2% от суммы заключенных договоров (стр. 22-23 отчета).
3.2. В 2012 году (по состоянию на 15.07.2012) кассовый расход по приобретению медикаментов и расходных материалов в детской больнице не осуществлялся (0%), сумма принятых онкологическим диспансером денежных обязательств в 2012 году составила 599,4 тыс. рублей или 30,8% от годовых плановых назначений, в клиническом центре за 7 месяцев 2012 года сумма принятых денежных обязательств составила 2 044,8 тыс. рублей или 55,3% от годовых плановых назначений.
Низкий уровень освоения средств поликлиниками медицинских учреждений свидетельствует о том, что средства, предусмотренные на реализацию мероприятия, могут быть освоены не в полном объеме до конца срока действия Программы (стр. 23 отчета).
3.3. Укомплектованность учреждения врачами-специалистами и средним медицинским персоналом осуществлена в медучреждениях не на должном уровне. На протяжении всего проверяемого периода установлена общая неукомплектованность поликлиник врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием (стр. 24 отчета).
3.4. Количество посещений в поликлинических отделениях имело тенденцию к росту, количество жалоб и обращений в администрацию медучреждений и вышестоящие органы во всех проверенных медицинских учреждениях также увеличивается (стр. 26 отчета).
4.1. Средний процент освоения 3 медучреждениями средств мероприятия 2.4 «Оснащение оборудованием» Программы по итогам 2011 года составил 48,5% годовых назначений, в истекшем периоде 2012 года – 33,4%, что обусловлено поздними сроками подачи аукционной документации (через 1,5-3 месяца после утверждения назначений и доведения лимитов бюджетных обязательств) и частичным неисполнением поставщиками условий заключенных договоров.
Несвоевременная подача аукционной документации и остатки средств, образовавшиеся по итогам 2011 года, могут привести к невозможности освоения утвержденных на 2012 год бюджетных назначений (стр. 26-27 отчета).
4.2. Проверкой исполнения условий заключенных медучреждениями договоров приобретения оборудования установлены нарушения поставщиками сроков их поставки. По итогам 2011 года и проверенного периода 2012 года по 34 договорам на общую сумму 108 775,3 тыс. рублей поставщиками медоборудования были нарушены сроки их поставки от 2 до 264 календарных дней. Учреждениями здравоохранения не должным образом велась претензионная и исковая работа. В соответствии с произведенным Контрольно-счетной палатой Ставропольского края расчетом сумма непредъявленной неустойки к поставщикам медоборудования по 15 договорам составила 6 084,2 тыс. рублей (стр. 27 отчета).
4.3. В рамках 7 договоров, срок исполнения которых истек в декабре 2011 года, в три учреждения здравоохранения недопоставлено 17 единиц медицинского оборудования на общую сумму 11 524,3 тыс. рублей, в том числе следующими поставщиками: ООО «Квантум Медикал Имэйджин» (г. Санкт-Петербург) на сумму 5 051,1 тыс. рублей; ООО «Дельрус-Дон» (г. Ростов-на-Дону) на сумму 2 851,0 тыс. рублей; ООО «Ставропольский аптечный склад» (г. Ставрополь) на сумму 2 400,0 тыс. рублей; ООО «Фарм-СТ» (г. Ставрополь) на сумму 1 148,2 тыс. рублей; ООО «МедСнаб» (г. Пятигорск) на сумму 74,0 тыс. рублей (стр. 27 отчета).
4.4. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации учреждениями здравоохранения за счет средств Программы по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» произведена оплата за расходные материалы к медоборудованию общей стоимостью 9 139,9 тыс. рублей. Неправомерная оплата расходных материалов в составе медоборудования привела к нарушению требований Инструкций № 157н, № 174н, в части учета объектов основных средств и материальных запасов, что привело к фактическому удорожанию стоимости медицинского оборудования и дополнительной нагрузке на бюджет Ставропольского края в виде излишне уплаченного налога на имущество. В связи с отсутствием в договорах на поставку медоборудования, а также товарных накладных и счетах-фактурах детализации стоимости расходных материалов, определить потери бюджета не представилось возможным (стр. 28 отчета).
4.5. В нарушение статей 8, 9 Федерального закона № 129-ФЗ клиническим центром допущена несвоевременная регистрация хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а именно 16 единиц медоборудования общей стоимостью 18 334,8 тыс. рублей оприходованы на соответствующие балансовые счета спустя 1-11 рабочих дней после поставки (стр. 28-29 отчета).
4.6. В нарушение требований Инструкций № 157н, № 174н детской больницей приспособления и принадлежности на общую сумму 703,2 тыс. рублей к медицинскому оборудованию приняты к бухгалтерскому учету как самостоятельные объекты основных средств, в связи с чем не произведено увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств, дооборудование которых было осуществлено, с отражением произведенных изменений в инвентарной карточке объектов основных средств (стр. 29 отчета).
4.7. В связи с несвоевременным выполнением подрядчиками условий договоров по проведению работ по капитальному ремонту, а также несогласованных действий должностных лиц трех учреждений здравоохранения по вопросам приобретения медоборудования и сроков проведения капитального ремонта, в лечебно-диагностической деятельности не используется и (или) ограничено применяется 76 единиц оборудования на общую сумму 30 427,4 тыс. рублей, в том числе: в детской больнице – 68 единиц общей стоимостью 21 780,7 тыс. рублей; в онкологическом диспансере – 5 единиц общей стоимостью 1 984,5 тыс. рублей; в клиническом центре – 3 единицы общей стоимостью 6 662,2 тыс. рублей (стр. 29-30 отчета).
5.1. Из 409 696,5 тыс. рублей, предусмотренных на 2011 год и истекший период 2012 Программой на проведение работ по капитальному ремонту, выполнены лишь на сумму 77 691,2 тыс. рублей или 19,0% (стр. 30-31 отчета).
5.2. Детской больнице лимиты бюджетных обязательств доведены 12.05.2011, заявки в комитет по госзаказу поданы только 03.08.2011, онкологическому диспансеру и клиническому центру лимиты бюджетных обязательств доведены 03.05.2011, заявки поданы только 03.08.2011 и 05.08.2011 года соответственно.
Таким образом, поздние сроки подачи аукционной документации и длительного размещения государственного заказа привели к затягиванию сроков проведения работ по капитальному ремонту (стр. 31 отчета).
5.3. В нарушение части 4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ цена договоров снижена без заключения дополнительного соглашения при изменении объемов работ, предусмотренных договорами, в том числе в онкологическом диспансере на сумму 253,2 тыс. рублей, в клиническом центре на сумму 66,9 тыс. рублей (стр. 32 отчета).
5.4. Установлено, что онкологическим диспансером и клиническим центром произведена оплата фактически не выполненных работ по капитальному ремонту на общую сумму 114,9 тыс. рублей, в том числе за установку детской больницей на сумму 21,4 тыс. рублей; онкологическим диспансером на сумму 6,6 тыс. рублей; клиническим центром радиаторов на сумму 86,9 тыс. рублей (стр. 32 отчета).
5.5. Медучреждениями по 3 договорам претензионно-исковая работа не проводилась, штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ по капитальному ремонту не предъявлялись. Сумма непредъявленной неустойки составила порядка 2 500,0 тыс. рублей, в том числе: по онкологическому диспансеру порядка 900,0 тыс. рублей, по клиническому центру порядка 1 600,0 тыс. рублей (стр. 31 отчета).
5.6. Итоги проверок свидетельствуют о недостаточном контроле заказчиков и организаций, осуществляющих строительный надзор, за проведением работ по капитальному ремонту, что выразилось: в несвоевременном выполнении работ; выполнении и оплате работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; неосуществлении претензионной и исковой работы за нарушение условий договоров. В этой связи реализация данного раздела Программы до конца текущего года может быть не выполнена (стр. 33 отчета).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Направить информацию о результатах проведенного контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края и министерство здравоохранения Ставропольского края.
2. Направить представление Контрольно-счетной палаты Ставропольского края министерству здравоохранения Ставропольского края, Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края «Краевая детская клиническая больница», государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи», государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический клинический диспансер» с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, а также недопущения их в дальнейшем.
Аудитор Контрольно-счетной палаты
Ставропольского края А.В. Иванова