Заключение на проект закона Ставропольского края № 65-7 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2021 год»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект закона Ставропольского края № 65-7
«Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2021 год»
Заключение подготовлено на основании пункта 6 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 3 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», статьи 13 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» (далее – Закон СК № 59-кз).
Основной целью проекта закона Ставропольского края № 65-7 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2021 год» (далее – законопроект) является утверждение отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее – Фонд, ТФОМС) за 2021 год.
Законопроект разработан в рамках полномочий субъекта Российской Федерации и его принятие находится в пределах компетенции Думы Ставропольского края.
В ходе подготовки заключения Контрольно-счетной палатой Ставропольского края (далее – Контрольно-счетная палата) на основании данных годовой бюджетной отчетности проведена оценка полноты и достоверности показателей отчета об исполнении бюджета Фонда за 2021 год.
Основные характеристики бюджета Фонда
Первоначально Законом Ставропольского края от 10.12.2020 № 145-кз «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон о бюджете ТФОМС) утвержден бездефицитный бюджет по доходам и расходам в сумме 36 923 449,3 тыс. рублей.
В процессе исполнения бюджета в Закон о бюджете ТФОМС дважды вносились изменения, в результате которых общий объем доходов на 2021 год (в редакции Закона Ставропольского края от 03.11.2021 № 105-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов») составил 37 560 685,1 тыс. рублей, расходов – 37 815 467,5 тыс. рублей, дефицита – 254 782,4 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью Фонда годовые назначения по расходам на 2021 год с учетом внесенных на основании пункта 3 статьи 217 БК РФ изменений утверждены в сумме 39 010 052,5 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается к утверждению исполнение бюджета Фонда за 2021 год по доходам в сумме 38 783 338,4 тыс. рублей (103,3% к уточненным бюджетным назначениям), по расходам в сумме 38 903 844,5 тыс. рублей (99,7% к уточненным бюджетным назначениям), с дефицитом бюджета в сумме 120 506,1 тыс. рублей.
Объем фактически поступивших за 2021 год доходов на 1 222 653,3 тыс. рублей (на 3,3%) превысил уточненные плановые назначения, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС.
Фактическое исполнение расходов бюджета Фонда (38 903 844,5 тыс. рублей) сложилось на 106 208,0 тыс. рублей (на 0,3%) ниже объемов плановых бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью Фонда.
Согласно данным бюджетной отчетности временно свободные остатки денежных средств Фонда в кредитных организациях на депозит не размещались.
Анализ исполнения доходной части бюджета Фонда
В ходе исполнения бюджета Фонда первоначальные плановые назначения по доходам в целом увеличены на 637 235,8 тыс. рублей, в том числе за счет увеличения безвозмездных поступлений на 635 593,9 тыс. рублей и неналоговых доходов на 1 641,9 тыс. рублей. С учетом внесенных изменений фактическое поступление доходов сложилось выше уточненных назначений на 1 222 653,3 тыс. рублей (на 3,3%), и выше первоначальных на 1 859 889,1 тыс. рублей (на 5,0%). Перевыполнение уточненных бюджетных назначений по доходам обеспечено за счет дополнительного объема безвозмездных поступлений в сумме 1 179 733,0 тыс. рублей и неналоговых доходов в сумме 42 920,2 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета ТФОМС в целом за год показал следующее.
Поступление неналоговых доходов сложилось в сумме 178 386,5 тыс. рублей или 131,7% годовых плановых назначений.
Перевыполнение плановых показателей сформировалось по следующим основным видам доходов:
- прочим доходам от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) – перевыполнение на 32 216,0 тыс. рублей (на 25,4%), в связи с возвратом средств страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями Ставропольского края по результатам медико-экономических экспертиз, экспертиз качества оказания медицинской помощи и возвратом контрагентами дебиторской задолженности прошлых лет;
- денежным взысканиям, налагаемым в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств – на 6 415,3 тыс. рублей (в 12,8 раза), в связи с фактическим поступлением средств, использованных не по целевому назначению медицинскими организациями, в результате проведения ТФОМС контрольных мероприятий по использованию средств ОМС;
- иным штрафам, неустойкам, пеням, уплаченным в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед территориальным фондом ОМС – на 3 520,6 тыс. рублей (на 48,9%), в связи с фактическим поступлением средств, штрафов от страховых медицинских организаций в рамках заключенных договоров о финансовом обеспечении ОМС;
- платежам по искам, предъявленным территориальным фондом ОМС, к лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов на оказание медицинской помощи – на 600,9 тыс. рублей (в 2 раза), в связи с фактическим поступлением средств по исковым заявлениям (физические лица, ответственные за причинение вреда здоровью застрахованного лица);
- денежным взысканиям (штрафам), поступающим в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащим зачислению в бюджет ТФОМС по нормативам, действовавшим в 2019 году – на 161,6 тыс. рублей (плановый показатель не утвержден), в связи с уплатой штрафа медицинскими организациями Ставропольского края за использование средств ОМС по нецелевому назначению (дебиторская задолженность прошлых лет).
Доля безвозмездных поступлений в доходной части бюджета Фонда составила 99,5%.
Фактическое поступление составило 38 604 951,9 тыс. рублей, что на 1 179 733,0 тыс. рублей превысило утвержденный плановый показатель, из них:
- субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – 35 374 461,1 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы ОМС – 203 100,6 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение формирования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС – 42 967,2 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) – 34 706,4 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам ОМС на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС – 33 304,2 тыс. рублей или 100% от утвержденных плановых назначений;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), утверждены в сумме 520 535,5 тыс. рублей, исполнены в сумме 1 679 925,8 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 1 159 390,3 тыс. рублей (в 3,2 раза) связано с дополнительным поступлением в бюджет Фонда в ноябре-декабре 2021 года средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2021 № 3025-р и от 04.12.2021 № 3448-р;
- прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС, утверждены в сумме 1 381 859,5 тыс. рублей, исполнены в сумме 1 417 768,8 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 35 909,3 тыс. рублей (на 2,6%) связано с поступлением средств в конце финансового года (в декабре 2021 года) из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации за пролеченных больных вне территории страхования в рамках межтерриториальных расчетов;
- межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утверждены в сумме 16 289,8 тыс. рублей, исполнены в сумме 8 145,0 тыс. рублей. Неисполнение планового показателя на 8 144,8 тыс. рублей (на 50%) связано с отсутствием кассового расхода по данному направлению в соответствии с порядком перечисления средств из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), установленным пунктом 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1940;
- доходы бюджета территориального фонда ОМС от возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам утверждены в сумме 2 234,4 тыс. рублей, исполнены в сумме 2 758,5 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 524,1 тыс. рублей (на 23,5%) связано с фактическим поступлением от министерства здравоохранения Ставропольского края возврата средств прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50,0 тыс. человек, в связи с расторжением трудовых договоров с медицинскими работниками;
- доходы бюджетов территориальных фондов ОМС от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет утверждены в сумме 427,1 тыс. рублей, исполнены в сумме 1 042,3 тыс. рублей. Превышение планового показателя на 615,2 тыс. рублей (в 2,4 раза) объясняется фактическим поступлением средств из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации в результате проведения повторных медико-экономических экспертиз прошлых лет.
В отчетном периоде из бюджета Фонда произведен возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в общей сумме (-) 193 228,1 тыс. рублей (104,6% годовых назначений), из них:
- в бюджет ФФОМС возврат остатков произведен в сумме (-) 193 153,7 тыс. рублей (при плановом показателе (-) 184 667,0 тыс. рублей). Превышение планового показателя на (-) 8 486,7 тыс. рублей объясняется фактическим перечислением в бюджет ФФОМС остатков субвенций прошлых лет на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Ставропольского края и остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам;
- в бюджеты территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края, произведен в сумме (-) 74,4 тыс. рублей (плановый показатель не утверждался).
Анализ исполнения расходной части бюджета Фонда
Законом о бюджете ТФОМС первоначальные плановые назначения по расходам на 2021 год утверждены в сумме 36 923 449,3 тыс. рублей. С учетом всех внесенных изменений в Закон о бюджете ТФОМС годовые назначения по расходам составили 37 815 467,5 тыс. рублей.
На основании пункта 3 статьи 217 БК РФ без внесения изменений в Закон о бюджете ТФОМС (в ред. от 03.11.2021) показатели сводной бюджетной росписи Фонда на 31.12.2021 были увеличены на сумму 1 194 585,0 тыс. рублей за счет поступления в конце 2021 года межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также поступления прочих межбюджетных трансфертов из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации за пролеченных больных вне территории страхования в рамках межтерриториальных расчетов.
С учетом внесенных изменений годовые назначения по расходам в соответствии со сводной бюджетной росписью утверждены в сумме 39 010 052,5 тыс. рублей.
Бюджет Фонда по расходам за 2021 год исполнен в сумме 38 903 844,5 тыс. рублей или 99,7% от уточненного годового объема.
В сравнении с аналогичными показателями 2020 года кассовое исполнение по расходам увеличилось на 2 571 783,6 тыс. рублей (на 7,1%). Уровень освоения плановых назначений вырос на 0,4 процентных пункта, что свидетельствует об улучшении уровня исполнительской дисциплины (за 2020 год кассовое исполнение составило 36 332 060,8 тыс. рублей или 99,3% к плану).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) расходы бюджета Фонда осуществлялись по следующим направлениям:
1) выполнение основных функций органа управления ТФОМС в системе ОМС – 252 135,0 тыс. рублей (97% годовых бюджетных назначений). Неисполнение плановых назначений сложилось в сумме 7 921,5 тыс. рублей и обусловлено наличием государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг, заключенных в 2021 году и подлежащих оплате в 2022 году;
2) расходы на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС – 38 618 405,2 тыс. рублей (98% годовых бюджетных назначений), неисполненные назначения по которым составили 98 286,6 тыс. рублей;
3) финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС – 33 304,2 тыс. рублей (исполнение составило 100%).
Расходы на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в сумме 38 618 405,2 тыс. рублей осуществлялись по следующим направлениям:
- расходы ТФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – утверждены в сумме 33 604 159,4 тыс. рублей, включая расходы на ведение дела страховым медицинским организациям Ставропольского края – 333 044,2 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (в части межтерриториальных расчетов) – утверждены в сумме 1 517 927,1 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- финансовое обеспечение оказания медицинской помощи медицинскими организациями Ставропольского края гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации – утверждены в сумме 1 437 540,4 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – утверждены в сумме 1 679 925,8 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы ОМС – утверждены в сумме 203 100,6 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – утверждены в сумме 34 706,4 тыс. рублей (исполнение составило 100%);
- софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – утверждены в сумме 42 967,2 тыс. рублей (исполнение составило 17 904,0 тыс. рублей или 41,7%). Неисполнение планового показателя в сумме 25 063,2 тыс. рублей связано с недостатками в планировании данного показателя, в результате чего из года в год формируется значительный остаток средств, который в следующем финансовом году возвращается в ФФОМС (в 2021 году возврат средств составил 172 492,7 тыс. рублей, в 2020 году – 157 322,8 тыс. рублей);
- финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – утверждены в сумме 180 075,1 тыс. рублей (исполнение составило 123 141,6 тыс. рублей или 68,4%). Неисполнение планового показателя в сумме 56 933,5 тыс. рублей обусловлено внесением изменений в Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 273, в соответствии с которыми в территориальный план мероприятий включаются мероприятия, финансовое обеспечение которых предусматривается в текущем финансовом году;
- осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – утверждены в сумме 16 289,8 тыс. рублей. Освоение указанных средств в течение 2021 года не осуществлялось в связи с тем, что в ходе проведения профилактических мероприятий медицинскими организациями Ставропольского края не были выявлены случаи впервые установленных онкологических заболеваний.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ, частью 1 статьи 7 Закона о бюджете ТФОМС утвержден объем бюджетных ассигнований на формирование нормированного страхового запаса (далее – НСЗ) в размере до 3 772 919,40 тыс. рублей, а также направления их расходования. Кроме того, частью 4 статьи 7 Закона о бюджете ТФОМС определено, что остаток средств, образовавшийся в связи с неиспользованием НСЗ по состоянию на 1 января текущего финансового года, за исключением остатков средств межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, направляется на формирование НСЗ на текущий финансовый год.
По состоянию на 01.01.2021 остаток средств НСЗ составил 219 549,8 тыс. рублей. В 2021 году НСЗ с учетом остатков средств сформирован в размере 3 328 718,3 тыс. рублей.
Фактическое использование средств НСЗ в 2021 году составило 3 211 263,1 тыс. рублей, в том числе:
- на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов Российской Федерации затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной за пределами территории Ставропольского края лицам, застрахованным на территории Ставропольского края, в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС – 1 517 927,1 тыс. рублей;
- на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Ставропольского края лицам, застрахованным за пределами территории Ставропольского края – 1 437 540,4 тыс. рублей;
- на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – 123 141,6 тыс. рублей;
- на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 17 904,0 тыс. рублей;
- на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (в части расчетов с территориальными фондами ОМС других субъектов Российской Федерации) – 114 750,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2022 остаток средств НСЗ составил 117 455,2 тыс. рублей.
Анализ источников финансирования дефицита бюджета
Первоначально Законом о бюджете ТФОМС на 2021 год утвержден бездефицитный бюджет. Уточненный объем доходов бюджета Фонда утвержден в сумме 37 560 685,1 тыс. рублей, расходов – в сумме 37 815 467,5 тыс. рублей, в связи с чем плановый дефицит на 2021 год составил 254 782,4 тыс. рублей.
Законом о бюджете ТФОМС установлено, что источником финансирования дефицита бюджета Фонда в 2021 году являлись остатки средств по состоянию на 01.01.2021.
Фактически бюджет Фонда с учетом поступивших доходов и произведенных расходов исполнен с дефицитом в сумме 120 506,1 тыс. рублей.
Объемы утвержденных бюджетных назначений, указанные в разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» формы 0503117 «Отчет об исполнении бюджета», входящей в состав бюджетной отчетности Фонда, соответствуют Закону о бюджете ТФОМС в части поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета и сводной бюджетной росписи – в части выплат источников финансирования дефицита бюджета, что соответствует требованиям пункта 134 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н).
Проверка годовой бюджетной отчетности Фонда
Особенности составления и представления годовой отчетности ТФОМС за 2021 год определены письмом от 19.01.2022 № 04-01-25-49/413 министерства финансов Ставропольского края с учетом требований совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 № 02-06-07/97427 и № 07-04-05/02-29373.
Проверкой полноты, достоверности, соблюдения порядка составления и представления годовой бюджетной отчетности установлено, что при составлении годовой бюджетной отчетности не в полной мере соблюдались требования Инструкции № 191н.
В нарушение пункта 152 Инструкции № 191н в разделе 2 Пояснительной записки (ф. 0503160) не отражена информация об обеспеченности субъекта бюджетной отчетности и его структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристика комплектности.
В нарушение пункта 155 Инструкции № 191н в Таблице № 3 Пояснительной записки (ф. 0503160) не указана причина неисполнения положений текстовых статей Закона о бюджете ТФОМС в части поступающего в доход бюджета Фонда межбюджетного трансферта на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации профилактических медицинских осмотров населения, утвержденного в сумме 16 289,8 тыс. рублей и исполненного в сумме 8 145,0 тыс. рублей (50% плановых назначений).
В нарушение пункта 173.1 Инструкции № 191н при наличии показателей увеличения и уменьшения объема произведенных капитальных вложений на счете 110611000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) не представлены Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
Анализ Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) показал, что по состоянию на 01.01.2022 сумма дебиторской задолженности Фонда составила 38 811 975,1 тыс. рублей, кредиторской задолженности – 228 623,6 тыс. рублей.
По сравнению с показателями на 01.01.2021 объем дебиторской задолженности за 2021 год увеличился на 2 754 042,0 тыс. рублей или на 7,1% (на 01.01.2021 – 36 057 933,1 тыс. рублей), что обусловлено применением в учете Фонда положений Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н (далее – СГС «Доходы»).
В составе дебиторской задолженности основную долю (99,0%) занимают расчеты по безвозмездным поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 38 430 950,1 тыс. рублей. Значительный объем указанной задолженности сложился в результате отражения в учете ТФОМС доходов от безвозмездных поступлений будущих периодов, ожидаемых к получению в 2022 году, в соответствии с положениями СГС «Доходы», в том числе:
- субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – 38 208 552,5 тыс. рублей;
- прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов ОМС – 119 368,5 тыс. рублей;
- межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых территориальным фондам ОМС на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС – 99 912,8 тыс. рублей.
Кроме того, в составе расчетов по безвозмездным поступлениям Фонда отражена задолженность в сумме 3 116,4 тыс. рублей – средства, подлежащие возврату медицинскими работниками, расторгнувшими договор до истечения установленного срока по единовременным компенсационным выплатам, согласно решению суда, постановившего расторгнуть договор между министерством здравоохранения Ставропольского края и медицинским работником.
Также существенный объем дебиторской задолженности сложился по расчетам авансовых платежей (перечислений) по обязательным видам страхования – 343 020,4 тыс. рублей или 0,8%. Данная задолженность образовалась ввиду финансирования страховых медицинских организаций в декабре 2021 года для завершения расчетов с медицинскими организациями Ставропольского края в рамках финансового обеспечения организации ОМС на территории Ставропольского края. Данный показатель относительно аналогичного значения предыдущего года снизился на 205 811,9 тыс. рублей или 37,5% (в 2020 году – 548 832,3 тыс. рублей).
Кроме того, в дебиторской задолженности числятся расчеты по прочим доходам от сумм принудительного изъятия в сумме 37 182,6 тыс. рублей (остаток невосстановленных медицинскими организациями Ставропольского края средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также остаток задолженности по штрафам, пеням).
В составе дебиторской задолженности Фонда, образовавшейся в декабре 2021 года, также числится задолженность по авансам на проведение углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию в рамках реализации Территориальной программы ОМС (761,5 тыс. рублей), по расчетам с подотчетными лицами по оплате услуг связи (28,4 тыс. рублей) и в соответствии с заключенными государственными контрактами по оплате услуг связи (32,1 тыс. рублей).
Объем кредиторской задолженности по сравнению с показателями на начало финансового года увеличился на 33 737,4 тыс. рублей или на 17,3% (на 01.01.2021– 194 886,2 тыс. рублей).
В составе кредиторской задолженности основную долю (80,6%) занимают расчеты по принятым обязательствам в общей сумме 184 377,5 тыс. рублей, в том числе:
- по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации – 153 001,2 тыс. рублей;
- по арендной плате за пользование имуществом – 31 177,6 тыс. рублей. Данная задолженность образовалась в связи с отражением в учете Фонда заключенных договоров по аренде помещений в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 258н;
- по коммунальным услугам – 198,7 тыс. рублей, задолженность образовалась в декабре финансового года в соответствии с заключенными в 2021 году контрактами.
Кроме того, в составе кредиторской задолженности числится задолженность по прочим платежам в бюджет в части возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в бюджет ФФОМС в общей сумме 44 246,0 тыс. рублей (19,4%), в том числе:
- софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 25 063,2 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 8 145,0 тыс. рублей;
- финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – 7 921,4 тыс. рублей;
- осуществление единовременных выплат медицинским работникам – 3 116,4 тыс. рублей.
Неиспользованный остаток средств на лицевом счете Фонда по состоянию на 01.01.2022 сложился в сумме 135 402,8 тыс. рублей. Основная сумма неиспользованного объема (65,5%) образовалась по расходам, предусмотренным на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – 88 626,6 тыс. рублей.
В результате проведенной проверки годовой бюджетной отчетности установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки не повлияли на достоверность бюджетной отчетности ТФОМС за 2021 год.
Проект закона Ставропольского края № 65-7 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края за 2021 год» соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рассмотрен Думой Ставропольского края в установленном порядке.
Председатель А.А. Колесников