28 декабря 2011 года N 102-кз

 

 

ЗАКОН

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Принят

Думой Ставропольского края

22 декабря 2011 года

 

(в ред. Закона Ставропольского края

от 10.04.2012 N 26-кз)

 

Статья 1. Статус Контрольно-счетной палаты Ставропольского края

 

1. Контрольно-счетная палата Ставропольского края (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Думой Ставропольского края и подотчетным ей.

2. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность Контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий Думы Ставропольского края.

4. Контрольно-счетная палата является государственным органом Ставропольского края, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланки со своим наименованием и с изображением герба Ставропольского края.

Местонахождение Контрольно-счетной палаты - город Ставрополь.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Контрольно-счетной палаты

 

В своей деятельности Контрольно-счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

 

Статья 3. Принципы осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты

 

Деятельность Контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

 

Статья 4. Состав Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата образуется в составе председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, пяти аудиторов Контрольно-счетной палаты и аппарата Контрольно-счетной палаты.

2. Должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты относятся к государственным должностям Ставропольского края.

Правовой статус председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты регулируется настоящим Законом и Законом Ставропольского края от 29 декабря 2006 г. N 98-кз "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края".

3. В состав аппарата Контрольно-счетной палаты входят инспекторы Контрольно-счетной палаты и иные штатные работники Контрольно-счетной палаты. На инспекторов Контрольно-счетной палаты возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность работников аппарата Контрольно-счетной палаты определяются Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и законодательством Ставропольского края о государственной гражданской службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

4. Структура и штатная численность Контрольно-счетной палаты устанавливаются Думой Ставропольского края по предложению председателя Контрольно-счетной палаты.

5. Штатное расписание Контрольно-счетной палаты утверждается председателем Контрольно-счетной палаты с учетом требований, установленных настоящей статьей, исходя из возложенных на Контрольно-счетную палату полномочий.

 

Статья 5. Порядок назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты

 

1. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты назначаются на должность Думой Ставропольского края сроком на шесть лет.

2. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края:

1) председателем Думы Ставропольского края;

2) Губернатором Ставропольского края;

3) депутатами Думы Ставропольского края (не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края).

3. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя Контрольно-счетной палаты.

Предложения о кандидатурах на должность заместителя председателя Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее чем за два месяца до истечения полномочий действующего заместителя председателя Контрольно-счетной палаты.

4. Предложения о кандидатурах на должность аудитора Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края:

1) председателем Думы Ставропольского края;

2) Губернатором Ставропольского края.

5. Предложения о кандидатурах на должность аудитора Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего аудитора Контрольно-счетной палаты.

6. При внесении в Думу Ставропольского края предложений о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудитора Контрольно-счетной палаты представляются следующие учетно-характеризующие документы:

анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

копия документа, подтверждающего наличие у кандидата высшего образования;

копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к опыту работы кандидатур на должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудитора Контрольно-счетной палаты Федеральным законом и настоящим Законом;

характеристика с последнего места работы;

медицинская справка о состоянии здоровья (форма N 086 У).

7. Постановление о назначении председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудитора Контрольно-счетной палаты принимается Думой Ставропольского края большинством голосов от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края.

8. Порядок рассмотрения предложений о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты устанавливается Регламентом Думы Ставропольского края.

 

Статья 6. Требования к кандидатурам на должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты

 

1. На должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного и (или) муниципального управления, государственного и (или) муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет.

2. Гражданин Российской Федерации не может быть назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты или аудитора Контрольно-счетной палаты в случае:

1) наличия у него неснятой или непогашенной судимости;

2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем Думы Ставропольского края, Губернатором Ставропольского края, руководителями органов исполнительной власти Ставропольского края, в назначении которых на должность принимала участие в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края Дума Ставропольского края, с руководителями судебных и правоохранительных органов, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края.

4. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты, а также лица, претендующие на замещение указанных должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края.

 

Статья 7. Гарантии правового статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты

 

1. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторы Контрольно-счетной палаты и инспекторы Контрольно-счетной палаты являются должностными лицами Контрольно-счетной палаты и обладают гарантиями профессиональной независимости.

2. Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц Контрольно-счетной палаты в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц Контрольно-счетной палаты либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края.

3. Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты досрочно освобождаются от должности на основании решения Думы Ставропольского края в случаях, установленных частью 5 статьи 8 Федерального закона.

4. Решение о досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты по основаниям, установленным частью 5 статьи 8 Федерального закона, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы Ставропольского края и оформляется постановлением Думы Ставропольского края, в котором определяется день освобождения их от должности.

5. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края субъектами, указанными в частях 2 и 4 статьи 5 настоящего Закона, в течение одного месяца со дня принятия постановления Думы Ставропольского края о досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты.

6. Должностные лица Контрольно-счетной палаты подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 8. Коллегия Контрольно-счетной палаты

 

1. Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности Контрольно-счетной палаты, включая вопросы планирования и организации ее деятельности, методологии контрольной и аналитической деятельности, а также других вопросов деятельности Контрольно-счетной палаты образуется коллегия Контрольно-счетной палаты.

2. В состав коллегии Контрольно-счетной палаты входят:

1) председатель Контрольно-счетной палаты;

2) заместитель председателя Контрольно-счетной палаты;

3) аудиторы Контрольно-счетной палаты.

3. Коллегия Контрольно-счетной палаты рассматривает на своих заседаниях следующие вопросы:

1) годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты;

2) итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

3) другие вопросы, предусмотренные регламентом Контрольно-счетной палаты.

4. В исключительной компетенции коллегии Контрольно-счетной палаты находятся:

1) рассмотрение и внесение на утверждение председателю Контрольно-счетной палаты планов работы Контрольно-счетной палаты;

2) утверждение программы контрольных мероприятий, проводимых на основании поручений Думы Ставропольского края, предложений и запросов Губернатора Ставропольского края;

3) разработка и внесение на утверждение председателю Контрольно-счетной палаты стандартов внешнего государственного финансового контроля и общих требований к стандартам внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации.

5. Порядок работы коллегии Контрольно-счетной палаты определяется регламентом Контрольно-счетной палаты.

 

Статья 9. Основные полномочия Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета Ставропольского края и бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования;

2) экспертиза проектов законов Ставропольского края о бюджете Ставропольского края и проектов законов Ставропольского края о бюджете Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Ставропольского края, годового отчета об исполнении бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования; внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Ставропольского края в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Ставропольского края, средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Ставропольскому краю;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Ставропольского края, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета Ставропольского края и имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов Ставропольского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Ставропольского края, а также государственных программ Ставропольского края;

8) анализ бюджетного процесса в Ставропольском крае и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края, а также проверка бюджетов муниципальных образований Ставропольского края в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета Ставропольского края, бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Думу Ставропольского края и Губернатору Ставропольского края;

11) участие в пределах своих полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в Ставропольском крае;

12) выступление в качестве стороны по делам в судебных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, настоящим Законом и иными законами Ставропольского края.

2. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в отношении:

1) органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ставропольского края, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Ставропольского края;

2) иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, гарантий за счет средств бюджета Ставропольского края в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Ставропольского края, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, гарантий за счет средств бюджета Ставропольского края.

 

Статья 10. Полномочия председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты

 

1. Председатель Контрольно-счетной палаты:

1) осуществляет общее руководство деятельностью Контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с настоящим Законом и регламентом Контрольно-счетной палаты;

2) представляет ежегодные отчеты о деятельности Контрольно-счетной палаты (далее - ежегодные отчеты) на рассмотрение в Думу Ставропольского края, а также информацию по ежегодным отчетам Губернатору Ставропольского края;

3) представляет информацию о ходе исполнения бюджета Ставропольского края, бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Думу Ставропольского края и Губернатору Ставропольского края;

4) представляет Контрольно-счетную палату в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края и государственными органами Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, контрольными органами иностранных государств, международными и иными организациями;

5) утверждает результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты, подписывает представления и предписания Контрольно-счетной палаты;

6) утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Контрольно-счетной палаты и должностные регламенты работников аппарата Контрольно-счетной палаты;

7) осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и законодательством Ставропольского края о государственной гражданской службе, полномочия по найму и увольнению работников, не являющихся государственными гражданскими служащими Ставропольского края;

8) утверждает регламент Контрольно-счетной палаты;

9) утверждает стандарты внешнего государственного финансового контроля и общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации;

10) утверждает планы работы Контрольно-счетной палаты;

11) издает в пределах своих полномочий приказы Контрольно-счетной палаты и распоряжения Контрольно-счетной палаты, заключает государственные контракты, гражданско-правовые и иные договоры (соглашения).

2. Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты исполняет свои обязанности в соответствии с регламентом Контрольно-счетной палаты. Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты исполняет в отсутствие председателя Контрольно-счетной палаты его функции, по поручению председателя Контрольно-счетной палаты представляет Контрольно-счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и государственных органах Российской Федерации, Думе Ставропольского края, Правительстве Ставропольского края, иных органах исполнительной власти Ставропольского края и государственных органах Ставропольского края, контрольных органах иностранных государств, международных и иных организациях.

3. Аудиторы Контрольно-счетной палаты исполняют свои обязанности в соответствии с регламентом Контрольно-счетной палаты. Аудиторы Контрольно-счетной палаты организуют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, самостоятельно решают вопросы в пределах своей компетенции и несут ответственность за результаты своей деятельности.

4. Председатель Контрольно-счетной палаты, а также заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты имеют право участвовать в заседаниях Думы Ставропольского края, ее комитетов, комиссий и рабочих групп, заседаниях Правительства Ставропольского края, иных органов исполнительной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, а также в заседаниях координационных и совещательных органов при Губернаторе Ставропольского края.

 

Статья 11. Формы осуществления Контрольно-счетной палатой внешнего государственного финансового контроля

 

1. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата составляет соответствующий акт (соответствующие акты), который доводится (которые доводятся) до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) Контрольно-счетной палатой составляется отчет.

3. При проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата составляет отчет или заключение.

 

Статья 12. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля

 

1. Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего государственного финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, стандартами внешнего государственного финансового контроля.

2. Стандарты внешнего государственного финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются Контрольно-счетной палатой в отношении:

1) органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ставропольского края - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации;

2) иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.

3. При подготовке стандартов внешнего государственного финансового контроля учитываются международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

4. Контрольно-счетная палата вправе утверждать общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края.

5. Стандарты внешнего государственного финансового контроля не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Ставропольского края.

 

Статья 13. Планирование работы Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов работы Контрольно-счетной палаты, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

2. Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Думы Ставропольского края, предложений и запросов Губернатора Ставропольского края.

3. Обязательному включению в планы работы Контрольно-счетной палаты подлежат поручения Думы Ставропольского края, предложения и запросы Губернатора Ставропольского края (далее - поручение Контрольно-счетной палате).

 

Статья 14. Регламент Контрольно-счетной палаты

 

Регламентом Контрольно-счетной палаты определяются распределение обязанностей между аудиторами Контрольно-счетной палаты, функции и порядок взаимодействия структурных подразделений аппарата Контрольно-счетной палаты, порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты.

 

Статья 15. Обязательность исполнения требований должностных лиц Контрольно-счетной палаты

 

1. Требования и запросы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Ставропольского края и государственными органами Ставропольского края, Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль (далее - проверяемые органы и организации).

2. Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц Контрольно-счетной палаты, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

 

Статья 16. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Контрольно-счетной палаты

 

1. Должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края, Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, отнесенным к компетенции Контрольно-счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

2. Руководители проверяемых органов и организаций обязаны создавать необходимые условия для работы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, предоставлять им необходимые помещения, оргтехнику.

3. Должностные лица Контрольно-счетной палаты в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, должны уведомить об этом председателя Контрольно-счетной палаты незамедлительно (в течение 24 часов) посредством использования телефонной связи, а также посредством направления ему в этот же срок письменного уведомления по форме согласно приложению к настоящему Закону.

4. Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

5. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях Контрольно-счетной палаты.

6. Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

 

Статья 17. Представление информации по запросам Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата по установленной ею форме направляет запросы о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - запрос Контрольно-счетной палаты) в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, орган управления Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностным лицам, а также в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения.

Органы и организации, указанные в абзаце первом настоящей части, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса Контрольно-счетной палаты обязаны представить в Контрольно-счетную палату указанные в ее запросе информацию, документы и материалы.

2. При проведении Контрольно-счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на основании поручений Контрольно-счетной палате срок представления информации, документов и материалов, необходимых для проведения указанных мероприятий, составляет пять рабочих дней.

3. При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата взаимодействует с министерством финансов Ставропольского края.

Министерство финансов Ставропольского края по запросам Контрольно-счетной палаты в установленные в них сроки представляет в Контрольно-счетную палату информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

4. Непредставление или несвоевременное представление органами и организациями, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в Контрольно-счетную палату по ее запросу информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

5. Контрольно-счетная палата не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были ей представлены.

 

Статья 18. Представления и предписания Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата по результатам проведенных контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления, подписанные председателем Контрольно-счетной палаты либо его заместителем, для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Ставропольскому краю, муниципальному образованию Ставропольского края или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению таких нарушений.

Органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, проверяемые органы и организации в течение одного месяца со дня получения представления Контрольно-счетной палаты обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления Контрольно-счетной палаты решениях и мерах.

2. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание с указанием сроков его исполнения.

Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения такого предписания.

3. Предписание Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты или заместителем председателя Контрольно-счетной палаты.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания Контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края.

5. В случае если при проведении контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой выявлены факты незаконного использования средств бюджета Ставропольского края и (или) бюджета муниципального образования Ставропольского края, а также средств бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы в установленном порядке.

 

Статья 19. Гарантии прав проверяемых органов и организаций

 

1. Акты, составленные Контрольно-счетной палатой при проведении контрольных мероприятий (далее - акты), доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в течение пяти рабочих дней со дня получения акта, прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью.

2. Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) Контрольно-счетной палаты в Думу Ставропольского края.

 

Статья 20. Основы взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами государственной власти и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и контрольно-счетными органами

 

1. Контрольно-счетная палата при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с органами государственной власти Ставропольского края, территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, территориальными органами Федерального казначейства, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, Ставропольского края, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

2. Контрольно-счетная палата при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации, контрольно-счетными органами муниципальных образований Ставропольского края, со Счетной палатой Российской Федерации, с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Ставропольского края.

3. Контрольно-счетная палата вправе устанавливать и поддерживать связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля субъектов иностранных федеративных государств, а также административно-территориальных образований иностранных государств, с их международными объединениями, заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, вступать в указанные международные объединения органов финансового контроля.

4. В целях координации своей деятельности Контрольно-счетная палата, органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.

5. Контрольно-счетная палата по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации вправе принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

6. Контрольно-счетная палата вправе:

1) организовывать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ставропольского края, в том числе при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований Ставропольского края совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

2) оказывать контрольно-счетным органам муниципальных образований Ставропольского края организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь;

3) содействовать профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края;

4) осуществлять совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ставропольского края планирование совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и организовывать их проведение;

5) по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края или представительных органов муниципальных образований Ставропольского края осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Ставропольского края и давать рекомендации по повышению эффективности их работы.

 

Статья 21. Обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты

 

1. Контрольно-счетная палата в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывает в бюллетене Контрольно-счетной палаты информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2012 N 26-кз)

2. Контрольно-счетная палата ежегодно подготавливает отчеты о своей деятельности и представляет их на рассмотрение в Думу Ставропольского края, а также представляет информацию по ежегодному отчету Губернатору Ставропольского края.

Ежегодные отчеты подлежат опубликованию в газете "Ставропольская правда" или размещению на официальном сайте Контрольно-счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после их рассмотрения Думой Ставропольского края.

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2012 N 26-кз)

3. Опубликование в средствах массовой информации или размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Ставропольского края и регламентом Контрольно-счетной палаты.

(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2012 N 26-кз)

 

Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты

 

1. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края и предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на нее полномочий (включая расходы на финансирование членских взносов в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные объединения органов финансового контроля, а также представительские расходы).

2. Контрольно-счетная палата, наделенная в соответствии с настоящим Законом организационной и функциональной независимостью при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, обладает полномочиями государственного заказчика и вправе самостоятельно размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края.

3. Контроль за использованием Контрольно-счетной палатой бюджетных средств, государственного имущества осуществляется на основании постановлений Думы Ставропольского края.

 

Статья 23. Материальное и социальное обеспечение председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты и работников аппарата Контрольно-счетной палаты

 

1. Председателю Контрольно-счетной палаты, замещающему государственную должность Ставропольского края, устанавливаются денежное вознаграждение и иные выплаты в размере денежного вознаграждения и иных выплат по должности первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края.

2. Заместителю председателя Контрольно-счетной палаты, замещающему государственную должность Ставропольского края, устанавливаются денежное вознаграждение и иные выплаты в размере денежного вознаграждения и иных выплат по должности заместителя председателя Правительства Ставропольского края.

3. Аудиторам Контрольно-счетной палаты, замещающим государственные должности Ставропольского края, устанавливаются денежное вознаграждение и иные выплаты в размере денежного вознаграждения и иных выплат по должности министра Ставропольского края.

4. Работникам аппарата Контрольно-счетной палаты, замещающим должности государственной гражданской службы Ставропольского края, устанавливаются должностные оклады на уровне должностных окладов государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих соответствующие должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства Ставропольского края.

5. Оплата труда лиц, занимающих должности в Контрольно-счетной палате, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Ставропольского края, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти Ставропольского края.

6. Инспекторам Контрольно-счетной палаты, осуществляющим непосредственное проведение внешнего государственного финансового контроля, дополнительно устанавливается надбавка в размере 20 процентов должностного оклада.

7. Медицинское, санаторно-курортное, бытовое и транспортное обслуживание председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты производится в порядке и на условиях, установленных соответственно для первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края, заместителя председателя Правительства Ставропольского края и министра Ставропольского края.

8. Государственные гарантии работникам аппарата Контрольно-счетной палаты, замещающим должности государственной гражданской службы Ставропольского края, предоставляются в порядке и на условиях, установленных для государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих соответствующие должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства Ставропольского края.

 

Статья 24. Переходные положения

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона и до сформирования Контрольно-счетной палаты в соответствии с настоящим Законом устанавливается переходный период.

2. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты вносятся в Думу Ставропольского края не позднее 1 февраля 2012 года.

3. Решение о назначении председателя Контрольно-счетной палаты принимается Думой Ставропольского края в течение месяца со дня истечения срока для внесения предложений, указанного в части 2 настоящей статьи.

Решения о назначении заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты принимаются Думой Ставропольского края в течение двух месяцев со дня истечения срока для внесения предложений, указанного в части 2 настоящей статьи.

4. Полномочия председателя Счетной палаты Ставропольского края, заместителя председателя Счетной палаты Ставропольского края, образованной в соответствии с Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края", прекращаются со дня принятия Думой Ставропольского края решений в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Полномочия аудиторов Счетной палаты Ставропольского края, образованной в соответствии с Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края", прекращаются индивидуально в течение срока, указанного в части 3 настоящей статьи.

6. Формирование аппарата Контрольно-счетной палаты в соответствии с настоящим Законом осуществляется председателем Контрольно-счетной палаты после установления Думой Ставропольского края структуры и штатной численности Контрольно-счетной палаты в порядке, определенном частью 4 статьи 4 настоящего Закона.

7. Полномочия Счетной палаты Ставропольского края, образованной в соответствии с Законом Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края", прекращаются с 1 апреля 2012 года.

 

Статья 25. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

части 1 - 3 статьи 5, части 1 - 3, 5 статьи 6, статьи 7, 24, 25, 31, 32, части 3 - 5 статьи 33, статьи 36 и 37 Закона Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края";

пункт 39 статьи 1 Закона Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. N 108-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края в связи с изменением наименования законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края".

3. С 1 апреля 2012 года признать утратившими силу:

статьи 1 - 4, части 5 - 7 статьи 5, часть 6 статьи 6, статьи 8, 10 - 23, 26 - 30, части 1 и 2 статьи 33, статьи 34 и 35 Закона Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края";

статью 4 Закона Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 43-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края".

4. Установить, что в переходный период статьи 1 - 4, части 5 - 7 статьи 5, часть 6 статьи 6, статьи 8, 10 - 23, 26 - 30, части 1 и 2 статьи 33, статьи 34 и 35 Закона Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 67-кз "О Счетной палате Ставропольского края" применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

 

Губернатор

Ставропольского края

В.В.ГАЕВСКИЙ

г. Ставрополь

28 декабря 2011 г.

N 102-кз

 

 

Вода преткновения. Правда и выдумки о «Ставрополькрайводоканале»


Газета «Ставропольская правда»
29 Апреля 2014
 

 

 

Когда аудиторы Контрольно-счетной палаты (КСП) края заканчивают проверку, это всегда повод для журналистов. Так что внимание коллег к итогам проверки ГУП «Ставрополькрайводоканал» понятно. При этом никто из них не побывал на предприятии и даже объективности ради не поговорил ни с генеральным директором, ни с кем бы то ни было еще...

Впрочем, как кажется, в последние годы «Ставрополькрайводоканал» не дает кому-то жить спокойно. Хотя, сколько помню, он всегда был предприятием проблемным. И писали о нем СМИ всегда проблемно, а не с оптимизмом. И было отчего! Управленческая чехарда, когда с 2006 по 2010 год здесь сменилось 22 (!) генеральных директора. Предприятие было на грани финансового краха. Затем появились первые признаки порядка, прибыль, свободные деньги. ГУП избавилось от удушающих кредитов, начало на благо края строить новые сети, реконструировать старые. Кому-то это опять не понравилось. Появились уголовные дела, опять сменился руководитель.

В сентябре прошлого года предприятие возглавила Наталья Ефимченко, выиграв конкурс на замещение этой должности. Сенсаций долго ждать не пришлось. Спустя полгода Наталья Ефимченко начала подвергаться массированной атаке ряда СМИ. Чего только не пишут: мол, и под банкротство «Ставрополькрайводоканал» подводит, убытки заоблачные, долги растут, за электроэнергию не платит. Какой-то ажиотажный спрос на предприятие получается. Или ажиотажный стресс?

Ажиотажный стресс

– Что же сейчас происходит в «Ставрополькрайводоканале»? Как работает предприятие, какова его экономика за последние полгода? – адресую вопросы генеральному директору предприятия.

- Работаем много, – говорит Н. Ефимченко. – Восемь месяцев, которые я возглавляю предприятие, не тот срок, когда можно говорить о революционном скачке вперед. Но и повода обвинять руководство предприятия в стремлении к преднамеренному банкротству тоже не вижу. Цифры – упрямая вещь, что бы ни писали «доброжелатели», цифрами можно и доказать, и опровергнуть любые их нападки, особенно если это цифры официальной отчетности. К моему удивлению и сожалению, этого не понимают некоторые «писатели» – и в ставропольские СМИ легко попадает недостоверная информация, которая незаслуженно порочит деловую репутацию не только руководства, но и всего предприятия.

– Например?

- Второго апреля в одной из ставропольских газет автор материала о «Ставрополькрайводоканале» на общем негативном фоне приводит искаженную, недостоверную информацию о результатах работы нашего предприятия за 2013 год. Газета утверждает, что выручка у нас за год (сравниваются 2012 и 2013 годы) упала на 275 миллионов рублей. На самом деле она выросла почти на 165 миллионов (или на четыре процента). И это несмотря на то, что тариф на воду снижен. Можно было бы не обращать внимания на авторские нелады с арифметикой, если бы такие же искажения не содержались в статье и по другим направлениям нашей деятельности. Утверждается, что «рухнула» и валовая, и чистая прибыль, что за 2013 год получен убыток 40 миллионов рублей. На деле же по итогам работы предприятия за год получена чистая прибыль в размере 4 миллионов рублей, миллион из которых мы перечислили собственнику – в бюджет Ставропольского края. Если бы тариф нам не сняли, прибыль и выручка были бы больше фактически полученных на 300 миллионов рублей.

Ошибки есть и в оценке кредиторской задолженности (автор перепутал цифры отчетности на начало и конец 2013 года). Фактически долги предприятие к концу года не увеличило, а сократило на 184 миллиона рублей. За электроэнергию платим авансом.

Я даже не размышляю об умышленности или неумышленности таких ошибок, но меня поразила легкость, с которой они проникают в средства массовой информации. Если «Ставрополькрайводоканал» – государственное предприятие жизнеобеспечения края, то и писать о нем нужно, не забывая о социальной ответственности перед читателями – жителями края.

– Это чьи-то игры? Не зря же достоянием гласности стали разногласия по поводу оценки деятельности «Ставрополькрайводоканала».

- Даже и не задумываемся об этом. Играть нам некогда, но защитить коллектив от тех, кто не дает нам работать нормально, от тех, кому не нравится порядок, от тех, кто создает негативный имидж предприятия, хочу. Коллектив – а в большинстве своем это хорошие трудолюбивые люди – устал от постоянной смены руководства, от того, что нужно приспосабливаться. Они хотят просто заниматься своим делом – водоснабжением Ставрополья. Ведь многие у нас работают семьями, и каждая волна недоразумений бьет по карману предприятия и, соответственно, каждого работника.

«Ставрополькрайводоканалу» и так не очень легко работается в нынешних экономических условиях, а необоснованная критика больно ранит весь коллектив. Более 8,5 тысячи человек трудятся не за самую высокую зарплату, чтобы обеспечить жителей Ставрополья водой. И они уж никак не заслуживают того, чтобы стать заложниками в чьих-то политических играх.

Факт в тему. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – крупнейшее предприятие водной отрасли в Ставропольском крае и одно из крупнейших в России, в структуру которого входит 31 филиал, 28 из них – водоснабжающие. Оно предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения 1,5 миллиона абонентам – физическим лицам и 17,5 тысячи организациям края. Предприятие эксплуатирует системы водоснабжения общей протяженностью более 15 тысяч километров, 40 комплексов очистных водопроводных сооружений, более 250 водопроводных насосных станций, более 500 артезианских скважин, 779 резервуаров, 1,76 тысячи километров канализационных сетей, 26 комплексов очистных сооружений канализации. ГУП играет значимую роль в экономике края, является крупнейшим налогоплательщиком. Помимо этого сегодня «Ставрополькрайводоканал» берет на себя огромную социальную нагрузку: за счет собственных средств обслуживает бесхозяйные сети, принимает в эксплуатацию ветхие сети дотационных муниципалитетов и т.п.

Кто не работает, тот не ошибается

– Контрольно-счетная палата СК, окончив проверку вашего предприятия, итоговый акт разместила в открытом доступе. В нем отмечены не только результаты работ, но и недостатки…

- Работу аудиторов Контрольно-счетной палаты и ее итоговый результат – акт мы воспринимаем спокойно. Высоко ценим их профессионализм, благодарны за указания, которые принимаем как руководство к действию. При этом отмечаем, что не все выводы аудиторов бесспорны, сожалеем, что не все мотивированные возражения наших специалистов, данные в ходе проверки, учтены при подготовке акта. Кроме того, КСП проводила проверку от имени собственника (Ставропольского края), а какой же собственник пожелает плохого своему детищу? Мы готовы работать, совершенствоваться, приносить пользу Ставрополью, надеясь не только на критику, но и на помощь собственника в решении проблем «Ставрополькрайводоканала».

Факт в тему. Помимо официальной отчетности предприятия, которая доступна на сайте «Ставрополькрайводоканала», доказательством стабильности являются итоги анализа, который выполнен специальной компьютерной лицензированной программой «ФинЭкАнализ». Она объективно оценила результаты работы. Итоги описаны языком машины сухими терминами: «абсолютная финансовая устойчивость», «финансовая независимость». «прирост стоимости активов», «высокий уровень кредитоспособности» и так далее. По оценке программы, признаков банкротства на предприятии нет. Кстати сказать, и Счетная палата края отметила, что у «Ставрополькрайводоканала», несмотря на имеющиеся проблемы, «признаки банкротства отсутствуют». Основные показатели работы ГУПа положительные, и дела обстоят не так плохо и катастрофично, как это пытаются выдать некоторые СМИ, черпая информацию из найденных «на улице» документов.

Что за «монстр» такой – тариф?

– И все-таки думаю, что многим читателям будет непонятна сама суть претензий к «Ставрополькрайводоканалу», если мы еще раз не объясним, что же за «монстр» такой – тариф? И как он влияет на результаты деятельности ГУПа?

- Тариф потребители знают в одном качестве – это то, что они платят за единицу продукции тому или иному поставщику. В нашем случае это плата за кубометр воды или канализационных стоков. Но это не просто цифры. Правильнее его назвать «экономически обоснованный тариф». Он включает все необходимые виды затрат, которые позволяют предприятию существовать. Это заработная плата, расходные материалы, электроэнергия, капитальный ремонт, реконструкция основных средств. Все это экономически определяет тариф на воду на Ставрополье, сейчас он 42,18 рубля за кубометр. И это на 4,44 рубля меньше, чем должно быть по экономическим расчетам.

Решение о снижении тарифа принимала региональная тарифная комиссия. В сегодняшней ситуации баланс, скажем так, сложился не в нашу пользу. Потому что тариф на электроэнергию за последний год вырос, а на воду снижен. Скажете, мелочь? Но при наших объемах потребления — это сотни миллионов рублей: экономим электроэнергию в киловаттах, приобретаем энергоэффективное оборудование, но расходы в рублях растут.

Факт в тему. «Ставрополькрайводоканал» в 2013 году потребил 195 млн киловатт-часов электроэнергии, в предыдущем, 2012- м больше – 203 млн киловатт-часов, то есть сэкономил 8 млн киловатт-часов. А заплатил на 22 млн рублей больше – 662 млн рублей против 640 млн рублей в 2012 году. То есть средняя расчетная стоимость киловатт-часа энергии увеличилась на 25 копеек (8 процентов).

– То есть увеличение себестоимости кубометра воды идет за счет объективных обстоятельств, на которые руководство крайводоканала просто не может повлиять?

- Конечно. И это не только электроэнергия, которая в наших затратах составляет 15 процентов. Гораздо больший процент составляет заработная плата (у нас это 50 процентов). А с 1 июля мы ее увеличиваем в среднем на 12,6 процента.

– Но раз предприятие находится в таком непростом экономическом положении, может, этого пока не делать?

- Не сделать не могу. Именно такая цифра зафиксирована в Отраслевом тарифном соглашении. По закону его невыполнение чревато ответственностью, может привести к многочисленным трудовым спорам, дополнительным расходам, судебным издержкам. Да и не хочу, если честно. И с профессиональной, и с человеческой точки зрения.

Факт в тему. В декабре 2013 года совместно с краевой профсоюзной организацией работников жизнеобеспечения впервые был проведен конкурс «Лучший по профессии» среди слесарей аварийно-восстановительных работ и электромонтеров. В нем приняли участие 120 человек. Победителям, занявшим призовые места, установлены на год персональные надбавки.

 

«Сжимай экономией каждый пятак»

– Мы как-то увлеклись, Наталья Александровна… Позвольте вернуться к экономике и экономии. В частности, экономии электроэнергии. За счет чего она достигается?

- В первую очередь за счет установки новых, с пониженным потреблением электроэнергии насосных агрегатов (их 107), 18 частотных преобразователей, использования газовых котлов и циркулярных насосных агрегатов. Все это оборудование позволяет снизить потребление электроэнергии. Подобных новшеств, приобретений и мероприятий можно назвать еще много (только энергосберегающих ламп и светильников у нас приобретено почти две тысячи), но вряд ли это будет интересно читателям. Главное, что они есть и дают эффект.

– А на чем еще экономит «Ставрополькрайводоканал»?

- На многом. На закупках, например. Так, за прошедшие полгода мы снизили стоимость закупок основных материальных ценностей практически на 30 процентов.

– И все-таки именно в организации закупок нашла недостатки Контрольно-счетная палата края, в том числе ставятся в укор и закупки у единственного источника…

- Я уже отметила, что не все выводы Контрольно-счетной палаты бесспорны, свои замечания и пояснения к акту мы написали. Но формально цитировать выводы аудиторов – не самое лучшее дело. Да, в 2013 году были проведены закупки у единственного источника на полтора миллиарда рублей. Но на сумму почти 900 миллионов – с теми организациями, вместо которых никто другой эти услуги предоставить не может. Это, например, закупка воды у Невинномысского водозабора, воды из Эшкаконского водохранилища, электричества у «Карачаево-Черкесскэнерго», «Ставропольэнергосбыта», «Пятигорских электрических сетей». Если продолжить эту тему, то отмечу, что в 2013 году «Ставрополькрайводоканал» провел 459 закупок, 212 из них – у единственного источника, причем во втором полугодии таких закупок было гораздо меньше, чем в первом, – 65, что составляет 30 процентов. Увеличение конкурентных закупок во втором полугодии дало экономический эффект в 63 миллиона рублей, в первом полугодии он был поменьше – 23 миллиона. Такая же тенденция сохраняется и в нынешнем году. Экономический эффект от проведения конкурентных закупок за три месяца 2014 года уже превысил 5,6 миллиона рублей.

Факт в тему. За три месяца 2014 года «Ставрополькрайводоканалом» проведено 65 закупок на общую сумму 433,8 млн рублей. Экономическая эффективность проведенных конкурентных закупок обеспечивается за счет анализа текущих рыночных цен закупаемых товаров, работ, услуг, расширения поиска потенциальных участников, в первую очередь непосредственных производителей и официальных дилеров (дистрибьюторов).

– Вот вы экономите-экономите, Наталья Александровна, а кредиторская задолженность есть, и она растет?

- Не растет. Автор материала в газете, о которой мы уже говорили, опять (не нарочно?) все перепутал: указал задолженность не на конец, а на начало 2013 года и заявил об увеличении «кредиторки». На самом деле кредиторская задолженность «Ставрополькрайводоканала» сократилась на 184 миллиона рублей и составила 492 миллиона. Казалось бы, огромная сумма – почти полмиллиарда, но фактически она лишь немного превышает величину наших обычных среднемесячных платежей.

В этой связи хочу подчеркнуть, что с четвертого квартала 2013 года и по настоящее время наше предприятие строго соблюдает сроки платежей трем нашим поставщикам электроэнергии. До 10 числа каждого месяца мы вносим тридцатипроцентный аванс, через десять дней платим еще 40 процентов от фактического потребления предыдущего месяца. И окончательно рассчитываемся 18 числа следующего месяца. Так что долгов перед поставщиками электроэнергии у нас нет, что еще раз свидетельствует о финансовой стабильности крайводоканала.

Факт в тему. Одна из актуальных проблем всех предприятий ЖКХ – недостаток оборотных средств из-за неполной собираемости платежей. «Ставрополькрайводоканал» держит этот показатель на достаточно высоком уровне. В 2013 году собираемость составила 97 процентов, в 2012-м – 96. Но, несмотря на это, проблема накопления дебиторской задолженности является особо острой. В 2013 году от абонентов недополучили 160 миллионов рублей, в 2012 году – 178 миллионов. При этом все налоги (НДС, налог на прибыль) платятся в бюджет независимо от того, заплатил абонент или нет. Ежегодный «недосбор» денег заставляет привлекать банковские кредиты. Но взять лишние заемные средства невозможно. Так называемый коэффициент финансовой независимости просчитывается регулярно собственником, самим предприятием, а также банком при установлении предельного лимита кредитования.

– А как еще может заработать ГУП – государственное унитарное предприятие, которое в своей деятельности достаточно ограничено?

- Мы экономим на всем, изыскиваем возможности получения дополнительных доходов. Тщательно провели инвентаризацию нашего имущества. Проанализировали работу транспорта. Оказалось, что значительное количество единиц автотранспорта физически и морально устарело, не используется в производстве, требует значительных расходов на ремонт. По итогам инвентаризации в первом квартале 2014 года было списано 46 транспортных единиц (из 1403 числящихся на балансе). Списали – перестали платить транспортный налог. Внедрили новую систему финансовых отношений с банком, заключили соглашение о едином остатке на расчетном счете, по которому остатки денег на конец рабочего дня со счетов всех филиалов, так называемых участников пула, перечисляются на централизованный счет, затем возвращаются обратно. Платежи за неснижаемые остатки позволяют нам также получить дополнительные доходы. За четыре месяца 2014 года это дало нам миллион рублей дохода.

Еще пример. Предприятие ранее недостаточно активно использовало даже те возможности в оптимизации, которые предоставлены государством. Мы сегодня очень много работаем в этом направлении. Например, проинвентаризировали все оборудование и пересчитали налоги на имущество, по которым постановлениями Правительства РФ установлены льготные ставки, и таким образом высвободили более 300 тысяч рублей.

Более принципиально мы стали подходить к контролю качества сточных вод, наказывать рублем за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации. С одной стороны, так решается большая экологическая проблема, а с другой – для «Ставрополькрайводоканала» это дополнительный доход. И немалый. В прошлом году мы выставили счета более чем на 54,7 миллиона рублей. Не буду скрывать, получили едва ли пятую часть. Продолжаем работать сейчас над этой проблемой, теперь уже путем судебных процедур. И уже с начала нынешнего года выставили счетов «за загрязнение» почти на 9 миллионов рублей.

Производство и производительность

– Наталья Александровна, а как обстоят дела в производстве, в первую очередь производстве чистой воды, капитальном строительстве новых водоводов?

- Качество воды является первостепенной задачей предприятия. На сегодняшний день 40 из 59 хлораторных установок, ранее работавших на жидком хлоре, переведены на работу с использованием гипохлорита натрия с применением электролизных установок. Этот уникальный способ обеззараживания воды наиболее безопасен и для людей, и для окружающей среды, потому что исходным материалом для этого самого гипохлорита является водный раствор... поваренной пищевой соли. Простой и современный метод, в котором не используются химические реагенты, обеспечивает экологическую безопасность, эффективность и экономичность. Эту работу мы продолжаем, в текущем году будут переведены хлораторные очистных сооружений водопровода Изобильного и села Добровольного Ипатовского района (последние очищают воду для петровчан), стоимость работ составит 10 миллионов рублей.

– «Ставрополькрайводоканал» – это же бедный ГУП, еще и тарифом обиженный. Откуда берутся средства на эти и другие работы?

- И сами зарабатываем, и инвестиции получаем. Для реализации Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы «Ставрополькрайводоканал» получил 363,6 миллиона рублей, по краевой комплексной программе «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2013 – 2015 годы» – 46,9 миллиона. До конца года будут реконструированы системы водоснабжения в десяти населенных пунктах Буденновского района, на это уйдет более 310 миллионов рублей. Еще 52 миллиона до конца года будет истрачено на реконструкцию очистных сооружений канализации региона Кавказских Минеральных Вод. Речь идет о цехе механического обезвоживания, который морально и производственно устарел. Реконструкция позволит увеличить его производительность со 170 тысяч кубометров в сутки до 250 тысяч, разгрузить переполненные иловые карты очистных сооружений, даст им возможность работать еще 20 – 25 лет.

Краевые инвестиции не так масштабны, но они затрагивают болевые точки Ставрополья. Это, например, строительство в нынешнем году двух артезианских скважин в селе Богдановка Степновского района и селе Эдиссия Курского района, где существующие скважины отработали свой 15-летний ресурс и жители остро ощущают, особенно летом, дефицит воды. Кроме того планируется реализация проекта по обеззараживанию сточных вод на Кавминводских очистных сооружениях канализации посредством ультрафиолетового облучения. Проект позволит вывести из эксплуатации хлораторную, являющуюся химически опасным объектом, где хранится до 8,5 тонны жидкого хлора. А она располагается поблизости от города-курорта Пятигорска.

В нынешнем году мы ликвидируем один из «долгостроев» и запустим в работу очистные сооружения водопровода в селе Казинка Андроповского района производительностью 1600 кубометров в сутки. Это обеспечит централизованное водоснабжение 1700 жителей Казинки и села Подгорного, пока там вода привозная. Предварительная стоимость составит 10 миллионов рублей.

Плюс капитальный ремонт объектов водохозяйственного комплекса, который мы выполняем за счет тарифа. Изыскиваем средства даже при сезонных колебаниях финансов.

Факт в тему. Предприятие непрерывно ведет работу по восстановлению производственной инфраструктуры. В 2013 г. расходы на капитальный ремонт объектов водо-хозяйственного комплекса составили 184,5 млн рублей, что на 47,6 млн рублей выше показателей 2012 года. Заменено водоводов и разводящих водопроводных сетей 157,3 км (2012 г. – 155,5 км). Ощутимую помощь оказывает в этом собственник: в 2013 г. стоимость капитального ремонта за счет трубной продукции, полученной от министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, составила 16,2 млн руб.

Потерянная вода

– Наталья Александровна, теперь давайте о наболевшем. В акте Контрольно-счетной палаты говорится и о потерях воды. Получается, что это «Ставрополькрайводоканал» так плохо бережет воду?

- А на какой иной результат можно было рассчитывать, если многие годы и даже десятилетия деньги на латание дыр в водопроводных сетях выделялись по остаточному принципу. В такой ситуации предприятие обвинить легче легкого. Мы пошли на то, что в 2013 году заказали техническую экспертизу и получили заключение о техническом состоянии водопроводных сетей в семи наших филиалах: Пятигорском, Кисловодском, Ессентукском, Минераловодском, Предгорном, Георгиевском и Благодарненском. Экспертиза определила степень износа сетей и просчитала неизбежные объемы потерь и утечек воды. Результаты исследований показали, что расчетный объем потерь соответствует их фактическим объемам.

– Это значит, что ничего нельзя сделать?

- Напротив, это для нас вовсе не повод бездействовать. На предприятии создано подразделение, которое осуществляет систематический контроль неучтенных расходов и потерь воды. За прошлый год потери при транспортировке сократились на шесть процентов, общий объем потерь снизился почти на 4 миллиона кубометров. Боремся и с несанкционированными подключениями, то есть с ворами. За 2013 год выявлено около 200 таких подключений по питьевому водоснабжению и более 70 по водоотведению. Предъявлены санкции более чем на 15 миллионов рублей.

Социальное партнерство

– Как себя ощущают с новым руководителем члены коллектива «Ставрополькрайводоканала»? СМИ пишут, что уволили «нормальные грамотные кадры» в Пятигорском филиале.

- Поддержание социального статуса предприятия, точнее сказать, социальное партнерство с коллективом я считаю одним из важных направлений своей управленческой политики. Текучесть кадров на предприятии последние годы держится примерно на одном уровне — в четвертом квартале 2013 года она составила 4,3 процента (для сравнения, за аналогичный период 2012 года – 4,8 процента). Низкий уровень текучести кадров объясняется стимулированием продолжительной работы. Так, в прошлом году на выплату вознаграждений за выслугу лет израсходовали 185 миллионов рублей, платим премии к ежегодному оплачиваемому отпуску, материальную помощь при вступлении в брак, рождении ребенка, помогаем в трудных жизненных ситуациях.

Особое внимание уделяем трудовым династиям. Всего на предприятии трудится 144 династии, их общий стаж работы – 5111 лет. В марте нынешнего года на торжественном собрании, посвященном Дню работников жилищно-коммунального хозяйства, награждены члены пяти трудовых династий, общий стаж работы на предприятии которых составил более ста лет.

Но с теми, кто не хочет работать, мы расстаемся без сожаления. СМИ обвиняют руководство предприятия в том, что уволили «нормальные грамотные кадры» в Пятигорском филиале. Это неправда. Правда состоит в том, что эти «грамотные кадры» допускали грубейшие нарушения производственной и финансовой дисциплины, причинили убытки предприятию, а один из руководителей этого филиала нанес прямой материальный ущерб ГУПу – во время использования служебного автомобиля в личных целях автомобиль сгорел. В настоящее время по этим фактам материалы переданы в правоохранительные органы.

– Наталья Александровна, говорят, вы еще какую-то концессию задумали, в которую хотите сдать «Ставрополькрайводоканал»?

- Еще Михаил Булгаков говорил: «Боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет». Это не я, а ставропольские газеты задумали сдать предприятие в концессию. А если без шуток, то вхождение в концессию — по закону – путь достаточно долгий и трудный. Решение принимается государственным органом власти субъекта – губернатором. Вся конкурсная документация согласовывается с правительством края, тарифными органами. Инвестиционные программы утверждаются представительными органами власти, то есть за спиной депутатского корпуса это сделать невозможно. Конкурс обязан длиться не менее 180 дней, а итоги его публиковаться на официальном сайте РФ. Государство сегодня максимально защитило собственника от всевозможных мошеннических схем. Имущество, передаваемое в концессию, сегодня нельзя ни продать, ни заложить, ни обратить на него свои долги. Даже созданное во время концессии без согласования с властью имущество автоматически становится собственностью края и выкупу не подлежит. Короче говоря, если такая задача и будет поставлена, в чем я сильно сомневаюсь, года полтора-два понадобится...

Программа завтрашнего дня

– И последний вопрос: как вы смотрите в день завтрашний?

- С оптимизмом. Я не кривлю душой, говоря спасибо аудиторам Контрольно-счетной палаты. Стали виднее просчеты, недоработки. Это план, так сказать, тактических действий – работа над увеличением доходов, поиск возможностей получать их дополнительно. Но есть еще и стратегические, социальные задачи, которые быстро не дадут доходов. Например, мы ведем работы по лицензированию месторождений воды и ее запасов. Они должны принадлежать только Ставропольскому краю. Мы намерены до конца года взять на баланс инфраструктуру 24 населенных пунктов, где сети находятся в ветхом состоянии, источников финансирования ремонта у муниципалитетов нет. Такого массового приема сетей в эксплуатацию не было, пожалуй, с момента создания ГУПа.

Еще одна большая проблема – бесхозяйные сети. В «Ставрополькрайводоканале» сейчас у нас уже есть заявки на прием бесхозяйных сетей в количестве 913 километров. Это 10 процентов от существующих водоводов! Реализация не увеличится, а расходы возрастут многократно. Причем денег на эти цели в ближайшее время нам, скорее всего, никто не даст. Мы понимаем, что это снизит рентабельность предприятия, но и отдаем себе отчет, что социальный аспект выше. Поэтому отказываться от этой колоссальной работы «Ставрополькрайводоканал» ни в коем случае не будет.

Хочу отметь, что все, что мы сделали и планируем сделать, возможно только при поддержке собственника имущества, представительных и исполнительных органов власти Ставропольского края. На сегодняшний день мы встречаем понимание и поддержку. И даже если сегодня наша работа радует не всех, я хочу уверить, что намеченные цели мы выполним, наше большое предприятие всегда будет гарантом бесперебойной подачи воды хорошего качества потребителям Ставропольского края.

Отдельно хочу обратиться к СМИ. Мы готовы быть открытыми по всем направлениям своей деятельности, ставропольчане вправе знать обо всех наших проблемах, результатах их решения. Но и за свой деловой и социальный имидж будем бороться. Приглашаем журналистов к сотрудничеству со «Ставрополькрайводоканалом» – крупнейшим предприятием жизнеобеспечения края.

Валентина ЛЕЗВИНА

 

По материалам: http://www.stapravda.ru/20140429/pravda_i_vydumki_o_stavropolkrayvodokanale_76338.html

Дизайн: Николай Мокринский. Разработка и поддержка: «СГУ-Инфоком».

При использовании материалов, размещенных на web-сайте Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, ссылка на источник обязательна.