Заключение на проект закона Ставропольского края № 469-6 «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект закона Ставропольского края № 469-6
«О внесении изменений в Закон Ставропольского края
«О бюджете Ставропольского края на 2020 год
и плановый период 2021 и 2022 годов»
Заключение подготовлено на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края» и статьи 32 Закона Ставропольского края «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Основные изменения проекта закона Ставропольского края № 469-6 «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – законопроект, проект закона) обусловлены уточнением доходов и расходов на сумму межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ставропольского края из федерального бюджета, имеющих целевое направление использования, в том числе для выполнения условий софинансирования с федеральным бюджетом, уточнением плановых показателей поступлений налоговых и неналоговых доходов, уточнением расходов на сумму остатков, образовавшихся на счетах краевого бюджета по состоянию на 01.01.2020, перераспределением бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также внесением изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.
Внесенные коррективы повлияют на изменение основных характеристик бюджета Ставропольского края на 2020 год, утвержденных Законом Ставропольского края от 13.12.2019 № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон о краевом бюджете) в части увеличения общего объема доходов и расходов, а также дефицита бюджета.
Законопроектом планируется увеличение доходной части бюджета в 2020 году на 5 594 593,2 тыс. рублей или на 4,6%, в сравнении с показателем, утвержденным Законом о краевом бюджете, расходной части – на 9 341 875,9 тыс. рублей или на 7,5%. В связи с этим уточненные характеристики бюджета Ставропольского края составят по доходам 128 528 891,0 тыс. рублей, расходам – 133 144 618,4 тыс. рублей, дефициту – 4 615 727,4 тыс. рублей.
Проектом закона вносятся изменения в текстовые статьи 1, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15 и приложения 1, 2, 3, 8-11, 13-25, 33-37 к Закону о краевом бюджете.
С целью выполнения задач по организации проектной деятельности и мониторинга реализации национальных проектов в крае законопроектом признается утратившей силу статья 15 Закона о краевом бюджете.
Одновременно проект закона предлагает дополнить часть 7 статьи 7 Закона о краевом бюджете пунктами 11-14, в части направления средств краевого бюджета на предоставление:
- субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Ставропольского края государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Крайтеплоэнерго» в сумме 22 128,0 тыс. рублей;
- субсидии в виде взноса Ставропольского края в уставный фонд государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Региональный расчетный центр Ставропольского края» в сумме 18 000,0 тыс. рублей;
- субсидии в виде взноса Ставропольского края в уставный фонд государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольфармация» в сумме 37 000,0 тыс. рублей;
- субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в автономную некоммерческую организацию дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» в городе Невинномысске» в сумме 81 359,4 тыс. рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в часть 13 статьи 7 Закона о краевом бюджете, в части доведения лимитов бюджетных обязательств по расходам краевого бюджета до главных распорядителей средств краевого бюджета только после утверждения или внесения изменений в порядок (правила) предоставления (распределения) средств краевого бюджета, утверждения распределения дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, а также утверждения пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Ставропольского края в установленном порядке.
Уточнение доходной части краевого бюджета законопроектом предусматривается за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на общую сумму 1 279 162,1 тыс. рублей и объема безвозмездных поступлений на 4 315 431,1 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается увеличить плановые назначения по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов с учетом их ожидаемого поступления, в том числе:
- по налогу на прибыль организаций – на 983 400,0 тыс. рублей;
- по налогу на доходы физических лиц – на 295 762,1 тыс. рублей.
С учетом изложенного уточненный объем налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета прогнозируется в сумме 69 405 226,2 тыс. рублей, из них неналоговые доходы – 1 797 393,5 тыс. рублей.
Увеличение плановых показателей безвозмездных поступлений связано с уточнением объема и направлений финансовой помощи, выделяемой Ставропольскому краю:
1) от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 4 035 640,1 тыс. рублей, из них:
- субсидии на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно – 2 779 778,6 тыс. рублей;
- субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях – 503 941,4 тыс. рублей;
- иные межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций – 409 852,9 тыс. рублей;
- субсидии на модернизацию (капитальный ремонт, реконструкцию) региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств – 205 981,1 тыс. рублей;
- иные межбюджетные трансферты на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек – 100 000,0 тыс. рублей;
- иные межбюджетные трансферты на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации – 36 086,0 тыс. рублей.
2) от государственных (муниципальных) организаций (Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства) на 58 510,0 тыс. рублей;
3) возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет на 221 281,0 тыс. рублей.
В результате предлагаемых изменений плановый объем безвозмездных поступлений составит 59 123 664,8 тыс. рублей.
Рост расходной части бюджета законопроектом предлагается по программной части – на 8 961 150,4 тыс. рублей или на 8,3% относительно показателей Закона о краевом бюджете, по непрограммной части – на 380 725,5 тыс. рублей или на 2,3%.
Из 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы) по 21 прогнозируется рост бюджетных назначений на общую сумму 8 971 201,2 тыс. рублей, по одной госпрограмме – снижение на общую сумму 10 050,8 тыс. рублей, по одной госпрограмме изменения не прогнозируются.
Более 80,0% изменений в сторону увеличения (7 368 713,7 тыс. рублей) законопроектом предлагается по следующим госпрограммам:
- «Социальная поддержка граждан» – на 3 039 121,5 тыс. рублей;
- «Развитие образования» – на 1 289 031,8 тыс. рублей;
- «Развитие транспортной системы» – на 1 074 511,2 тыс. рублей;
- «Формирование современной городской среды» – на 655 000,0 тыс. рублей;
- «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» – на 514 009,9 тыс. рублей;
- «Управление финансами» – на 438 110,7 тыс. рублей;
- «Повышение безопасности дорожного движения» – на 191 144,5 тыс. рублей;
- «Управление имуществом» – на 126 786,6 тыс. рублей;
- «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» – на 40 997,5 тыс. рублей.
Рост плановых назначений госпрограммы «Социальная поддержка граждан» обусловлен увеличением расходов по следующим основным направлениям:
- осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление мер социальной поддержки семьям и детям» – на 2 957 211,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2 779 778,6 тыс. рублей;
- предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде дополнительной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» – на 40 491,2 тыс. рублей;
- на реализацию регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» – на 22 500,0 тыс. рублей, в том числе:
предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам – на 15 000,0 тыс. рублей;
осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет – на 7 500,0 тыс. рублей.
В результате прогнозируемых изменений общий объем расходов госпрограммы «Социальная поддержка граждан» планируется утвердить в сумме 26 401 039,5 тыс. рублей.
Рост плановых назначений госпрограммы «Развитие образования» обусловлен увеличением расходов по следующим основным направлениям:
- на реализацию основного мероприятия «Обеспечение предоставления бесплатного общего и дополнительного образования детей» – на 973 068,1 тыс. рублей, в основном за счет увеличения расходов на:
организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях – на 630 715,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 503 941,4 тыс. рублей;
выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств федерального бюджета – на 409 852,9 тыс. рублей;
предоставление субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных организаций общего образования – на 21 087,4 тыс. рублей;
обеспечение деятельности центров образования цифрового и гуманитарного профилей – на 10 999,6 тыс. рублей;
субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в автономную некоммерческую организацию дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» в городе Невинномысске – на 8 000,0 тыс. рублей;
средства субсидий на благоустройство зданий муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации в сумме 106 255,1 тыс. рублей перераспределены на расходы основного мероприятия «Благоустройство зданий общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации»;
- на реализацию регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» – на 239 263,1 тыс. рублей, в том числе на:
создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования – на 202 465,5 тыс. рублей;
создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования – на 36 797,6 тыс. рублей;
- предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность лицу, достигшему возраста 25 лет, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в отношении которого вынесен судебный акт об обеспечении жилым помещением – на 109 900,0 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках реализации основного мероприятия «Организация деятельности профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования» – на 81 515,0 тыс. рублей.
Одновременно проектом закона предлагается уменьшить расходы госпрограммы по следующим основным направлениям:
- предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках реализации основного мероприятия «Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – на 116 780,4 тыс. рублей;
- предоставление субсидий на строительство (реконструкцию) объектов общеобразовательных организаций в рамках реализации основного мероприятия «Строительство (реконструкция) объектов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования» – на 63 305,5 тыс. рублей;
- государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках реализации регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» – на 40 000,0 тыс. рублей;
- обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках реализации основного мероприятия «Проведение мероприятий с детьми и обеспечение деятельности организаций дополнительного образования» – 38 311,7 тыс. рублей.
В результате предлагаемых изменений общий объем расходов госпрограммы «Развитие образования» планируется утвердить в сумме 27 883 752,8 тыс. рублей.
Рост плановых назначений госпрограммы «Развитие транспортной системы» на 1 074 511,2 тыс. рублей преимущественно предлагается осуществить по следующим направлениям:
- капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения - 601 557,3 тыс. рублей, а также на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения - 350 000,0 тыс. рублей;
- внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек – 155 000,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 100 000,0 тыс. рублей.
- уплата налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения – 86 469,1 тыс. рублей;
- выполнение научно-исследовательских работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения – 51 266,7 тыс. рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается перераспределение бюджетных ассигнований на мероприятие государственной программы Ставропольского края «Повышение безопасности дорожного движения» по установке стационарных камер фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения - 185 185,0 тыс. рублей, а также увеличение расходов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 317 877,3 тыс. рублей за счет уменьшения бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Прогнозируемый объем бюджетных назначений на реализацию госпрограммы «Развитие транспортной системы» составит 11 672 508,2 тыс. рублей.
По госпрограмме «Формирование современной городской среды» законопроектом предусмотрено увеличение объема бюджетных ассигнований на 655 000,0 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета, в части предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на реализацию программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».
С учетом предлагаемых изменений плановые назначения госпрограммы «Формирование современной городской среды» составят 1 563 244,4 тыс. рублей.
Рост плановых назначений госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» преимущественно предлагается осуществить по следующим направлениям:
- в рамках основного мероприятия «Содействие реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований» – на 256 031,5 тыс. рублей, в том числе предоставление субсидии:
на реализацию мероприятий по благоустройству территорий в городских округах, городских и сельских поселениях Ставропольского края – на 244 831,5 тыс. рублей;
бюджету города Ставрополя на осуществление функций административного центра Ставропольского края – на 11 200,0 тыс. рублей;
- в рамках основного мероприятия «Поддержка организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению и водоотведению» – на 242 608,0 тыс. рублей, из них на компенсацию части потерь в доходах организаций, осуществляющих теплоснабжение (на 61 889,2 тыс. рубелей) и водоснабжение (на 180 718,8 тыс. рублей), возникающих в результате государственного регулирования тарифов по теплоснабжению и водоснабжению;
- формирование, хранение и пополнение аварийного запаса материально-технических ресурсов – на 48 700,0 тыс. рубелей;
- строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности в рамках реализации основного мероприятия «Модернизация, реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры» – 39 128,0 тыс. рубелей;
- предоставление субсидии в виде взноса Ставропольского края в уставный фонд государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Региональный расчетный центр» – на 18 000,0 тыс. рублей;
- в рамках основного мероприятия «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» – на 14 134,4 тыс. рублей, в том числе на предоставление:
субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в некоммерческую организацию Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в связи с созданием краевого call-центра, в котором будут созданы рабочие места для лиц с ограниченными возможностями – на 10 316,0 тыс. рублей;
иных межбюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, полученных от государственной корпорации «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» – на 3 818,3 тыс. рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается уменьшение расходов госпрограммы по следующим основным направлениям:
- предоставление субсидий государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Ставропольского края для строительства (реконструкции) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки – 50 000,0 тыс. рублей;
- в рамках основного мероприятия «Обеспечение деятельности управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции» – на 40 000,2 тыс. рублей в связи с передачей функций по региональному государственному строительному надзору министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 20.11.2019 № 367 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае»);
- введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке твердых коммунальных отходов и мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки твердых коммунальных отходов в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», в связи с решениями принятыми на федеральном уровне – на 20 178,0 тыс. рублей.
В результате уточненный объем расходов на госпрограмму «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» составит 2 757 282,9 тыс. рублей.
Рост плановых назначений госпрограммы «Управление финансами» в основном обусловлен увеличением расходов по следующим направлениям:
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 226 553,2 тыс. рублей;
- субсидии на реализацию проектов развития территорий муниципальных образований, основанных на местных инициативах – 107 246,7 тыс. рублей;
- обслуживание государственного долга Ставропольского края – 73 337,8 тыс. рублей.
В результате прогнозируемых изменений общий объем расходов госпрограммы «Управление финансами» планируется утвердить в сумме 12 268 674,4 тыс. рублей.
Увеличение планового объема расходов госпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения» на 191 144,5 тыс. рублей предлагается осуществить преимущественно по следующим направлениям:
- установка стационарных камер фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах – 185 185,0 тыс. рублей;
- приобретение в медицинские учреждения хроматографов для выявления состояния опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ – 5 659,5 тыс. рублей.
С учетом предлагаемых изменений уточненный объем расходов на госпрограмму «Повышение безопасности дорожного движения» составит 396 435,0 тыс. рублей.
Рост плановых назначений госпрограммы «Управление имуществом» обусловлен увеличением расходов по следующим направлениям:
- взнос в уставный фонд государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Управление капитального строительства Ставропольского края» – на 69 906,2 тыс. рублей;
- взнос в уставный фонд государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольфармация» – на 37 000,0 тыс. рублей;
- расходы на приобретение и содержание имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края – 13 000,0 тыс. рублей;
- содержание государственного казенного учреждения Ставропольского края «Имущественный фонд Ставропольского края» – 6 880,4 тыс. рублей.
С учетом предлагаемых изменений плановые назначения госпрограммы «Управление имуществом» составят 451 798,6 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается увеличить плановые назначения по госпрограмме «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» на 40 997,5 тыс. или в 3,7 раза, преимущественно за счет включения дополнительных расходов в сумме 40 000,0 тыс. рублей на обеспечение техническими средствами, оборудованием и инвентарем для проведения мероприятий по профилактике правонарушений.
Одновременно проектом закона предлагаются изменения в сторону уменьшения по госпрограмме «Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных» – на 10 050,8 тыс. рублей, в связи с передачей полномочий по проведению регионального ветеринарного надзора на федеральный уровень.
По непрограммной части расходов бюджета края законопроектом в целом запланировано увеличение объема расходов на общую сумму 380 725,5 тыс. рублей или на 2,3%, из них на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края – 134 729,0 тыс. рублей, на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края – 245 996,5 тыс. рублей.
В основном увеличение плановых назначений предусматривается в расходах министерства финансов Ставропольского края на проведение в 2020 году мероприятий по преобразованию муниципальных образований Ставропольского края – 226 916,4 тыс. рублей (59,6% от общего объема изменений) и избирательной комиссии Ставропольского края на оказание содействия в подготовке проведения общероссийского голосования и информирования граждан – 57 000,0 тыс. рублей (15,8%).
С учетом предлагаемых изменений непрограммные расходы краевого бюджета составят 16 600 796,9 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить размер дефицита бюджета Ставропольского края в сумме 4 615 727,4 тыс. рублей. Предлагаемый размер дефицита не превысит ограничений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Источники финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств на 2020 год предлагается увеличить за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета.
По итогам исполнения бюджета Ставропольского края за 2019 год государственный долг Ставропольского края на 1 января 2020 года по сравнению с плановым значением, утвержденным Законом Ставропольского края от 13.12.2018 № 102-кз «О бюджете Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», снизился на 127 917,9 тыс. рублей, в связи с досрочным погашением долговых обязательств Ставропольского края.
Объем государственного долга Ставропольского края предполагается к утверждению в сумме 30 814 429,3 тыс. рублей. Верхний предел государственного долга установлен с соблюдением ограничений, определенных пунктом 4 статьи 107 БК РФ.
Проект закона Ставропольского края № 469-6 «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рассмотрен Думой Ставропольского края в установленном порядке.
Председатель А.А. Колесников