Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2019 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края
за 9 месяцев 2019 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2019 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 13.11.2019 № 475-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 13.12.2018 № 102-кз «О бюджете Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (ред. от 17.07.2019) (далее – Закон СК № 102-кз) объем доходов на 2019 год утвержден в сумме 109 537 644,1 тыс. рублей, расходов – 114 741 341,0 тыс. рублей, дефицита – 5 203 696,9 тыс. рублей.
Отчетом утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края за данный период, в том числе доходы в сумме 81 910 195,9 тыс. рублей, расходы – 75 504 853,0 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами – на 6 405 342,9 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За 9 месяцев 2019 года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 81 910 195,9 тыс. рублей или 74,8% к годовым уточненным плановым назначениям, из них: налоговые доходы – 48 953 020,1 тыс. рублей, неналоговые доходы – 1 138 459,0 тыс. рублей, безвозмездные поступления –31 818 716,8 тыс. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2018 года фактическое исполнение по доходам за 9 месяцев 2019 года увеличилось на 8 107 562,7 тыс. рублей или на 11,0% (9 месяцев 2018 года – 73 802 633,2 тыс. рублей). Положительная динамика обусловлена ростом объема налоговых и неналоговых доходов на 3 866 248,4 тыс. рублей (на 8,4%), безвозмездных поступлений на 4 241 314,3 тыс. рублей (на 15,4%).
Исполнение по налоговым доходам составило 48 953 020,1 тыс. рублей или 78,5% к годовым плановым назначениям, что выше объема исполнения за аналогичный период 2018 года на 3 779 479,1 тыс. рублей или на 8,4%.
В структуре поступивших налоговых доходов наибольший удельный вес (97,5%) составили пять видов доходов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, доходы от уплаты акцизов, налог на имущество организаций и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2019 года поступил в сумме 15 451 082,2 тыс. рублей или 93,5% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года поступление налога увеличилось на 3 263 939,5 тыс. рублей или на 26,8%, в том числе по: организациям, входящими в консолидированные группы налогоплательщиков (на 932 835,2 тыс. рублей), ставропольским организациям (на 673 522,0 тыс. рублей), крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым в Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам (на 796 350,1 тыс. рублей), филиалам иногородних компаний (на 861 232,2 тыс. рублей).
Поступления налога на доходы физических лиц за 9 месяцев 2019 года составили 13 512 944,6 тыс. рублей или 70,7% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года поступления уменьшились на 672 400,4 тыс. рублей или на 4,7%. Указанное сокращение связано с передачей из краевого бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов Ставропольского края с 1 января 2019 года 5,0% налога на доходы физических лиц.
Доходы от уплаты акцизов поступили в сумме 8 820 384,4 тыс. рублей или 71,6% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года увеличение поступлений составило 1 266 673,9 тыс. рублей или 16,8%.
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию составили 3 884 754,3 тыс. рублей или 68,8% годовых плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года поступления увеличились на 558 705,3 тыс. рублей или на 16,8%.
Изменение обусловлено увеличением норматива распределения доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации с 50,0% в 2018 году до 80,0% в 2019 году.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу объем произведенной алкогольной продукции за январь-сентябрь 2019 года увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2018 года по: водке – в 1,4 раза, винодельческой продукции – в 1,2 раза, ликероводочным изделиям – в 1,5 раза, напиткам винным, изготовляемых без этилового спирта – в 2,4 раза, спирту этиловому – в 1,2 раза.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты за 9 месяцев 2019 года составили 4 935 630,1 тыс. рублей или 73,9% плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года поступления увеличились на 707 968,6 тыс. рублей или на 16,8%, что связано с индексацией в 2019 году ставок акцизов на дизельное топливо, автомобильный и прямогонный бензин.
Налог на имущество организаций поступил в сумме 5 614 331,9 тыс. рублей или 77,6% к годовым плановым назначениям. Поступления сократились на 743 741,4 тыс. рублей или 11,7% по сравнению с соответствующим периодом 2018 года. Указанное уменьшение обусловлено исключением с 1 января 2019 года из объектов налогообложения по указанному налогу движимого имущества.
Доходы от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 9 месяцев 2019 года получены в объеме 4 308 658,3 тыс. рублей или 86,1% к годовым плановым назначениям, что выше уровня аналогичного периода 2018 года на 473 684,1 тыс. рублей или на 12,4%.
Неналоговые доходы поступили в сумме 1 138 459,0 тыс. рублей или 90,2% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года (1 051 689,6 тыс. рублей) поступления увеличились на 86 769,4 тыс. рублей или 8,3%. На поступления неналоговых доходов приходится 2,3% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов. Наибольший объем поступивших неналоговых доходов составили:
- штрафы, санкции, возмещение ущерба – 594 369,0 тыс. рублей (98,5% к годовым плановым назначениям);
- административные платежи и сборы – 250 113,3 тыс. рублей (77,2%);
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 174 068,9 тыс. рублей (77,6%);
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – 77 680,2 тыс. рублей (109,7%).
Безвозмездные поступления по итогам 9 месяцев 2019 года получены в сумме 31 818 716,8 тыс. рублей или 69,3% к годовым плановым назначениям (за 9 месяцев 2018 года – 27 577 402,6 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 31 530 685,0 тыс. рублей (68,8% к годовым плановым назначениям);
- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций – 29 980,6 тыс. рублей (36,7%);
- безвозмездные поступления от негосударственных организаций – 6 269,0 тыс. рублей (на 2019 год не запланированы);
- прочие безвозмездные поступления – 1 417,2 тыс. рублей (23,7%);
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 360 045,2 тыс. рублей (на 2019 год не запланированы);
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – «-» 109 680,2 тыс. рублей (на 2019 год не запланированы).
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений 99,1% занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 18 278 883,3 тыс. рублей (76,3% к годовым плановым назначениям);
- субсидии – 5 935 958,8 тыс. рублей (49,0%);
- субвенции – 4 911 427,5 тыс. рублей (82,4%);
- иные межбюджетные трансферты – 2 404 415,4 тыс. рублей (63,0%).
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
Статьей 1 Закона СК № 102-кз первоначальный объем расходов краевого бюджета на 2019 год утвержден в сумме 107 180 723,2 тыс. рублей. Сводная бюджетная роспись по расходам краевого бюджета на 2019 год (по состоянию на 1 января 2019 года) утверждена в сумме 107 180 723,2 тыс. рублей, что соответствует законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям.
По состоянию на 1 октября 2019 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону СК № 102-кз утверждены в сумме 114 741 341,0 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона СК № 102-кз годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительно поступивших безвозмездных поступлений в краевой бюджет в размере 1 028 781,8 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет поступления средств федерального бюджета на общую сумму 1 021 622,2 тыс. рублей, основная часть которых сложилась по следующим направлениям расходов:
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в рамках реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» – 506 488,2 тыс. рублей;
- погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам, лишившимся жилого помещения в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий – 74 730,6 тыс. рублей;
- реализация регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» – 60 216,0 тыс. рублей;
- оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» – 57 637,1 тыс. рублей;
- реализация проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» – 54 000,0 тыс. рублей;
- оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов – 50 582,0 тыс. рублей;
- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках регионального проекта «Старшее поколение» – 44 185,2 тыс. рублей;
- осуществление отдельных полномочий в области водных отношений – 36 000,0 тыс. рублей;
- создание модельных муниципальных библиотек в рамках регионального проекта «Культурная среда» – 30 000,0 тыс. рублей;
2) за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 6 269,0 тыс. рублей, в том числе:
- реализация комплекса мер Ставропольского края по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи – 4 099,3 тыс. рублей;
- реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – 2 015,3 тыс. рублей;
- совершенствование работы межрайонных многопрофильных специализированных центров для детей по профилю «неврология» с целью оказания медицинской помощи детям с нарушениями здоровья и отклонениями в развитии – 154,4 тыс. рублей;
3) за счет дополнительно поступивших целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в сумме 890,6 тыс. рублей по следующим направлениям:
- обеспечение деятельности детских домов Ставропольского края – 828,6 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности государственных казенных организаций социального обслуживания – 62,0 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 1 октября 2019 года по данным сводной бюджетной росписи составили 115 770 122,8 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью (с изменениями) кассовое исполнение расходов краевого бюджета в январе-сентябре 2019 года осуществляли 32 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов сложилось в объеме 75 504 853,0 тыс. рублей или 65,2% показателя уточненной сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2018 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 10 313 301,4 тыс. рублей, при этом уровень исполнения расходов относительно сводной бюджетной росписи (с изменениями) выше аналогичного показателя предыдущего года на 1,6 процентного пункта (за 9 месяцев 2018 года – 65 191 551,6 тыс. рублей или 63,6% показателя сводной росписи с изменениями).
По 10 главным распорядителям средств краевого бюджета (31,3% общего количества) расходы исполнены в диапазоне от 32,3% до 61,8% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями), из них по 6 главным распорядителям (18,8% общего количества) исполнение составило менее 50,0%: по управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия – 32,3%, по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – 33,7%, по министерству строительства и архитектуры Ставропольского края – 37,4%, по министерству культуры Ставропольского края – 45,2%, по министерству физической культуры и спорта Ставропольского края – 47,5%, по министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – 49,2%.
Следует отметить, что по отдельным из перечисленных главных распорядителей средств краевого бюджета исполнение расходов за 9 месяцев предыдущего года также осуществлялось на низком уровне. Так, по министерству строительства и архитектуры Ставропольского края исполнение расходов за 9 месяцев 2018 года составило 25,7% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями), по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – 44,8%, по министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – 45,3%.
По 22 главным распорядителям средств краевого бюджета (68,7% общего количества) расходы исполнены в диапазоне от 66,1% до 91,4% показателя сводной росписи (с изменениями), из них по 6 главным распорядителям (18,8% от общего количества), исполнение составило более 75,0%: администрация Кавказских Минеральных Вод – особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации и управление ветеринарии Ставропольского края – по 75,8%, региональная тарифная комиссия Ставропольского края – 77,2%, управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края – 80,4%, министерство туризма и оздоровительных ресурсов Ставропольского края – 86,6%, избирательная комиссия Ставропольского края – 91,4%.
Расходы краевого бюджета сформированы в программной структуре на основе 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы). По состоянию на 1 октября 2019 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 99 880 709,1 тыс. рублей или 86,3% общего объема расходов, что на 14 286 770,4 тыс. рублей или на 16,7% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (с изменениями), на эти цели в аналогичном периоде 2018 года (в 2018 году – 85 593 938,7 тыс. рублей).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 1 октября 2019 года исполнены в сумме 63 707 474,5 тыс. рублей или на 63,8% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями). По сравнению с соответствующим периодом 2018 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 10 815 361,3 тыс. рублей, при этом уровень исполнения расходов относительно сводной бюджетной росписи (с изменениями) выше аналогичного показателя предыдущего года на 2,0 процентных пункта (за 9 месяцев 2018 года – 52 892 113,2 тыс. рублей или 61,8% показателя сводной росписи с изменениями).
Более 60,0% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе расходы по четырем госпрограммам: «Развитие образования» (25,6% или 16 336 334,5 тыс. рублей), «Социальная поддержка граждан» (24,7% или 15 718 910,4 тыс. рублей), «Развитие здравоохранения» (9,9% или 6 307 003,2 тыс. рублей), «Сохранение и развитие культуры» (1,7% или 1 095 434,5 тыс. рублей).
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной бюджетной росписью на 1 октября 2019 года |
Исполнено |
|
на 1 октября 2019 года |
в % к сводной росписи на 1 октября 2019 года |
|||
|
Бюджетные ассигнования, всего |
99 880 709,1 |
63 707 474,5 |
63,8 |
Исполнение расходов на уровне 30,0% – 50,0% |
||||
1 |
Повышение безопасности дорожного движения |
185 360,0 |
58 583,9 |
31,6 |
2 |
Молодежная политика |
239 220,7 |
88 182,6 |
36,9 |
3 |
Сохранение и развитие культуры |
2 655 233,1 |
1 095 434,5 |
41,3 |
4 |
Развитие физической культуры и спорта |
1 498 480,2 |
628 025,0 |
41,9 |
5 |
Охрана окружающей среды |
1 223 226,1 |
592 968,2 |
48,5 |
Исполнение расходов на уровне 50,1% – 70,0% |
||||
6 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
2 453 072,6 |
1 238 905,2 |
50,5 |
7 |
Развитие транспортной системы |
11 715 410,5 |
6 198 154,8 |
52,9 |
8 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
2 374 127,5 |
1 303 894,5 |
54,9 |
9 |
Развитие сельского хозяйства |
5 562 589,5 |
3 285 617,0 |
59,1 |
10 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
77 510,2 |
47 628,0 |
61,5 |
11 |
Развитие здравоохранения |
10 089 681,3 |
6 307 003,2 |
62,5 |
12 |
Формирование современной городской среды |
1 463 291,2 |
940 046,4 |
64,2 |
13 |
Развитие образования |
25 425 218,6 |
16 336 334,5 |
64,3 |
14 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
637 540,8 |
415 049,7 |
65,1 |
15 |
Управление имуществом |
222 141,3 |
151 109,4 |
68,0 |
16 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
1 124 600,2 |
773 300,9 |
68,8 |
Исполнение расходов на уровне 70,1% – 80,0% |
||||
17 |
Управление финансами |
9 814 875,5 |
6 976 460,1 |
71,1 |
18 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
229 912,2 |
163 971,7 |
71,3 |
19 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
349 670,7 |
254 236,7 |
72,7 |
20 |
Социальная поддержка граждан |
21 132 354,0 |
15 718 910,4 |
74,4 |
21 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
467 760,1 |
358 739,8 |
76,7 |
22 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
525 519,1 |
420 179,6 |
80,0 |
Исполнение расходов на уровне более 80,1% |
||||
23 |
Туристско-рекреационный комплекс |
413 913,7 |
354 738,4 |
85,7 |
Наименьшее исполнение расходов за 9 месяцев 2019 года (31,6%) сложилось по госпрограмме «Повышение безопасности дорожного движения». При этом расходы на информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения по состоянию на 1 октября 2019 года исполнены в сумме 42 588,6 тыс. рублей или на 32,1% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями). Следует отметить, что по результатам проведенного Контрольно-счетной палатой Ставропольского края контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных министерству промышленности, энергетики и связи Ставропольского края и ГКУ СК «Краевой центр информационных технологий» на создание и эксплуатацию системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения» были установлены риски неисполнения в 2019 году плановых назначений по указанным расходам.
За отчетный период исполнение расходов ниже общего уровня исполнения расходов краевого бюджета (менее 65,2%) сложилось по 14 госпрограммам (60,9% общего количества), при этом по пяти госпрограммам (21,7% общего количества) исполнение составило менее 50,0%: «Повышение безопасности дорожного движения» – 31,6%, «Молодежная политика» – 36,9%, «Сохранение и развитие культуры» – 41,3%, «Развитие физической культуры и спорта» – 41,9%, «Охрана окружающей среды» – 48,5%.
Следует отметить, что в указанных госпрограммах по отдельным основным мероприятиям подпрограмм и направлениям расходов кассовое исполнение за 9 месяцев 2019 года составило 0% показателей сводной бюджетной росписи при значительных объемах запланированных бюджетных ассигнований, а именно:
- по госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» по расходам на:
предоставление субсидий на возмещение части затрат на создание и (или) развитие промышленных технопарков и промышленных (индустриальных) парков в рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (505 050,5 тыс. рублей);
оказание мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством субсидирования части затрат, связанных с: приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, либо модернизации производства товаров (работ, услуг) – 150 000,0 тыс. рублей; уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития, либо модернизации производства товаров (работ, услуг) – 94 420,0 тыс. рублей; созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей – 35 000,0 тыс. рублей; созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества – 22 631,6 тыс. рублей); субсидированием части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в форме кооперативов –30 000,0 тыс. рублей;
- по госпрограмме «Сохранение и развитие культуры» по расходам на предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям:
на реализацию проектов городских округов Ставропольского края по развитию современной культурно-досуговой инфраструктуры (600 000,0 тыс. рублей). Распределение субсидии осуществлено постановлением Правительства Ставропольского края от 25.10.2019 № 467-п;
на строительство (реконструкцию) объектов муниципальных учреждений в сфере культуры (180 500,0 тыс. рублей);
- по госпрограмме «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» по основным мероприятиям:
«Модернизация, реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры» (350 833,7 тыс. рублей);
«Содействие реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» (259 127,7 тыс. рублей);
- по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства» по расходам на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, в том числе:
по основному мероприятию «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке» (304 798,4 тыс. рублей);
по региональному проекту «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (71 293,9 тыс. рублей);
- по госпрограмме «Развитие транспортной системы» на предоставление субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт (416 634,3 тыс. рублей);
- по госпрограмме «Молодежная политика» по расходам на строительство и реконструкцию зданий и сооружений государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Молодежный многофункциональный патриотический центр «Машук» в г. Пятигорск на горе Машук (в том числе проектно-изыскательские работы) (85 000,0 тыс. рублей);
- по госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта» по расходам на:
строительство легкоатлетического манежа в г. Ставрополе по ул. Тухачевского, 18/2 (26 257,6 тыс. рублей);
строительство спортивного Центра летних и зимних видов спорта «Предгорье» в Предгорном районе Ставропольского края (15 000,0 тыс. рублей).
При достаточно высоком проценте исполнения по госпрограмме «Развитие энергетики, промышленности и связи» (80,0%) по состоянию на 1 октября 2019 года сложилось нулевое исполнение по расходам на:
- организационно-техническое обеспечение проведения конкурсов и премирование победителей (план – 8 000,0 тыс. рублей);
- государственную поддержку организаций Ставропольского края в целях реализации корпоративных программ международной конкурентоспособности (план – 1 667,5 тыс. рублей).
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 31 регионального проекта Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 13 105 426,2 тыс. рублей или 13,1% общего объема программных расходов. Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 10 национальных проектов: «Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Международная кооперация и экспорт».
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов за 9 месяцев 2019 года исполнены в сумме 6 776 407,5 тыс. рублей или на 51,7% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями). При этом более 60,0% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности, направленных на реализацию четырех национальных проектов: «Демография» (38,2% или 2 587 916,3 тыс. рублей), «Здравоохранение» (19,1% или 1 293 677,6 тыс. рублей), «Образование» (8,2% или 559 047,7 тыс. рублей), «Культура» (3,1% или 209 402,5 тыс. рублей).
Следует отметить, что по отдельным региональным проектам кассовое исполнение за 9 месяцев 2019 года составило 0% показателей сводной бюджетной росписи: «Цифровая культура» (план – 733,3 тыс. рублей), «Чистая вода» (план – 14 266,5 тыс. рублей), «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (план – 71 293,9 тыс. рублей).
Контрольно-счетная палата Ставропольского края обращает внимание на необходимость повышения исполнения расходов на реализацию госпрограмм и входящих в их состав региональных проектов ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками в целях минимизации рисков их неисполнения и недостижения индикаторов госпрограмм, целей и показателей региональных проектов.
По непрограммным расходам по состоянию на 1 октября 2019 года предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 15 889 413,7 тыс. рублей или 13,7% общего объема расходов, что на 1 075 444,5 тыс. рублей или на 6,3% меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (с изменениями) на указанные цели в аналогичном периоде 2018 года (в 2018 году – 16 964 858,2 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований запланирован в 2019 году на реализацию функций иных государственных органов (13 067 075,9 тыс. рублей или 82,2% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 12 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 2 822 337,8 тыс. рублей или 17,8% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов за 9 месяцев 2019 года составило 11 797 378,5 тыс. рублей или 74,3% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями). По сравнению с соответствующим периодом 2018 года кассовое исполнение по расходам на реализацию непрограммных расходов уменьшилось на 502 059,9 тыс. рублей, при этом уровень исполнения расходов относительно сводной бюджетной росписи (с изменениями) выше аналогичного показателя предыдущего года на 1,8 процентных пункта (за 9 месяцев 2018 года – 12 299 438,4 тыс. рублей или 72,5% показателя сводной росписи с изменениями).
Расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 9 702 658,6 тыс. рублей или 74,3% к плановым показателям, объем расходов на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края составил 2 094 719,9 тыс. рублей или 74,2% показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями).
Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета и государственного внутреннего долга Ставропольского края
Согласно Закону СК № 102-кз дефицит краевого бюджета на 2019 год утвержден в сумме 5 203 696,9 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств в объеме «-» 6 405 342,9 тыс. рублей по итогам исполнения за 9 месяцев 2019 года являлись: разница средств от получения и погашения кредитов кредитных организаций («-» 11 250 000,0 тыс. рублей); средства от иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (984 480,0 тыс. рублей); средства от изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета (3 860 177,1 тыс. рублей).
Государственный внутренний долг Ставропольского края по состоянию на 1 января 2019 года составлял 32 950 884,1 тыс. рублей. Объем и структура государственного долга за 9 месяцев 2019 года претерпели изменения.
Так, за 9 месяцев 2019 года произведено погашение задолженности в общей сумме 16 550 000,0 тыс. рублей, в том числе по:
- кредитам, полученным в кредитных организациях – 11 550 000,0 тыс. рублей;
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) – 5 000 000,0 тыс. рублей.
Также за отчетный период осуществлено привлечение средств в краевой бюджет в общей сумме 5 300 000,0 тыс. рублей, а именно в виде: банковских кредитов в сумме 300 000,0 тыс. рублей; бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в сумме 5 000 000,0 тыс. рублей.
Таким образом, государственный внутренний долг Ставропольского края по состоянию на 1 октября 2019 года составил 21 700 884,1 тыс. рублей, то есть в сравнении с объемом государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2019 года уменьшился на 11 250 000,0 тыс. рублей.
Расходы на обслуживание государственного долга Ставропольского края за 9 месяцев 2019 года исполнены в объеме 460 713,7 тыс. рублей или 49,5% уточненных бюджетных назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года (589 242,1 тыс. рублей) объем расходов сократился на 128 528,4 тыс. рублей или 21,8%.
Анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края
Проведенный анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края показал, что в отчетном периоде среднесписочная численность государственных гражданских служащих Ставропольского края увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27 человек и по состоянию на 1 октября 2019 года составила 2 909 человек. Среднесписочная численность работников государственных учреждений Ставропольского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года также увеличилась на 357 человек и составила 73 518 человек.
Данный рост среднесписочной численности был обусловлен замещением вакантных должностей, а также внутренним перемещением служащих и работников.
Председатель А.А. Колесников