Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2022 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2022 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О контрольно-счетной палате Ставропольского края», части 7 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2022 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 11.11.2022 № 859-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 07.12.2021 № 119-кз «О бюджете Ставропольского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (в редакции от 01.09.2022) (далее – Закон СК № 119-кз, Закон о краевом бюджете) объем доходов на 2022 год утвержден в сумме 157 730 789,2 тыс. рублей, расходов – 171 896 487,8 тыс. рублей, дефицита – 14 165 698,6 тыс. рублей.
Отчетом об исполнении бюджета утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2022 года, в том числе доходы в сумме 129 610 934,6 тыс. рублей, расходы – 112 403 264,9 тыс. рублей, то есть с превышением доходов над расходами на 17 207 669,8 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За 9 месяцев 2022 года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 129 610 934,7 тыс. рублей или 82,2% к годовым уточненным плановым назначениям, из них: налоговые доходы – 72 614 642,0 тыс. рублей, неналоговые доходы – 4 579 340,3 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 52 416 952,4 тыс. рублей.
Относительно аналогичного периода 2021 года фактическое исполнение по доходам за 9 месяцев 2022 года увеличилось на 20 887 677,9 тыс. рублей или на 19,2% (за 9 месяцев 2021 года – 108 723 256,8 тыс. рублей). Данный результат в основном обусловлен ростом объема налоговых и неналоговых доходов на 18 515 229,8 тыс. рублей (на 31,6%).
Исполнение по налоговым доходам составило 72 614 642,0 тыс. рублей или 88,6% к годовым плановым назначениям, что выше объема поступивших налоговых доходов за аналогичный период 2021 года на 15 956 794,7 тыс. рублей или на 28,2%. На поступления налоговых доходов приходится 94,1% от общего объема поступивших налоговых и неналоговых доходов.
В структуре поступивших налоговых доходов 98,2% (71 332 269,6 тыс. рублей) составляют поступления по 5 следующим налогам: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; налог на имущество организаций.
Налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2022 года поступил в сумме 29 563 655,0 тыс. рублей, что составляет 111,9% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года поступления налога увеличились на 9 576 911,4 тыс. рублей или на 47,9%.
Налог на доходы физических лиц за 9 месяцев 2022 года поступил в сумме 18 331 227,0 тыс. рублей или 74,2% к годовым плановым назначениям, что больше поступлений за аналогичный период 2021 года на 2 146 567,8 тыс. рублей или на 13,3%.
Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года поступили в сумме 9 966 904,3 тыс. рублей, что составляет 82,1% от утвержденных плановых назначений (12 137 659,2 тыс. рублей). По сравнению с аналогичным периодом 2021 года поступления по акцизам увеличились на 22,3% или на 1 815 552,3 тыс. рублей.
Плановый объем доходов от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию утвержден в объеме 3 540 071,7 тыс. рублей. Фактически за 9 месяцев 2022 года объем поступлений составил 2 571 070,5 тыс. рублей или 72,6% к годовым плановым назначениям. Относительно аналогичного периода предыдущего года (2 708 253,5 тыс. рублей) объем поступлений снизился на 137 183,0 тыс. рублей или на 5,1%. Сокращение объемов поступлений в основном обусловлено вычетами по акцизам на виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также снижением объемов производства винодельческой продукции, в виду снижения объемов производства по сравнению с аналогичным периодом 2021 года по напиткам винным, изготавливаемым без добавления этилового спирта, – на 54,1%, напиткам винным, изготавливаемым с добавлением этилового спирта, – на 32,8%, виноматериалам виноградным – на 6,5%.
Плановый объем доходов от уплаты акцизов на нефтрепродукты в краевой бюджет утвержден в объеме 8 597 587,5 тыс. рублей. Фактический объем доходов за 9 месяцев 2022 года составил 7 395 833,8 тыс. рублей или 86% от утвержденных плановых показателей, что на 1 952 735,3 тыс. рублей (на 35,9%) больше поступлений аналогичного периода 2021 года (5 443 098,5 тыс. рублей). Выявленный рост поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты объясняется индексацией в 2022 году ставок акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин и увеличением норматива зачисления в бюджет Ставропольского края по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 0,1675 % в 2021 году до 0,7807 % в 2022 году.
Доходы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 9 месяцев 2022 года поступили в бюджет Ставропольского края в объеме 7 105 113,7 тыс. рублей, что составляет 90,9% к плановым назначениям 2022 года. Относительно аналогичного периода 2021 года объем поступлений по указанному налогу увеличился на 1 827 233,4 тыс. рублей (34,6%).
Поступление налога на имущество организаций за 9 месяцев 2022 года составило 6 356 369,6 тыс. рублей (78,2% к плану 2022 года), что превышает поступления аналогичного периода 2021 года на 517 765,6 тыс. рублей или на 8,9%.
Неналоговые доходы поступили в сумме 4 579 340,3 тыс. рублей или 116,8% к годовым плановым назначениям, что выше уровня аналогичного периода 2021 года на 2 558 435,2 тыс. рублей или 2,3 раза (за 9 месяцев 2021 года – 2 020 905,1 тыс. рублей). На поступления неналоговых доходов приходится 5,9% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов. Наибольший объем поступивших неналоговых доходов составили:
- доходы от размещения средств бюджетов – 2 589 212,3 тыс. рублей или 130,4% к годовым плановым назначениям;
- денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) – 1 026 882,1 тыс. рублей или 115,0% к годовым плановым назначениям;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 404 774,7 тыс. рублей или 103,7% к годовым плановым назначениям;
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) – 203 548,5 тыс. рублей или 104% к годовым плановым назначениям;
- плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) – 188 537,1 тыс. рублей или 71% к годовым плановым назначениям.
Безвозмездные поступления по итогам 9 месяцев 2022 года составили 52 416 952,4 тыс. рублей или 73,0% к годовым плановым назначениям (за 9 месяцев 2021 года – 50 044 504,4 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 51 442 007,4 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления – 189 317,5 тыс. рублей;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 1 260 960,3 тыс. рублей;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (минус) 475 332,8 тыс. рублей.
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений более 98,1% (51 442 007,4 тыс. рублей) занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 22 588 908,0 тыс. рублей или 77,9% к годовым плановым назначениям;
- субсидии – 20 343 349,8 тыс. рублей или 67% к годовым плановым назначениям;
- субвенции – 5 152 611,7 тыс. рублей или 77,6% к годовым плановым назначениям;
- иные межбюджетные трансферты – 3 357 137,9 тыс. рублей или 73,6% к годовым плановым назначениям.
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
По состоянию на 01 октября 2022 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону о краевом бюджете утверждены в сумме 171 896 487,8 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета (по состоянию на 01.10.2022) в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона СК № 119-кз годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительно поступивших безвозмездных поступлений в краевой бюджет в размере 1 369 541,2 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет средств субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на сумму 1 351 618,9 тыс. рублей, имеющих целевое назначение, в том числе:
- за счет поступления средств федерального бюджета по следующим направлениям:
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
Предоставление социальных выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации |
304 684,0 |
Осуществление выплат региональной управленческой команде Ставропольского края и лицам, входящим в муниципальные управленческие команды Ставропольского края, поощрения за достижение в 2021 году Ставропольским краем значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
181 805,5 |
Возмещение расходов, понесенных бюджетом Ставропольского края на размещение и питание граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находившихся в пунктах временного размещения и питания, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации |
97 225,5 |
Государственная поддержка закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов |
43 403,4 |
Обеспечение оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе структурных подразделений указанных организаций, государственными символами Российской Федерации |
35 312,7 |
Компенсация расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями, подведомственными министерству здравоохранения Ставропольского края, медицинской помощи гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации |
11 317,8 |
- за счет дополнительно выделенных средств федерального бюджета по следующим направлениям:
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края |
307 401,1 |
Создание новых мест в общеобразовательных организациях |
243 183,1 |
Осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
164 805,6 |
Субвенции на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан |
99 551,8 |
Финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации |
62 000,0 |
Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций |
59 687,1 |
Оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов |
36 857,1 |
Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования |
25 469,0 |
Предоставление некоммерческим неправительственным организациям президентского гранта по развитию гражданского общества |
10 278,4 |
Строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения (строительство межпоселкового водопровода «Восточный» в Новоалександровском районе Ставропольского края) |
3 615,8 |
Субвенции на осуществление первичного воинского учета органами местного самоуправления муниципальных и городских округов |
2 428,4 |
Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы |
481,5 |
Строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения («Реконструкция ОСВ г. Новоалександровск». 1 этап, «Реконструкция ОСВ г. Новоалександровск». 2 этап) |
268,3 |
Увеличение площади лесовосстановления |
192,6 |
- за счет уменьшения средств из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края на сумму 203 806,8 тыс. рублей и на реализацию региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, на сумму 134 543,0 тыс. рублей;
2) за счет дополнительно поступивших целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в сумме 3 693,1 тыс. рублей по следующим направлениям:
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
Обеспечение деятельности государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2 427,2 |
Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных казенных учреждений здравоохранения Ставропольского края |
795,9 |
Обеспечение деятельности государственных казенных учреждений социального обслуживания |
470,0 |
3) за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в сумме 14 229,2 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 01 октября 2022 года составили 173 266 029,0 тыс. рублей, из них по программной части 159 980 720,9 тыс. рублей, по непрограммной части 13 285 308,1 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью кассовое исполнение расходов краевого бюджета в январе-сентябре 2022 года осуществляли 32 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 112 403 264,9 тыс. рублей или 64,9% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2021 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 13 891 765,6 тыс. рублей или на 14,1% (в 2021 году – 98 511 499,3 тыс. рублей).
По 14 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены ниже среднекраевого уровня (в диапазоне от 16,4% до 64,1%), из них по 8 главным распорядителям исполнение составило менее 50%: по министерству туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края – 16,4%, по министерству экономического развития Ставропольского края – 24,9%, по управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия – 27,2%, по министерству строительства и архитектуры Ставропольского края – 39%, по комитету Ставропольского края по делам национальностей и казачества – 44,3%, по министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – 46,1%, по министерству имущественных отношений Ставропольского края – 46,7%, по министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – 47,8%.
По остальным 18 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены выше среднекраевого уровня (в диапазоне от 65,2% до 77,7%), из них по 6 главным распорядителям исполнение составило более 75%, в том числе: комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию – 75,3%, министерство здравоохранения Ставропольского края – 76,8%, управление ветеринарии Ставропольского края – 77%, министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края – 77,2%.
Закон СК № 119-кз и сводная бюджетная роспись сформированы в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы). По состоянию на 01 октября 2022 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 159 980 720,9 тыс. рублей, что на 27 129 155,1 тыс. рублей или 20,4% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на эти цели в аналогичном периоде 2021 года (в 2021 году – 132 851 565,8 тыс. рублей).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 01 октября 2022 года исполнены в сумме 104 895 675,2 тыс. рублей или на 65,6% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2021 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 19 492 913,7 тыс. рублей или на 22,8% (в 2021 году – 85 402 761,5 тыс. рублей).
Почти 70% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе расходы по 4 госпрограммам: «Социальная поддержка граждан» (25,3% или 26 561 656,8 тыс. рублей), «Развитие образования» (21,6% или 22 638 982,0 тыс. рублей), «Развитие здравоохранения» (21,2% или 22 273 570,9 тыс. рублей), «Сохранение и развитие культуры» (1,4% или 1 481 548,2 тыс. рублей).
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной росписью, на 1 октября 2022 года |
Исполнено |
|
сумма на 1 октября 2022 года |
в % к сводной росписи на 1 октября 2022 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бюджетные ассигнования, всего |
159 980 720,9 |
104 895 675,2 |
65,6 |
Исполнение расходов на уровне 15% – 40% |
||||
1 |
Туристско-рекреационный комплекс |
687 422,6 |
104 369,1 |
15,2 |
2 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
2 259 714,5 |
529 644,8 |
23,4 |
3 |
Управление имуществом |
1 095 044,9 |
264 964,4 |
24,2 |
4 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
1 034 970,2 |
407 076,9 |
39,3 |
Исполнение расходов на уровне 40,1% – 60% |
||||
5 |
Развитие физической культуры и спорта |
2 249 768,9 |
908 694,2 |
40,4 |
6 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
4 254 557,4 |
1 771 917,4 |
41,6 |
7 |
Сохранение и развитие культуры |
2 698 077,2 |
1 481 548,2 |
54,9 |
8 |
Охрана окружающей среды |
1 271 159,3 |
729 135,3 |
57,4 |
9 |
Развитие образования |
38 205 298,9 |
22 638 982,0 |
59,3 |
Исполнение расходов на уровне 60,1% – 70% |
||||
10 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
2 694 560,4 |
1 682 080,0 |
62,4 |
11 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
446 374,7 |
281 674,7 |
63,1 |
12 |
Развитие транспортной системы |
14 578 443,8 |
9 283 949,3 |
63,7 |
13 |
Развитие сельского хозяйства |
5 018 531,5 |
3 449 988,8 |
68,7 |
14 |
Развитие здравоохранения |
32 129 169,2 |
22 273 570,9 |
69,3 |
Исполнение расходов на уровне более 70,1% |
||||
15 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
1 177 223,8 |
836 967,0 |
71,1 |
16 |
Молодежная политика |
2 387 959,5 |
1 715 136,7 |
71,8 |
17 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
223 986,6 |
162 856,4 |
72,7 |
18 |
Управление финансами |
11 515 400,5 |
8 427 861,6 |
73,2 |
19 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
594 757,9 |
440 039,0 |
74,0 |
20 |
Социальная поддержка граждан |
34 298 157,7 |
26 561 656,8 |
77,4 |
21 |
Повышение безопасности дорожного движения |
149 516,0 |
117 455,9 |
78,6 |
22 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
25 774,0 |
20 328,9 |
78,9 |
23 |
Формирование современной городской среды |
984 851,4 |
805 776,9 |
81,8 |
За отчетный период исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 64,9%) сложилось по 12 госпрограммам. По 6 госпрограммам исполнение составило менее 50%: «Туристско-рекреационный комплекс» – 15,2% показателя сводной росписи (в аналогичном периоде 2021 года исполнение составило 22,6%), «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 23,4% (45,3%), «Управление имуществом» – 24,2% (60,2%), «Развитие энергетики, промышленности и связи» ‑ 39,3% (47,6%), «Развитие физической культуры и спорта» – 40,4% (35,4%), «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» ‑ 41,6% (41,8%).
Следует отметить, что по отдельным направлениям расходов госпрограмм при значительных объемах запланированных бюджетных ассигнований кассовое исполнение за 9 месяцев 2022 года не осуществлялось, а именно:
- в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по расходам на реализацию новых инвестиционных проектов за счет высвобождаемых средств в результате снижения объема погашения задолженности Ставропольского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (1 392 970,1 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» по расходам на предоставление субсидии муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт (543 664,7 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» по расходам на:
реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края (прокладка второй нитки междугороднего канализационного коллектора Кисловодск – Ессентуки – Пятигорск) (209 746,0 тыс. рублей);
предоставление субсидии на возмещение части затрат, связанных с проведением капитального ремонта объектов централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения (114 801,8 тыс. рублей);
предоставление субсидии организациям, осуществляющим водоснабжение, на возмещение части затрат, связанных с приобретением специализированной техники (103 033,3 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» по расходам на предоставление субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (272 202,0 тыс. рублей) и субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку элитного семеноводства (139 425,4 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие образования» по расходам на:
предоставление иных межбюджетных трансфертов на обеспечение питания в образовательных организациях в результате удорожания стоимости продуктов питания (175 958,7 тыс. рублей);
предоставление грантов в форме субсидий федеральным государственным образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» (100 000,0 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» по расходам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности, запланированным по министерству здравоохранения Ставропольского края (225 932,9 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие энергетики, промышленности и связи» по расходам на предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение части затрат, понесенных на реализацию новых инвестиционных проектов по производству медицинского кислорода (200 000,0 тыс. рублей).
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 39 региональных проектов Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 29 144 127,7 тыс. рублей или 18,2% общего объема программных расходов. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем запланированных бюджетных назначений на реализацию региональных проектов увеличился на 7 901 452,1 тыс. рублей или на 37,2% (в 2021 году – 21 242 675,6 тыс. рублей).
Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 12 национальных проектов («Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Международная кооперация и экспорт», «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», «Туризм и индустрия гостеприимства»).
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов по состоянию на 01 октября 2022 года исполнены в сумме 17 980 824,5 тыс. рублей или на 61,7% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2021 года кассовое исполнение по расходам на реализацию региональных проектов увеличилось на 6 065 026,0 тыс. рублей или на 50,9% (за 9 месяцев 2021 года – 11 915 798,5 тыс. рублей).
Более 70% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности, направленные на реализацию трех национальных проектов: «Демография» (27,6% или 4 969 779,0 тыс. рублей), «Образование» (22,7% или 4 088 065,4 тыс. рублей), «Здравоохранение» (22,2% или 3 984 030,7 тыс. рублей).
По состоянию на 01 октября 2022 года исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 64,9%) сложилось по 12 региональным проектам, при этом по 3 региональным проектам «Информационная инфраструктура», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Повышение доступности туристических продуктов» фактические расходы не осуществлялись (план – 156 923,8 тыс. рублей). По 3 региональным проектам кассовое исполнение составило менее 30% к годовым назначениям, в том числе по региональному проекту «Чистая вода» – 13% показателя сводной росписи, «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» ‑ 25,2%, «Спорт - норма жизни» – 26,4%.
Контрольно-счетная палата Ставропольского края обращает внимание на низкий уровень исполнения расходов по госпрограммам и входящим в их состав региональным проектам. Ответственным исполнителям и соисполнителям необходимо усилить контроль за достижением целей и показателей решения задач госпрограмм и региональных проектов Ставропольского края.
По 27 региональным проектам исполнение расходов за отчетный период превысило среднекраевой уровень (64,9%), при этом по 7 региональным проектам кассовое исполнение составило 100% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (кассовое исполнение составило 379 933,8 тыс. рублей), «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (80 934,3 тыс. рублей), «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» (24 035,0 тыс. рублей), «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (11 451,7 тыс. рублей), «Творческие люди» (2 575,8 тыс. рублей), «Цифровая культура» (2 500,0 тыс. рублей), «Социальная активность» (195,0 тыс. рублей).
По состоянию на01 октября 2022 годабюджетные ассигнования по непрограммным расходам предусмотрены в объеме 13 285 308,1 тыс. рублей или 7,7% общего объема расходов, что на 4 977 370,4 тыс. рублей или на 27,3% меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на указанные цели в аналогичном периоде 2021 года (в 2021 году –18 262 678,5 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований запланирован на реализацию функций иных государственных органов (9 887 278,5 тыс. рублей или 74,4% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 11 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 3 398 029,6 тыс. рублей или 25,6% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов составило 7 507 589,7 тыс. рублей или 56,5% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2021 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета уменьшилось на 5 601 148,1 тыс. рублей или на 42,7% (за 9 месяцев 2021 года – 13 108 737,8 тыс. рублей).
Расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 5 165 969,1 тыс. рублей или 52,2% к плановым показателям.
Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета и государственного внутреннего долга Ставропольского края
За 9 месяцев 2022 года бюджет Ставропольского края исполнен с профицитом в размере 17 207 669,8 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2022 государственный внутренний долг Ставропольского края (далее – государственный долг) составлял 28 897 574,6 тыс. рублей. За отчетный период объем государственного долга увеличился на 2 082 616,2 тыс. рублей или на 7,2% и на 01.10.2022 составил 30 980 180,8 тыс. рублей, что не превышает ограничения, установленного пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Относительно аналогичного показателя 2021 года (31 134 229,3 тыс. рублей) объем государственного долга сократился на 154 048,8 тыс. рублей или на 0,5%.
Структура государственного долга на 01.10.2022 по сравнению со структурой за первое полугоде 2022 года не изменилась и включает в себя обязательства по:
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета – 21 260 590,8 тыс. рублей или 68,6% к сумме долга (в том числе 2 182 616,2 тыс. рублей на погашение долговых обязательств в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций);
- государственным облигациям Ставропольского края – 9 400 000,0 тыс. рублей или 30,3% к сумме долга;
- государственным гарантиям Ставропольского края – 319 600,0 тыс. рублей или 1,1% к сумме долга.
На 01.10.2022 отсутствует задолженность по заимствованиям в кредитных организациях.
Возврат бюджетных кредитов, полученных из краевого бюджета муниципальными образованиями Ставропольского края, за отчетный период осуществлен в сумме 2 561,9 тыс. рублей.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края за отчетный период составили 500 792,4 тыс. рублей или 66,9% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года объем указанных расходов сократился на 98 440,6 тыс. рублей или на 16,4% (за 9 месяцев 2021 года – 599 233,0 тыс. рублей).
Анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края
Проведенный анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края показал следующее.
В отчетном периоде среднесписочная численность государственных гражданских служащих увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42 человека и по состоянию на 01.10.2022 составила 3 027 человек (на 01.10.2021 – 2 985 человек).
Увеличение среднесписочной численности связано с замещением вакантных должностей и внутренним перемещением государственных гражданских служащих.
Среднесписочная численность работников государственных учреждений Ставропольского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 1 442 человека и составила 75 166 человек (на 01 октября 2021 года – 76 608 человек).
Председатель А.А. Колесников