Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Татарский сельсовет Шпаковского района из бюджета Ставропольского края в 2010 году и истекшем периоде 2011 года»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
08 ноября 2011 г.
ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Татарский сельсовет Шпаковского района из бюджета Ставропольского края в 2010 году и истекшем периоде 2011 года»
Основание для проведения контрольного мероприятия: решение коллегии Счетной палаты Ставропольского края от 02.09.2011 № 8, распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 02.09.2011 № 27.
Цель контрольного мероприятия: проверка соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Татарский сельсовет Шпаковского района из бюджета Ставропольского края в 2010 году и истекшем периоде 2011 года.
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета Татарского сельсовета; документация о размещении заказов; муниципальные контракты, договоры, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение операций со средствами бюджета Татарского сельсовета; финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность и другие документы Татарского сельсовета.
Объекты контрольного мероприятия:
- администрация муниципального образования Татарского сельсовета (далее – Администрация);
- муниципальное учреждение культуры «Татарская централизованная клубная система» (далее – МУК «Татарская централизованная клубная система»);
- администрация Шпаковского муниципального района в части передачи полномочий;
- государственное унитарное предприятие «Управление капитального строительства Ставропольского края» (далее - ГУП УКС СК);
- общество с ограниченной ответственностью фирма «Норма» (далее – ООО фирма «Норма»).
Проверяемый период деятельности: 2010 год и истекший период 2011 года.
Выводы:
Социально-экономическое положение Татарского сельсовета характеризуется следующими показателями.
Общая площадь земель составляет 29,9 тыс. га, в том числе 18,4 тыс. га – земли сельскохозяйственного назначения, земли поселения составляют 6,8 тыс. га. В составе Татарского сельсовета находятся 9 населенных пунктов.
Численность населения по состоянию на 01.01.2011 составляет 8211 человек, из них трудоспособного возраста – 5054 человек или 61,5 процентов.
На территории муниципального образования осуществляют деятельность 3 сельскохозяйственных предприятия, 7 малых предприятий, 33 индивидуальных предпринимателя, 13 крестьянско-фермерских хозяйств. Торговая сеть поселения представлена 37 торговыми точками, 5 кафе, 6 автозаправочными станциями.
В 2010 году бюджет Татарского сельсовета исполнен по доходам в сумме 24 028,77 тыс. рублей и по расходам в сумме 24 310,70 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета послужили остатки средств по состоянию на 01.01.2010 на счетах по учету средств бюджета.
За первое полугодие 2011 года в доходную часть бюджета Татарского сельсовета фактически поступило 8 086,1 тыс. рублей или 24,5 % годовых бюджетных назначений.
Исполнение расходов местного бюджета в первом полугодии 2011 года составило 22,8 % от годовых бюджетных назначений или 7 737,9 тыс. рублей.
При проверке соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Татарский сельсовет, выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Отдельные положения основополагающих правовых актов Татарского сельсовета не соответствуют действующему законодательству:
1.1. В нарушение части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ отдельные положения Устава не приведены в соответствие с нормами указанного Федерального закона (стр.4-5);
1.2. В нарушение части 2 статьи 161 и статьи 220.1 БК РФ абзац 9 статьи 30 Устава и пункт 5.3 устава муниципального учреждения культуры «Татарская централизованная клубная система» содержат положения о возможности открытия и закрытия расчетных счетов в банках (стр.4-5);
1.3. Положение об Администрации, утвержденное решением Думы Татарского сельсовета от 26.01.2006 № 21, не содержит перечень вопросов местного значения, входящих в компетенцию Администрации, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ (стр.5);
1.4. Порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставом не установлен, что противоречит подпункту 6 пункта 1 статьи 44, пункту 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ (стр.5);
1.5. В нарушение статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ и пункта 6 статьи 51 Устава ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2010 году и 1 полугодии 2011 года официально не опубликованы (не обнародованы) (стр.8).
2. Пунктом 6 порядка опубликования (обнародования) нормативных правовых актов, утвержденного решением Думы от 17.03.2010 № 474, установлен срок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Татарского сельсовета не позднее чем через 15 дней со дня принятия муниципального правового акта, что противоречит пункту 9 статьи 44 Устава, согласно которому обнародование принятого представительным органом нормативного правового акта осуществляется в течение 10 дней (стр.5).
3. В нарушение пункта 6 статьи 17 Устава, информация о прошедших публичных слушаниях по вопросу «Об исполнении бюджета Татарского сельсовета за 2010 год», а также о возможности ознакомления с материалами итоговых документов, опубликована в газете Шпаковского района «Наша жизнь» позже установленного срока на 12 дней (стр.8).
4. В Татарском сельсовете не в полной мере решались вопросы местного значения поселения, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ:
4.1. Из тридцати трех вопросов местного значения поселения четыре вопроса Администрацией не решались полностью, по пяти вопросам нормативные акты были приняты в период контрольного мероприятия, значительная часть вопросов местного значения решена Администрацией не в полном объеме (стр.6);
4.2. Фактическое исполнение ряда вопросов местного значения, финансирование которых предусматривалось решением о бюджете, не осуществлялось (стр.6);
4.3. В нормативные правовые акты муниципального образования, регулирующие вопросы местного значения поселения и принятые более 3 лет назад, не внесены изменения и дополнения с учетом действующего федерального и регионального законодательства (стр.6);
4.4. Разработанные и принятые положения, порядки, регулирующие вопросы местного значения, не раскрывают способы, условия и сроки их реализации и носят формальный характер (стр.6).
5. В проверяемом периоде бюджетный процесс в Татарском сельсовете осуществлялся с нарушениями требований бюджетного законодательства Российской Федерации:
5.1. Предельный срок предоставления проекта решения о бюджете муниципального образования Татарского сельсовета на очередной финансовый год в Думу установлен пунктом 1 статьи 15 раздела 5 Положения о бюджетном процессе не позднее 20 ноября, что не соответствует нормам пункта 1 статьи 185 БК РФ (стр.6-7);
5.2. В нарушение пункта 5 статьи 264.2 БК РФ отчет об исполнении бюджета Татарского сельсовета за 9 месяцев 2010 года Администрацией на рассмотрение Думы представлен не был. Отчеты об исполнении бюджета Татарского сельсовета за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2010 года распоряжениями Администрации не утверждены (стр.7);
5.3. В нарушение статьи 264.6 БК РФ отчет об исполнении бюджета Татарского сельсовета за 2010 год, утвержденный решением Думы от 23.06.2010 № 34, не содержит необходимых приложений с утвержденными показателями за отчетный финансовый год (стр.7);
5.4. В нарушение пункта 4 статьи 169, статьи 174 БК РФ и статьи 11 Положения о бюджетном процессе порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования не утвержден, в составе материалов к проекту решения о местном бюджете на 2010 и 2011 годы среднесрочный финансовой план в представительный орган не представлен (стр.7);
5.5. В нарушение положений БК РФ и Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Администрацией не разработаны и не утверждены порядки, регламентирующие организацию исполнения бюджета: порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; порядок исполнения бюджета по расходам; порядок учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению; порядок ведения реестра расходных обязательств и другие (стр.7);
5.6. В нарушение пункта 1 статьи 9 БК РФ и статьи 6 Положения о бюджетном процессе нормативный акт, регулирующий порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету, не разработан и не утвержден (стр.7);
5.7. В нарушение статьи 221 БК РФ порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Администрацией не разрабатывался и не утверждался (стр.7);
5.8. В нарушение требований статьи 158 БК РФ Администрацией лимиты бюджетных обязательств до подведомственного муниципального учреждения культуры «Татарская централизованная клубная система» не доводились (стр.7);
5.9. В нарушение пункта 3 статьи 184.1 БК РФ решениями о бюджете на 2010 и 2011 годы не установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (стр.7-8);
5.10. Решениями о бюджете на 2010 и 2011 годы установлен запрет на принятие бюджетных обязательств получателями средств местного бюджета после 25 декабря текущего года, что не соответствует пункту 1 статьи 5 и статье 242 БК РФ (стр.8);
5.11. В текстовую часть решения о бюджете на 2010 год соответствующие изменения объемов доходов, расходов и дефицита бюджета не вносились, чем нарушен принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, установленный статьей 32 БК РФ. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета решением о бюджете на 2010 год также не утверждались, чем нарушен принцип сбалансированности бюджета, установленный статьей 33 БК РФ (стр.8);
5.12. Расходы Администрации по виду расходов «Выполнение функций органами местного самоуправления» увеличены на 10,9 % без внесения соответствующих изменений в решение о бюджете, что является нарушением абзаца 7 пункта 3 статьи 217 БК РФ (стр.9);
5.13. В нарушение статей 169, 172, 173, 184.2 БК РФ Администрацией не разработан и не представлен одновременно с проектом бюджета на 2010 и 2011 годы прогноз социально-экономического развития поселения на очередной финансовый год, на основании которого в целях финансового обеспечения расходных обязательств составляется проект бюджета. В результате прогнозирование доходов осуществлено без учета прогноза социально-экономического развития поселения, что противоречит положениям статьи 174.1 БК РФ. Кроме того, на 2010 финансовый год не разработаны и не утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики (стр.9);
5.14. В нарушение статьи 20 БК РФ поступления в доходную часть бюджета Татарского сельсовета в виде задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не планировались, в то же время, за проверяемый период по данному источнику получены доходы. Так же не планировались поступления налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц и поступления транспортного налога с организаций. Таким образом, при планировании доходов бюджета Татарского сельсовета в проверяемом периоде не в полной мере был соблюден принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленный статьей 32 БК РФ (стр.9);
5.15. Значительное перевыполнение планов доходов, несвоевременное внесение изменений в бюджетные назначения по доходам бюджета поселения, свидетельствуют о неэффективном планировании Администрацией Татарского сельсовета показателей по доходам, об искажении реального доходного потенциала бюджета поселения и ненадлежащем исполнении функций главного администратора доходов (стр.10).
6. Порядок применения налоговых льгот по земельному налогу для налогоплательщиков муниципального образования не разработан и не утвержден (стр.10).
7. В ходе реализации соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования Татарского сельсовета от 19.03.2010 № 14-43/2-165 и от 22.12.2010 № 2-153, заключенных между Минфином СК и Администрацией, установлены следующие нарушения и недостатки:
7.1. В нарушение пункта 2.1.2 Соглашения от 19.03.2010 № 14-43/2-165 и пункта 2.2.2. Соглашения от 22.12.2010 № 2-153 Администрацией не утверждены графики реализации плана мероприятий на 2010 и 2011 годы, предусматривающие разработку и утверждение необходимых правовых актов, реализацию иных мероприятий с указанием ответственных исполнителей и сроков принятия правовых актов и реализации иных мероприятий (стр.11);
7.2. Одним из направлений по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет является проведение мероприятий по снижению объема недоимки, однако условия соглашений ограничены лишь созданием комиссии по работе с недоимкой, при этом не установлены критерии оценки реализации мер по снижению объема недоимки, конкретный размер ее снижения (процент или абсолютная величина). Комиссия по работе с недоимкой по налогам и сборам создана только в 2011 году (распоряжение Администрации от 05.07.2011 № 36а-р), т.е. спустя 14 месяцев после заключения соглашения, при этом регламент работы комиссии не разработан и не утвержден (стр.11);
7.3. Администрацией не представлены документы, подтверждающие факт осуществления комиссией работы с недоимщиками (стр.11).
8. В нарушение статьи 6 Соглашения, заключенного между Администрацией и ИФНС с 01.01.2011, информационный обмен о суммах задолженности, недоимки по налогам отсутствовал. Администрация не владеет информацией об изменении объема недоимки по налогам и причинах ее образования, о крупных неплательщиках налогов (стр.11).
9. Согласно информации ИФНС, представленной по запросу Администрации в ходе проверки, объем задолженности налогоплательщиков по состоянию на 01.01.2011 по сравнению с показателем на 01.01.2010 снизился на 4 %, однако сумма задолженности с датой образования свыше трех лет остается на высоком уровне (стр.12).
10. В нарушение инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 № 128н, МУК «Татарская централизованная клубная система» бюджетная отчетность составлялась не в полном объеме (стр.12).
11. В 2010 году расходы на содержание органов местного самоуправления осуществлялись за счет других разделов и подразделов классификации расходов бюджета:
11.1. За счет средств подраздела «Культура» оплачивались информационные услуги, предоставленные Администрации на общую сумму 50,2 тыс. рублей (стр.13);
11.2. За счет средств подраздела «Другие общегосударственные вопросы» целевой статьи «Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» оплачивались услуги по опубликованию объявлений в газете «Наша жизнь», предоставленные Администрации на общую сумму 118,7 тыс. рублей (стр.13).
12. В ходе проверки соблюдения муниципальным образованием нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления Ставропольского края, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 15.10.2008 № 163-п, установлены нарушения и недостатки:
12.1. В результате допущенной арифметической ошибки при расчете годовой заработной платы главы Администрации и завышении оклада управляющему делами годовая сумма заработной платы согласно штатному расписанию за 2010 год завышена на 1,9 тыс. рублей (стр.13);
12.2. В нарушение постановления Правительства СК № 163-п должностные оклады муниципальных служащих в 2010 году распоряжением главы Администрации были увеличены в 1,09 раза, в результате плановый фонд оплаты труда (далее – ФОТ) муниципальных служащих на 312,952 тыс. рублей превысил ФОТ, рассчитанный в соответствии с вышеуказанным постановлением (стр.13);
12.3. В проверяемом периоде структура и штатное расписание аппарата Думы не определены правовыми актами представительного органа, при этом расходы на оплату труда председателя и специалиста Думы были предусмотрены в бюджете и фактически произведены (стр.14);
12.4. Согласно пункту 1 статьи 25 Устава (в редакции решения Думы от 03.06.2009 № 402) организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа на непостоянной основе. Однако в нарушение вышеуказанной нормы председатель Думы до 27.01.2010 получал денежное содержание, сумма которого составила 80,74 тыс. рублей (стр.14).
13. В нарушение статьи 136 БК РФ и Соглашения от 19.03.2010 № 14-43/2-165 фактические расходы в целом на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления сложились в 2010 году в сумме 3 647,3 тыс. рублей и превысили максимальный размер планового объема расходов на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Татарский сельсовет на 345,709 тыс. рублей или 10,5 процентов (стр.14).
14. При проверке целевого и эффективного использования субсидий, выделенных Татарскому сельсовету за счет средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, установлены следующие нарушения и недостатки:
14.1. Изменения в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на 2006-2008 годы и до 2010 года», утвержденную постановлением главы Администрации от 06.06.2008 № 213, в части соответствия федеральному и краевому законодательству, либо принятие новой программы, распространяющей свое действие на 2011 год, Администрацией не осуществлялись (стр.14);
14.2. При формировании списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее – Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, допускались нарушения и недостатки (стр.15-17);
14.3. При значительной потребности в бюджетных средствах на реализацию Подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, следует отметить низкую эффективность использования бюджетных средств на данные цели, что обусловлено достаточно поздним заключением соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья с министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в 2010 году (28.09.2010) и отсутствием соглашения на 2011 год, поздним поступлением средств из бюджета Ставропольского края, а также длительным сроком реализации предоставляемой субсидии молодыми семьями, в течение которого они имеют право подбирать жилую площадь (до 9 месяцев) (стр.15);
14.4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ семья Блохова А.В. при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы была признана Администрацией нуждающейся в улучшении жилищных условий (постановление Администрации от 10.03.2006 № 45). В результате семье Блоховых необоснованно выделена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья за счёт бюджетных средств в сумме 435,240 тыс. рублей (стр.17).
15. Положение о муниципальном заказе в Татарском сельсовете не в полной мере соответствует действующим нормам законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (стр.18).
16. При размещении заказов для муниципальных нужд Администрацией в 2010 году и первом полугодии 2011 года не в полной мере исполнялись требования Федерального закона № 94-ФЗ, направленного на эффективное использование бюджетных средств, совершенствование деятельности органов местного самоуправления, развитие добросовестной конкуренции в сфере размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов:
16.1. В нарушение статьи 15 Федерального закона № 94-ФЗ Администрацией не размещались заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства (стр.18);
16.2. В нарушение пункта 4 статьи 43 Федерального закона № 94-ФЗ в запросе котировок на выполнение работ по ремонту памятника в с. Татарка не указаны требования к качеству и техническим характеристикам работ, к их безопасности, требования к результатам работ (стр.18);
16.3. В нарушение пункта 6 статьи 34 Федерального закона № 94-ФЗ сведения, содержащиеся в документации об аукционе № 2 на право заключения муниципального контракта с Администрацией на выполнение в 2010 году работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся на балансе Администрации, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона (стр.18);
16.4. В нарушение требований части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ при исполнении муниципального контракта от 04.10.2010 № 4 Администрацией на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 26.11.2010 на сумму 374,7 тыс. рублей и акта выполненных работ по форме КС-2, оплачены ООО «Дорожник-3» работы, которые не были предусмотрены муниципальным контрактом.
Таким образом, средства бюджета Татарского сельсовета в сумме 374,7 тыс. рублей Администрацией израсходованы с нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ (стр.18-19);
16.5. На основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона Администрацией 05 августа 2010 года с ООО фирма «Норма» заключен муниципальный контракт № 3 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Распределительные сети газоснабжения в х. Верхнеегорлыкском Шпаковского района Ставропольского края» на сумму 9 455,86 тыс. рублей. Проектом предусмотрено строительство сетей газопровода низкого давления с подключением к ранее запроектированным двум ШРП, входящим в газораспределительную сеть.
При этом подводящие сети газоснабжения в х. Верхнеегорлыкском отсутствуют, работы по их строительству до настоящего времени не ведутся.
Ввиду того, что до настоящего времени проектно-сметная документация по устройству подводящего газопровода не разработана, а проложенные в 2010 году разводящие сети газопровода не сданы в эксплуатацию, жители х. Верхнеегорлыкский не имеют возможности пользоваться природным газом.
Таким образом, бюджетные средства в сумме 9 445,86 тыс. рублей израсходованы Администрацией безрезультативно, что является нарушением статьи 34 БК РФ (стр.19-20).
17. При проверке эффективности и рациональности управления и распоряжения земельными ресурсами Татарского сельсовета установлены отдельные нарушения и недостатки:
17.1. В нарушение пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ) Советом Шпаковского муниципального района неправомерно принято решение от 18.12.2009 № 161 «О передаче полномочий органов местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных образований поселений Шпаковского района Ставропольского края» (стр.22);
17.2. При отсутствии соответствующих полномочий, Администрацией с января по март 2011 года принято восемь постановлений о предоставлении земельных участков в собственность, на основании семи постановлений Администрацией заключены договоры купли-продажи земельных участков.
Кроме того, в связи с корректировкой генерального плана застройки территории из земель населенных пунктов, принадлежащих ООО «Дельта» на основании договора аренды земель населенных пунктов от 28.07.2008 № 49-08, Администрацией принято постановление от 22.03.2011 № 159 о разделении этого земельного участка площадью 11996 кв. м на 10 самостоятельных участков для индивидуального жилищного строительства (стр.22-23);
17.3. Контроль за своевременным и полным внесением арендаторами арендной платы в проверяемом периоде Администрацией не осуществлялся (стр.24);
17.4. В нарушение пункта 5 постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (в ред. от 18.03.2009 № 73-п) в договорах аренды земельных участков не указаны конкретные сроки внесения арендной платы. При этом договорами аренды предусмотрена ответственность за неуплату арендной платы в установленный срок в виде начисления пени в размере 0,1% от суммы годовой арендной платы за каждый день просрочки. Однако претензионно-исковая работа по взысканию задолженности в проверяемом периоде Администрацией не проводилась (стр.24);
17.5. Вследствие отсутствия контроля и бездействия должностных лиц Татарского сельсовета за поступлением и принятием мер по взысканию доходов от передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бюджетом Татарского сельсовета за 2010 год недополучено 2 585,7 тыс. рублей (стр.24-25);
17.6. В нарушение пункта 2 статьи 2 Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, пункта 6 статьи 17 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», пункта 2 статьи 11 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» и пункта 1.2 решения Думы от 18.11.2009 № 436, Администрацией осуществлена продажа трех земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, по заниженной стоимости, в результате чего недопоступление доходов в консолидированный бюджет Шпаковского района в 2010 году составило 257,2 тыс. рублей (в том числе в бюджет Татарского сельсовета – 128,6 тыс. рублей) (стр.25-26);
17.7. В проверяемом периоде более 170 земельных участков Администрацией предоставлено в аренду юридическим и физическим лицам с нарушением нормативных правовых актов, без соблюдения Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 (стр.27);
17.8. Должностными лицами Администрации в 2010 году при отсутствии оснований выставлены на торги находящиеся в общественно-деловой зоне местного центра два земельных участка для строительства АЗС и цеха по переработке и жарке семян подсолнечника, чем превысили свои должностные полномочия, т.к. возведение данных объектов не соответствует видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне (стр.27);
17.9. В нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией в 2010 году заключались договоры купли-продажи земельных участков, предоставленных ранее в аренду под строительство, на которых находились объекты незавершенного строительства (стр.28);
17.10. В нарушение статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ Администрацией не исполнялись в полной мере обязанности по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Татарского сельсовета (стр.29).
18. Проверкой эффективности использования муниципального имущества Татарского сельсовета установлено, что находящееся в муниципальной собственности имущество (жилые и нежилые здания и помещения, транспортные средства) использовалось в отдельных случаях неэффективно, а его учет велся с нарушениями требований действующего законодательства:
18.1. В нарушение пункта 2.3. Положения об учете имущества и ведении реестра муниципальной собственности Татарского сельсовета, утвержденного решением Думы от 25.03.2009 № 383, в Реестр муниципальной собственности Татарского сельсовета включены 29 объектов, стоимостью ниже 100,0 тыс. рублей, что составляет 55,8 % от общего количества объектов, включенных в Реестр. Кроме того, в нарушение пункта 1.4. Положения об учете имущества и ведении реестра не включен в реестр автомобиль, остаточной стоимостью свыше 100,0 тыс. рублей (стр.30);
18.2. В нарушение пункта 1 статьи 131 ГК РФ и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право муниципальной собственности Татарского сельсовета зарегистрировано только на два объекта недвижимости из двадцати, включенных в Реестр муниципальной собственности Татарского сельсовета (стр.30);
18.3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности и состоящее на балансе Администрации и МУК «Татарская централизованная клубная система», общей балансовой стоимостью 189 690,125 тыс. рублей во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления вышеуказанным учреждениям не передано, за исключением шести объектов недвижимости, балансовой стоимостью 17 962,159 тыс. рублей, что составляет 9,5 процентов (стр.30);
18.4. Отсутствуют правоустанавливающие документы, обосновывающие постановку на баланс Администрации и МУК «Татарская централизованная клубная система» и включение в реестр муниципального имущества нежилых помещений (стр.30);
18.5. Балансовая стоимость муниципального имущества, переданного в оперативное управление МУК «Татарская централизованная клубная система» (пять нежилых помещений) и включенного в реестр муниципальной собственности, согласно данным реестра составляет 5 925,046 тыс. рублей, тогда как согласно договору о закреплении имущества за муниципальным учреждением от 11.01.2011 и данным бухгалтерского учета МУК «Татарская централизованная клубная система» – 14 294,583 тыс. рублей (стр.31);
18.6. Имущество, находящееся в муниципальной собственности Татарского сельсовета, но не закрепленное за Администрацией во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ, в казне Татарского сельсовета не числится (стр.30);
18.7. Непринятие своевременного решения о переводе объектов недвижимости в казну муниципального образования повлекло за собой исчисление и оплату налога на имущество за 2010 год в сумме 21,3 тыс. рублей, за первое полугодие 2011 года – 11,6 тыс. рублей, что противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленному статьей 34 БК РФ и является неэффективным использованием бюджетных средств (стр.30);
18.8. В нарушение требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды с пятью арендаторами осуществлено Администрацией без проведения торгов (стр.32);
18.9. В нарушение пункта 2 статьи 651 ГК РФ не осуществлялась государственная регистрация в отношении четырех договоров аренды нежилых помещений, заключенных на срок не менее года (стр.32);
18.10. Договор с ГУК «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве» для размещения филиала «Историко-краеведческого музея с. Татарка» (далее – Музей) и договор аренды с МУП «Коммунал-Т» заключены без указания условий об арендной плате, что противоречит статьям 606 и 614 ГК РФ, согласно которым договор аренды является возмездной сделкой и условия об арендной плате являются существенными условиями договора (стр.31);
18.11. В результате безвозмездного предоставления Татарским сельсоветом в течение 2010 года и первого полугодия 2011 года нежилых помещений в пользование опорному пункту участковых уполномоченных полиции ОВД Шпаковского района, ГУК «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве» и МУП «Коммунал-Т» в доходную часть бюджета поселения за указанный период недопоступило арендной платы 281,58 тыс. рублей.
Кроме этого, Администрацией оплачены коммунальные платежи данных учреждений в сумме 145,523 тыс. рублей, что является излишними расходами бюджета Татарского сельсовета (стр.31-32);
18.12. В нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов муниципальной собственности, передаваемых в аренду, являющаяся обязательной, Администрацией не проводилась (стр.32);
18.13. Администрацией заключены договоры на сдачу в аренду четырех транспортных средств ООО «Уют – Сервис» в виде безвозмездного пользования, что противоречит статьям 606 и 614 ГК РФ, согласно которым договор аренды является возмездной сделкой и условия об арендной плате являются существенными условиями договора.
При этом необходимо отметить, что за счет средств бюджета Татарского сельсовета по указанным транспортным средствам в 2010 году уплачен транспортный налог в сумме 1,406 тыс. рублей (стр.32);
18.14. Отсутствие контроля со стороны Администрации за поступлением арендных платежей, являющихся одним из источников пополнения доходной части бюджета Татарского сельсовета, и непринятие мер по взиманию арендной платы позволило арендаторам нарушать договорные отношения в части своевременной оплаты аренды и повлекло за собой недопоступление в доход бюджета Татарского сельсовета арендных платежей в сумме 127,173 тыс. рублей (стр.33);
18.15. В ходе визуального осмотра объектов недвижимости, находящихся на балансе Администрации и МУК «Татарская централизованная клубная система» установлено, что отдельные объекты недвижимости находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, два непригодны к эксплуатации (стр.33-34):
- здание Дома культуры, находящееся по адресу: х. Польский, ул. Матросова, полностью разрушено;
- здание бани, находящееся по адресу: х. Верхнеегорлыкский, ул. Черемушки, разрушено частично, к эксплуатации непригодно;
- в здании Дома культуры, находящегося по адресу: х. Садовый, ул. Островского, полностью разрушено помещение зрительного зала.
Кроме этого, визуальным осмотром установлено, что в помещениях, числящихся на балансе Администрации, по адресам: х. Польский, ул. Матросова,12 и х. Верхнеегорлыкский, ул. Пролетарская, 29, проживают частные лица. При этом документы, подтверждающие правовые основания их проживания в данных помещениях, в Администрации отсутствуют.
Предложения
1. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края.
2. Направить главе муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
3. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в прокуратуру Ставропольского края.
4. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю.
5. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия для сведения главе Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края А.С. Шевченко