Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2021 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края
за 9 месяцев 2021 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», части 7 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2021 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 11.11.2021 № 467-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 10.12.2020 № 144-кз «О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (в редакции Закона Ставропольского края от 23.07.2021 № 70-кз) (далее – Закон СК № 144-кз, Закон о краевом бюджете) объем доходов на 2021 год утвержден в сумме 142 943 240,0 тыс. рублей, расходов – 148 393 667,2 тыс. рублей, дефицита – 5 450 427,2 тыс. рублей.
Отчетом об исполнении бюджета утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края за данный период, в том числе доходы в сумме 108 723 256,8 тыс. рублей, расходы – 98 511 499,3 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами – на 10 211 757,5 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За 9 месяцев 2021 года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 108 723 256,8 тыс. рублей или 76,1% к годовым уточненным плановым назначениям, из них: налоговые доходы – 56 657 847,3 тыс. рублей, неналоговые доходы – 2 020 905,1 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 50 044 504,4 тыс. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2020 года фактическое исполнение по доходам за 9 месяцев 2021 года увеличилось на 11 620 928,3 тыс. рублей или на 12% (за 9 месяцев 2020 года – 97 102 328,5 тыс. рублей). Данный результат в основном обусловлен ростом объема налоговых и неналоговых доходов на 12 333 282,5 тыс. рублей (на 26,6%) с одновременным незначительным уменьшением безвозмездных поступлений на 712 354,2 тыс. рублей (на 1,4%).
Указанный факт свидетельствует о наличии положительной динамики в восстановлении экономики Ставропольского края после ее стагнации в 2020 году на фоне распространения новой коронавирусной инфекции.
Исполнение по налоговым доходам составило 56 657 847,3 тыс. рублей или 81% к годовым плановым назначениям, что выше объема исполнения за аналогичный период 2020 года на 11 629 531,9 тыс. рублей или на 25,8%. На поступления налоговых доходов приходится 96,6% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов.
В структуре поступивших налоговых доходов более 97,9% (55 448 239,2 тыс. рублей) занимают следующие 5 видов налогов: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации; налог на имущество организаций; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2021 года поступил в сумме 19 986 743,6 тыс. рублей или 107% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления налога увеличилось на 7 450 168,9 тыс. рублей или на 59,4%, в том числе по организациям, входящим в консолидированные группы налогоплательщиков (на 1 527 581,0 тыс. рублей), крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам (на 3 222 617,9 тыс. рублей), филиалам иногородних компаний (на 1 733 880,0 тыс. рублей), от ставропольских организаций (на 966 090,0 тыс. рублей).
Поступления налога на доходы физических лиц за 9 месяцев 2021 года составили 16 184 659,2 тыс. рублей или 69,4% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления увеличились на 1 763 749,6 тыс. рублей или на 12,2%.
Совокупные доходы от уплаты акцизов поступили в сумме 8 151 352,0 тыс. рублей или 70,5% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления увеличились на 19 036,6 тыс. рублей или на 0,2%.
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию составили 2 708 253,4 тыс. рублей или 64% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления снизились на 797 166,8 тыс. рублей или на 22,7%, что обусловлено снижением объемов производства винодельческой продукции ставропольских товаропроизводителей на 16,5% и крепкой алкогольной продукции на 10,4%.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты за 9 месяцев 2021 года составили 5 443 098,5 тыс. рублей или 74,1% плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления увеличились на 816 203,4 тыс. рублей или на 17,6%, что обусловлено изменением в 2021 году норматива отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации с 66,6% до 74,9% и норматива отчислений в краевой бюджет с 1,7424% до 1,7705%, а также индексацией ставок акцизов на дизельное топливо, автомобильный и прямогонный бензин.
Доходы по налогу на имущество организаций исполнены в сумме 5 847 604,0 тыс. рублей или 76,6% к годовым плановым назначениям. Поступления увеличились на 943 846,5 тыс. рублей или на 19,3% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года.
Доходы от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 9 месяцев 2021 года получены в объеме 5 277 880,3 тыс. рублей или 85,1% к годовым плановым назначениям, что выше уровня аналогичного периода 2020 года на 1 267 628,9 тыс. рублей или на 31,6%.
Неналоговые доходы поступили в сумме 2 020 905,1 тыс. рублей или 89,5% к годовым плановым назначениям, что выше уровня аналогичного периода 2020 года на 703 750,6 тыс. рублей или на 53,4% (за 9 месяцев 2020 года – 1 317 154,5 тыс. рублей). На поступления неналоговых доходов приходится 3,4% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов. Наибольший объем поступивших неналоговых доходов составили:
- денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) – 826 847,9 тыс. рублей или 87,2% к годовым плановым назначениям;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 507 732,1 тыс. рублей или 109,9% к годовым плановым назначениям;
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) – 180 512,3 тыс. рублей или 83,3% к годовым плановым назначениям;
- доходы от размещения средств бюджетов – 172 403,7 тыс. рублей или 100% к годовым плановым назначениям;
- плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) – 171 649,9 тыс. рублей или 60,7% к годовым плановым назначениям.
Безвозмездные поступления по итогам 9 месяцев 2021 года составили 50 044 504,4 тыс. рублей или 70,7% к годовым плановым назначениям (за 9 месяцев 2020 года – 50 756 858,6 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 49 297 104,8 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления – 112 231,1 тыс. рублей;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 861 789,3 тыс. рублей;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (минус) 226 620,8 тыс. рублей.
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений более 98,5% (49 297 104,8 тыс. рублей) занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 21 689 373,1 тыс. рублей или 79,7% к годовым плановым назначениям;
- субсидии – 16 641 555,6 тыс. рублей или 58,6% к годовым плановым назначениям;
- субвенции – 6 690 740,6 тыс. рублей или 68,4% к годовым плановым назначениям;
- иные межбюджетные трансферты – 4 275 435,5 тыс. рублей или 93% к годовым плановым назначениям.
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
Статьей 1 Закона СК № 144-кз первоначальный объем расходов краевого бюджета на 2021 год утвержден в сумме 133 493 358,6 тыс. рублей.
По состоянию на 01 октября 2021 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону о краевом бюджете утверждены в сумме 148 393 667,2 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета (по состоянию на 01.10.2021) в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона СК № 144-кз годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительно поступивших безвозмездных поступлений в краевой бюджет в размере 2 720 577,1 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет поступления средств федерального бюджета на сумму 2 719 814,4 тыс. рублей, имеющих целевое назначение, значительная часть которых сложилась по следующим направлениям расходов:
- создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором – 738 163,8 тыс. рублей;
- реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края ‑ 530 298,5 тыс. рублей;
- дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации ‑ 520 535,5 тыс. рублей;
- поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) ‑ 200 000,0 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение дорожной деятельности ‑ 200 000,00 тыс. рублей;
- поощрение региональной управленческой команды Ставропольского края и муниципальных управленческих команд Ставропольского края за достижение в 2020 году Ставропольским краем значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – 148 083,6 тыс. рублей;
- субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан ‑ 111 985,5 тыс. рублей;
- модернизация лабораторий медицинских организаций, осуществляющих диагностику инфекционных болезней ‑ 92 366,2 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных расходов на указанные цели, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации ‑ 88 276,2 тыс. рублей;
- ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации ‑ 50 861,3 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 34 706,4 тыс. рублей;
2) за счет дополнительно поступивших целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в сумме 762,7 тыс. рублей по следующим направлениям:
- обеспечение деятельности государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 652,5 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности государственных казенных организаций социального обслуживания – 110,2 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 01 октября 2021 года составили 151 114 244,3 тыс. рублей, из них по программной части – 132 851 565,8 тыс. рублей, по непрограммной части – 18 262 678,5 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью кассовое исполнение расходов краевого бюджета в январе-сентябре 2021 года осуществляли 32 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 98 511 499,3 тыс. рублей или 65,2% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 2 434 278,2 тыс. рублей или на 2,5% (в 2020 году – 96 077 221,1 тыс. рублей).
По 16 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены ниже среднекраевого уровня (в диапазоне от 23,9% до 64,9%), из них по 6 главным распорядителям исполнение составило менее 50%: по министерству строительства и архитектуры Ставропольского края – 23,9%, по министерству туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края – 27,9%, по министерству имущественных отношений Ставропольского края – 41,5%, по министерству экономического развития Ставропольского края – 45,5%, по министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – 45,6%, по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – 49%.
Следует отметить, что по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, а также по министерству строительства и архитектуры Ставропольского края исполнение расходов за 9 месяцев 2020 года также осуществлялось на низком уровне, а именно 33,4% и 43,8% от сводной бюджетной росписи соответственно.
По 16 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены выше среднекраевого уровня (в диапазоне от 65,9% до 76,2%), из них по 3 главным распорядителям исполнение составило более 75%: администрация Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – 76,2%, министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края – 76,1%, министерство здравоохранения Ставропольского края – 75,6%.
Закон СК № 144-кз и сводная бюджетная роспись сформированы в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы). По состоянию на 01 октября 2021 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 132 851 565,8 тыс. рублей или 87,9% общего объема расходов, что на 12 209 556,5 тыс. рублей или на 10,1% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на эти цели в аналогичном периоде 2020 года (в 2020 году –120 642 009,3 тыс. рублей).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 01 октября 2021 года исполнены в сумме 85 402 761,5 тыс. рублей или на 64,3% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 3 819 726,7 тыс. рублей или на 4,7% (за 9 месяцев 2020 года – 81 583 034,8 тыс. рублей).
Более 65% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе расходы по 4 госпрограммам: «Социальная поддержка граждан» (32,5% или 27 735 809,1 тыс. рублей), «Развитие образования» (21,9% или 18 697 098,9 тыс. рублей), «Развитие здравоохранения» (10,8% или 9 232 867,4 тыс. рублей), «Сохранение и развитие культуры» (1,3% или 1 122 972,1 тыс. рублей).
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной росписью, на 1 октября 2021 года |
Исполнено |
|
сумма на 1 октября 2021 года |
в % к сводной росписи на 1 октября 2021 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бюджетные ассигнования, всего |
132 851 565,8 |
85 402 761,5 |
64,3 |
Исполнение расходов на уровне 20% – 40% |
||||
1 |
Туристско-рекреационный комплекс |
550 468,8 |
124 424,9 |
22,6 |
2 |
Молодежная политика |
1 911 827,0 |
573 517,8 |
30,0 |
3 |
Развитие физической культуры и спорта |
1 398 652,6 |
495 569,9 |
35,4 |
4 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
400 182,1 |
160 179,9 |
40,0 |
Исполнение расходов на уровне 40,1% – 60% |
||||
5 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
5 301 066,5 |
2 213 582,1 |
41,8 |
6 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
2 113 612,9 |
947 663,6 |
44,8 |
7 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
769 329,1 |
348 525,8 |
45,3 |
8 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
911 659,5 |
433 688,5 |
47,6 |
9 |
Сохранение и развитие культуры |
1 952 501,4 |
1 122 972,1 |
57,5 |
10 |
Повышение безопасности дорожного движения |
182 260,3 |
105 140,0 |
57,7 |
11 |
Охрана окружающей среды |
1 241 382,4 |
719 179,9 |
57,9 |
12 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
800 026,3 |
466 703,7 |
58,3 |
13 |
Развитие образования |
31 636 228,4 |
18 697 098,9 |
59,1 |
Исполнение расходов на уровне 60,1% – 70% |
||||
14 |
Управление имуществом |
572 863,4 |
344 586,0 |
60,2 |
15 |
Развитие здравоохранения |
15 296 151,6 |
9 232 867,4 |
60,4 |
16 |
Развитие транспортной системы |
13 330 152,8 |
8 174 566,7 |
61,3 |
17 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
417 395,5 |
260 050,1 |
62,3 |
18 |
Развитие сельского хозяйства |
4 771 118,4 |
3 191 346,1 |
66,9 |
19 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
21 317,9 |
14 644,3 |
68,7 |
Исполнение расходов на уровне более 70,1% |
||||
20 |
Управление финансами |
12 228 936,0 |
8 859 849,6 |
72,4 |
21 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
533 230,9 |
392 651,0 |
73,6 |
22 |
Социальная поддержка граждан |
35 525 209,2 |
27 735 809,1 |
78,1 |
23 |
Формирование современной городской среды |
985 992,8 |
788 144,1 |
79,9 |
За отчетный период исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 65,2%) сложилось по 17 госпрограммам. По 8 госпрограммам исполнение составило менее 50%: «Туристско-рекреационный комплекс» – 22,6% показателя сводной росписи (в аналогичном периоде 2020 года исполнение составило 93,8%), «Молодежная политика» – 30% (34,9%), «Развитие физической культуры и спорта» – 35,4% (47,4%), «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» ‑ 40% (75,6%), «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» ‑ 41,8% (57,5%), «Развитие сферы труда и занятости населения» ‑ 44,8% (88,5%), «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 45,3% (43%), «Развитие энергетики, промышленности и связи» ‑ 47,6% (58,4%).
Следует отметить, что по отдельным направлениям расходов госпрограмм при значительных объемах запланированных бюджетных ассигнований кассовое исполнение за 9 месяцев 2021 года не осуществлялось, а именно:
- в рамках госпрограммы «Развитие образования» по расходам на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, предусмотренные на строительство трех школ: одной школы на 1002 мест в г. Михайловске по ул. Прекрасная, 2 и двух школ в г. Ставрополе – на 990 мест по ул. Федеральная, 25 и на 1550 мест по ул. И. Щипакина (1 640 363,9 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» по расходам на:
предоставление субсидии муниципальным образованиям на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов, расположенных в границах региона Кавказских Минеральных Вод (200 880,5 тыс. рублей);
предоставление субсидии организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации (117 336,5 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» по расходам на:
предоставление субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в некоммерческую организацию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Ставропольском крае» (179 033,4 тыс. рублей);
строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск Ставропольского края (в том числе проектно-изыскательские работы) (100 531,9 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» по расходам на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в части предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в государственном племенном регистре (244 680,9 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Сохранение и развитие культуры» по расходам на предоставление субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края (178 200,0 тыс. рублей, в том числе по объекту «Строительство здания хореографической школы в городе-курорте Кисловодске» ‑ 154 143,0 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по расходам на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (168 979,0 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» на предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на проведение антитеррористических мероприятий в муниципальных образовательных организациях (107 979,0 тыс. рублей).
Кроме того, по отдельным направлениям расходов госпрограмм кассовое исполнение за 9 месяцев 2021 года составило менее 2% годовых плановых назначений, предусмотренных в большом объеме. Так, в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» по расходам на реконструкцию и модернизацию государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Кисловодская городская больница» (I этап – «Строительство нового корпуса с операционным блоком и приемным отделением») кассовое исполнение составило 15 286,9 тыс. рублей или 1,4% к запланированным бюджетным ассигнованиям (1 061 790,0 тыс. рублей). Также значительное отставание отмечается в освоении бюджетных назначений, предусмотренных в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» по расходам на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения – по состоянию на 01 октября 2021 года фактические расходы составили 4 132,5 тыс. рублей или 0,5% к годовым плановым назначениям (768 107,0 тыс. рублей).
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 34 региональных проектов Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 21 242 675,6 тыс. рублей или 16% общего объема программных расходов. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем запланированных бюджетных назначений на реализацию региональных проектов увеличился на 233 516,0 тыс. рублей или на 1,1% (в 2020 году – 21 009 159,6 тыс. рублей).
Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 11 национальных проектов («Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Международная кооперация и экспорт», «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»).
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов по состоянию на 01 октября 2021 года исполнены в сумме 11 915 798,5 тыс. рублей или на 56,1% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам на реализацию региональных проектов уменьшилось на 1 063 193,2 тыс. рублей или на 8,2% (за 9 месяцев 2020 года – 12 978 991,7 тыс. рублей).
Почти 70% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности, направленные на реализацию четырех национальных проектов: «Демография» (39,4% или 4 691 241,0 тыс. рублей), «Здравоохранение» (17,4% или 2 075 172,5 тыс. рублей), «Образование» (10,8% или 1 291 029,1 тыс. рублей), «Культура» (2,1% или 246 606,8 тыс. рублей).
По состоянию на 01 октября 2021 года исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 65,2%) сложилось по 11 региональным проектам, при этом по региональному проекту «Информационная инфраструктура» фактические расходы не осуществлялись (план ‑ 20 822,1 тыс. рублей). По 6 региональным проектам кассовое исполнение составило менее 30% к годовым назначениям, в том числе по региональному проекту «Спорт - норма жизни» – 11,2% показателя сводной росписи, «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» – 15,6%, «Современная школа» – 16,9%, «Чистая вода» – 23,9%, «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» ‑ 24%, «Социальная активность» – 29,5%.
Контрольно-счетная палата Ставропольского края обращает внимание на низкий уровень исполнения расходов по госпрограммам и входящим в их состав региональным проектам. Ответственным исполнителям, соисполнителям и участникам необходимо усилить контроль за достижением целей и показателей решения задач госпрограмм и региональных проектов Ставропольского края.
По 23 региональным проектам исполнение расходов за отчетный период превысило среднекраевой уровень (65,2%), при этом по 9 региональным проектам кассовое исполнение составило 100% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (кассовое исполнение составило 503 420,2 тыс. рублей), «Цифровая образовательная среда» (128 891,6 тыс. рублей), «Успех каждого ребенка» (47 413,7 тыс. рублей), «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (43 068,1 тыс. рублей), «Безопасность дорожного движения» (28 420,2 тыс. рублей), «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» (25 719,4 тыс. рублей), «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (5 636,0 тыс. рублей), «Цифровая культура» (3 500,0 тыс. рублей), «Творческие люди» (2 575,8 тыс. рублей).
По состоянию на 01 октября 2021 года бюджетные ассигнования по непрограммным расходам предусмотрены в объеме 18 262 678,5 тыс. рублей или 12,1% общего объема расходов, что на 1 902 421,1 тыс. рублей или на 9,4% меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на указанные цели в аналогичном периоде 2020 года (в 2020 году – 20 165 099,6 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований запланирован на реализацию функций иных государственных органов (15 073 645,0 тыс. рублей или 82,5% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 11 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 3 189 033,5 тыс. рублей или 17,5% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов составило 13 108 737,8 тыс. рублей или 71,8% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета уменьшилось на 1 385 448,5 тыс. рублей или на 9,6% (за 9 месяцев 2020 года – 14 494 186,3 тыс. рублей).
Расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 10 864 614,8 тыс. рублей или 72,1% к плановым показателям. Объем расходов на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края составил 2 244 123,0 тыс. рублей или 70,4% показателя сводной бюджетной росписи.
Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета и государственного внутреннего долга Ставропольского края
Согласно Закону СК № 144-кз дефицит краевого бюджета на 2021 год утвержден в сумме 5 450 427,2 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств в объеме «-» 10 211 757,5 тыс. рублей по итогам исполнения за 9 месяцев 2021 года являлись: разница средств от поступления и погашения банковских кредитов («-» 4 343 000,0 тыс. рублей) и бюджетных кредитов («-» 700 000,0 тыс. рублей); средства от иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (6 486 392,5 тыс. рублей); средства от изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета («-» 11 655 150,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 января 2021 года государственный внутренний долг Ставропольского края составил 36 487 429,3 тыс. рублей. За отчетный период объем государственного внутреннего долга Ставропольского края уменьшился на 5 353 200,0 тыс. рублей или на 14,7%, и на 01 октября 2021 года составил 31 134 229,3 тыс. рублей (95,3% верхнего предела на 01 января 2021 года).
Относительно аналогичного показателя 2020 года (26 614 429,3 тыс. рублей) объем государственного внутреннего долга Ставропольского края увеличился на 4 519 800,0 тыс. рублей или на 17%.
В отчетном периоде произведено погашение кредитов, полученных в кредитных организациях (в сумме 4 343 000,0 тыс. рублей) и из других бюджетов бюджетной системы Российской федерации (в сумме 700 000,0 тыс. рублей), а также снижение объема государственных гарантий, предусмотренных в обеспечение надлежащего исполнения по кредитам, привлекаемым государственными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (в сумме 310 000,0 тыс. рублей).
Структура государственного внутреннего долга Ставропольского края на 01 октября 2021 года включает в себя обязательства по:
- государственным облигациям Ставропольского края – 10 600 000,0 тыс. рублей или 34% к сумме долга;
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета –20 114 429,3 тыс. рублей или 64,6% к сумме долга;
- государственным гарантиям Ставропольского края – 419 800,0 тыс. рублей или 1,4% к сумме долга.
На 01 октября 2021 года отсутствует задолженность по заимствованиям в кредитных организациях.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края за отчетный период составили 599 233,0 тыс. рублей или 67,3% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года объем указанных расходов увеличился на 162 379,7 тыс. рублей или на 37,2% (за 9 месяцев 2020 года – 436 853,3 тыс. рублей).
Анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края
Проведенный анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края показал, что в отчетном периоде среднесписочная численность государственных гражданских служащих увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42 человека и по состоянию на 01 октября 2021 года составила 2 985 человек (на 01 октября 2020 года – 2 943 человека). Среднесписочная численность работников государственных учреждений Ставропольского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 285 человек и составила 76 608 человек (на 01 октября 2020 года – 76 323 человека).
Указанное увеличение среднесписочной численности обусловлено замещением вакантных должностей служащих и работников, внутренним перемещением работников отдельных министерств, ведомств и государственных учреждений Ставропольского края, а также изменением штатной численности государственных учреждений в соответствии с распоряжениями Правительства Ставропольского края.
Председатель А.А. Колесников