Проект закона Ставропольского края № 323-5 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2013 год»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект закона Ставропольского края № 323-5 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2013 год»
Заключение подготовлено на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края» и статьи 13 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Установлено, что основной целью проекта закона Ставропольского края № 323-5 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2013 год» (далее – законопроект) является утверждение отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее – Фонд) за 2013 год.
Законопроект разработан в рамках полномочий субъекта Российской Федерации и его принятие находится в пределах компетенции Думы Ставропольского края.
В ходе подготовки заключения Контрольно-счетной палатой Ставропольского края на основании данных годовой бюджетной отчетности, статистической отчетности проведена оценка полноты и достоверности показателей отчета об исполнении бюджета Фонда за 2013 год.
Основные характеристики бюджета Фонда
Первоначально Законом Ставропольского края от 12.12.2012 № 113-кз «О бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон СК № 113-кз) бюджет Фонда утвержден по доходам в сумме 17 672 238,4 тыс. рублей, расходам – 18 222 238,4 тыс. рублей, дефициту – 550 000,0 тыс. рублей.
В течение финансового года Законами Ставропольского края от 13.06.2013 № 53-кз, от 15.11.2013 № 101-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» уточнены основные характеристики бюджета Фонда: по доходам в сумме 18 551 729,0 тыс. рублей, расходам – 19 906 000,7 тыс. рублей, дефициту – 1 354 271,7 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить исполнение бюджета Фонда за 2013 год по доходам в сумме 18 561 298,0 тыс. рублей, расходам – 18 985 253,1 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами в сумме 423 955,1 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Фонда
В ходе исполнения бюджета Фонда бюджетные назначения по доходам в целом увеличены на 879 490,6 тыс. рублей, в том числе за счет налоговых доходов на 271,7 тыс. рублей, неналоговых доходов – на 129 137,1 тыс. рублей, безвозмездных поступлений – на 750 081,8 тыс. рублей. С учетом внесенных изменений общий объем доходов утвержден в сумме 18 551 729,0 тыс. рублей, фактически поступило 18 561 298,0 тыс. рублей, что выше уточненных назначений на 9 569,1 тыс. рублей (0,05%) и выше первоначальных – на 889 059,6 тыс. рублей (5,0%). Перевыполнение уточненного бюджетного задания обеспечено за счет дополнительного объема безвозмездных поступлений в сумме 22 526,1 тыс. рублей с одновременным невыполнением поступлений по неналоговым доходам в сумме 12 957,0 тыс. рублей.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в статьи 146, 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) с 08.05.2013 платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации в погашение задолженности по налоговым доходам, соответствующим пеням и штрафам за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011, в части зачисления в бюджет Фонда подлежат учету в доходах бюджета ФФОМС.
В отчетном периоде до принятия вышеуказанных изменений в БК РФ налоговые доходы исполнены в сумме 271,7 тыс. рублей. В 2013 году в бюджет Фонда поступили налоговые доходы за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011, в общей сумме 330,8 тыс. рублей, в том числе доходы от уплаты: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов – 33,3 тыс. рублей; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 51,3 тыс. рублей; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 60,9 тыс. рублей; единого сельскохозяйственного налога – 10,0 тыс. рублей; погашения задолженности по единому социальному налогу – 123,8 тыс. рублей; недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальный фонд ОМС – 51,6 тыс. рублей. В соответствии с порядком, определенным главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации, из бюджета Фонда был произведен возврат налоговых доходов, за налоговые периоды до 01.01.2011, в общей сумме 59,1 тыс. рублей, в том числе: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы – 58,6 тыс. рублей; налог, взымаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 0,5 тыс. рублей.
Фактическое поступление неналоговых доходов сложилось в сумме 616 180,1 тыс. рублей или 97,9% к годовым плановым назначениям, в том числе по следующим направлениям:
- доходы от размещения временно свободных средств бюджета Фонда – 22 033,9 тыс. рублей (115,7% к плановым назначениям). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования» Фондом в 2013 году осуществлено размещение денежных средств на банковских депозитах в сумме 1 400 000,0 тыс. рублей, из них: в мае – 1 100 000, тыс. рублей, получен доход в сумме 12 261,8 тыс. рублей, в сентябре – 300 000,0 тыс. рублей, получен доход в сумме 2 971,6 тыс. рублей. Кроме того, в 1 полугодии 2013 года получен процентный доход в сумме 6 800,5 тыс. рублей от размещения временно свободных средств бюджета Фонда в декабре 2012 года;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда – 26,0 тыс. рублей;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 174,3 тыс. рублей (100,0% к плановым назначениям). В бюджет Фонда произведен возврат медицинскими организациями средств, предоставленных в 2012 году на осуществление: денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, в сумме 6,7 тыс. рублей; дополнительных стимулирующих выплат врачам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в реализации мероприятий краевой программы «Программа модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011-2013 годы» (внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 04.04.2011 № 113-п – 167,6 тыс. рублей;
- доходы от штрафов, санкций, возмещения ущерба – 7 533,8 тыс. рублей (159,6% к плановым назначениям), из них: возврат медицинскими организациями использованных по нецелевому назначению средств бюджета Фонда, и уплата ими штрафов – 6 960,9 тыс. рублей; уплата штрафов страховыми медицинскими организациями за невыполнение условий договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (далее ОМС) – 205,7 тыс. рублей; возврат медицинскими организациями средств ОМС по результатам проведенных Фондом повторных медико-экономических экспертиз, экспертиз качества медицинской помощи – 362,3 тыс. рублей;
- восстановление территориальными фондами обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации средств за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края при первоначальных плановых назначениях 500 000,0 тыс. рублей исполнение составило 480 984,9 тыс. рублей или 96,2%. По состоянию на 01.01.2014 задолженность территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации перед Фондом составляет 162 656,8 тыс. рублей, из них со сроком возникновения свыше 25 рабочих дней 47 508,56 тыс. рублей;
- возврат филиалом страховой медицинской организации общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Ставрополе – «ЭМЭСК» остатков целевых средств ОМС после завершения расчетов с медицинскими организациями за 2012 год – 105 180,3 тыс. рублей;
- страховая выплата, поступившая в бюджет Фонда от страховой организации в качестве возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия – 6,0 тыс. рублей;
- невыясненные поступления – 240,9 тыс. рублей.
Доля безвозмездных поступлений в доходной части бюджета Фонда составила 96,7%. В отчетном периоде поступили безвозмездные поступления в сумме 18 005 685,8 тыс. рублей, что на 23 765,7 тыс. рублей превысило утвержденный плановый показатель.
Из бюджета ФФОМС поступило 16 803 011,7 тыс. рублей (100,1% годовых назначений), из них:
- субвенция на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования – 16 724 006,0 тыс. рублей (100,0%), в том числе средства нормированного страхового запаса ФФОМС – 652 381,4 тыс. рублей;
- субсидия на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 5,7 тыс. рублей (100%);
- межбюджетные трансферты для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с министерством здравоохранения Ставропольского края договор, в размере 1 000,0 тыс. рублей на одного указанного медицинского работника – 79 000,0 тыс. рублей, что на 23 000,0 тыс. рублей выше уточненных плановых назначений.
В 2013 году министерством здравоохранения Ставропольского края в связи с расторжением трудовых договоров с медицинскими работниками произведен возврат в бюджет Фонда межбюджетных трансфертов на единовременные компенсационные выплаты в сумме 4 202,4 тыс. рублей, что на 765,7 тыс. рублей выше уточненных плановых назначений.
Из бюджета Ставропольского края предоставлены межбюджетные трансферты в объеме 1 198 471,7 тыс. рублей, из них:
- на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования – 1 161 149,9 тыс. рублей или 100% годовых назначений;
- на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования – 37 321,9 тыс. рублей или 100%.
В отчетном периоде из бюджета Фонда произведен возврат межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, прошлых лет в общей сумме 60 839,6 тыс. рублей (102,1%), из них: в бюджет Ставропольского края – 24 071,6 тыс. рублей, в бюджет ФФОМС – 36 768,0 тыс. рублей.
Анализ исполнения расходной части бюджета Фонда
Законом СК № 113-кз расходы бюджета Фонда утверждены в сумме 18 222 238,4 тыс. рублей. В ходе исполнения бюджета плановые назначения уточнены на 1 683 762,3 тыс. рублей. Увеличение плановых назначений произведено за счет остатков средств, сложившихся на 01.01.2013 в сумме 804 271,7 тыс. рублей. Кроме того, бюджетные ассигнования увеличены за счет поступления дополнительных доходов в сумме 879 490,6 тыс. рублей. В соответствии с частью 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись Фонда внесены изменения за счет поступления средств из ФФОМС в сумме 23 000,0 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые назначения составили 19 929 000,7 тыс. рублей, освоение сложилось в сумме 18 985 253,1 тыс. рублей или 95,3% годового объема. В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) расходы бюджета Фонда осуществлялись по следующим направлениям:
- выполнение функций органа управления Фонда – 178 242,1 тыс. рублей (99,0%). Неисполненные назначения составили 1 757,9 тыс. рублей, из них в связи с: экономией по выплатам стоимости курортно-санаторного лечения по вакантным должностям – 720,6 тыс. рублей; нарушением подрядчиком сроков выполнения ремонтных работ – 965,0 тыс. рублей, экономией по расчетам за коммунальные услуги (счета за декабрь 2013 года выставлены в 2014 году) – 72,3 тыс. рублей;
- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 5,7 тыс. рублей (100,0%). В рамках указанного мероприятия осуществлен окончательный расчет по 4 случаям диспансеризации работающих граждан за 2012 год;
- реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи – 35 638,1 тыс. рублей (100,0%);
- иные межбюджетные трансферты на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам – 79 000,0 тыс. рублей (141,0%). Указанные средства в объеме, поступившем из бюджета ФФОМС, были перечислены в бюджет Ставропольского края;
- выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – программа ОМС) – 18 692 367,2 тыс. рублей (95,2%).
На выполнение программы ОМС предусмотрена основная часть средств бюджета Фонда – 98,5%. По данному направлению расходов осуществлялось финансирование страховых медицинских организаций (далее – СМО) по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи (далее – целевые средства ОМС, дифференцированные нормативы), на формирование собственных средств СМО (в том числе на ведение дела); формирование нормированного страхового запаса.
Анализ исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение территориальной программы, представлен в следующей таблице.
Наименование |
Предусмотрено законом о бюджете на 2013 год, тыс. рублей |
Исполнено Фондом, тыс. рублей |
Исполнено СМО**, тыс. рублей |
||
в ред. от 12.12.2012 |
в ред. от 13.06.2013 |
в ред. от 15.11.2013 |
|||
Финансирование СМО на оплату медицинской помощи |
16 682 072,0 |
17 927 170,2 |
18 266 593,3 |
17 321 414,7* |
17 165 727,9 |
Финансирование СМО на формирование собственных средств: |
180 166,4 |
184 301,5 |
187 763,6 |
192 837,8 |
243 330,5 |
Средства нормированного страхового запаса |
1 180 000,0 |
1 180 000,0 |
1 180 000,0 |
1 178 114,7 |
280 595,1 |
Выполнение территориальной программы |
18 042 238,4 |
19 291 471,7 |
19 634 356,9 |
18 692 367,2 |
17 689 653,5 |
*с учетом возврата СМО целевых средств ОМС в сумме 232 563,1 тыс. рублей;
** данные формы № 10 (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями» за 2013 год
Из приведенных в таблице данных видно, что при уточненных плановых показателях финансирования территориальной программы в сумме 19 634 356,9 тыс. рублей исполнено 18 692 367,2 тыс. рублей или 95,2%. Неисполнение плановых показателей обусловлено условиями выполнения СМО договоров о финансовом обеспечении ОМС.
За 2013 год в СМО Фондом направлено средств в объеме 17 794 847,5 тыс. рублей, из них: по договорам о финансовом обеспечении ОМС для оплаты медицинской помощи – 17 553 977,7 тыс. рублей, на формирование собственных средств СМО – 192 837,8 тыс. рублей, средства нормированного страхового запаса – 280 595,1 тыс. рублей. В течение проверяемого периода в связи с превышением средств, направляемых в СМО для оплаты медицинской помощи по дифференцированным нормативам и фактическим финансированием медицинских организаций СМО осуществлен возврат целевых средств ОМС в бюджет Фонда в сумме 232 563,1 тыс. рублей. Кроме того, в январе 2013 года СМО возвращены остатки целевых средств ОМС, сложившиеся после завершения расчетов с медицинскими организациями за 2012 год в сумме 105 180,3 тыс. рублей.
В отчетном периоде СМО израсходовано средств в сумме 17 689 653,5 тыс. рублей, в том числе: на оплату медицинской помощи – 17 446 323,0 тыс. рублей, из них из средств нормированного страхового запаса в объеме 280 595,1 тыс. рублей; на формирование собственных средств – 243 330,5 тыс. рублей.
Превышение расходов, направленных СМО на формирование собственных средств связано с тем, что в случаях, установленных частью 4 статьи 28 Федерального закона № 326-ФЗ целевые средства в сумме 50 492,7 тыс. рублей перешли в распоряжение СМО в качестве собственных средств, в том числе:
- 30,0% сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи, а также в результате проведения медико-экономической экспертизы – 43 351,5 тыс. рублей;
- 10,0% средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для СМО годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной СМО и дифференцированных подушевых нормативов (далее – 10,0% экономии средств ОМС) – 7 141,2 тыс. рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ, Порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда (далее – Порядок использования нормированного страхового запаса), утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 227, частью 1 статьи 8 Закона № 113-кз утвержден объем бюджетных ассигнований на формирование нормированного страхового запаса в размере 1 180 000,0 тыс. рублей, а также источники его формирования. Кроме того, частью 5 статьи 8 Закона Ставропольского края от 27.12.2011 № 97-кз «О бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год» определено, что остатки средств нормированного страхового запаса, образуемые на начало 2013 года, направляются на его формирование в следующем финансовом году.
По состоянию на 01.01.2013 остатки средств нормированного страхового запаса составляли 111 922,2 тыс. рублей. В течение 2013 года Фондом направлено на формирование нормированного страхового запаса 1 068 077,8 тыс. рублей, из них за счет: остатков целевых средств ОМС, сложившихся на 01.01.2013 – 400 000,0 тыс. рублей; средств субвенции ФФОМС – 275 815,4 тыс. рублей; средств, поступивших в бюджет Фонда по межтерриториальным расчетам от территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края – 392 262,4 тыс. рублей. С учетом остатков, сложившихся на 01.01.2013 размер нормированного страхового запаса сформирован в сумме 1 180 000,0 тыс. рублей.
Согласно подпункту б) пункт 2 части 4 Порядка использования нормированного страхового запаса средства нормированного страхового запаса подлежат восстановлению по мере возмещения бюджету Фонда территориальными фондами ОМС других субъектов Российской Федерации указанных средств. В тоже время статьей 8 Закона № 113-кз не определен порядок восстановления средств нормированного страхового запаса в случае поступления средств от территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края, в объеме, превышающем утвержденный размер нормированного страхового запаса.
В целях непревышения размера нормированного страхового запаса, утвержденного Законом СК № 113-кз, Фондом на пополнение нормированного страхового запаса направлено на 88 722,5 тыс. рублей меньше, чем поступило средств от территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации (480 984,9 тыс. рублей).
В нарушение пункта 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2010 № 157н (далее – Инструкция №157н)средства в сумме 88 722,5 тыс. рублей в составе средств нормированного страхового запаса Фондом не отражены. Таким образом, средства в сумме 88 722,5 тыс. рублей подлежали учету в составе средств нормированного страхового запаса.
За счет средств нормированного страхового запаса осуществлены расходы в общей сумме 1 178 114,7 тыс. рублей, из которых направлены на проведение межтерриториальных расчетов, в том числе:
- оплата стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края – 532 089,7 тыс. рублей;
- возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной за пределами территории Ставропольского края застрахованным на территории Ставропольского края лицам в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС – 365 429,9 тыс. рублей.
В 2013 году в связи с недостатком финансовых средств, поступающих в СМО по дифференцированным нормативам, Фондом направлены средства нормированного страхового запаса СМО для оплаты медицинским организациям стоимости медицинской помощи в сумме 280 595,1 тыс. рублей.
По состоянию на 31.12.2013 остаток средств нормированного страхового запаса составил 1 885,3 тыс. рублей и в соответствии со статьей 8 Закона СК № 113-кз будет направлен Фондом на его формирование в 2014 году.
Анализ источников финансирования дефицита бюджета
При прогнозируемом дефиците бюджета Фонда в сумме 1 354 271,7 тыс. рублей, бюджет Фонда за отчетный период исполнен с дефицитом в сумме 423 955,1 тыс. рублей.
Источниками погашения прогнозируемого дефицита бюджета Фонда предусматривались остатки денежных средств, сложившиеся по состоянию на 01.01.2013 в сумме 1 354 271,7 тыс. рублей, которые в отчетном году в соответствии со статьями 6, 8 Закона СК № 113-кз были направлены на финансирование территориальной программы ОМС, в том числе на формирование нормированного страхового запаса.
В общем объеме остатков на 01.01.2013 остатки целевых средств ОМС, возвращенных СМО в бюджет Фонда, в связи с превышением объема средств, поступивших в СМО по дифференцированным нормативам и объемом средств, фактически направленных СМО в медицинские организации на оплату медицинской помощи, составляли 1 263 161,6 тыс. рублей. По итогам 1 квартала 2013 года они выросли почти в 2 раза и составили 2 476 656,6 тыс. рублей, затем наблюдалось их незначительное сокращение от 6,0% до 12,0% в месяц. В декабре 2013 года в связи с недостатком финансовых средств СМО были заявлены остатки целевых средств ОМС в сумме 498 705,2 тыс. рублей и в результате по состоянию на 01.01.2014 остаток целевых средств сократился и составил 930 316,7 тыс. рублей.
Анализ соотношения среднемесячного объема средств, перечисляемых СМО в медицинские организации за предшествующие 3 месяца (далее – среднемесячный объем), и объемом средств, рассчитанным Фондом для СМО по дифференцированным нормативам, приведен в следующей таблице.
Месяц |
Остаток на начало отчетного месяца, тыс. рублей |
Среднемесячный объем средств перечисляемые в медицинские организации за предшествующие 3 месяца, тыс. рублей |
Объем средств ОМС, рассчитанные для СМО по дифференцированным нормативам, тыс. рублей |
(+) Превышение, (-) недостаток, % |
Остаток на конец отчетного месяца, тыс. рублей |
Январь |
1 263 161,6 |
990 232,3 |
1 400 880,0 |
41,5 |
1 763 188,6 |
Февраль |
1 763 188,6 |
982 870,1 |
1 400 888,7 |
42,5 |
2 112 975,7 |
Март |
2 112 975,7 |
1 042 227,0 |
1 723 592,4 |
65,4 |
2 476 656,6 |
Апрель |
2 476 656,6 |
1 131 748,5 |
1 400 844,5 |
23,8 |
2 267 024,4 |
Май |
2 267 024,4 |
1 366 893,3 |
1 391 765,6 |
1,8 |
2 014 977,2 |
Июнь |
2 014 977,2 |
1 539 240,4 |
1 839 787,1 |
19,5 |
1 836 385,2 |
Июль |
1 836 385,2 |
1 592 579,8 |
1 413 831,1 |
-11,2 |
1 728 941,3 |
Август |
1 728 941,3 |
1 559 878,3 |
1 413 831,1 |
-9,4 |
1 521 260,8 |
Сентябрь |
1 521 260,8 |
1 530 647,9 |
1 413 831,1 |
-7,6 |
1 441 345,5 |
Октябрь |
1 441 345,5 |
1 496 598,0 |
1 752 278,2 |
17,1 |
1 888 831,3 |
Ноябрь |
1 888 831,3 |
1 417 976,2 |
1 222 140,4 |
-13,8 |
1 590 096,1 |
Декабрь |
1 590 096,1 |
1 454 372,5 |
1 310 761,6 |
-9,8 |
930 316,7 |
Из приведенных в таблице данных видно, что на протяжении января-июня 2013 года объем средств, рассчитанный для СМО по дифференцированным нормативам, превышал среднемесячный объем средств, направляемых СМО на оплату медицинской помощи от 1,8% в мае до 65,4% в марте. В течение 2013 года СМО в бюджет ТФОМС СК были возвращены остатки целевых средств ОМС в общей сумме 1 348 827,4 тыс. рублей.
С апреля по декабрь 2013 года Комиссией по разработке территориальной программы принимались решения об увеличений тарифов на медицинские услуги в системе ОМС. В результате с июля 2013 года (за исключением октября) среднемесячный объем средств, направляемых СМО на оплату медицинской помощи, превысил объем средств, поступающих в СМО по дифференцированным нормативам от 7,6% в сентябре до 13,8% в ноябре. В связи с недостатком финансовых средств для оплаты медицинской помощи, поступающих в СМО по дифференцированным нормативам, с мая 2013 года СМО в порядке, определенном пунктом 112.2 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н, стали обращаться в ТФОМС СК с заявками о выделение дополнительных средств в пределах возвращенных остатков. На оплату медицинской помощи были направлены остатки целевых средств ОМС в общей сумме 1 011 084,2 тыс. рублей.
Вышеуказанные факты свидетельствуют об отсутствии зависимости между финансированием СМО по дифференцированным нормативам и тарифной политикой, применяемой при определении стоимости медицинских услуг, что приводит к образованию остатков целевых средств ОМС в бюджете Фонда.
В соответствии с Правилами размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 временно свободные средства бюджета Фонда могут размещаться на банковских депозитах в кредитных организациях на срок до 6 месяцев.
Несмотря на существенные ежемесячные остатки средств бюджета Фонда, Фондом лишь дважды принимались решения о размещении указанных средств на банковских депозитах в кредитных организациях в общей сумме 1 400 000,0 тыс. рублей: в мае – 1 100 000,0 тыс. рублей, в сентябре – 300 000,0 тыс. рублей.
2.3. Проверка достоверности и правильности отражения финансовых операций в бюджетном учете, бюджетной отчетности и годовом отчете об исполнении бюджета
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета. Выборочной проверкой соответствия показателей годовой отчетности данным Главной книги, аналитического и синтетического учета установлено следующее.
В Главной книге по счету 020231000 «Средства бюджета на депозитных счетах в рублях» отражено размещение Фондом временно свободных средств на депозитных счетах в сумме 1 400 000,0 тыс. рублей и возврат указанных средств в бюджет Фонда в сумме 1 650 000,0 тыс. рублей.
В нарушение статей 160.2, 264.1 БК РФ пункта 7 Инструкции № 191н, в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503117) за 2013 год по строке 710 возврат временно свободных средств бюджета Фонда, размещенных на банковских депозитах в кредитных организациях, в бюджет Фонда отражен в объеме 1 400 000,0 тыс. рублей.
В Приложении 3 к законопроекту при наличии двух источников финансирования внутреннего дефицита бюджета Фонда предлагается утвердить только источник «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета» в сумме 423 955,1 тыс. рублей, что противоречит статьям 160.2, 264.1 БК РФ, а также принципу единства бюджетной системы Российской Федерации, определенному статьей 29 БК РФ.
В нарушение пункта 304 Инструкции №157н, пункта 56 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н в бюджетном учете Фонда возврат филиалом страховой медицинской организации общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Ставрополе – «ЭМЭСК» остатков целевых средств ОМС после завершения расчетов с медицинскими организациями за 2012 год в сумме 105 180,3 тыс. рублей отражен по счету 205 «Расчеты по доходам», вместо счета 402 «Результат по кассовым операциям бюджета». В результате в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503117) указанные средства отражены по КБК 39511706040090000180 «Прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вместо КБК 39501050201090000510 «Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования».
Приложением 1 к законопроекту предлагается утвердить по КБК 39511700000000000180 «Прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов» объем неналоговых доходов в сумме 586 412,1 тыс. рублей, в том числе доходы от возврата филиалом страховой медицинской организации общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Ставрополе – «ЭМЭСК» остатков целевых средств ОМС в сумме 105 180,3 тыс. рублей, что противоречит статье 264.1 БК РФ, а также принципу единства бюджетной системы Российской Федерации, определенному статьей 29 БК РФ.
Приложением 1 к законопроекту предлагается утвердить объем доходов по КБК 39511102072090000120 «Доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования» в сумме 22 060,0 тыс. рублей, что не соответствует показателям бюджетной отчетности по данному КБК на 26,0 тыс. рублей. Согласно отчету об исполнении бюджета (ф. 0503117) в бюджет Фонда поступили доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в общей сумме 22 060,0 тыс. рублей, из них по:
- КБК 39511102072090000120 «Доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования» – 22 034,0 тыс. рублей;
- КБК 39511105039090000120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования» – 26,0 тыс. рублей.
В нарушение пункта 369 Инструкции №157н по итогам финансового года в бюджетном учете на забалансовом счете 19 «Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет» не отражены невыясненные поступления, подлежащие уточнению в следующем финансовом году в сумме 240,9 тыс. рублей.
Согласно Положению о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ставропольского края, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 24.05.2011 № 194-п к одной из функций Фонда относится наложение штрафов, пени, составление актов о нарушении Федерального закона № 326-ФЗ, в том числе по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, проверок СМО, медицинских организаций.
Фондом в нарушение статьи 160.1 БК РФ, пункта 197 Инструкции № 157н в бюджетном учете начисление доходов от штрафов, пеней, начисление удержания сумм по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, проверок СМО и медицинских организаций производилось не в момент возникновения требований к их плательщику, а лишь по поступлению средств на счета Фонда. В соответствии с отчетом о контрольно-ревизионной работе Фонда (форма № КР-ТФОМС) по состоянию на 01.01.2013 остаток невосстановленных средств по результатам проверок, штрафов и пеней составил 4 064,1 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2014 – 2 479,8 тыс. рублей. Однако указанная задолженность в регистрах бюджетного учета не отражена. В результате показатели дебиторской и кредиторской задолженности, отраженные в Главной книге, Балансе исполнения бюджета (ф. 0503120), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) не достоверны.
Организованная Фондом система сбора и обобщения информации в бюджетной отчетности за 2013 год не отражала реальную информацию о состоянии финансовых активов бюджета Фонда в части объема доходов, источников финансирования дефицита бюджета, задолженности по доходам, что не соответствует требованиям статьи 264.1 БК РФ, Инструкции 191н.
Проект закона Ставропольского края № 323-5«Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2013 год» соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рассмотрен Думой Ставропольского края в установленном порядке с учетом указанных замечаний.
И.о. председателя С.Л. Шак