Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за первое полугодие 2021 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края
за первое полугодие 2021 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», части 7 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за первое полугодие 2021 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 11.08.2021 № 297-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 10.12.2020 № 144-кз «О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (в редакции Закона Ставропольского края от 31.05.2021 № 48-кз) (далее – Закон СК № 144-кз, Закон о краевом бюджете) объем доходов на 2021 год утвержден в сумме 134 812 872,2 тыс. рублей, расходов – 140 165 393,2 тыс. рублей, дефицита – 5 352 521,0 тыс. рублей.
Отчетом об исполнении бюджета утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края за данный период, в том числе доходы в сумме 67 938 433,2 тыс. рублей, расходы – 63 509 231,8 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами – на 4 429 201,4 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За первое полугодие 2021 года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 67 938 433,2 тыс. рублей или 50,4% к годовым уточненным плановым назначениям, из них: налоговые доходы – 35 297 956,1 тыс. рублей, неналоговые доходы – 1 330 061,9 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 31 310 415,2 тыс. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2020 года фактическое исполнение по доходам за первое полугодие 2021 года увеличилось на 7 990 075,3 тыс. рублей или на 13,3% (за первое полугодие 2020 года – 59 948 357,9 тыс. рублей). Данный результат в основном обусловлен ростом объема налоговых и неналоговых доходов на 7 005 099,0 тыс. рублей (на 23,7%).
Указанный факт свидетельствует о наличии положительной динамики в восстановлении экономики Ставропольского края после ее стагнации в 2020 году на фоне распространения новой коронавирусной инфекции.
Исполнение по налоговым доходам составило 35 297 956,1 тыс. рублей или 52,3% к годовым плановым назначениям, что выше объема исполнения за аналогичный период 2020 года на 6 522 894,3 тыс. рублей или на 22,7%. На поступления налоговых доходов приходится 96,4% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов.
В структуре поступивших налоговых доходов более 97,7% (34 491 210,3 тыс. рублей) занимают следующие доходы: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации; налог на имущество организаций; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налог на прибыль организаций за первое полугодие 2021 года поступил в сумме 11 844 201,5 тыс. рублей или 69% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления налога увеличилось на 3 506 152,3 тыс. рублей или на 42%, в том числе по организациям, входящим в консолидированные группы налогоплательщиков (на 348 890,0 тыс. рублей), крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым в Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам (на 1 295 509,3 тыс. рублей), филиалам иногородних компаний (на 1 013 726,0 тыс. рублей), от ставропольских организаций (на 848 027,0 тыс. рублей).
Поступления налога на доходы физических лиц за первое полугодие 2021 года составили 10 047 783,5 тыс. рублей или 43,9% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления увеличились на 1 195 046,1 тыс. рублей или на 13,5%.
Доходы от уплаты акцизов поступили в сумме 5 192 952,4 тыс. рублей или 43,2% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления увеличились на 7 214,5 тыс. рублей или на 0,1%.
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию составили 1 739 768,5 тыс. рублей или 37,3% годовых плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления снизились на 594 349,4 тыс. рублей или на 25,5%, что обусловлено снижением объемов производства ставропольскими товаропроизводителями винодельческой продукции на 9,4%, а также снижением объемов реализации крепкой алкогольной продукции ставропольскими товаропроизводителями на 10,1%
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты за первое полугодие 2021 года составили 3 453 183,9 тыс. рублей или 47% плановых назначений. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года поступления увеличились на 601 563,9 тыс. рублей или на 21,1%, что связано изменением норматива отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации с 66,6 до 74,9 и норматива отчислений в краевой бюджет с 1,7424 до 1,7705, а также индексацией ставок акцизов на дизельное топливо, автомобильный и прямогонный бензин.
Доходы по налогу на имущество организаций сложились в сумме 3 864 415,5 тыс. рублей или 51,6% к годовым плановым назначениям. Поступления увеличились на 654 667,3 тыс. рублей или на 20,4% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года.
Доходы от уплаты налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам первого полугодия 2021 года получены в объеме 3 541 857,5 тыс. рублей или 65,1% к годовым плановым назначениям, что ниже уровня аналогичного периода 2020 года на 1 019 032,9 тыс. рублей или на 40,4%.
Неналоговые доходы поступили в сумме 1 330 061,9 тыс. рублей или 104,9% к годовым плановым назначениям (за первое полугодие 2020 года – 847 857,2 тыс. рублей). На поступления неналоговых доходов приходится 3,6% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов. Наибольший объем поступивших неналоговых доходов составили:
- денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) – 508 149,4 тыс. рублей или 87% годовых плановых назначений;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 453 699,2 тыс. рублей или в 5,5 раза к годовым плановым назначениям;
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) – 123 615,9 тыс. рублей или 57,4% годовых плановых назначений;
- плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) – 99 830,1 тыс. рублей или 35,3% годовых плановых назначений.
Безвозмездные поступления по итогам первого полугодия 2021 года составили 31 310 415,2 тыс. рублей или 47,4% к годовым плановым назначениям (за первое полугодие 2020 года – 30 325 439,0 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 30 611 969,5 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления – 104 540,9 тыс. рублей;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 753 304,0 тыс. рублей;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (минус) 159 399,2 тыс. рублей.
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений более 97,8% (30 611 959,5 тыс. рублей) занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 14 031 902,1 тыс. рублей или 52,7% годовых плановых назначений;
- субсидии – 9 874 423,1 тыс. рублей или 38,8%;
- субвенции – 4 693 804,9 тыс. рублей или 48%;
- иные межбюджетные трансферты – 2 011 839,4 тыс. рублей или 61,8%.
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
Статьей 1 Закона СК № 144-кз первоначальный объем расходов краевого бюджета на 2021 год утвержден в сумме 133 493 358,6 тыс. рублей.
По состоянию на 01 июля 2021 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону о краевом бюджете утверждены в сумме 140 165 393,2 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета (по состоянию на 01.07.2021), в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона СК № 144-кз, годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительно поступивших безвозмездных поступлений в краевой бюджет в размере 2 973 622,0 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет поступления средств федерального бюджета на сумму 2 972 593,3 тыс. рублей, имеющих целевое назначение:
- на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края ‑ 1 057 091,3 тыс. рублей;
- на финансовое обеспечение дорожной деятельности – 997 610,0 тыс. рублей;
- на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности (реконструкция и модернизация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Кисловодская городская больница» (I этап – «Строительство нового корпуса с операционным блоком и приемным отделением») ‑ 307 183,6 тыс. рублей;
- на возмещение части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или) сахара белого в организации розничной торговли – 161 358,0 тыс. рублей;
- на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации ‑ 110 458,7 тыс. рублей;
- на создание новых мест в общеобразовательных организациях ‑ 79 836,0 тыс. рублей;
- на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (участок берегоукрепления по левому берегу р. Кубань от автодорожного моста по ул. Линейная вдоль ул. Лазурная до плотины Головного сооружения Невинномысского канала Ставропольского края) ‑ 72 772,6 тыс. рублей;
- на поддержку региональных программ развития промышленности (cубсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в некоммерческую организацию «Фонд развития промышленности Ставропольского края» на финансовое обеспечение деятельности (докапитализацию) – 57 136,2 тыс. рублей;
- на обеспечение комплексного развития сельских территорий за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 53 025,9 тыс. рублей;
- на реализацию программ формирования современной городской среды – 52 929,4 тыс. рублей;
- на реализацию пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше ‑ 14 261,5 тыс. рублей;
- на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол (приспособление недвижимого памятника истории и культуры «Народный дом конца XIX века» под «Ставропольский краевой театр кукол» в г. Ставрополе) – 3 815,4 тыс. рублей;
- на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях ‑ 2 989,0 тыс. рублей;
- на государственную поддержку отрасли культуры (создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий учреждений) – 1 949,0 тыс. рублей;
- на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования ‑ 118,0 тыс. рублей;
- на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации – 58,7 тыс. рублей;
2) за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в сумме 549,2 тыс. рублей;
3) за счет дополнительно поступивших целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в сумме 479,5 тыс. рублей по следующим направлениям:
- обеспечение деятельности государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 361,5 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности государственных казенных организаций социального обслуживания – 118,0 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 01 июля 2021 года составили 143 139 015,2 тыс. рублей, из них по программной части – 126 051 439,1 тыс. рублей, по непрограммной части – 17 087 576,1 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью кассовое исполнение расходов краевого бюджета в первом полугодии 2021 года осуществляли 32 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 63 509 231,8 тыс. рублей или 44,4% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 4 869 950,5 тыс. рублей или на 8,3% (в 2020 году – 58 639 281,3 тыс. рублей).
По 18 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены ниже среднекраевого уровня (в диапазоне от 8,8% до 43,8%), из них по 6 главным распорядителям исполнение составило менее 30%: по избирательной комиссии Ставропольского края – 8,8%, по министерству туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края – 14,2%, по министерству строительства и архитектуры Ставропольского края – 15,8%, по министерству экономического развития Ставропольского края – 17,4%, по комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию – 23,9%, по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – 27,2%.
По 14 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены выше среднекраевого уровня (в диапазоне от 44,6% до 53,3%), из них по 5 главным распорядителям исполнение составило более 50%: по администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – 50,9%, по управлению по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края – 51,1%, по министерству здравоохранения Ставропольского края – 51,6%, по министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края – 53,2%, по управлению ветеринарии Ставропольского края – 53,3%.
Закон СК № 144-кз и сводная бюджетная роспись сформированы в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы). По состоянию на 01 июля 2021 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 126 051 439,1 тыс. рублей или 88,1% общего объема расходов, что на 10 840 452,9 тыс. рублей или на 9,4% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на эти цели в аналогичном периоде 2020 года (в 2020 году –115 210 986,2 тыс. рублей).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 01 июля 2021 года исполнены в сумме 55 446 221,1 тыс. рублей или на 44,0% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 5 939 604,2 тыс. рублей или на 12,0% (за первое полугодие 2020 года – 49 506 616,9 тыс. рублей).
Почти 70% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе расходы по 4 госпрограммам: «Социальная поддержка граждан» (31,7% или 17 601 192,6 тыс. рублей), «Развитие образования» (24,8% или 13 749 070,4 тыс. рублей), «Развитие здравоохранения» (11,3% или 6 267 997,3 тыс. рублей), «Сохранение и развитие культуры» (1,2% или 690 305,6 тыс. рублей).
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной росписью, на 1 июля 2021 года |
Исполнено |
|
сумма на 1 июля 2021 года |
в % к сводной росписи на 1 июля 2021 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бюджетные ассигнования, всего |
126 051 439,1 |
55 446 221,1 |
44,0 |
Исполнение расходов на уровне 3% – 30% |
||||
1 |
Туристско-рекреационный комплекс |
1 559 915,4 |
52 400,3 |
3,4 |
2 |
Развитие физической культуры и спорта |
1 724 148,7 |
261 944,0 |
15,2 |
3 |
Молодежная политика |
1 750 035,6 |
281 201,2 |
16,1 |
4 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
758 869,9 |
132 216,4 |
17,4 |
5 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
905 646,8 |
192 747,7 |
21,3 |
6 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
404 489,2 |
97 973,4 |
24,2 |
7 |
Повышение безопасности дорожного движения |
179 304,4 |
51 041,7 |
28,5 |
8 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
2 214 208,4 |
637 679,2 |
28,8 |
Исполнение расходов на уровне 30,1% – 40% |
||||
9 |
Охрана окружающей среды |
1 250 926,2 |
390 268,1 |
31,2 |
10 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
4 105 653,9 |
1 355 767,4 |
33,0 |
11 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
21 339,5 |
7 510,0 |
35,2 |
12 |
Развитие транспортной системы |
12 677 430,0 |
4 510 919,6 |
35,6 |
13 |
Сохранение и развитие культуры |
1 810 531,0 |
690 305,6 |
38,1 |
Исполнение расходов на уровне 40,1% – 50% |
||||
14 |
Развитие здравоохранения |
14 940 376,2 |
6 267 997,3 |
42,0 |
15 |
Формирование современной городской среды |
985 992,8 |
415 205,7 |
42,1 |
16 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
725 401,5 |
311 627,7 |
43,0 |
17 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
245 832,9 |
107 969,5 |
43,9 |
18 |
Развитие сельского хозяйства |
4 611 010,3 |
2 027 671,4 |
44,0 |
19 |
Развитие образования |
29 895 763,0 |
13 749 070,4 |
46,0 |
20 |
Управление финансами |
12 415 494,4 |
5 767 714,6 |
46,5 |
Исполнение расходов на уровне более 50% |
||||
21 |
Управление имуществом |
532 402,9 |
271 024,1 |
50,9 |
22 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
516 193,7 |
264 773,2 |
51,3 |
23 |
Социальная поддержка граждан |
31 820 472,4 |
17 601 192,6 |
55,3 |
За отчетный период исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 44,4%) сложилось по 18 госпрограммам. По 8 госпрограммам исполнение составило менее 30%: «Туристско-рекреационный комплекс» – 3,4% показателя сводной росписи (в аналогичном периоде 2020 года исполнение составило 76,5%), «Развитие физической культуры и спорта» – 15,2% (24,7%), «Молодежная политика» – 16,1% (19,3%), «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 17,4% (30,7%), «Развитие энергетики, промышленности и связи» ‑ 21,3% (31,0%), «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка» ‑ 24,2% (62,4%), «Повышение безопасности дорожного движения» – 28,5% (21,4%), «Развитие сферы труда и занятости населения» ‑ 28,8% (51,6%).
Следует отметить, что по отдельным направлениям расходов госпрограмм при значительных объемах запланированных бюджетных ассигнований кассовое исполнение за первое полугодие 2021 года не осуществлялось, а именно:
- в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» по расходам на:
осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности (реконструкция и модернизация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Кисловодская городская больница» (I этап – «Строительство нового корпуса с операционным блоком и приемным отделением») (1 061 790,0 тыс. рублей);
реализацию мероприятий регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (239 971,4 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» по расходам на:
предоставление субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края в рамках реализации регионального проекта «Спорт – норма жизни» (883 106,7 тыс. рублей по объекту «Строительство дворца спорта «Арена Кисловодск»
(1-й этап, бассейн)»);
предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат некоммерческих организаций на развитие зимних олимпийских видов спорта (128 000,0 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» по расходам на:
поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, в том числе предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в государственном племенном регистре (244 680,9 тыс. рублей), поддержку собственного производства молока (148 936,2 тыс. рублей), поддержку племенного животноводства (172 487,8 тыс. рублей);
реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (425 842,4 тыс. рублей, из них в рамках регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» ‑ 233 342,4 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» по расходам на:
предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство (реконструкцию) объектов коммунальной инфраструктуры (274 444,5 тыс. рублей) и на софинансирование капитальных вложений в объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований (135 268,9 тыс. рублей);
предоставление субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в некоммерческую организацию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Ставропольском крае» (179 033,4 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» по расходам на:
предоставление субсидии муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт (470 751,7 тыс. рублей);
предоставление субсидии организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации (117 336,5 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие энергетики, промышленности и связи» по расходам на предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом, на возмещение части затрат на строительство таких объектов (288 000,0 тыс. рублей).
- в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды» по расходам на предоставление субсидий муниципальным образованиям на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде в рамках реализации регионального проекта «Чистая страна» (185 484,3 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Сохранение и развитие культуры» по расходам на предоставление субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края (178 200,0 тыс. рублей по объекту «Проектно-сметная документация на здание хореографической школы в городе-курорте Кисловодске»);
- в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по расходам на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (168 979,0 тыс. рублей).
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 35 региональных проектов Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 19 733 167,1 тыс. рублей или 15,7% общего объема программных расходов. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем запланированных бюджетных назначений на реализацию региональных проектов уменьшился на 380 302,9 тыс. рублей или на 1,9% (в 2020 году – 20 113 470,0 тыс. рублей).
Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 11 национальных проектов («Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Международная кооперация и экспорт», «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»).
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов по состоянию на 01 июля 2021 года исполнены в сумме 7 223 534,1 тыс. рублей или на 36,6% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам на реализацию региональных проектов уменьшилось на 108 153,8 тыс. рублей или на 1,5% (за первое полугодие 2020 года – 7 331 687,9 тыс. рублей).
Более 75% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности, направленные на реализацию четырех национальных проектов: «Демография» (42,4% или 3 062 193,6 тыс. рублей), «Здравоохранение» (22,6% или 1 634 781,1 тыс. рублей), «Образование» (11,1% или 798 207,1 тыс. рублей), «Культура» (1,7% или 120 631,0 тыс. рублей).
По состоянию на 01 июля 2021 года исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 44,4%) сложилось по 21 региональному проекту, при этом по 6 региональным проектам кассовое исполнение не осуществлялось, в том числе по региональному проекту «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (план – 362 446,2 тыс. рублей), «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (план – 239 971,4 тыс. рублей), «Чистая страна» (план – 185 484,3 тыс. рублей), «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (план – 26 912,9 тыс. рублей), «Информационная инфраструктура» (план – 20 822,1 тыс. рублей), «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (план – 5 636,0 тыс. рублей).
Контрольно-счетная палата Ставропольского края обращает внимание на низкий уровень исполнения расходов по госпрограммам и входящим в их состав региональным проектам. Ответственным исполнителям, соисполнителям и участникам необходимо усилить контроль за достижением целей и показателей решения задач госпрограмм и региональных проектов Ставропольского края.
По 14 региональным проектам исполнение расходов за отчетный период превысило среднекраевой уровень (44,4%), при этом региональный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» исполнен в полном объеме (кассовое исполнение составило 25 719,4 тыс. рублей или 100% показателя сводной бюджетной росписи). По 5 региональным проектам кассовое исполнение превысило 80% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Цифровая образовательная среда» (кассовое исполнение составило 128 766,6 тыс. рублей или 99,8% показателя сводной бюджетной росписи), «Борьба с онкологическими заболеваниями» (449 139,6 тыс. рублей или 84,7%), «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (427 320,0 тыс. рублей или 84,1%), «Сохранение лесов» (44 069,8 тыс. рублей или 86,2%), «Творческие люди» (2 512,1 тыс. рублей или 97,5%).
По состоянию на01 июля 2021 годабюджетные ассигнования по непрограммным расходам предусмотрены в объеме 17 087 576,1 тыс. рублей или 11,9% общего объема расходов, что на 2 218 379,7 тыс. рублей или на 11,5% меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на указанные цели в аналогичном периоде 2020 года (в 2020 году – 19 305 955,8 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований запланирован на реализацию функций иных государственных органов (14 075 893,0 тыс. рублей или 82,4% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 11 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 3 011 683,1 тыс. рублей или 17,6% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов составило 8 063 010,7 тыс. рублей или 47,2% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета уменьшилось на 1 069 653,7 тыс. рублей или на 11,7% (за первое полугодие 2020 года – 9 132 664,4 тыс. рублей).
Расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 6 773 954,2 тыс. рублей или 48,1% к плановым показателям. Объем расходов на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края составил 1 289 056,5 тыс. рублей или 42,8% показателя сводной бюджетной росписи.
Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета и государственного внутреннего долга Ставропольского края
Согласно Закону СК № 144-кз дефицит краевого бюджета на 2021 год утвержден в сумме 5 352 521,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств в объеме «-» 4 429 201,4 тыс. рублей по итогам исполнения за первое полугодие 2021 года являлись: разница средств от поступления и погашения банковских кредитов («-» 4 343 000,0 тыс. рублей) и бюджетных кредитов («-» 700 000,0 тыс. рублей); средства от иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (6 350 278,4 тыс. рублей); средства от изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета
(«-» 5 736 479,8 тыс. рублей).
По состоянию на 1 января 2021 года государственный внутренний долг Ставропольского края составил 36 487 429,3 тыс. рублей. За отчетный период объем государственного внутреннего долга Ставропольского края уменьшился на 5 293 300,0 тыс. рублей или на 14,5%, и на 01 июля 2021 года составил 31 194 129,3 тыс. рублей (95,5% верхнего предела на 01 января 2022 года).
Относительно аналогичного показателя 2020 года объем государственного внутреннего долга Ставропольского края увеличился на 5 079 700,0 тыс. рублей или на 19,5%.
За первое полугодие 2021 года было произведено погашение кредитов возобновляемых кредитных линий, полученных в 2020 году, в сумме 4 343 000,0 тыс. рублей, а также частичное погашение полученного из федерального бюджета кредита на пополнение остатков средств бюджета Ставропольского края в сумме 700 000,0 тыс. рублей.
Структура государственного внутреннего долга Ставропольского края на 01 июля 2021 года включает в себя обязательства по:
- государственным облигациям Ставропольского края – 10 600 000,0 тыс. рублей или 34% к сумме долга;
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета – 20 114 429,3 тыс. рублей или 64,5% к сумме долга;
- государственным гарантиям Ставропольского края – 479 700,0 тыс. рублей или 1,5% к сумме долга.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края за отчетный период составили 402 950,5 тыс. рублей или 40,5% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года объем указанных расходов увеличился на 93 591,5 тыс. рублей или на 30,3% (за первое полугодие 2020 года – 309 359,0 тыс. рублей).
Анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края
Проведенный анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края показал, что в отчетном периоде среднесписочная численность государственных гражданских служащих увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 51 человека и по состоянию на 01 июля 2021 года составила 2 984 человека (на 01 июля 2020 года – 2 933 человек).
Указанное увеличение среднесписочной численности обусловлено замещением вакантных должностей служащих, а также изменением штатной численности отдельных министерств и ведомств в соответствии с распоряжениями Губернатора Ставропольского края.
Среднесписочная численность работников государственных учреждений Ставропольского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 253 человека и составила 76 489 человек (на 01 июля 2020 года – 76 742 человек). Уменьшение среднесписочной численности главным образом обусловлено увольнением, внутренним перемещением и выходом на пенсию работников государственных учреждений Ставропольского края.
Председатель А.А. Колесников