Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за первое полугодие 2020 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края
за первое полугодие 2020 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 95-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», части 7 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за первое полугодие 2020 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 12.08.2020 № 408-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 13.12.2019 № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции Закона Ставропольского края от 01.06.2020 № 67-кз) (далее – Закон СК № 95-кз, Закон о краевом бюджете) объем доходов на 2020 год утвержден в сумме 122 482 173,6 тыс. рублей, расходов – 131 908 839,5 тыс. рублей, дефицита – 9 426 665,9 тыс. рублей.
Отчетом об исполнении бюджета утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края за данный период, в том числе доходы в сумме 59 948 357,9 тыс. рублей, расходы – 58 639 281,3 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами – на 1 309 076,6 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За I полугодие 2020года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 59 948 357,9 тыс. рублей или 48,9% к годовым уточненным плановым назначениям из них: налоговые доходы – 28 775 061,8 тыс. рублей, неналоговые доходы – 847 857,1 тыс. рублей, безвозмездные поступления –30 325 439,0 тыс. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2019 года фактическое исполнение по доходам за I полугодие 2020 года увеличилось на 7 062 846,9 тыс. рублей или на 13,4% (за I полугодие 2019 года – 52 885 511,0 тыс. рублей). Положительная динамика обусловлена ростом объема безвозмездных поступлений на 11 598 230,5 тыс. рублей (на 61,9%), с одновременным снижением объема налоговых и неналоговых доходов на 4 535 383,6 тыс. рублей (на 13,3%).
Исполнение по налоговым доходам составило 28 775 061,8 тыс. рублей или 48,6% к годовым плановым назначениям, что ниже объема исполнения за аналогичный период 2019 года на 4 577 673,6 тыс. рублей или на 13,7%. На поступления налоговых доходов приходится 97,1% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов.
В структуре поступивших налоговых доходов более 97,7% (28 109 097,2 тыс. рублей) занимают следующие доходы: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации; налог на имущество организаций; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налог на прибыль организаций за первое полугодие 2020 года поступил в сумме 8 338 049,2 тыс. рублей или 50,7% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года поступления налога снизились на 3 132 738,9 тыс. рублей или на 27,3%, в том числе по организациям, входящим в консолидированные группы налогоплательщиков (на 2 174 878,0 тыс. рублей), крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым в Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам (на 786 426,0 тыс. рублей), филиалам иногородних компаний (на 530 556,0 тыс. рублей). Вместе с тем, поступления по указанному налогу от ставропольских организаций увеличились на 359 121,1 тыс. рублей.
Поступления налога на доходы физических лиц за первое полугодие 2020 года составили 8 852 737,4 тыс. рублей или 42,8% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года поступления увеличились на 283 826,0 тыс. рублей или на 3,3%.
Доходы от уплаты акцизов поступили в сумме 5 185 737,9 тыс. рублей или 49,9% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года поступления снизились на 471 739,6 тыс. рублей или на 8,3%.
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию составили 2 334 117,9 тыс. рублей или 48,3% годовых плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года поступления снизились на 180 313,4 тыс. рублей или на 7,2%, что обусловлено снижением объемов реализации ставропольскими товаропроизводителями крепкой алкогольной продукции на 34,2%, а винодельческой продукции на 53,2%.
Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в Единой государственной автоматизированной информационной системе объем реализации крепкой алкогольной продукции за январь-июнь 2020 года сократился в сравнении с аналогичным периодом 2019 года по водке – на 41,7%, коньяку – на 33,6%, ликероводочным изделиям с содержанием спирта до 25 процентов – на 41,6%, ликероводочным изделиям с содержанием спирта свыше 25 процентов – на 12,9%, другим видам спиртных напитков свыше 9 процентов – на 10,4%.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты за первое полугодие 2020 года составили 2 851 620,0 тыс. рублей или 51,3% плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года поступления уменьшились на 291 426,2 тыс. рублей или на 9,3%, что связано со снижением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет Ставропольского края с 1,7846% в 2019 году до 1,7424% в 2020 году.
Доходы по налогу на имущество организаций сложились в сумме 3 209 748,2 тыс. рублей или 52,5% к годовым плановым назначениям. Поступления сократились на 722 814,1 тыс. рублей или на 18,4% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Сокращение поступлений обусловлено переносом срока уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 года, а также введением федеральных и региональных льгот в отношении данного налога.
Доходы от уплаты налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам первого полугодия 2020 года получены в объеме 2 522 824,6 тыс. рублей или 70,8% к годовым плановым назначениям, что ниже уровня аналогичного периода 2019 года на 510 935,2 тыс. рублей или на 16,8%.
Неналоговые доходы поступили в сумме 847 857,1 тыс. рублей или 61,1% к годовым плановым назначениям (за первое полугодие 2019 года – 805 567,2 тыс. рублей). На поступления неналоговых доходов приходится 2,9% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов. Наибольший объем поступивших неналоговых доходов составили:
- денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) – 460 070,6 тыс. рублей или 53,9% годовых плановых назначений;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 148 842,5 тыс. рублей или 194,4% годовых плановых назначений;
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) – 116 575,0 тыс. рублей или 66,2% годовых плановых назначений;
- плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) – 58 871,9 тыс. рублей или 29,6% годовых плановых назначений.
Безвозмездные поступления по итогам первого полугодия 2020 года составили 30 325 439,0 тыс. рублей или 49% к годовым плановым назначениям (за первое полугодие 2019 года – 18 727 208,5 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 29 975 457,3 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления – 91 875,4 тыс. рублей;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 348 485,0 тыс. рублей;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (минус) 90 378,7 тыс. рублей.
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений более 98,0% (29 975 457,3 тыс. рублей) занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 18 345 802,3 тыс. рублей или 61,2% годовых плановых назначений;
- субсидии – 5 333 475,2 тыс. рублей или 17,8%;
- субвенции – 4 313 259,9 тыс. рублей или 14,4%;
- иные межбюджетные трансферты – 1 982 919,9 тыс. рублей или 6,6%.
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
Статьей 1 Закона СК № 95-кз первоначальный объем расходов краевого бюджета на 2020 год утвержден в сумме 123 802 742,5 тыс. рублей. Сводная бюджетная роспись по расходам краевого бюджета на 2020 год (по состоянию на 01.01.2020) утверждена в сумме 123 802 742,5 тыс. рублей, что соответствует законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям.
По состоянию на 01 июля 2020 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону о краевом бюджете утверждены в сумме 131 908 839,5 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета (по состоянию на 01.07.2020) в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и статьей 7 Закона СК № 95-кз годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительных безвозмездных поступлений в размере 2 608 102,5 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет средств федерального бюджета на общую сумму 2 608 060,0 тыс. рублей по следующим направлениям расходов:
- осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 904 535,1 тыс. рублей;
- социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» за счет средств резервного фонда Российской Федерации – 643 568,7 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами – 288 391,5 тыс. рублей;
- субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 239 326,0 тыс. рублей;
- государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (оказание некоммерческой организацией микрокредитной компанией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства) – 152 821,4 тыс. рублей;
- реализация мероприятий, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при подготовке к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации – 147 002,1 тыс. рублей;
- осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 143 763,1 тыс. рублей;
- осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 79 307,3 тыс. рублей;
- осуществление переданных полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 5 768,5 тыс. рублей;
- погашение именных государственных жилищных сертификатов серии «А», выданных субъектами Российской Федерации гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 3 550,2 тыс. рублей;
- социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы – 26,1 тыс. рублей;
2) за счет целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на обеспечение деятельности государственных казенных организаций социального обслуживания в сумме 42,5 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 01 июля 2020 года составили 134 516 942,0 тыс. рублей, из них по программной части – 115 210 986,2 тыс. рублей, по непрограммной части – 19 305 955,8 тыс. рублей.
Ведомственной структурой расходов краевого бюджета на 2020 год бюджетные ассигнования установлены 32 главным распорядителям средств краевого бюджета.
В соответствии со сводной бюджетной росписью кассовое исполнение расходов краевого бюджета в первом полугодии 2020 года осуществляли 32 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 58 639 281,3 тыс. рублей или 43,6% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2019 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 11 885 320,8 тыс. рублей или на 25,4% (в 2019 году – 46 753 960,5 тыс. рублей).
По 15 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены ниже среднекраевого уровня (в диапазоне от 21,4% до 43,4%), из них по 4 главным распорядителям исполнение составило менее 30%: по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – 21,4%, по министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – 21,6%, по министерству сельского хозяйства Ставропольского края – 26,3%, по министерству физической культуры и спорта Ставропольского края – 27,9%.
Следует отметить, что по отдельным из перечисленных главных распорядителей средств краевого бюджета исполнение расходов за первое полугодие предыдущего финансового года также осуществлялось на низком уровне. Так, по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края исполнение расходов за первое полугодие 2019 года составило 24,6% показателя сводной бюджетной росписи, по министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – 26,9%.
По 17 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены выше среднекраевого уровня (в диапазоне от 43,6% до 79,6%), из них по 2 главным распорядителям исполнение составило более 50%: комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию – 61,9%, министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края – 79,6%.
Закон о краевом бюджете и сводная бюджетная роспись сформированы в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы). По состоянию на 01 июля 2020 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 115 210 986,2 тыс. рублей или 85,6% общего объема расходов, что на 16 853 354,6 тыс. рублей или на 17,1% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на эти цели в аналогичном периоде 2019 года (в 2019 году – 98 357 631,6 тыс. рублей).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 01 июля 2020 года исполнены в сумме 49 506 616,9 тыс. рублей или на 43% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2019 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 10 498 879,7 тыс. рублей или на 26,9% (за первое полугодие 2019 года – 39 007 737,2 тыс. рублей).
Более 60% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе расходы по трем госпрограммам: «Социальная поддержка граждан» (25,9% или 12 841 677,1 тыс. рублей), «Развитие образования» (24,6% или 12 167 379,4 тыс. рублей) и «Развитие здравоохранения» (11,2% или 5 569 357,6 тыс. рублей).
Следует отметить, что в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» предусмотрены расходы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 1 378 513,9 тыс. рублей на выплаты стимулирующего характера работникам медицинских организаций и приобретение аппаратов для искусственной вентиляции легких. Кассовое исполнение за первое полугодие 2020 года составило 541 836,4 тыс. рублей или 39,3% показателя сводной росписи, в том числе на осуществление выплат стимулирующего характера:
- за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией – 201 928,4 тыс. рублей или 81,5%;
- за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция – 339 908,0 тыс. рублей или 30,8%.
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной росписью, на 1 июля 2020 года |
Исполнено |
|
на 1 июля 2020 года |
в % к сводной росписи на 1 июля 2020 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бюджетные ассигнования, всего |
115 210 986,2 |
49 506 616,9 |
43,0 |
Исполнение расходов на уровне 19% – 30% |
||||
1 |
Молодежная политика |
1 191 528,4 |
229 493,5 |
19,3 |
2 |
Охрана окружающей среды |
1 965 158,9 |
417 130,0 |
21,2 |
3 |
Повышение безопасности дорожного движения |
396 435,0 |
84 721,7 |
21,4 |
4 |
Развитие физической культуры и спорта |
1 092 115,9 |
269 745,9 |
24,7 |
5 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
34 736,2 |
8 763,7 |
25,2 |
6 |
Развитие сельского хозяйства |
5 783 216,6 |
1 501 959,0 |
26,0 |
Исполнение расходов на уровне 30,1% – 40% |
||||
7 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
1 868 367,2 |
572 594,1 |
30,7 |
8 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
372 573,5 |
115 626,9 |
31,0 |
9 |
Сохранение и развитие культуры |
2 271 208,6 |
755 035,1 |
33,2 |
10 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
2 575 872,1 |
914 758,1 |
35,5 |
11 |
Развитие здравоохранения |
14 345 463,2 |
5 569 357,6 |
38,8 |
Исполнение расходов на уровне 40,1% – 50% |
||||
12 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
303 664,0 |
122 526,7 |
40,4 |
13 |
Развитие образования |
27 364 254,9 |
12 167 379,4 |
44,5 |
14 |
Развитие транспортной системы |
10 063 772,6 |
4 514 348,9 |
44,9 |
15 |
Управление имуществом |
295 322,1 |
135 700,5 |
46,0 |
16 |
Управление финансами |
12 400 255,5 |
5 705 036,1 |
46,0 |
17 |
Социальная поддержка граждан |
26 745 273,7 |
12 841 677,1 |
48,0 |
18 |
Формирование современной городской среды |
1 631 398,4 |
799 459,5 |
49,0 |
19 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
478 690,7 |
236 797,4 |
49,5 |
Исполнение расходов на уровне более 50% |
||||
20 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
1 723 087,7 |
888 534,3 |
51,6 |
21 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
128 883,4 |
80 413,4 |
62,4 |
22 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
1 806 707,7 |
1 290 273,1 |
71,4 |
23 |
Туристско-рекреационный комплекс |
372 999,9 |
285 284,9 |
76,5 |
По состоянию на 01 июля 2020 года на уровне 19% – 30% исполнены расходы по 6 госпрограммам (26,1% общего количества), на уровне 30,1% – 40% – по 5 госпрограммам (21,7% общего количества), на уровне 40,1% – 50% – по 8 госпрограммам (34,8% общего количества), на уровне более 50% – по 4 госпрограммам (17,4% общего количества).
За отчетный период исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 43,6%) сложилось по 12 госпрограммам, при этом по 6 госпрограммам исполнение составило менее 30%: «Молодежная политика» – 19,3% показателя сводной росписи (в аналогичном периоде 2019 года исполнение составило 11,2%), «Охрана окружающей среды» – 21,2% (26,3%), «Повышение безопасности дорожного движения» – 21,4% (11,9%), «Развитие физической культуры и спорта» – 24,7% (24,9%), «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» – 25,2% (9,6%), «Развитие сельского хозяйства» – 26% (30,8%).
Оставшиеся 11 госпрограмм исполнены на уровне от 44,5% до 76,5%.
Следует отметить, что по отдельным направлениям расходов госпрограмм при значительных объемах запланированных бюджетных ассигнований кассовое исполнение за первое полугодие 2020 года составило 0%, а именно:
- в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» по расходам на:
стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (субсидии на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное плодоношение, но не более 3 лет с момента закладки для садов интенсивного типа), включая питомники, в том числе на установку шпалеры, и (или) противоградовой сетки (включая стоимость шпалеры и (или) стоимость противоградовой сетки), и (или) систем орошения, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений) (556 532,0 тыс. рублей);
поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, в том числе предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в государственном племенном регистре (140 744,7 тыс. рублей), поддержку собственного производства молока (195 031,9 тыс. рублей), поддержку производства сельскохозяйственными товаропроизводителями шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, реализующими такую продукцию перерабатывающим организациям, расположенным на территории Российской Федерации (147 457,7 тыс. рублей);
реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (583 158,6 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по расходам на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний в рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (400 000,0 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие образования» по расходам на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (230 435,7 тыс. рублей).
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 37 региональных проектов Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 20 113 470,0 тыс. рублей или 17,5% общего объема программных расходов. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем запланированных бюджетных назначений на реализацию региональных проектов увеличился на 7 264 303,3 тыс. рублей или на 56,5% (в 2019 году – 12 849 166,7 тыс. рублей).
Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 10 национальных проектов («Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Международная кооперация и экспорт»), а также национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов по состоянию на 01 июля 2020 года исполнены в сумме 7 331 687,9 тыс. рублей или на 36,5% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2019 года кассовое исполнение по расходам на реализацию региональных проектов увеличилось на 5 275 213,0 тыс. рублей или в 3,6 раза (за первое полугодие 2019 года – 2 056 474,9 тыс. рублей).
Более 60% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности на реализацию четырех национальных проектов: «Демография» (38,0% или 2 785 974,8 тыс. рублей), «Здравоохранение» (16,8% или 1 233 727,3 тыс. рублей), «Образование» (7,8% или 574 564,0 тыс. рублей), «Культура» (1,9% или 138 431,8 тыс. рублей).
По состоянию на 01 июля 2020 года исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 43,6%) сложилось по 21 региональному проекту, при этом по 4 региональным проектам кассовое исполнение составило 0% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (план – 583 158,6 тыс. рублей), «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (план – 288 391,5 тыс. рублей), «Цифровое государственное управление» (план – 7 384,2 тыс. рублей), «Информационная безопасность» (план – 3 221,9 тыс. рублей).
Контрольно-счетная палата Ставропольского края обращает внимание на низкий уровень исполнения расходов по госпрограммам и входящим в их состав региональным проектам. Ответственным исполнителям, соисполнителям и участникам необходимо усилить контроль за достижением целей и показателей решения задач госпрограмм и региональных проектов.
По 16 региональным проектам исполнение расходов за отчетный период превысило среднекраевой уровень (43,6%), при этом по 4 региональным проектам кассовое исполнение составило 100% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» (кассовое исполнение – 154 365,1 тыс. рублей), «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» (37 775,1 тыс. рублей), «Популяризация предпринимательства» (26 465,7 тыс. рублей), «Цифровая культура» (1 000,0 тыс. рублей).
По состоянию на 01 июля 2020 года бюджетные ассигнования по непрограммным расходам предусмотрены в объеме 19 305 955,8 тыс. рублей или 14,4% общего объема расходов, что 3 457 701,8 на тыс. рублей или на 21,8% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на указанные цели в аналогичном периоде 2019 года (в 2019 году – 15 848 254,0 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований запланирован в 2020 году на реализацию функций иных государственных органов (16 395 531,3 тыс. рублей или 84,9% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 11 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 2 910 424,5 тыс. рублей или 15,1% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов составило 9 132 664,4 тыс. рублей или 47,3% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2019 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 1 386 441,1 тыс. рублей или на 17,9% (за первое полугодие 2019 года – 7 746 223,3 тыс. рублей).
При этом расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 7 844 673,1 тыс. рублей или 47,9% к плановым показателям, объем расходов на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края составил 1 287 991,3 тыс. рублей или 44,3% показателя сводной бюджетной росписи.
В рамках расходов на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края предусмотрены средства на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Ставропольского края, в объеме 1 290 494,5 тыс. рублей. Кассовое исполнение за первое полугодие 2020 года составило 794 677,1 тыс. рублей или 61,6% к плановым назначениям. Наибольший удельный вес в произведенных расходах составили расходы на обеспечение оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (736 317,9 тыс. рублей или 92,7%).
Анализ государственного внутреннего долга Ставропольского края
По состоянию на 1 января 2020 года государственный внутренний долг Ставропольского края составил 31 414 429,3 тыс. рублей. За отчетный период объем государственного внутреннего долга Ставропольского края уменьшился на 5 300 000,0 тыс. рублей или на 16,9%, и на 01 июля 2020 года составил 26 114 429,3 тыс. рублей (71,8% верхнего предела на 01 января 2021 года).
Относительно аналогичного показателя 2019 года (21 700 884,1 тыс. рублей) объем государственного внутреннего долга Ставропольского края увеличился на 4 413 545,2 тыс. рублей или на 20,3%.
В отчетном периоде произведено погашение кредитов, полученных в кредитных организациях, в сумме 11 000 000,0 тыс. рублей, а также привлечение из федерального бюджета краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета в сумме 5 700 000,0 тыс. рублей.
Структура государственного внутреннего долга Ставропольского края на 01 июля 2020 года включает в себя обязательства по:
- государственным облигациям Ставропольского края – 5 300 000,0 тыс. рублей или 20,3% к сумме долга;
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета –20 814 429,3 тыс. рублей или 79,7% к сумме долга.
На 01 июля 2020 года отсутствует задолженность по заимствованиям в кредитных организациях.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края за отчетный период составили 309 359,0 тыс. рублей или 25,2% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года объем указанных расходов сократился на 13 690,7 тыс. рублей или на 4,2% (за первое полугодие 2019 года – 323 049,7 тыс. рублей).
Анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края
Проведенный анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края показал, что в отчетном периоде среднесписочная численность государственных гражданских служащих увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29 человек и по состоянию на 01 июля 2020 года составила 2 933 человек (на 01 июля 2019 года – 2 904 человек). Среднесписочная численность работников государственных учреждений Ставропольского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 3 077 человек и составила 76 742 человек (на 01 июля 2019 года – 73 665 человек).
Данный рост среднесписочной численности был обусловлен замещением вакантных должностей служащих и работников, внутренним перемещением работников, реорганизацией унитарных предприятий дорожной отрасли в форме их слияния, преобразования в бюджетное и казенное учреждения, передачей в государственную собственность Ставропольского края муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, созданием государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ставропольского края, а также изменением штатной численности отдельных министерств и ведомств в соответствии с распоряжениями Губернатора Ставропольского края.
И.о. председателя С.А. Горло