Заключение на проект закона Ставропольского края № 632-6 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2020 год»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект закона Ставропольского края № 632-6
«Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2020 год»
Заключение подготовлено на основании пункта 6 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктов 3, 7 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», статьи 13 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» (далее – Закон СК № 59-кз).
Основной целью проекта закона Ставропольского края № 632-6 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2020 год» (далее – законопроект) является утверждение отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее – Фонд, ТФОМС) за 2020 год.
Законопроект разработан в рамках полномочий субъекта Российской Федерации и его принятие находится в пределах компетенции Думы Ставропольского края.
В ходе подготовки заключения Контрольно-счетной палатой Ставропольского края (далее – Контрольно-счетная палата) на основании данных годовой бюджетной отчетности проведена оценка полноты и достоверности показателей отчета об исполнении бюджета Фонда за 2020 год.
Основные характеристики бюджета Фонда
Первоначально Законом Ставропольского края от 13.12.2019 № 98-кз «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете ТФОМС) утвержден бездефицитный бюджет по доходам и расходам в сумме 36 054 050,4 тыс. рублей.
В процессе исполнения бюджета в Закон о бюджете ТФОМС два раза вносились изменения, в результате которых общий объем доходов на 2020 год (в редакции Закона Ставропольского края от 12.11.2020 № 123-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов») составил 36 355 728,9 тыс. рублей, расходов – 36 558 713,4 тыс. рублей, дефицита – 202 984,5 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается к утверждению исполнение бюджета Фонда по доходам за 2020 год в сумме 36 383 858,7 тыс. рублей (100,1% к уточненным бюджетным назначениям), по расходам – 36 332 060,8 тыс. рублей (99,4%), с превышением доходов над расходами на 51 797,9 тыс. рублей.
Согласно отчетным данным объем фактически поступивших доходов на 28 129,8 тыс. рублей выше плановых назначений, утвержденных Законом о бюджете ТФОМС.
Отраженные в отчетности ТФОМС за 2020 год показатели исполненных расходов бюджета Фонда (36 332 060,8 тыс. рублей) на 226 652,6 тыс. рублей и 238 584,0 тыс. рублей ниже объемов бюджетных назначений, утвержденных Законом о бюджете ТФОМС на 2020 год и сводной бюджетной росписью, соответственно.
Согласно данным бюджетной отчетности временно свободные остатки денежных средств Фонда в кредитных организациях на депозит не размещались.
Анализ исполнения доходной части бюджета Фонда
В ходе исполнения бюджета Фонда первоначальные плановые назначения по доходам в целом увеличены на 301 678,5 тыс. рублей, в том числе за счет увеличения безвозмездных поступлений на 311 673,8 тыс. рублей и снижения неналоговых доходов на 9 995,3 тыс. рублей. С учетом внесенных изменений, фактическое поступление объема доходов сложилось выше уточненных назначений на 28 129,8 тыс. рублей (на 0,1%), и выше первоначальных на 329 808,3 тыс. рублей (на 0,9%). Перевыполнение уточненных бюджетных назначений обеспечено за счет дополнительного объема безвозмездных поступлений в сумме 20 726,4 тыс. рублей и неналоговых доходов в сумме 7 403,4 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета ТФОМС в целом за год показал следующее.
Поступление неналоговых доходов сложилось в сумме 135 529,9 тыс. рублей или 105,8% годовых плановых назначений. Перевыполнение плановых показателей сформировалось по следующим основным видам доходов:
- прочим доходам от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) – на 5 706,3 тыс. рублей, в связи с возвратом средств страховыми медицинскими организациями Ставропольского края по результатам медико-экономических экспертиз, экспертиз качества оказания медицинской помощи и возвратом контрагентами дебиторской задолженности прошлых лет;
- платежам по искам, предъявленным территориальным фондом ОМС, к лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов на оказание медицинской помощи – на 681,0 тыс. рублей, в связи с фактическим поступлением средств по исковым заявлениям (физические лица);
- иным штрафам, неустойкам, пеням, уплаченным в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед территориальным фондом ОМС – на 460,3 тыс. рублей, в связи с фактическим поступлением средств, штрафов страховыми медицинскими организациями в рамках заключенных договоров о финансовом обеспечении ОМС;
- денежным взысканиям, налагаемым в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части территориальных фондов ОМС) – на 309,1 тыс. рублей, в связи с фактическим поступлением средств, использованных не по целевому назначению медицинскими организациями, в результате проведения ТФОМС контрольных мероприятий по использованию средств ОМС;
- денежным взысканиям (штрафам), поступающим в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в бюджет ТФОМС по нормативам, действовавшим в 2019 году – на 241,3 тыс. рублей, в связи с фактическим зачислением денежных средств контрагентами (дебиторская задолженность прошлых лет).
Доля безвозмездных поступлений в доходной части бюджета Фонда составила 99,6%. Фактическое поступление составило 36 248 328,8 тыс. рублей, что на 20 726,4 тыс. рублей превысило утвержденный плановый показатель, из них:
- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам ОМС на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС – 33 304,2 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – 34 488 844,4 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение формирования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС – 195 725,3 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальных программ ОМС – 259 877,9 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утверждены в сумме 15 971,1 тыс. рублей, исполнены в сумме 7 985,4 тыс. рублей. Неисполнение планового показателя на 7 985,7 тыс. рублей (на 50%) связано с временной приостановкой проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 № 710-р);
- прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС, утверждены в сумме 1 394 258,1 тыс. рублей, исполнены в сумме 1 425 662,5 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 31 404,4 тыс. рублей (на 2,3%) связано с поступлением средств в конце финансового года (в декабре 2020 года) из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации за пролеченных больных вне территории страхования в рамках межтерриториальных расчетов;
- доходы бюджета территориального фонда ОМС от возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам утверждены в сумме 2 309,7 тыс. рублей, исполнены в сумме 4 655,5 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 2 345,8 тыс. рублей связано с фактическим поступлением от министерства здравоохранения Ставропольского края возврата средств прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50,0 тыс. человек, в связи с расторжением трудовых договоров с медицинскими работниками;
- доходы бюджетов территориальных фондов ОМС от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет утверждены в сумме 39,5 тыс. рублей, исполнены в сумме 122,2 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 82,7 тыс. рублей объясняется фактическим поступлением средств из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации в результате проведения повторных медико-экономических экспертиз.
В отчетном периоде из бюджета Фонда в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) произведен возврат межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет, в общей сумме (-) 167 848,6 тыс. рублей (103,2% годовых назначений), из них:
- возврат остатков субвенций прошлых лет на финансовое обеспечение организации ОМС на территории субъектов Российской Федерации утвержден в сумме (-) 160 418,1 тыс. рублей, исполнен в сумме (-) 163 197,1 тыс. рублей. Отклонение от планового показателя на (-) 2 779,0 тыс. рублей объясняется фактическим перечислением остатков субвенций прошлых лет на финансовое обеспечение организации ОМС на территории края в бюджет ФФОМС;
- возврат остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам утвержден в сумме (-) 2 309,7 тыс. рублей, исполнен в сумме (-) 4 651,5 тыс. рублей. Отклонение от планового показателя на (-) 2 341,8 тыс. рублей объясняется фактическим перечислением в бюджет ФФОМС остатков средств прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам.
Анализ исполнения расходной части бюджета Фонда
Законом о бюджете ТФОМС первоначальные плановые назначения по расходам на 2020 год утверждены в сумме 36 054 050,4 тыс. рублей. С учетом всех внесенных изменений годовые назначения по расходам составили 36 558 713,4 тыс. рублей, освоение сложилось в сумме 36 332 060,8 тыс. рублей или 99,35% от уточненного годового объема.
В сравнении с аналогичными показателями 2019 года кассовое исполнение по расходам увеличилось на 2 797 671,7 тыс. рублей, но при этом уровень освоения плановых назначений сократился на 0,08 процентных пункта, что свидетельствует о снижении уровня исполнительской дисциплины (за 2019 год кассовое исполнение составило 33 534 389,1 тыс. рублей или 99,43% к плану).
Отклонение показателей расходной части бюджета Фонда в соответствии с Законом о бюджете ТФОМС от показателей сводной бюджетной росписи сложилось в сумме 11 931,5 тыс. рублей в связи с увеличением расходов на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи медицинскими организациями Ставропольского края гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) расходы бюджета Фонда осуществлялись по следующим направлениям:
1) выполнение основных функций органа управления ТФОМС в системе ОМС – 239 797,9 тыс. рублей (96,9%). Неисполнение плановых назначений сложилось в сумме 7 681,9 тыс. рублей в связи с:
- наличием государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, заключенных в 2020 году и подлежащих оплате в 2021 году – 7 269,9 тыс. рублей. Основными причинами неиспользования средств является несвоевременная организация Фондом работ по корректировке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания медицинского учреждения (до вступления в силу постановления Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края»), а также проведение ТФОМС конкурентных процедур на выполнение указанных работ не в первом, а во втором полугодии 2020 года;
- отменой плановых командировок работников ТФОМС в связи с пандемией коронавирусной инфекции – 269,8 тыс. рублей. Указанный факт свидетельствует о том, что Фондом не приняты меры по корректировке плановых назначений при внесении изменений в Закон о бюджете ТФОМС с учетом сложившейся ситуации (в ноябре 2020 года);
- изменением потребности в товарах, работах и услугах по заключенным контрактам - 142,2 тыс. рублей. Данная ситуация свидетельствуют о недостатках в работе Фонда в части планирования закупаемого объема для выполнения собственных функций;
2) расходы на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС – 36 058 958,7 тыс. рублей, неисполненные назначения по которым составили 230 902,1 тыс. рублей или 0,6%;
3) финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС – 33 304,2 тыс. рублей (исполнение составило 100%).
Расходы на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в сумме 36 058 958,7 тыс. рублей осуществлялись по следующим направлениям:
- расходы ТФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – 32 229 297,0 тыс. рублей, включая расходы на ведение дела страховым медицинским организациям Ставропольского края – 319 431,7 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (в части межтерриториальных расчетов) – 2 012 801,7 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 195 725,3 тыс. рублей. Исполнение планового показателя составило 23 232,6 тыс. рублей или 11,9%. Существенное неисполнение планового показателя связано с недостатками в планировании данного показателя, в результате чего из года в год формируется значительный остаток средств, который в следующем финансовом году возвращается в ФФОМС (в 2020 году возврат средств составил 157 322,8 тыс. рублей, в 2021 году составит – 172 492,7 тыс. рублей);
- финансовое обеспечение оказания медицинской помощи медицинскими организациями Ставропольского края гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации – 1 410 876,2 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальных программ ОМС за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 259 877,9 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – 165 311,7 тыс. рублей (исполнение составило 122 873,3 тыс. рублей или 74,3%). Отклонение от планового показателя на 42 438,4 тыс. рублей сложилось в результате утверждения в 4 квартале 2020 года плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС на 1 квартал 2021 года;
- осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 15 971,1 тыс. рублей. Освоение указанных средств в течение финансового года не осуществлялось в связи с отсутствием в первом квартале заявок от медицинских организаций по компенсации расходов на диспансеризацию и профилактический медицинский осмотр населения, а также издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 № 710-р «О приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 1391-р».
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ, частью 1 статьи 7 Закона о бюджете ТФОМС утвержден объем бюджетных ассигнований на формирование нормированного страхового запаса (далее – НСЗ) в размере до 3 795 081,0 тыс. рублей, а также источники его формирования. Кроме того, частью 4 статьи 7 Закона о бюджете ТФОМС определено, что остаток средств НСЗ, образовавшийся на конец финансового года, предшествующего текущему финансовому году, за счет средств бюджета Фонда, не подлежащих возврату в соответствии со статьей 242 БК РФ, направляется на формирование НСЗ Фонда в текущем финансовом году.
По состоянию на 01.01.2020 остатки средств НСЗ составляли 202 187,6 тыс. рублей. В 2020 году НСЗ с учетом остатков сформирован в размере 3 795 081,0 тыс. рублей. Фактическое использование средств НСЗ в 2020 году составило 3 575 531,2 тыс. рублей, в том числе:
- на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной за пределами территории Ставропольского края лицам, застрахованным на территории Ставропольского края, в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС – 2 012 801,7 тыс. рублей;
- на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края – 1 410 876,2 тыс. рублей;
- на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – 122 873,3 тыс. рублей;
- на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 23 232,6 тыс. рублей;
- на финансовое обеспечение мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих 5 747,4 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2021 остаток средств НСЗ составил 219 549,8 тыс. рублей.
Анализ источников финансирования дефицита бюджета
Первоначально Законом о бюджете ТФОМС на 2020 год утвержден бездефицитный бюджет. Уточненный объем доходов бюджета Фонда утвержден в сумме 36 355 728,9 тыс. рублей, расходов – в сумме 36 558 713,4 тыс. рублей, в связи с чем плановый дефицит на 2020 год составил 202 984,5 тыс. рублей.
Отклонение показателей планового дефицита, утвержденного Законом о бюджете ТФОМС на 2020 год (202 984,5 тыс. рублей), от показателей годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2020 год (214 916,0 тыс. рублей) связано с уточнением расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ, и составило 11 931,5 тыс. рублей.
Законом о бюджете ТФОМС установлено, что источником финансирования дефицита бюджета Фонда в 2020 году являются остатки средств по состоянию на 01.01.2020.
Фактически в результате исполнения бюджета Фонда сложился профицит в объеме 51 797,9 тыс. рублей, что ниже планового показателя на 254 782,4 тыс. рублей.
Объемы утвержденных бюджетных назначений, указанные в разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» формы 0503117 «Отчет об исполнении бюджета», входящей в состав бюджетной отчетности Фонда, соответствуют Закону о бюджете ТФОМС в части поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета и сводной бюджетной росписи – в части выплат источников финансирования дефицита бюджета, что соответствует требованиям пункта 134 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н).
Проверка годового отчета об исполнении бюджета Фонда
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 БК РФ, статьей 13 Закона СК № 59-кз Правительством Ставропольского края в Контрольно-счетную палату представлен отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2020 год.
В составе годовой отчетности Фонда представлены: справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117); баланс исполнения бюджета (ф. 0503120); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); отчет о движении денежных средств (ф. 0503123); справка по консолидированным расчетам (ф. 0503125); отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128); пояснительная записка (ф. 0503160); сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (таблица № 3); сведения об основных положениях учетной политики (таблица № 4); сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164); сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168); сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169); сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178).
Пунктом 8 Инструкции № 191н предусмотрена возможность несоставления форм бюджетной отчетности, в случае, если все показатели данной формы не имеют числового значения. Информация об отсутствии числовых значений подлежит отражению в пояснительной записке (ф. 0503160) к бюджетной отчетности за отчетный год. Информация о непредставлении в составе бюджетной отчетности форм в связи с отсутствием в них числовых значений отражена в пояснительной записке Фонда относительно форм отчетности: сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166); сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171); сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172); сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173); сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174); сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175); сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176); сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190); сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296); сведения о направлениях деятельности (таблица № 1); сведения о проведении инвентаризаций (таблица № 6).
Проверкой полноты, достоверности, соблюдения порядка составления и представления годовой бюджетной отчетности установлено, что при составлении годовой бюджетной отчетности не в полной мере соблюдались требования Инструкции № 191н.
Так, в нарушение пунктов 14 и 115 Инструкции № 191н на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503120) показатель на 01.01.2020 года (172,0 рубля) не соответствует показателю, отраженному на конец года в отчетности Фонда за 2019 год (72 рубля). При этом отсутствуют сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) на отчетную дату, содержащую информацию об изменении показателей на начало года.
В нарушение пункта 167 Инструкции № 191н в графе 12 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) отражены показатели кредиторской задолженности, не соответствующие показателям задолженности на конец аналогичного отчетного периода, отраженных в годовой отчетности Фонда за 2019 год. Сравнительный анализ представлен в следующей таблице.
Наименование показателя |
Показатели ф. 0503169 |
Отклонение |
|
за 2019 год (на 31.12.2019), тыс. рублей |
за 2020 год (на 31.12.2019), тыс. рублей |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Кредиторская задолженность, в том числе: |
176 801,3 |
194 886,2 |
+18 084,9 |
Расчеты по доходам |
161 411,0 |
0 |
-161 411,0 |
Расчеты с подотчетными лицами |
3,0 |
1,0 |
-2,0 |
Расчеты по принятым обязательствам |
15 347,1 |
3 940,2 |
-11 406,9 |
Расчеты по платежам в бюджеты |
40,2 |
190 945,0 |
+190 904,8 |
Кроме того, в графе 5 ф. 0503169 отражены некорректные суммы увеличения кредиторской задолженности по счету бюджетного учета 21950930090000150 1 20551000, вследствие чего некорректно отражены значения увеличения задолженности по счету бюджетного учета 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» и общей суммы увеличения кредиторской задолженности.
В пояснительной записке (ф. 0503160) указана информация о непредставлении в составе бюджетной отчетности сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) в связи с отсутствием числовых значений. В соответствии с пунктом 170.2 Инструкции № 191н информация в ф. 0503175 содержит аналитические данные о неисполненных бюджетных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, обязательствах, принятых сверх установленных лимитов, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков. Вместе с тем согласно разделу 1 отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) объем неисполненных бюджетных обязательств Фонда за 2020 год составил 7 412,1 тыс. рублей, денежных обязательств – 30,4 тыс. рублей, объем принятых с применением конкурентных способов бюджетных обязательств – 58 236,4 тыс. рублей. Таким образом, в нарушение пунктов 152 и 170.2 Инструкции № 191н ТФОМС в составе бюджетной отчетности не представлены сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).
В нарушение пункта 173 Инструкции № 191н в составе годовой отчетности представлены сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), отражающие остатки денежных средств по счету 0 202 11 000 «Средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства». Вместе с тем, согласно пункту 173 Инструкции № 191н по указанному счету ф. 0503178 не составляется.
В нарушение пункта 152 Инструкции № 191н в Пояснительной записке (ф. 0503160) в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» отражена информация о непредставлении в составе бюджетной отчетности сведений об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166) и сведений по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176) ввиду отсутствия числовых значений. Так, в соответствии с пунктом 164 Инструкции № 191н Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166) оформляются получателями средств федерального бюджета, а сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176) исключены из состава годовой отчетности приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2015 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В нарушение пункта 8, пункта 152 Инструкции № 191н не представлена в составе бюджетной отчетности, а также в Пояснительной записке (ф. 0503160) не отражена информация о непредставлении Сведений о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167) ввиду отсутствия числовых значений показателей.
Анализ сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) показал, что по состоянию на 01.01.2021 сумма дебиторской задолженности Фонда составила 36 057 933,1 тыс. рублей, кредиторской задолженности – 194 886,2 тыс. рублей.
По сравнению с показателями на 01.01.2020 объем дебиторской задолженности увеличился на 983 863,9 тыс. рублей или на 2,8% (на 01.01.2020 – 35 074 069,2 тыс. рублей), что главным образом обусловлено применением в учете Фонда положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н (далее – СГС «Доходы»).
В составе дебиторской задолженности основную долю (98,5%) занимают расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 35 505 839,9 тыс. рублей. Значительный объем указанной задолженности сложился в результате отражения в учете ТФОМС доходов от безвозмездных поступлений будущих периодов, ожидаемых к получению в 2021 году, в соответствии с положениями СГС «Доходы», в том числе:
- субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации – 35 374 461,1 тыс. рублей;
- прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 95 293,5 тыс. рублей;
- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам ОМС на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС – 33 304,2 тыс. рублей.
Кроме того, в составе расчетов по безвозмездным поступлениям Фонда отражена задолженность в сумме 2 781,1 тыс. рублей – средства, подлежащие возврату медицинскими работниками, расторгнувшими договор до истечения установленного срока по единовременным компенсационным выплатам, согласно решению суда, постановившего расторгнуть договор между министерством здравоохранения Ставропольского края и медицинским работником.
Значительный объем дебиторской задолженности (1,5%) сложился в части расчетов по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования – 548 832,3 тыс. рублей. Данная задолженность образовалась ввиду финансирования страховых медицинских организаций в декабре 2020 года для завершения расчетов с медицинскими организациями Ставропольского края в рамках финансового обеспечения организации ОМС на территории Ставропольского края.
Кроме того, в дебиторской задолженности числятся расчеты по прочим доходам от сумм принудительного изъятия в сумме 3 049,5 тыс. рублей (остаток невосстановленных медицинскими организациями Ставропольского края средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также остаток задолженности по штрафам, пеням).
В составе дебиторской задолженности ТФОМС также числится задолженность по авансам по прочим работам, услугам (115,6 тыс. рублей), по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет (51,1 тыс. рублей), расчетам с подотчетными лицами по оплате услуг связи (23,8 тыс. рублей), по прочим платежам в бюджет (10,9 тыс. рублей – транспортный налог), по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) (10,0 тыс. рублей).
Объем кредиторской задолженности по сравнению с показателями на начало финансового года увеличился на 18 084,9 тыс. рублей или на 10,2% (на 01.01.2020 – 176 801,3 тыс. рублей).
В составе кредиторской задолженности основную долю (98%) занимают расчеты по прочим платежам в бюджет в части возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме 190 945,0 тыс. рублей, в том числе:
- софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 172 492,7 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 7 985,4 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации – 7 681,8 тыс. рублей;
- осуществление единовременных выплат медицинским работникам – 2 785,1 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность в сумме 3 870,4 тыс. рублей числится по расчетам по арендной плате за пользование имуществом. Данная задолженность образовалась в связи с отражением в учете Фонда заключенных договоров по аренде помещений в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 258н.
В составе кредиторской задолженности ТФОМС также имеется задолженность по коммунальным услугам в соответствии с заключенными контрактами в сумме 68,6 тыс. рублей, задолженность перед подотчетными лицами по приобретению материальных запасов в сумме 1,0 тыс. рублей, задолженность по расчетам по работам, услугам по содержанию имущества в сумме 1,0 тыс. рублей, а также задолженность по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации – 0,2 тыс. рублей.
Вышеперечисленная кредиторская задолженность образовалась в декабре 2020 года.
Остаток средств обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2021 на лицевом счете Фонда сложился в сумме 256 632,7 тыс. рублей.
В результате проведенной проверки годовой бюджетной отчетности установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки не повлияли на достоверность бюджетной отчетности ТФОМС.
Проект закона Ставропольского края № 632-6 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2020 год» соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рассмотрен Думой Ставропольского края в установленном порядке.
Председатель А.А. Колесников