Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в 2009 - 2012 годах»
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в 2009 - 2012 годах»
Основание для проведения контрольного мероприятия
Пункт 2.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2013 год и распоряжение Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 09.01.2013 № 2.
Цель контрольного мероприятия
Установление законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных в 2009 - 2012 годах на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в рамках реализации краевой адресной программы «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям Ставропольского края в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009 - 2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 10.04.2009 № 101-п, а также в рамках реализации постановления Правительства Ставропольского края от 15.02.2012 № 56-п «О распределении субсидий из краевого Фонда софинансирования расходов, выделяемых местным бюджетам в 2012 году на обеспечение мероприятий по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета».
Предмет контрольного мероприятия
Средства, направленные на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Ставропольского края. Нормативные правовые и другие документы, определяющие порядок реализации мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах. Распорядительные, платежные и иные первичные документы, подтверждающие использование денежных средств в рамках реализации мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах.
Объекты контрольного мероприятия
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации города-курорта Кисловодска и Нежинского сельсовета Предгорного района.
Проверяемый период деятельности
2009 – 2012 годы.
Результаты контрольного мероприятия (выводы)
1. В 2009-2012 годах финансовые затраты на осуществление мероприятий по установке приборов учета в МКД в рамках реализации краевой адресной программы «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям Ставропольского края в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009 – 2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 10.04.2009 № 101-п (далее – Краевая программа № 101-п), и постановления Правительства Ставропольского края от 15.02.2012 № 56-п «О распределении субсидий из краевого Фонда софинансирования расходов, выделяемых местным бюджетам в 2012 году на обеспечение мероприятий по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями приборов учета» (далее – Постановление № 56-п) фактически сложились в объеме 738 038,5 тыс. рублей, в том числе:
- в рамках реализации в 2009-2011 годах Краевой программы № 101-п, в которой принимали участие 34 муниципальных образования Ставропольского края – в сумме 575 444,3 тыс. рублей (из них: средства бюджета Ставропольского края – 256 864,6 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований – 191 943,4 тыс. рублей; средств ТСЖ, ЖСК, ЖК, СПК и собственников помещений в МКД – 23 818,9 тыс. рублей; средства Краевой программы по капитальному ремонту МКД – 102 817,4 тыс. рублей);
- в рамках реализации в 2012 году Постановления № 56-п – субсидии из краевого Фонда софинансирования расходов были израсходованы 30 муниципальными образованиями Ставропольского края в общей сумме 116 385,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов на софинансирование расходов – в общей сумме 46 209,2 тыс. рублей.
2. По состоянию на 01.02.2013 процент обеспеченности МКД на территории Ставропольского края приборами учета составил: теплоснабжения (далее – ТС) – 43,6%, горячего водоснабжения (далее – ГВС) – 29,6%, холодного водоснабжения (далее – ХВС) – 46,4%, электроснабжения (далее – ЭС) – 61,7%.
Следует отметить, что в соответствии с данными Министерства ЖКХ по состоянию на 01.02.2013 из 9-ти городских округов Ставропольского края только в городе Георгиевске МКД обеспечены приборами учета всех видов коммунальных ресурсов на 75% и более (ТС – 95,2%, ГВС – 89,0%, ХВС – 75,2%, ЭС – 91,1%), а по отдельным видам коммунальных ресурсов – только МКД в городе Невинномысске (ЭС – 80,5%) и городе Ставрополе (ЭС – 96,5%).
В случае если муниципальными образованиями Ставропольского края не будут выполнены условия, установленные пунктом 9.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», они не смогут участвовать в программах с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
3. За 2009-2011 годы всего согласно данным Министерства ЖКХ в рамках реализации Краевой программы № 101-п было установлено приборов учета потребления каждого вида коммунальных ресурсов:
- тепловой энергии – 1 390 ед.;
- горячей воды – 678 ед.,
- холодной воды – 1 456 ед.,
- электрической энергии – 1 485 ед.,
- газа – 36 ед.
Однако проверкой в городе Ставрополе выявлено, что результаты реализации Муниципальной программы города Ставрополя № 1074 (в редакции от 12.07.2012) не соответствуют показателям Краевой программы № 101-п, а именно: адресными перечнями МКД Муниципальной программы № 1074 предусмотрена установка приборов учета тепловой энергии – на 39 единиц больше, горячей воды – на 11 единиц меньше, холодной воды – на 2 единицы меньше, электроэнергии – на 25 единиц больше, чем предусмотрено адресными перечнями МКД Краевой программы № 101-п.
Более того, в ходе проведенных визуальных осмотров в МКД города Ставрополя и города-курорта Кисловодска (далее – город Кисловодск) было установлено, что заявленные в Муниципальной программе города Ставрополя № 1074 (в редакции от 12.07.2012) и Муниципальной программе города Кисловодска № 414-А результаты реализации данных программ не соответствуют фактическому количеству установленных приборов учета.
Таким образом, из-за недостоверных данных, представленных администрациями города Ставрополя и города-курорта Кисловодска, информация Министерства ЖКХ о выполнении Краевой программы № 101-п в части количества установленных приборов учета не отражает реального количества установленных приборов учета в городах Ставрополе и Кисловодске.
4. Проверкой установлено, что ожидаемые показатели реализации Краевой программы № 101-п, определенные в разделе 8 данной программы, были необоснованно завышены за счет домов, приборы учета в которые фактически в рамках реализации мероприятий данной программы в 2009-2011 годах не устанавливались (приборы учета в часть домов были установлены еще в 2008 году за счет средств ТСЖ и собственников помещений в МКД, то есть еще до начала реализации в 2009-2011 годах Краевой программы № 101-п).
К примеру, проверками в городах Ставрополе и Кисловодске было установлено, что ожидаемые показатели реализации Краевой программы № 101-п в части данных муниципальных образований были необоснованно завышены от 28,7% до 82% за счет домов, приборы учета в которые были установлены еще в 2008 году за счет средств ТСЖ и собственников помещений в МКД.
5. За 2012 год в рамках реализации Постановления № 56-п по информации Министерства ЖКХ фактически было установлено приборов учета:
- тепловой энергии – 311 ед., что на 1 прибор учета меньше планируемого показателя;
- горячего водоснабжения – 200 ед. или 100,0% от планируемого показателя;
- холодного водоснабжения – 310 ед., что на 14 приборов учета меньше планируемого показателя;
- электрической энергии – 437ед., что на 11 приборов учета меньше планируемого показателя.
Невыполнение планируемых показателей по установке и введению в эксплуатацию приборов учета ТС, ХВС и ЭС сложилось по Левокумскому сельсовету Минераловодского района и городу Нефтекумску.
6. В Нежинском сельсовете путем проведения визуальных осмотров МКД установлено, что предоставленная 25.12.2012 администрацией Нежинского сельсовета в адрес Министерства ЖКХ информация о выполнении условий заключенного соглашения о предоставлении субсидии от 22.03.2012 № 5-57 в части количества установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета не соответствует действительности и является недостоверной.
Так, из планируемых согласно пункту 2.2.3 соглашения о предоставлении субсидии от 22.03.2012 № 5-57 к установке приборов учета ГВС в количестве 2 ед. фактически не установлено ни одного прибора учета, то есть данный показатель не выполнен в полном объеме.
Фактически в Нежинском сельсовете ресурсоснабжающими организациями в эксплуатацию были приняты приборы учета: ТС – в количестве 4 ед. (57,1% от установленного показателя), в то время как согласно отчетным данным все планируемые к установке 7 приборов учета ТС были приняты в эксплуатацию; ХВС – в количестве 4 ед. (57,1% от установленного показателя), в то время как согласно отчетным данным все планируемые к установке 7 приборов учета ХВС были приняты в эксплуатацию; ГВС – ни одного прибора учета, в то время как согласно отчетным данным планируемые к установке 2 прибора учета ГВС были приняты в эксплуатацию; ЭС – ни одного прибора учета, в то время как согласно отчетным данным планируемые к установке 7 приборов учета ЭС были приняты в эксплуатацию.
7. В течение 2009-2012 годов получателями субсидий города Ставрополя и Нежинского сельсовета были оплачены работы и затраты на общую сумму 5 107,9 тыс. рублей, которые исходя из положений Краевой программы № 101-п и соответствующих муниципальных программ не подлежали оплате за счет бюджетных средств, что привело к нарушению принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в указанной сумме. А именно:
7.1. Получателями субсидий города Ставрополя в течение 2009-2012 годов за счет средств субсидии были оплачены затраты по осуществлению строительного контроля на общую сумму 4 716,7 тыс. рублей (в том числе за счет средств бюджета Ставропольского края – 2 219,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета города Ставрополя – 2 497,3 тыс. рублей), что не предусмотрено положениями Краевой программы № 101-п, Муниципальных программ города Ставрополя № 1074 и № 3167.
7.2. Получателем субсидии Нежинского сельсовета ООО «Жилищник» в нарушение пункта 4.2.1 соглашения о предоставлении субсидии от 01.08.2012 № 13, заключенного им с администрацией Нежинского сельсовета, оплачены работы по установке регуляторов на узлах учета тепловой энергии в 2 МКД (в то время как приборы учета теплоснабжения не устанавливались) в общей сумме 391,2 тыс. рублей (средства бюджета Ставропольского края – 371,6 тыс. рублей, средства бюджета Нежинского сельсовета – 19,6 тыс. рублей), что не соответствует цели и предмету Муниципальной программы Нежинского сельсовета № 62/1.
8. В 2010 году в отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кисловодска» (далее – Управление ЖКХ города Кисловодска) за обоснованностью включения в сметные расчеты и акты формы № КС-2 затрат на осуществление работ по установке прибора учета в МКД № 40 по ул. Широкая, получателем субсидии ООО «Дом Сервис» неправомерно, за счет средств бюджета Ставропольского края и бюджета города Кисловодска оплачены монтажные работы по разводке электроснабжения в подъезде и обустройству щитовой в подвале дома в общей сумме 136,7 тыс. рублей, что противоречит положениям раздела 7 Краевой программы № 101-п и пункту 12 Порядка предоставления субсидий в 2009-2011 годах в городе Кисловодске.
9. В течение 2010-2012 годов получателями субсидий города Ставрополя не выполнялись требования Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Методических рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ, утвержденных 17.09.2009 Фондом содействия реформированию ЖКХ, когда в нарушение пункта 15 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, в отдельных случаях оплачивались затраты на осуществление строительного контроля в размерах, превышающих 2,14% от стоимости подрядных работ, что повлекло за собой неправомерное использование средств бюджета Ставропольского края, бюджета города Ставрополя и средств собственников помещений в МКД в общей сумме 918,9 тыс. рублей.
10. В отсутствие надлежащего контроля в 2012 году за ходом проведения работ по установке приборов учета в 9 МКД города Ставрополя со стороны заказчика (получателя субсидии ООО «Городская управляющая компания»), комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и организации, осуществлявшей строительный контроль (ООО «Ремонтная управляющая компания – 7»), подрядчиком ООО «КрайСтрой» завышена стоимость выполненных работ на общую сумму 963,6 тыс. рублей вследствие необоснованного включения в акты о приемке выполненных работ формы № КС-2 строительных материалов и оборудования по завышенной цене (повторно начислен НДС).
Оплата получателем субсидии ООО «Городская управляющая компания» работ по установке приборов учета, стоимость которых была завышена подрядчиком, привела к неправомерному использованию средств бюджета Ставропольского края, бюджета города Ставрополя и средств собственников помещений в МКД в общей сумме 963,6 тыс. рублей.
11. В отсутствие должного контроля за ходом проведения в 2012 году работ по установке приборов учета в 3 МКД Нежинского сельсовета со стороны заказчиков (получателей субсидий ТСЖ «Нежинский 51», ТСЖ «Нежинский 56» и АТСЖ СК «Партнер»), администрации Нежинского сельсовета и организации, осуществлявшей технический надзор за ходом выполнения работ (ООО «Родной город»), подрядчиком ООО «Хорсъ» путем завышения стоимости выполненных работ вследствие неправомерного включения в акты о приемке выполненных работ формы № КС-2 отдельных затрат необоснованно получено 651,7 тыс. рублей, чем нанесен ущерб бюджету Ставропольского края, бюджету Нежинского сельсовета и собственникам жилых помещений в МКД в названной сумме, в том числе:
- в ходе выполнения работ по установке приборов учета ТС в акты о приемки выполненных работ формы № КС-2 неправомерно включены расходы по проверке работоспособности одной и той же системы учета тепловой энергии в двойном размере в общей сумме 580,1 тыс. рублей;
- в ходе выполнения работ по установке приборов учета ЭС в акты о приемке выполненных работ формы № КС-2 неправомерно включены в общей сумме 9,0 тыс. рублей затраты на лабораторную поверку установленных новых счетчиков СЕ-303/5А, которые поверены и опломбированы заводом-изготовителем (о чем сделана соответствующая отметка в технических паспортах электросчетчиков);
- в ходе выполнения работ по установке приборов учета ЭС и ХВС в акты о приемке выполненных работ формы № КС-2 неправомерно включены в общей сумме 62,6 тыс. рублей затраты на ввод в эксплуатацию 6 систем управления, тогда как такие системы не устанавливались (что следует из состава затрат, включенных в акт о приемке выполненных работ формы № КС-2 и подтверждено визуальным осмотром выполненных работ).
12. В 2010 году за счет средств краевой адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2008 № 94-п (в редакции постановления от 21.07.2010 № 230-п) в 2 МКД (№ 5 и № 8), расположенных на территории Нежинского сельсовета, при ремонте инженерных сетей домов были установлены 2 прибора учета ТС (по одному в каждом доме) и отражены в показателях Краевой программы № 101-п.
Подрядчиком ООО «Промвектор» путем завышения стоимости выполненных работ по ремонту инженерных сетей в домах № 5 и № 8 на 570,8 тыс. рублей вследствие неправомерного включения в акты формы № КС-2 теплосчетчиков МКТС СБ-04-ББП07 по завышенной цене необоснованно получено 570,8 тыс. рублей, чем нанесен ущерб Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 509,2 тыс. рублей, бюджету Ставропольского края в размере 31,4 тыс. рублей, бюджету муниципального образования Нежинского сельсовета в размере 1,7 тыс. рублей и собственникам помещений в МКД в размере 28,5 тыс. рублей.
13. В 2010 и 2012 годах получателями субсидий города Кисловодска и Нежинского сельсовета неправомерно оплачены подрядчикам работы по установке приборов учета в 12 МКД на общую сумму 4 528,7 тыс. рублей, в том числе:
- в нарушение требований пункта 10 Порядка предоставления субсидий в 2009-2011 годах в городе Кисловодске и пункта 11 Порядка предоставления субсидий в 2012 году в городе Кисловодске получателями субсидии ООО «Четвертое домоуправление» и ООО «Управляющая Компания Возрождение» оплачены подрядчикам работы на общую сумму 445,1 тыс. рублей по установке приборов учета в 5 МКД на основании актов о приемке выполненных работ формы № КС-2, которые не были согласованы в установленном порядке с Управлением ЖКХ города Кисловодска (в 2010 году) и с управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города Кисловодска (в 2012 году);
- в Нежинском сельсовете получателями субсидии ТСЖ «Нежинский 51», ТСЖ «Нежинский 56», АТСЖ СК «Партнер» и ООО «Жилищник» в нарушение положений соглашений о предоставлении субсидий, заключенных администрацией Нежинского сельсовета с получателями субсидий, неправомерно оплачены подрядчикам работы по установке приборов учета в 7 МКД и работы по установке узла регулирования тепловой энергии на отопление в 2 МКД на общую сумму 4 083,6 тыс. рублей на основании актов о приемке выполненных работ формы № КС-2, не согласованных с администрацией Нежинского сельсовета.
14. Оплата получателями субсидии затрат на установку систем автоматической передачи данных на диспетчерский пункт Кисловодского водоканала при оснащении 9 МКД города Кисловодска приборами учета ХВС, которые с момента их устройства не эксплуатируются, привела к неэффективному (безрезультативному) использованию средств бюджета Ставропольского края, бюджета города Кисловодска и собственников помещений в МКД в общей сумме 521,3 тыс. рублей.
15. При проведении работ по установке приборов учета в МКД города Кисловодска и Нежинского сельсовета получателями субсидий неправомерно, за счет средств предоставленной субсидии в общей сумме 444,0 тыс. рублей оплачены затраты на установку металлических дверей или ограждающих конструкций из листового железа, лестницы в подвал, строительство отдельного помещения для узла учета и регулирования тепловой энергии, что противоречит положениям раздела 7 Краевой программы № 101-п (в редакции до 21.09.2011), раздела 7 Муниципальной программы города Кисловодска № 414-А, Муниципальной программы Нежинского сельсовета № 62/1 и пункту 4.2.1 соглашения о предоставлении субсидии № 13, заключенного администрацией Нежинского сельсовета с ООО «Жилищник», и привело к нарушению принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в указанной сумме.
16. Необоснованная оплата получателями субсидий работ по установке приборов учета в домах № 51, № 56 и № 52 поселка Нежинского, которые не завершены, отдельные работы не выполнены, приборы учета в эксплуатацию не допущены, привела к безрезультативному использованию средств бюджета Ставропольского края, бюджета Нежинского сельсовета и средств собственников помещений в МКД в общей сумме 2 100,0 тыс. рублей.
17. Оплата получателем субсидии ООО «Жилищник» работ по установке в домах № 2, № 16, № 26 и № 28 п. Нежинского 4 приборов учета ЭС на общую сумму 70,8 тыс. рублей, которые не допущены в эксплуатацию, привела к безрезультативному использованию средств бюджета Ставропольского края, бюджета Нежинского сельсовета и средств собственников помещений в МКД в указанной сумме.
18. Проведенной в городе Ставрополе проверкой установлено, что невыполнение работ по оснащению МКД приборами учета, запланированных на 2009 и 2010 годы, повлекло за собой отвлечение (длительное время не использовались) бюджетных средств на срок до 1 года в общей сумме 23 298,5 тыс. рублей, в том числе:
- средств краевого бюджета – в сумме 7 197,0 тыс. рублей;
- средств бюджета города Ставрополя – в сумме 16 101,5 тыс. рублей.
19. При разработке Муниципальных программ города Ставрополя № 1074 и № 3167 комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя не определен единый подход (не дано определение показателя) по отражению количества подлежащих установке (установленных) приборов учета ТС и ГВС (комплект, узел учета, узел регулирования или прибор учета). В результате в адресных перечнях МКД по графам ТС и ГВС отражалось не количество приборов (узлов) учета ТС и приборов учета ГВС, а общее количество узлов учета и узлов регулирования ТС и ГВС.
Как следствие, указанное в адресных перечнях МКД за 2009 – 2012 годы в городе Ставрополе количество приборов учета завышено по сравнению с количеством фактически установленных приборов: по приборам учета ТС - в 1,35 раза, по приборам учета ГВС - в 1,8 раза.
Таким образом, показатели Муниципальных программ города Ставрополя № 1074 и № 3167 в части количества установленных приборов учета ТС и ГВС не соответствуют фактическому количеству установленных таких приборов.
20. В нарушение части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 22 МКД города Кисловодска 53 прибора учета введены в эксплуатацию в сроки, превышающие 1 месяц с момента их установки (в отдельных случаях от 4 до 25 месяцев после установки).
21. Комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя и управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города Кисловодска при реализации муниципальных программ не в полной мере выполнены требования Федерального закона № 185-ФЗ и положения Методических рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ, утвержденных 17.09.2009 Фондом содействия реформированию ЖКХ, по установке узлов учета и управления ресурсами с оборудованием устройств автоматизации (терморегуляторами).
Так, при установке приборов учета ТС в городе Ставрополе в 2009 и 2010 годах (92 МКД) и в городе Кисловодске в 2009 – 2011 годах (133 МКД) узлы учета тепловой энергии не оборудовались терморегуляторами.
В результате реальной экономии (снижения) потребления энергоресурсов по данным домам не произошло. Задача и цель Краевой программы № 101-п по эффективному использованию коммунальных ресурсов (тепловой энергии) в отношении указанных МКД достигнуты не были.
22. Проверкой соблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий в 2009-2011 годах и в 2012 году, заключенных Комитетом ЖКХ с администрациями города Кисловодска и Нежинского сельсовета, выявлено нарушение сроков перечисления на счета получателей средств субсидии в общей сумме 24 448,1 тыс. рублей, в том числе:
- в городе Кисловодске в 2009-2012 годах в нарушение пункта 2.2.2 соглашений о предоставлении субсидий от 01.09.2009 № 83, от 29.03.2010 № 31, от 06.06.2011 № 5-80 и от 22.03.2012 № 5-62 Управлением ЖКХ города Кисловодска и управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города Кисловодска средства краевого и местного бюджетов в общей сумме 22 448,1 тыс. рублей были перечислены получателям субсидий позже установленного соглашением 30-дневного срока с момента зачисления средств краевого бюджета в бюджет города Кисловодска.
- администрацией Нежинского сельсовета в 2012 году в нарушение пункта 2.2.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 22.03.2012 № 5-57 (в первоначальной редакции) средства краевого и местного бюджетов в общей сумме 2 000,0 тыс. рублей были перечислены получателям субсидий более чем на 3 месяца позже установленного соглашением 30-дневного срока с момента зачисления средств краевого бюджета в бюджет Нежинского сельсовета.
23. Проверкой соблюдения порядка предоставления субсидий, выделенных на установку приборов учета, в городах Кисловодске, Ставрополе и Нежинском сельсовете выявлены следующие нарушения:
23.1. В городе Кисловодске в 2009 году в нарушение пункта 8 Порядка предоставления субсидий в 2009-2011 годах в городе Кисловодске, утвержденного постановлением администрации города Кисловодска от 02.10.2009 № 1349, Управлением ЖКХ города Кисловодска неправомерно были перечислены средства субсидии в общей сумме 3 345,6 тыс. рублей одному из получателей – управляющей организации ООО УК «Перспектива» до даты подписания Управлением ЖКХ города Кисловодска с ООО УК «Перспектива» соглашений о предоставлении субсидии на долевое финансирование проведения работ по установке приборов учета в 8 МКД.
23.2. В нарушение пункта 2 Порядка предоставления субсидий в 2009-2011 годах в городе Кисловодске в декабре 2009 года в адрес ТСЖ и управляющих компаний Управлением ЖКХ города Кисловодска были перечислены субсидии в общей сумме 11 662,5 тыс. рублей по 28 домам, в отношении которых не было принято соответствующее решение органа местного самоуправления о распределении средств субсидии.
23.3. В нарушение пункта 5 Порядка предоставления субсидий в 2012 году в городе Кисловодске, утвержденного постановлением администрации города Кисловодска от 03.05.2012 № 1349, решение о распределении средств на обеспечение мероприятий по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с приборами учета между МКД было принято постановлением администрации города Кисловодска от 03.05.2012 № 512, что на 12 дней позже установленного указанной нормой 15-дневного срока со дня получения субсидии из краевого бюджета.
23.4. В нарушение пункта 1.4 Порядка предоставления субсидий в 2012 году в городе Ставрополе, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 17.02.2012 № 378, в отдельных случаях доля софинансирования проведения работ по оснащению МКД приборами учета в 2012 году за счет средств собственников помещений превышала 5% от общего объема средств, предусмотренных на указанный вид работ, и составляла в отдельных случаях 15% от общего объема финансирования работ по каждому из данных домов (к примеру, МКД по адресам: ул. 50 лет ВЛКСМ, 71/2; ул. 50 лет ВЛКСМ, 73/2; ул. 45 Параллель, 22).
23.5. В Нежинском сельсовете в нарушение частей 6, 11 и 12 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ и пункта 2.1.2 соглашений о предоставлении субсидии от 30.07.2012 № 10 и № 11, заключенных администрацией Нежинского сельсовета с ТСЖ «Нежинский 51» и ТСЖ «Нежинский 56», на расчетные счета, открытые специально для зачисления средств, предназначенных для проведения капитального ремонта МКД в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ, администрацией Нежинского сельсовета были перечислены средства субсидии, предназначенные для установки приборов учета.
23.6. В нарушение пунктов 5 и 7 Порядка предоставления субсидий в 2009-2011 годах в городе Ставрополе, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 15.07.2009 № 61, получателем субсидий ООО «Жилищная управляющая компания № 5 Октябрьского района г. Ставрополя» не открывались отдельные банковские счета для совершения операций по зачислению и расходованию средств, выделяемых из бюджета Ставропольского края, бюджета города Ставрополя и средств собственников на установку приборов учета.
23.7. В Нежинском сельсовете распределение средств субсидий на установку приборов учета на каждый из 7 домов, произведенное на основании постановления администрации Нежинского сельсовета от 27.07.2012 № 100, не соответствует утвержденному адресному перечню МКД Муниципальной программы Нежинского сельсовета № 62/1 в части средств, направляемых на установку приборов учета по каждому из 7 домов.
23.8. Администрацией Нежинского сельсовета в нарушение пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не был утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств, полученных Нежинским сельсоветом в 2012 году из бюджета Ставропольского края, и средств бюджета Нежинского сельсовета на долевое финансирование проведения работ по установке приборов учета. Как следствие, с получателями субсидий были заключены соглашения о предоставлении субсидии на долевое финансирование установки общедомовых приборов учета, которые содержали различные положения в части условий предоставления субсидии.
24. Проверкой в городе Ставрополе установлено, что фактическая сумма субсидии из краевого бюджета, перечисленная городу Ставрополю в 2009-2010 годах в рамках реализации Краевой программы № 101-п, не соответствует объемам долевого софинансирования мероприятий по установке приборов учета, указанным в соглашениях о предоставлении субсидии на софинансирование мероприятий по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями приборов учета от 01.09.2009 № 87 и от 29.03.2010 № 29, заключенных Комитетом ЖКХ с администрацией города Ставрополя. Указанное связано с тем, что фактические объемы финансирования мероприятий Краевой программы № 101-п в течение 2009 и 2010 годов уточнялись, однако Комитетом ЖКХ в 2009 – 2010 годах соответствующие изменения в соглашения о предоставлении субсидии в части объемов долевого финансирования не вносились.
25. Проверкой в городе Ставрополе и городе Кисловодске выявлено, что в 2010 году Комитетом ЖКХ первая часть субсидии городам Ставрополю и Кисловодску в размере 8 114,0 тыс. рублей (Ставрополь – 7 369,2 тыс. рублей, Кисловодск – 744,8 тыс. рублей) была перечислена на 8 дней позже установленного срока, предусмотренного графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемой частью заключенных Комитетом ЖКХ с администрациями данных городов соглашений о предоставлении субсидии от 29.03.2010 № 29 и № 31 (по графику – 1 квартал 2010 года, фактически – 08.04.2010).
26. В ходе проверки обоснованности включения в муниципальные программы городов Ставрополя, Кисловодска и Нежинского сельсовета МКД, подлежащих оснащению приборами учета, были установлены многочисленные нарушения и недостатки, из которых самыми значимыми являются следующие:
26.1. В результате того, что администрациями городов Кисловодска (в 2009-2012 годах), Ставрополя (в 2009 и 2010 годах) и Нежинского сельсовета (в 2012 году) не устанавливались порядки отбора МКД по включению в данные муниципальные программы, отборы носили субъективный характер и содержали коррупциогенные риски.
26.2. В нарушение положений раздела 6 Краевой программы № 101-п в Муниципальную программу города Ставрополя № 1074 включались дома без предоставления результатов обследования инженерного оборудования МКД. Как следствие, по причине неудовлетворительного состояния инженерных сетей из адресного перечня МКД Муниципальной программы города Ставрополя № 1074 было исключено 9 домов.
26.3. В нарушение раздела 4 Краевой программы № 101-п и раздела 3 Муниципальной программы города Кисловодска № 414-А в 2009 году в данные программы было включено более 20 МКД с непосредственным способом управления. В последствии указанные дома были исключены из адресного перечня данной программы.
26.4. В нарушение статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации несмотря на то, что общими собраниями собственников помещений в МКД № 51, № 56, № 62 и № 63 поселка Нежинского не принимались решения об участии в Муниципальной программе Нежинского сельсовета № 62/1, эти МКД включались в адресный перечень домов данной программы.
26.5. В нарушение раздела 4 Краевой программы № 101-п и Муниципальной программы города Кисловодска № 414-А в 2009 году Управление ЖКХ города Кисловодска не перечислило денежные средства в общей сумме 15,8 тыс. рублей для оплаты работ по установке приборов учета за 126 квартир, находившихся согласно решению Думы города-курорта Кисловодска от 22.04.2009 № 54-39 в муниципальной собственности города Кисловодска. Суммы софинансирования за муниципальные квартиры в счет оплаты за установку приборов учета были перечислены подрядчику за счет средств управляющих компаний.
27. В ходе проверки отбора подрядных организаций для выполнения работ по установке приборов учета в МКД городов Ставрополя, Кисловодска и Нежинского сельсовета установлено, что отборы зачастую проводились формально и с многочисленными нарушениями.
27.1. В Нежинском сельсовете администрацией не определялся специальный порядок привлечения ТСЖ либо выбранной собственниками помещений в МКД управляющей организацией подрядных организаций по выполнению работ по установке приборов учета коммунальных ресурсов, что не позволило администрации Нежинского сельсовета организовать надлежащее и единообразное проведение ТСЖ и управляющей компанией указанного отбора. В результате отбор подрядных организаций для установки приборов учета был проведен формально и с существенным ограничением конкуренции.
27.2. В городах Ставрополе и Кисловодске отбор подрядных организаций для выполнения работ по установке приборов учета осуществлялся формально, с нарушениями и недостатками, в том числе:
- победителем отборов признавались единственные участники конкурса или участники, которые при всех равных условиях предложили цену большую, чем другие участники;
- получателями субсидий в городе Ставрополе заключались договоры на выполнение работ по цене, превышающей предложенную победителем конкурса в ходе отбора;
- договоры подряда на выполнение работ по установке приборов учета заключались на иных условиях, чем были предложены в ходе конкурсного отбора;
- также допускались иные нарушения и недостатки.
Предложения
1. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края и в Правительство Ставропольского края.
2. Контрольно-счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края рассмотреть результаты настоящей проверки и принять необходимые меры по фактам выявленных нарушений и недостатков.
3. С целью устранения и недопущения в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, направить представления:
- в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края;
- в комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя;
- в администрацию города-курорта Кисловодска;
- в администрацию Нежинского сельсовета Предгорного района.
4. Направить материалы проверки в прокуратуру Ставропольского края и ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Аудитор Контрольно-счетной палаты
Ставропольского края А.Г. Черняков